Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 11:45
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

24 мая 2011, 00:57

Что нами движет

«Темные улицы рождают темные чувства»
Михаил Кузмин

Роман Питера Акройда «Хоксмур» завершается «Послесловием автора», где можно прочесть следующее: «Всякое сходство с реальными людьми, живыми или мертвыми, является совершенно случайным». Как тут не упрекнуть романиста в наивном лукавстве – ведь название его книги есть ни что иное, как фамилия известного архитектора конца XVII – начала XVIII века, швырнувшего в Лондон россыпь самых невозможных, неимоверных строений, которые только можно обнаружить в этом городе, полном нелепо-прекрасной архитектуры. И один из двух главных героев «Хоксмура» -- лондонский архитектор конца XVII – начала XVIII века, построивший, по удивительному (если верить Акройду, случайному) стечению обстоятельств, те самые церкви, что в реальности построил Николас Хоксмур. И фамилия второго главного героя книги, странным образом, как раз -- Хоксмур, только он не архитектор трехсотлетней давности, а современный (годам написания романа, 1980-м) детектив, расследующий загадочные убийства, совершенные у тех самых церквей, что…

Что же остается делать нам, читателям? Уличить Питера Акройда во лжи? Или принять на веру его слова о «случайности», несколько изменив их смысл; ведь «случайность» -- это «так получилось», «произошло само собой», «так легли карты». Вот с этим определением мы и подойдем к мрачной, внушающей тоску и ужас книге, русский перевод которой вот-вот появится на прилавках магазинов.

Прежде всего, несколько слов о сюжете – и ни слова о фабуле, ведь речь идет о романе как бы детективном, как бы историческом, как бы триллере, написанном примерно в то же самое время, что и «Имя розы», но романе, полностью противостоящем книге Эко. У итальянского медиевиста и семиотика тщательно реконструированное средневековье предлагается в качестве материала, с которым можно совершать логические и культурологические операции; «удовольствие от чтения» возникает при четкой работе культурно ориентированного сознания, склонного к литературным играм, сознания «гуманитарного читателя» -- ведь только оно правильным (то есть, таким, как ожидает сам Эко) образом отреагирует, скажем, на шерлокхолмсовские аллюзии в поведении и репликах Вильгельма Баскервильского и его неизменного младшего спутника (В)Ад(т)сона.

Чем больше копаешь в этом тексте, тем большее удовольствие получаешь – если, конечно, ты что-то знаешь о семиотике, средневековой схоластике и прочих прекрасных материях. Впрочем, «Имя розы» можно читать и без всего этого – перед нами идеально сконструированный «исторический детектив», из которого можно почерпнуть что угодно: от острого страшноватого сюжета про серийные убийства монахов до небессмысленных знаний о том, как был устроен средневековый монастырь. Не стоит, конечно, преувеличивать поп-возможности такой книги – на поприще площадной славы и коммерческого успеха любой Дэн Браун будет круче.

Интеллектуализму и постмодернистской историко-культурной озабоченности «Имени розы» Акройд противопоставляет полнейший антиинтеллектуализм и кромешный антирационализм. «Хоксмур» темен, смутен, объяснить, что же там на самом деле происходит, практически невозможно – и, тем не менее, перед нами не бесформенный мрачный романтический бред, а (почти) шедевр модернизма, только не его классического периода, а того времени, когда он, почти незаметно для всех, принялся заново «переизобретать» себя. На фоне постмодернизма Эко, который с помощью просвещенческого рационального подхода препарирует «готический роман» (с его медиевализмом и мистицизмом), Акройд пишет настоящий готический роман, где в мистическом тумане растворяются все идолы рационализма. Причем перед нами не «стилизация под готический роман», а, собственно, готический роман, но такой, каким его можно было написать в восьмидесятые годы прошлого века. Вместо произведенного Разумом симулякра – не поддающаяся разумному объяснению вещь, отвергающая любые попытки рефлексии (и авторефлексии). Здесь все происходит само собой, так, как это заведено. Но невозможно же не задаться вопросом -- «кем заведено»?

