29 марта 2024, пятница, 11:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 апреля 2011, 09:25

«Смерть и жизнь» Джейн Джекобс

В «Новом издательстве» вышла книга известного американского архитектурного критика Джейн Джекобс «Смерть и жизнь американских городов» (Jane Jacobs, 1916-2006). Впервые опубликованная в 1961 году, эта книга стала классикой, в силу чего была неоднократно переиздана, последний раз - с дополнениями в 1993 г.

Джекобс написала еще несколько книг, посвященных жизни города, планировке, борьбе с трущобами – но «Смерть и жизнь…» осталась ее самой известной, самой влиятельной и самой цитируемой работой.

Тут уместен вопрос: если эта книга Джекобс "The Death and Life of Great American Cities" – классика, то классика чего? Науки об архитектуре? Принципов градостроения? Социологии города? Правильнее всего было бы сказать – градостроительного мышления, построенного не на умозрительых идеалах Лучезарного Города, а на социальных реалиях городской жизни.

Джейн Джекобс не была профессиональным архитектурным критиком; она не имела не только специального архитектурного образования, но не стала тратить время и силы даже на окончание колледжа, не говоря уже о получении МА и прочих дипломов. Будучи уже очень известной, на вопрос о том, как стать профессионалом, она отвечала: «А вы наймитесь на работу в журнал!».

Джейн Джекобс родилась в 1916 в шахтерском городе Скрэнтон (Пенсильвания), в семье врача; мать ее была школьной учительницей и медсестрой. После окончания школы Джекобс писала статьи в местную газету, а спустя год – в самый разгар депрессии – уехала в Нью-Йорк. Там она зарабатывала на жизнь как стенографистка и писала в газеты и журналы – в основном о состоянии дел в рабочих районах Нью-Йорка.

Своего будущего мужа, архитектора Роберта Джекобса, она встретила, работая в Бюро военной информации.

В 1952 г. Джекобс начала работать в редакции журнала «Архитектурный форум», уже профессионально погрузившись в проблемы реконструкции и строительства в американских городах. На эти темы она выступила в 1956 г. в Гарварде, и У. Уайт (William H. Whyte), известный журналист, занимавшийся, среди прочего, проблемами больших городов, предложил Джекобс написать в журнал «Fortune» статью «Центр города – людям».

Свои наблюдения Джекобс позже обобщила в книге «Смерть и жизнь американских городов» (1961). В дальнейшей своей профессиональной и жизненной практике Джекобс отстаивала эти позиции не только на страницах новых книг и статей, но и путем непосредственного участия в разных гражданских инициативах.

Джейн Джекобс была типичным интеллектуальным бунтарем «шестидесятых» – в 1968 у нее были конфликты с полицией в связи с борьбой против прокладки шоссе через Южный Манхэттен. Это движение повлияло на примитивные правительственные практики реконструкции городов, в том числе – на акции по расчистке трущоб, в результате которых – по непонятным причинам – трущобы все равно возрождались, пусть где-то по соседству.

В 1968 г. в знак протеста против войны во Вьетнаме Джекобс с семьей переехала в Торонто, где продолжала писать и участвовать в борьбе против примитивных планировочных и градостроительных решений, не учитывавших интересы горожан и сложности городской структуры.

Джекобс считала, что успехи в городском планировании и управлении могут быть достигнуты лишь при условии их направленности снизу вверх – в том смысле, что любые инициативы должны исходить из реальных нужд граждан, а не из схем типа «Лучезарный город» или «Город-сад», некогда столь популярных и в свое время освященных авторитетом Корбюзье.

Большая часть книги «Смерть и жизнь американских городов» - это замечательно живо изложенные наблюдения за повседневной жизнью горожан и анализ тех неявных механизмов, которые обеспечивают функционирование города как живого и самообновляющегося организма.

Джекобс жила в Гринвич Виллидж – карту этого района мы видим на обложке обсуждаемой книги. Из окна своей квартиры Джекобс наблюдала за той многообразной и насыщенной повседневной жизнью квартала, которую она назвала «балет на тротуаре».

Это гуляющие дети; владельцы небольших магазинов и мастерских, парикмахерской и бара, кафе и прачечной; жильцы квартала, делающие покупки и заходящие в ближайший ресторанчик. Кто-то идет на работу, направляясь к станции метро, другие идут в церковь неподалеку, прогуливаются с детьми в колясках. Выводят собак, болтают с соседями, утром выносят лотки с товаром на улицу, а вечером эти лотки убирают и т.п.

