Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 октября 2018, понедельник, 02:24
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 июня 2011, 12:10

Десять лет и право переписки

Когда в 1966 году Ойген Шёнебек объявил, что перестает заниматься живописью, в это вряд ли кто поверил. Даже те, кто интересовался его совместными с Георгом Базелицем манифестами, отнеслись к заявлению скорее отвлеченно: ну, не выдержал еще один, и не выдержал. Зато сегодня без его работ не обходятся выставки, посвященные послевоенному искусству Германии – идет ли речь о живописи или политической составляющей в искусстве.

Eugen Schönebeck in his studio in Berlin, ca 1964. Photograph: © Charles Leske, Hamburg 

Нынешняя ретроспектива Шёнебека во франкфуртском Ширн-Кунстхалле породила волну публикаций, рецензий и интервью. Согласно простодушной логике современного журнализма, всех интересовало одно – что рассорило Шёнебека с Базелицем? Потому что ответ на другой вопрос – почем он бросил живопись, - всем вроде бы понятен: стало неинтересно. Сам художник отказывается отвечать на первое, говоря, что обоюдный отказ от комментариев был изначальной договоренностью бывших друзей. И предпочитает говорить о живописи, но не под запись, не для интервью.

В течение десятилетия, чей отчет ведется с 1957 года, он создал 80 работ. Многие из них он позже уничтожил, и сегодня каталог-резоне его живописи насчитывает едва ли 35 полотен. Из них для выставки отобрали три десятка картин. Последняя датирована 1967 годом, позже он не создал ни одной (или, по крайней мере, никому не показал). На берегах Майна живопись представляют вместе с рисунками, тех сохранилось гораздо больше.

Eugen Schönebeck. 1957-1967 Exhibition view Schirn Kunsthalle Frankfurt. Photo: Norbert Miguletz

Увлечение леворадикальной мыслью в 60-е было общим местом, хотя Шёнебек и умудрялся сочетать плохосочетаемое. Он создал портреты Пастернака и Маяковского , Ленина и Хошимина, Мао-Цзе-Дуна и даже Троцкого, спрятанного за инициалами «Портрет Л.Т.». Кажется, дело в простой географии? Шёнебек, уже в 13 лет решивший стать художником, рос в ГДР, а во время учебы стажировался в DEWAG (Deutsche Werbe- und Anzeigengesellschaf, Немецкое общество рекламы и объявлений), государственного агентства, занимавшегося созданием пропагандистских плакатов.

Eugen Schönebeck. 1957-1967 Exhibition view Schirn Kunsthalle Frankfurt. Photo: Norbert Miguletz 

В возрасте 19 лет, в 1955-м, он переселяется в Западный Берлин, где два года спустя знакомится со своим земляком, Георгом Базелицем (дружба длится пять лет и завершается резким разрывом). В 1961-1962 годах они выпускают два манифеста Pandaemonium («Пандемония»), где выступают за искусство, далекое от абстракции. Один манифест публикуется, второй рассылается всем заинтересованным внутри Германии и за границу письмами. В эпоху информеля и ташизма эта ставка на совершенно устаревший, казалось бы, стиль, призыв к «патетическому реализму», даже не выглядели слишком радикально. Немецкий экспрессионизм, к чьей палитре склонялись художники, еще не вошел в моду. Их призывы в глазах многих казались просто неуместны, тем более в атмосфере Западного Берлина той поры, где было, как вспоминает сам художник, две с половиной художественных галереи. Одна размещалась в жилой квартире, и, чтобы посмотреть картины, приходилось огибать хозяйскую кровать. Другая, та, что «половина галереи», - в ночном клубе. Стоит ли удивляться, что на первую совместную выставку Базелица и Шёнебека приходило по одному посетителю в день, а после ее закрытия их карманы были так же пусты, как и прежде?

Eugen Schönebeck. 1957-1967. Exhibition view Schirn Kunsthalle Frankfurt. Photo: Norbert Miguletz

Тем не менее карьера в какой-то момент начинает идти по нарастающей: Шёнебека охотно выставляют, у него появляется своей галерист, и даже левая тематика, столь многих очаровавшая в 60-е, особенно не смущает. Так, в мае 1966-го на Большой Берлинской художественной выставке появляется его «Красноармеец», в том же году Шёнебек получил за портрет Троцкого третий приз на конкурсе премии Карла Хофера в 1966 году. В послевоенной Германии был табуирован скорее сам стиль, и, как утверждает куратор выставки Памела Корт, задачей Шёнебека оказывалось найти срединный путь между капиталистическим рынком и подчиненным политическим целям искусством. Если можно говорить о неприятии Шёнебека историками современного искусства, то оно, как и в случае с Базелицем, связано как раз со стилем.

Eugen Schönebeck Bildnis L. T., 1966 Oil on canvas 162 x 131 cm Städel Museum, Frankfurt am Main © VG Bild-Kunst, Bonn 2010. Photography: © Städel Museum / ARTOTHEK

У директора Ширн-Кунстхалле Макса Холляйна особый дар выхватывать из потока времени важные, но полузабытые имена. Так произошло семь лет назад с забытым американским классиком Джулианом Шнабелем. В связи с ним Холляйн заявил, что утверждения о смерти фигуративного искусства, аксиоматичные для большинства критиков, явно преждевременны. Сегодня его выставка открывается в венецианском музее Коррер одновременно с биеннале; Шнабель оказывается актуальнейшим автором нового века.