Вот об этом -- истинный сюжет «Хоксмура». Хотя, на первый взгляд, сюжет совсем иной. Собственно, внутри романа – два параллельных повествования. Одно, от первого лица, ведет архитектор Николас Дайер (1654—1715(?)), родившийся на семь лет раньше Николаса Хоксмура (около 1661 – 1736) и исчезнувший с экранов беллетристического радара Акройда за 21 год до смерти настоящего автора потрясающих лондонских церквей (и прочих строений в Лондоне, его окрестностях и некоторых других населенных пунктах, вроде Кембриджа). Люди, как мы видим, разные, но послужной список у них совпадает на тех самых шести храмах. Итак, Дайер ведет повествование, из которого мы узнаем о его детстве, о смерти его родителей во время Чумы, о том, как он бродяжничал в восточном Лондоне, где потом строил церкви, о том, как его подобрал некий господин Мирабилис и посвятил в мистические тайны своего (судя по всему, сатанистского) круга, как Ник подрос, проявил способности, стал помощником великого архитектора Кристофера Рена, как потом ему доверили комиссию на возведение семи храмов, как он трудился над ними, воплощая некий таинственный, мистический замысел, данный ему Мирабилисом и его сподвижниками.

В чем заключался этот замысел и на какие мрачные деяния пришлось пойти Дайеру для его реализации – читайте в романе. Второе повествование в книге Акройда ведется от третьего лица, и действие происходит в то же самое время, когда пишется «Хоксмур». Угрюмый детектив по имени Николас Хоксмур ведет расследование серии необъяснимых убийств, совершенных возле дайеровских (как должен знать культурный читатель, хоксмуровских) церквей. Все серо и стерто, мрачность и напряжение сгущаются, но не в грозовую тучу, откуда вот-вот должен грянуть гром и сверкнуть ослепительная молния, а в знаменитый лондонский туман, выдуманный Тернером и Конан Дойлем, а на самом деле не существующий. Вместо того, чтобы довериться Рацио и его инструментам, вроде только что появившихся компьютеров и прочих разумных методов ведения следствия, детектив Хоксмур погружается в странные мысли, совершает странные поступки (наводящие на мысль о сумасшествии), изучает странные старинные клочки бумаги с непонятными рисунками и надписями. Больше – ни слова о сюжете, разве только скажу, что дайеровская часть романа написана прихотливым языком, который напоминает рубеж XVII и XVIII веков, но, строго говоря, не является стилизацией.

Этот язык, не очень правильный, иногда – нелепый, но весьма выразительный, выносит читателя куда-то за, по ту сторону обычного житейского и лингвистического опыта, не прерывая, между тем, с ним связь. Наверное, так говорят в аду – вроде бы, все понятно, но как-то диковато и зловеще (если, конечно, верить в сведенборговский ад, а не дантевский парк аттракционов. Кстати говоря, дом, где жил Сведенборг и где до сих пор расположено сведенборговское общество, стоит напротив самой причудливой из хоксмуровских церквей – Св.Георгия в Блумсбери). Повествование о детективе Хоксмуре написано обычным языком современной беллетристики, чуть трансформированным под акройдовские нужды, немного аффектированным в некоторых – в основном, описательных – пассажах, но все же именно «обычным». Напряжение сюжета (не фабулы) натянуто между двумя этими полюсами: XVIII и XX века, первым и третьим лицом повествования, мистически прочувствованным адовым языком и речью настолько обыденной, что в ней чувствуешь затхлое дуновение того ада, в котором мы все находимся прямо сейчас.

На самом деле, главный герой «Хоксмура» -- не архитектор Николас Дайер, не детектив Николас Хоксмур, не существовавший на самом деле архитектор Николас Хоксмур, а город, в котором все они жили и действовали. Лондон, тот самый, биографию которого Акройд сочинит через пятнадцать лет после написания романа, герой многих других книг этого неутомимого литературного шелкопряда. Нет-нет, речь идет  не о пошловатых упражнениях в бойком литературном журнализме под видом поисков заранее известного публике genius loci. За акройдовской одержимостью этим городом стоит очень странная местная «психогеография», отличающаяся от классической французской тотальным отказом от рационализма в пользу неотрефлексированного урбанистического мистицизма. Не то чтобы Акройд верит в некое проклятие, с незапамятных времен нависшее над тем местом, где сейчас стоит Лондон; скорее, источник зла находится не над, а под, в той земле, на которой высятся дикие здания этого города, в частности – дайеровско-хоксмуровские церкви. Оттого-то в подвалах этих церквей… Но, чу, молчу! Молчу!

