Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 15:19
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

24 апреля 2011, 14:19

Изысканная сюита о неотвратимости смерти

Спецпроект «Чернобыль-25»

26 апреля 25 лет аварии на Чернобыльской АЭС, а незадолго до того вышел в прокат новый фильм Александра Миндадзе "В субботу". Набивший руку журналист без труда соорудит по поводу названия ленты какой-нибудь впечатляющий пассаж с ветхозаветными коннотациями: дескать, подобно евреям, обязанным праздновать субботу при любом стечении окружающих обстоятельств, персонажи фильма отдаются веселью весь этот день, невзирая на то, что сам воздух вокруг них пропитан смертью, пропитан и убивает их в каждое мгновение.

В действительности, никаких евреев в фильме нет (за вычетом мимолетного персонажа с говорящей фамилией Горелик), а есть раннегорбачевский СССР, небольшой южный городок погожим субботним днем 26 апреля 1986 года и атомная электростанция неподалеку, взорвавшаяся накануне ночью. Чернобыль.

Теперь – скороговоркой – некоторая формальная информация, согласно требованию жанра. Для режиссера это вторая самостоятельная работа – при том, что 62-летний Александр Миндадзе, вообще-то, ветеран нашего кино – но как сценарист: совместно с Вадимом Абдрашитовым он сделал десять лент, составивших ему имя, писал он сценарии и для А. Прошкина, и для А. Учителя. Понятно, что автором сценария в нашем случае является сам режиссер, а вот камерой на съемках командовал талантливый румынский оператор Олег Муту, – этот уроженец Кишинева известен нам в первую очередь по замечательной ленте Кристиана Мунгиу "Четыре месяца, три недели и два дня". Остальное не столь принципиально.

Дальше положено раскрывать краткое содержание ленты, но прежде стоит сказать вот, о чем. О, так сказать, ожиданиях от "продукции" Миндадзе. Сложившееся главным образом от работ в тандеме с Абдрашитовым представление состоит в том, что жанром ленты должно стать что-то между бытовой драмой и фильмом-катастрофой, однако без характерного для последних нагнетания по-голливудски примитивных эмоций. То есть, как бы оба эти жанровые начала сперва вырождаются в некоторую притчу, а затем, обычно ближе к концу фильма, складывающееся только-только в голове зрителя притчевая метафора намеренно раскалывается таким сюрреалистическим наплывом – в худших, на наш взгляд, случаях и вовсе скатываясь в некоторую водевильность, как скажем в концовке "Космоса, как предчувствия". То есть, киноистории Миндадзе обычно – довольно сложные зрелища, это раз. И не всегда безупречны – два.

К счастью, в новом фильме нет ни излишней "зауми", ни явных проколов – зрителю довольно комфортно его смотреть, однако выйдя из кинотеатра (встав из-за компьютера) ему есть, о чем поразмышлять задним числом, ибо вторыми и третьими смыслами лента вполне обеспечена.

Теперь, собственно – фабула. Главный герой – Валерка (Антон Шагин) – бывший ресторанный музыкант-барабанщик Джонни, а ныне – молодой комсомольский функционер (характерное для работ Миндадзе двойное социальное амплуа героя) – по стечению каких-то труднообъяснимых обстоятельств становится на исходе ночи свидетелем аварии на ЧАЭС: в компании некоего партийного начальства он оказывается на роковой станции, наблюдает предельную растерянность руководства и получает от последнего устное указание хранить все в тайне дабы не сеять панику. Снята эта первая, ночная часть фильма именно в стилистике фильма-катастрофы – чего стоит хотя бы эффектная "поездка навстречу смерти" одного из партийных тузов – когда легковая машина упрямо движется к взорванному энергоблоку под аккомпанемент испуганного голоса, сообщающего убийственно-растущие показания взятого с собой дозиметра… Эта же сцена, впрочем, вызывает в памяти и соответствующие моменты из "Сталкера" Тарковского, в частности, когда Писатель прет напрямую к Дому С Волшебной Комнатой, невзирая на отчаянные предупреждения героя Кайдановского.