Взрослые привычно и как бы заодно присматривают за детьми и вообще за порядком; дети знают, что они тут вовсе не в анонимной толпе и не в пустыне.

Джекобс детально анализирует следствия из такого расклада событий – и чем более безыскусно вьется ее повествование, тем более оно привлекательно. Отчасти именно поэтому ее книга читается взахлеб, включая относительно «техничные» фрагменты о важности «коротких» кварталов, о значении разнообразия толпы, зданий и вывесок, о людных и безлюдных парках, о пользе угловых ресторанов и перекрестков и т.д.

Надо сказать, что эти разделы книги я читала с ностальгическими чувствами. Такое я разве что видела в кино – например, в фильме «Дым» с моим любимым актером Харви Кейтелем. Там главный герой каждый день снимает на пленку один и тот же перекресток, чтобы иметь его «летопись». Нечто отдаленно напоминающее описанный Джекобс «балет на тротуаре» еще случалось в моем довоенном детстве, во дворе-колодце нашего дома на ул. Горького и в сквере у Памятника Свободы на площади напротив Моссовета, тогда называвшейся Советской.

С тех пор мне не только не доводилось жить в доме с тротуаром (или двором), где могли бы общаться соседи и играть дети, но – и для концепции Джекобс это важно – люди по соседству не только не знали друг друга, но по большей части и не хотели знать, притом вне зависимости от типа дома и района…

Концепция плодотворной городской жизни, предлагаемой Джекобс, выявляет губительность однообразия и стандартизации (достославные «Черемушки» и комплекс «Red Road» в Глазго имеют функциональные эквиваленты по всему миру). Как показала Джекобс, перенаселенность – это отнюдь не избыточное количество обитателей на данную единицу площади земельного участка. Это недостаток жилого пространства на одного человека плюс отсутствие разнообразия городской жизни.

Не случайно большинство районов многоэтажных домов, возведенных на изолированных участках в целях расселения трущоб, в ближайшей перспективе сами быстро превращаются в трущобы – и это явление Джейн наблюдала в разных американский городах. При этом дело не в числе этажей и не в бетоне как таковом, а в отсутствии предпосылок, необходимых для взаимодействия горожан и осуществления специфически городской жизни.

Именно максимум разнообразия оказывается плодотворным – жители должны иметь выбор для осуществления своих обычных намерений, будь то покупка газеты, сигарет или мороженого; починка часов или замка, химчистка и прокат велосипеда и т.п.

Поэтому и благотворно функциональное разнообразие построек, наличие зданий разной архитектуры, разной этажности и разных эпох, частые пересечения улиц. Это позволяет пешеходам менять привычные маршруты, находить и обживать «свои» уголки, уславливаться о встрече в разных местах в зависимости от погоды и прочих обстоятельств.

Джекобс показала, что понять, как живет город, можно лишь передвигаясь по нему пешком и наблюдая повседневную жизнь. Эти ее убеждения ныне разделяются многими, кто проявляет гражданскую активность на уровне городских сообществ.

Память о Джейн Джекобс поддерживается не только путем научных конференций и переиздания ее трудов, но и через активные социальные действия. Например, существуют регулярные «Прогулки с Джейн» по родному городу – это пешие экскурсии, которые проводятся в день рождения Джекобс (7 и 8 мая) – теперь уже не только в Америке и Канаде, но и в других странах.

Цель этих прогулок – прежде всего, собрать людей, живущих более или менее по соседству, и дать им почувствовать, что именно здесь они живут вместе, что им принадлежит этот город, его исторические и самые обычные здания, его парки и улицы. И его будущее, наконец.

***

Года три назад мне довелось по делу побывать в хорошо отделанной однокомнатной квартире в многоэтажном доме в Перово. Узкий асфальтовый двор, как и подъезд, был умеренно грязен. Вокруг теснились такие же дома, размещенные столь плотно, сколь это позволяют правила пожарной охраны. Ни клочка зелени, ни одного магазина или ларька, ни лавочек, ни людей. Если бы у нас была нормальная система ипотеки, нынешние жильцы давно покинули бы это место, и оно стало бы подлинной трущобой.

А может уже и стало – три года немалый срок…

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.