Перед нами не потешный сатанизм, конечно, а угрюмый, непоколебимый гностицизм. Мир наш создан жалким уродливым демиургом, далекой эманацией совершенной Плеромы. Каков демиург, таков и мир, материальный элемент которого преобладает над духовным. Материальное есть несомненное Зло. Оно и правит этим миром. Чтобы достигнуть плеромы, следует отречься от материального – впрочем, отречься вовсе не в расхоже-материальном смысле. Речь не об аскетизме, а об отвращении к воспроизводству Зла, от богатства до деторождения (как тут не вспомнить борхесовское «зеркала и совокупления отвратительны, ибо умножают количество сущностей»?).

На этой философско-теологической основе покоятся множество гностических школ и движений, породивших, в свою очередь, множество неогностических церквей, сатанистских групп и разнообразных возмутительных сочинений. Одни указывают на то, что гностицизм подозрительно смахивает на буддизм (или наоборот). Другие предлагают задуматься над тем, как спасти невинных детей от участие в этом воспроизводстве Зла – ведь повзрослев, они, закатав рукава, с энтузиазмом примутся за дело. Отсюда бесконечные истории о ритуальных детских жертвоприношениях в разного рода сектах – в частности, при закладке культовых зданий (sapienti sat!).

Наконец, более всего обсуждаются способы добывания тайного знания (скажем, имени Изначального Совершенного Бога), обретя которое, можно отринуть наш отвратительный эон. Где тайные слова, там и таинственные формулы, где таинственные формулы – там и сакральные знаки, начертав которые, можно… Конечно, никаких таких рассуждений в романе Акройда нет (или почти нет), однако его Лондон и является тем самым миром, лежащем во Зле, созданном на проклятом месте, насквозь пропитанным жижей материальной алчбы, эманирующем неперсонифицированное Зло.

Именно последнее действует посредством живущих в этом месте людей; причем, что именно это за люди, совсем неважно – оттого церкви Николаса Хоксмура строит некий Николас Дайер, пытаясь с их помощью начертать на лондонской карте мистический знак, призванный освободить от … от чего? кого освободить? Ответов на эти вопросы нет и быть не может; в мире Акройда обычных причинно-следственной связи и логики нет, все перемешано со всем, потому как здесь, в Лондоне, все происходит само собой, в силу изначального … см. выше.

Оттого интересно следить за тем, как в романе теряют смысл действительно происходившие события, разговоры, как, столкнувшись с акройдовским «туманом лондонского Зла», обесцениваются тщательно разработанные несколько веков назад концепции. В некоторых эпизодах «Хоксмур» отдаленно напоминает как раз то, чем он, по идее, быть решительно не может – просвещенческий «роман идей», «философскую прозу». В «дайеровской части» немало дискуссий на отвлеченные темы, от теологии до философии. Николас Дайер помещен между двумя идейными антагонистами: ошуюю рационалист сэр Кристофер Рен с его Академией, физическими опытами и верой в разум, одесную – соперник-архитектор Ванбрюгге (его исторический двойник – архитектор и драматург сэр Джон Ванбру), искусный игрок на эстетическое понижение, циничный адепт «современного» и «популярного» (чуть было не сказал «актуального»).

Нельзя утверждать, что эта теоретическая коллизия полностью сочинена Акройдом; если сравнить творения настоящих Рена и Хоксмура, мы увидим, как шедеврам классицистической «августианской» архитектуры противостоят невозможные в своей необузданной эклектике церкви в Блумсбери и Спиталфилдсе. Перед нами не банальная разница артистических темпераментов и эстетических воззрений, здесь видна глубокая идеологическая пропасть: ветрувианско-палладиевский Рацио против крайней эклектики Мистицизма; некоторые церкви исторического Хоксмура иначе как издевкой над «августианской» (и, кстати говоря, масонской) архитектурой Рена назвать нельзя. Один (Рен) следовал за великими учителями давнего (Ветрувий) и недавнего (Палладио) прошлого, другой (Хоксмур) сделал окрошку из всего, что вычитал в тогдашних книгах антиквариев, гностиков и просто жуликов и сумасшедших про египетские, финикийские, карфагенские, друидические мистерии, приправив смесь немалой долей той самой готической архитектуры, до начала «переоткрытия» которой оставалось лет шестьдесят-семьдесят. Таков был знаменитый «спор Древних и Новых» (забавно, что в разряд «Новых» попадают любители всего архаичного, «неклассического древнего», вроде Хоксмура).

