Адрес: https://polit.ru/article/2011/04/26/toplivo/


26 апреля 2011, 18:36

Руки в топливе

Топливный кризис в ряде регионов России правительство планирует преодолеть в режиме ручного управления экономикой. После угроз ФАС и реакции Путина, нефтяные компании увеличивают поставки в проблемные регионы. Причина кризиса, правда, в том же ручном управлении экономикой.

«Роснефть» и «Газпромнефть» увеличат поставки топлива в Алтайский край на 15 процентов по сравнению с объемом поставок в апреле-мае 2010 года, сообщил пресс-секретарь Минэнерго Дмитрий Клоков.

С 23 апреля в Алтайском крае резко ограничена продажа бензина. Автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - «Роснефти» и «Газпромнефти» - отпускают только по 20 литров топлива на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива остановлена. При Минэнерго заседает штаб по нормализации ситуации.

Премьер-министр Владимир Путин уже поручил ведомствам доложить о причинах дефицита на рынке топлива. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков пояснил, что поручение Путина предполагает необходимость «в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива».

Проблемы имеются и в иных региона. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на Сахалине, в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Новокузгнецке и Воронеже. Некоторые признаки дефицита наблюдаются уже в Московской области и Москве.

Причиной кризиса нефтяники называют профилактические работы на четырех НПЗ в Центральном федеральном округе, которые привели к дефициту. Госчиновники отнеслись к этому заявлению скептически. Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что дефицит нефтепродуктов, проявившийся в последние дни в ряде регионов,

мог возникнуть в результате картельного сговора нефтяных компаний.

«Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», — пригрозил нефтяникам Артемьев. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю уже возбудило дело против «Роснефти» и «Газпромнефти».

Другая и более общая причина топливного кризиса — в ручном понижении цен на дизельное топливо и бензин, которое предприняло правительство в начале февраля. В последнем квартале в стране обнаружился галопирующий рост цен на дизельное топливо, который с октября по январь составил 53 процента. Авиакеросин подорожал за тот же период на 30 процентов. По уверению чиновников Федеральной антимонопольной службы, причина была в росте акцизов — нефтяники ростом цен решили компенсировать их рост.

На совещании в начале февраля премьер Путин «застроил» нефтяников и приказал цены немедля снизить (см. Арбитражный суд Путина). Нефтяные компании взяли под козырек. Однако после этого торговля на внутреннем рынке потеряла для них былую привлекательность и топливо стали пускать все больше на экспорт. Получился дефицит топлива на внутреннем рынке.

Перед нами, таким образом, очередной рукотворный кризис в топливной сфере, когда решения правительства по ручному управлению экономикой приводят к плачевным, с точки зрения потребителей, результатам.

Правительство время от времени регулирует некую сферу вручную и неизменно получает результат, далекий от идеала.

Так было, скажем, во время банковского кризиса 2004 года, когда решительные действия ЦБ по закрытию ряда банков, подозревавшихся в обналичке, спровоцировали  слухи о скором и неминуемом банкротстве ряда ведущих банков и панику среди вкладчиков. Того же, что произошло на топливном рынке опасаются и ритейлеры (см. также Зачем хотят отрегулировать розничную торговлю). Согласно закону о торговле, правительство имеет возможность ввести регулирование цен на социально-значимые продукты, если рост цен на них в течение месяца превысил 30%. «Регулирование цен приводит к дефициту», - признавал в сентябре прошлого года помощник президента Аркадий Дворкович. Однако власти раз за разом включают ручное управление, вызывая к жизни новые рукотворные кризисы.