Адрес: https://polit.ru/article/2011/05/26/kondratjev/


26 мая 2011, 13:03

Эксперт: Балтийская АЭС может предотвратить развитие ситуации в балтийской энергосистеме по негативному сценарию

24 мая 2011 г. строительную площадку Балтийской АЭС в г. Немане Калининградской области посетили председатель Народной партии Литвы Казимира Прунскене и представители крупнейших компаний Литовской Республики. В их числе Витаутас Банис, президент, и Роландас Башкис, генеральный директор ЗАО «Ветруна», и Валерий Шестак, директор ООО «Апром». На строительной площадке литовскую делегацию встретили представители «Росэнергоатома», филиала «Росэнергоатома» «Дирекция строящейся Балтийской атомной станции» и «ОАО Балтийская АЭС». Участники делегации осмотрели площадку строительства Балтийской атомной станции, а затем провели совещание, главным итогом которого стало принятие решения о создании совместной постоянно действующей рабочей группы для решения вопросов дальнейшего взаимодействия и вовлечения литовских предприятий к реализации проекта Балтийской АЭС.

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:

После вывода из эксплуатации Игналинской АЭС ситуация в ОЭС стран Прибалтики существенно усложнилась. Так, Литва, бывшая на протяжении всего постсоветского периода крупным экспортером электроэнергии (в 2009 г. экспорт превысил импорт на 2,9 млрд. кВтч.), перешла к импорту (сейчас за счет импортных поставок электроэнергии удовлетворяется порядка 56% всего спроса - один из самых высоких в мире показателей). Как результат, значительно выросла волатильность цен на внутреннем рынке, что крайне отрицательно сказалось на динамике электропотребления - в 2010 г. Литва стала единственной из прибалтийских стран (и стран Балтийского бассейна), не увеличившей, а снизившей потребление электроэнергии (на 4,9%). Безусловно, в создавшихся условиях литовский бизнес (и не только строительный) заинтересован в строительстве Балтийской АЭС, ведь это не только повысит надежность энергоснабжения региона, но и обеспечит большую предсказуемость ценовой динамики энергетического рынка.

В отличие от бизнеса, литовские политики изначально выступали против строительства Балтийской АЭС. Однако за последние 3 года литовские планы по строительству АЭС на собственной территории так и не перешли в стадию реальной реализации проекта. В условиях растущих экологических требований (а основная часть мощностей в тепловой генерации Прибалтики была введена в советское времени и пока что не прошла серьезную модернизацию) и необходимости выводить устаревшие мощности ТЭС, прибалтийская энергосистема может столкнуться с серьезным дефицитом электроэнергии уже к 2017-2018 гг.

Возможно, этого сейчас не понимают политики, но это отлично понимает бизнес. В сложившихся условиях именно ввод Балтийской АЭС может предотвратить развитие ситуации в балтийской энергосистеме по негативному сценарию (покрытие дефицита за счет наращивания производства электроэнергии на ТЭС с высокой себестоимостью, увеличение импорта из стран Северной Европы и, как следствие, значительный рост цен). А участие литовского бизнеса в строительстве Балтийской АЭС нужно рассматривать как дополнительную возможность заработка для литовских компаний, которые сейчас (в условиях падения строительных работ, снижения экономической активности) оказались не в самом лучшем положении. И такое развитие событий надо только приветствовать - в первую очередь, литовскому правительству и парламенту, ведь именно они получат дополнительные налоги и рабочие места в случае привлечения литовских компаний к строительству.

Напомним, Балтийская атомная станция заложена 25 февраля 2010 г. в Неманском районе Калининградской области. Сооружается по проекту АЭС-2006 и будет состоять из двух энергоблоков общей мощностью 2300 МВт. Срок пуска первого энергоблока – 2016 г., второго – 2018 г. Предназначена для обеспечения электроэнергией Калининградской области и для поставок энергии на экспорт. Впервые в отечественной атомной энергетике в проекте предложено участвовать частным инвесторам, в том числе иностранным, доля такого участия может составить до 49%.