Но это исторические Рен, Хоксмур и Ванбру. В романе они пытаются высказать свои позиции, однако в какой-то момент начинают путаться, мешать реплики с выпивкой и ругательствами, слова теряют смысл, пелена общей бессмыслицы (которая, добавлю от себя, и есть одно из главных проявлений Зла) застилает все – до возведения новой церкви, до новой необъяснимой смерти. Именно поэтому «Хоксмур» -- не историческое сочинение. Более того, есть искушение увидеть в нем «современный» (для Британии 1980-х годов) роман, опознав, скажем, в Кристофере Рене – ревнителя давно устаревших позитивистских традиций английской культуры (или, к примеру, утопического британского архитектурного модернизма 1960-х, столь похожего на советские аналоги того же времени), а в пресловутом Ванбрюгге – нахрапистого идеолога тэтчеровской эпохи, с ее невыносимо «красивой» буржуазной застройкой, алчностью, неразборчивостью, страстью потакать черни. Получается, что Николас Дайер – это сам Питер Акройд в середине 1980-х, одинокий мистик и хранитель тайного знания о страшном месте под названием «Лондон».

Но мы не будем проделывать эту операцию, пытаясь придать некий рациональный (с нашей точки зрения), конкретно-исторический смысл мистическому сочинению Акройда. Не зря же в начале нашего (уже слишком длинного) текста поминался Умберто Эко. Но раз уж мы начали с литературного сопоставления, им же и закончим. Как известно, «Хоксмур» -- своего рода палимпсест, написанный «поверх» еще более эклектичной и бесформенной книги – сочинения Иэна Синклера «Лудов жар». Именно Синклер заложил основу «хоксмуровского мифа» о мистическом архитекторе-злодее. В «Послесловии автора» Акройд пишет: «Я хотел бы выразить признательность Иэну Синклеру, чья поэма “Лудов жар” впервые привлекла мое внимание к наиболее странным особенностям лондонских церквей».

Я же скромно обращу внимание на еще один литературный источник «Хоксмура» -- рассказ Борхеса «Смерть и буссоль». Напомню, в нем детектив Лённрот пытается разгадать тайну трех необъяснимых убийств. Вместо того, чтобы сверять отпечатки пальцев и допрашивать случайных свидетелей, он погружается в изучение кабалистической литературы. В конце концов Лённрот приходит к выводу, что убийца с помощью трупов вычерчивает на карте Буэнос-Айреса некий мистический символ. Он догадывается, что речь идет об Имени Бога, Тетраграмматоне; явив три буквы – J, H, V – преступник должен совершить еще одно магическое жертвоприношение заклание, назвав, таким образом, четвертую: H.

Однако Борхес не мистик, а рационалист – кабалистическая завеса прикрывает банальную ловушку, в которую циничный бандит с экзотическим именем Ред Шарлах заманил слишком увлекшегося старыми книжками детектива. Впрочем, заключительный диалог преступника и жертвы намекает нам на то, что не все так просто – Шарлах и Лённрот договариваются встретиться в следующей аватаре, составив новый лабиринт уже совсем по другим, нежели кабалистические, правилам. Получается, что преследуемый обречен вечно убивать преследующего – кем бы они ни оказались в следующем перерождении. Если Акройд когда-либо читал «Смерть и буссоль», ему должно было понравиться это холодное безразличие к тому, кто именно будет убивать и будет убит. Ведь просто так заведено.

P.S. Полюбоваться на хоксмуровские церкви – с довольно содержательным телебэкгрундом – можно здесь:

а потом здесь:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
11.12 20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
11.12 20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
11.12 19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
11.12 19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
11.12 19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
11.12 18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
11.12 18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
11.12 18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
11.12 17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
11.12 17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
11.12 17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
11.12 17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
11.12 17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
11.12 16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
11.12 16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
11.12 16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
11.12 16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
11.12 15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
11.12 15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
11.12 15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
11.12 15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
11.12 15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.