Триллер, однако, тут же кончается – наступает утро, и нахватавшийся бог знает сколько рентген герой в ужасе бежит со станции в город: единственное его намерение теперь – это удрать. Удрать прочь от смерти, практически персонифицированной на экране: тот самый, утративший инстинкт самосохранения партийный туз, встретив героя на рассвете, проникновенно сообщает ему, что, де, был "там" и заглянул в самое жерло, которое как бы звало к себе… Наш Валера стремительно кидается прочь от подобной суицидальной интимности – оставляя партначальника в начинающемся приступе острой лучевой болезни…

Дальше как будто бы вступает в свои права бытовая драма. Герой сперва пытается забрать с собой любимую девушку, певичку из того же ресторанного ансамбля – выдергивает ее чуть ли не из душа в женском общежитии, тащит на вокзал, однако на поезд они не попадают по, казалось бы, случайной причине: девушка ломает каблук. Следующий поезд будет завтра и Валера проводит субботу в городе. Собственно, основная часть фильма – это, в полном соответствии с названием, субботний день, выходной, когда жители Припяти отдыхают, справляют свадьбы (Миндадзе на встрече со зрителями говорил, что реально в тот день в городке справлялась чуть ли не дюжина свадеб разом), покупают в магазине дефицитные румынские (привет оператору) туфли-"лодочки"… Эдакий вариант джойсовского "Улисса" в кино – только вместо 16 июня 1904 г. – 26 апреля 1986. Главный герой вовлекается, помимо собственной воли, в это буйство жизни – подменяет в своей прежней группе заснувшего с перепою барабанщика, поздравляет приятеля-жениха, покупает для друзей "медвежью кровь", выясняет отношения в рамках любовного треугольника с изрядно скругленными углами. Характерно, что авторы фильма намеренно снимают остроту традиционных для кино драматических ситуаций – скажем, напрашивающийся конфликт "сокровенное знание Валеры об истинной ситуации на 4 энергоблоке – неведение жителей города" практически сводится на нет: все и так в курсе, что ночью что-то серьезное произошло, что опасность велика, что металлический привкус во рту говорит о совершенно конкретных вещах. Все, в общем, все понимают, но, также как и герой, не спешат бежать прочь, предпочитая мыслям о смертельной опасности сиюминутное буйство жизни.

Так о чем же наш фильм? Где здесь чаемая метафора? Попробуем ответить, проанализировав собственные ощущения. В самом деле, сочувствие к героям, трагико-лирическая нотка, возникает в нас первым делом от сознания собственного когнитивного превосходства: даже и без всякого Чернобыля, глядя на людей из 86 года, мы, знающие о том, что произойдет затем, сколь усложнится окружающий их мир и сколь ничтожными покажутся потом актуальные для них тогда обстоятельства, начинаем испытывать эмоции, сходные с теми, что вызывают в нас дети. Это, говоря иначе, вполне умершая для нас реальность – она, несомненно, была, но теперь ее нет, нет совсем.

Следующий уровень этого же когнитивного превосходства возникает уже вследствие самой аварии: мы знаем про серьезность положения в полной мере, а герои фильма – нет. И, наконец, третий уровень того же по природе ощущения определяется главным героем: даже он знает качественно больше, чем окружающие его персонажи. Получается словно бы пирамида громоздящегося незнания – и лишь бог-зритель из 2011 года ведает обо всем. Но обо всем ли? Ведь и мы не знаем нашего завтра, ведь и мы четверть века спустя будем выглядеть наивными простаками в сложном современном мире. И у нас впереди – неизбежная смерть, и мы тоже не в силах от нее убежать, а лишь способны наполнить отпущенное до нее время тем или иным содержанием. Собственно, об этом и фильм – о неотвратимости смерти, олицетворенной на экране полуразрушенной махиной аварийного энергоблока. Валерка сперва бежит от него прочь, сломя голову, но она все равно находит способ напомнить о себе: и вот уже вышедший за вином герой замирает в толпе жителей Припяти, оцепенело наблюдающих зарево над бетонной махиной… И, наконец, возвращается к взорванному реактору следующим утром – просыпаясь со своими друзьями на кораблике, бодро огибающим станцию на пути к Киевскому водохранилищу. Не уйти…

Ну и напоследок – дежурные комплименты. "В субботу" довольно изысканное в визуальном смысле зрелище – снятая в псевдодокументальной манере ручной камерой лента исключительно многолюдна, и режиссеру с большой достоверностью удается воспроизвести не только характерные для эпохи типажи, но и простроить попутно множество чудных эпизодических мизансцен, в совокупности придающих пространству фильма дополнительную глубину. А то, что на Берлинском фестивале этим не прониклись – стало быть, им, гагарам, недоступно.

Так, что – айда в кино!

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
11.12 20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.