Адрес: https://polit.ru/article/2011/05/16/arutyunyan/


16 мая 2011, 19:57

Рафаэль Арутюнян: наши расчеты развития ситуации на Фукусиме в значительной степени оправдались

Оператор АЭС "Фукусима", пострадавшей в результате сильнейшего землетрясения и цунами, компания Tepco, сообщила, что большая часть ядерного топлива в первом реакторе, вероятно, расплавилась, поскольку реактор оказался практически без охлаждения: уровень воды внутри контейнера оказался намного ниже, чем ранее предполагали японские эксперты. Причиной низкого уровня воды, по мнению Tepco, может быть трещина в корпусе.

Рафаэль Арутюнян, первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доктор физико-математических наук:

Мы совместно с Росатомом, во взаимодействии с его оперативным штабом начали просчитывать сценарий сразу после аварии. И наши расчеты в значительной степени оправдались. То, что топливо будет расплавлено и ляжет практически на дно, а также то, что корпус реактора может быть поврежден, было рассчитано еще в самом начале с помощью специальных кодов.

Нам была поставлена задача, и под оперативным управлением заместителя генерального директора Росатома Александра Локшина совместно с другими специалистами Росатома мы ее решили. Затем был составлен отчет, и все наши прогнозы задокументированы.

Что касается ситуации с реактором на первом блоке и дальнейшего развития событий, то там противоречивость информации присутствует до сих пор. Сначала хотели залить в целый корпус воду, которую гоняют по замкнутому контуру и охлаждают остатки активной зоны. Но если есть дырка, то вода в нее уходит, значит, заливать надо уже в контайнмент до патрубков, и потом делать то же самое. Но дело в том, что у них и с контайнментом проблемы, как они объясняют. Получается противоречие: есть, с одной стороны, их утверждение, что корпус продырявлен, а с другой стороны, как показывают графики, есть давление почти 10 атмосфер на первом блоке. И тут возникает вопрос: как же он может быть дырявым, если в нем есть давление.

На Фукусиме тяжелая авария, поэтому надо будет серьезно разбираться. На четвертом блоке в Чернобыле остатки активной зоны проплавили опорную плиту, растеклись и застыли – всё это в соответствии с теми же прогнозами, что мы делали в 1986 году. Но это всё снималось конвективным воздухом, поскольку там помещения большие и пространства много. А на Фукусиме все локально, в шахте реактора, и объемы маленькие – придется тепло снимать водой и думать, куда ее потом девать, раз не удалось организовать замкнутый процесс. Поскольку проект АЭС американский, то сейчас консультируют японцев специалисты из США. Правда, авария на Тримайл-Айленде им в этом не очень помогает. Начальная фаза аварии была похожа, а вот дальше все развивалось по-другому – все в корпусе осталось. Поэтому они там делают, что могут. Да, проекты наших станций другие. Но у нас есть эксперименты и расчеты, которые делались, в том числе, и по заказу Росатома. Интегральный код СОКРАТ (интегральный одномерный многофазный код для расчета гидравлических и физико-химических процессов в реакторной установке при тяжелых авариях) и еще ряд кодов, которое мы использовали – это результат многолетних разработок. И как показывает практика, это всё работает, но консультациями наших специалистов японцы не пользуются.

В результате разрушительного землетрясения в Японии 11 марта и последовавшего за ним цунами на атомной станции вышла из строя система охлаждения, что привело к серии аварий и утечке радиоактивных веществ. Властям пришлось эвакуировать жителей в радиусе 20 километров от аварийной АЭС. Впоследствии появилась информация о том, что в различных префектурах страны были обнаружены радиоактивные изотопы йода и цезия — в воздухе, морской и питьевой воде, продуктах.