Eugen Schönebeck. Frau, 1965 Oil on canvas 110 x 92 cm © VG Bild-Kunst, Bonn 2010. Photography: © Michael Habes Fotografie

Сейчас на авансцене появился Шёнебек.

Нельзя сказать, что он был забыт все эти годы. Работы его регулярно появлялись на выставках, включая знаменитую Шестую кассельскую Документу 1977 года, их покупали музеи, от мюнхенской Пинакотеки модерна до франкфуртского Штедель. Все сохранившиеся работы он продал в 70-е Эриху Марксу, за счет этого и живет до сих пор. Две из них в дальнейшем поменяли хозяина. Так, портрет Мао хранится у Фридера Бурда, чей собственный музей открыт в Баден-Бадене (созданный на основе фотографии портрет Мао вынесен на обложку двуязычного, англо-немецкого, каталога). Но слава Базелица, сделавшего головокружительную карьеру, чьи ретроспективы прошли в крупнейших музеях мира, Шёнебеку и не снилась. Франкфуртская ретроспектива - первая за нынешние два десятилетия. Любопытно, что последняя его выставка, в 1992-м, завершилась присуждением Шёнебеку премии Фреда Тиле за живопись. Это редкий для искусства случай, когда чествуют сознательно оставившего свое ремесло. Гораздо чаще награды достаются тем, кто продолжает создавать произведения - в прежних формах и с давно умершим содержанием.

Eugen Schönebeck. Mao Tse-tung, 1965 Oil on canvas 220 x 180 cm Museum Frieder Burda, Baden-Baden © VG Bild-Kunst, Bonn 2010. Photography: Archiv Museum Frieder Burda

Тем более редка та скорость, с которой дорожают его картины, и как множатся подделки под его стиль. Практически не дающий интервью Шёнебек (его беседы с Корт для каталога печатаются в основном как пересказ) никак не комментирует финансово-криминальную атмосферу, складывающуюся вокруг его творчества. Вероятно, он охотнее обсудил бы Кришнамурти, и – чуть менее охотно – обилие негативной энергии в современном искусстве, превращенном в торговый каталог. Впрочем, какие-то приправленные сплетнями гипотезы неизбежно курсируют в арт-мире. Например, что жены коллекционеров отчего-то терпеть не могут его полотна и рано или поздно принуждают супругов от них избавляться. Потому, дескать, и растут цены, от продажи к продаже, от жены к жене.

Есть в этом решении оставить живопись в возрасте 31 года   Шёнебек словно последовал призыву Йорга Иммендорфа, нарисовавшего в середине 60-х огромный Х на холсте и приписавшего: «Хватит рисовать!».

Eugen Schönebeck. Samta, 1963 Oil on canvas 160 x 130 cm Sammlung Frisch // Frisch Collection © VG Bild-Kunst, Bonn 2010. Photography: © Michael Habes Fotografie

Как всякая пауза в разговоре, молчание в искусстве - событие творческое. «Ни дня без строчки» еще не означает, что строчка должна появиться на экране компьютера или странице в записной книжке. Человек Востока скажет, что стихотворение, записанное на песке накануне прилива, - не то же самое, что опубликованное миллионным тиражом. Лишь исчезающее может стать бессмертным, еле различимое оказывается знаковым. То, что не попадает в телекамеру, принадлежит жизни.

Биографы любят волноваться за героев, у которых завершение жизненного пути опережает завершение пути творческого. Обратная ситуация случается редко, потому она и ставит всех в тупик. Хотя так прекрасно, исполнив свой долг к 31 году, прожить дальнейшую жизнь счастливым человеком, в квартире без телевизора и компьютера, где в углу притаился слегка запыленный мольберт.

Помогает ли жить отсутствие соблазна? Наблюдая Шёнебека, думаешь о другом.

Eugen Schönebeck. Kreuzigung, 1964 Oil on canvas 162 x 130 cm Berlinische Galerie, Landesmuseum für Moderne Kunst, Fotografie und Architektur © VG Bild-Kunst, Bonn 2010. Photography: © Kai-Annett Becker

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21.10 20:51 Стала известна причина ДТП в Подмосковье
21.10 20:13 Эр-Рияд не знает о местонахождении тела журналиста Хашогги
21.10 19:38 Поклонская объяснила секретность своей свадьбы
21.10 19:06 «Спартак» уступил «Арсеналу» в матче премьер-лиги
21.10 18:35 В Подмосковье при столкновении автобуса и маршрутки погибли четверо
21.10 18:24 Горбачев отреагировал на решение США выйти из договора о РСМД
21.10 17:23 Анита Цой экстренно госпитализирована
21.10 17:00 В Кремле рассказали об ожиданиях от встречи Путина с Болтоном
21.10 16:20 В железнодорожной аварии на Тайване пострадало свыше сотни человек
21.10 16:05 Пожар во Владикавказе потушен
21.10 15:32 Минобороны подтвердило гибель летчиков Л-39
21.10 14:57 Число пострадавших при стрельбе в колледже Керчи выросло
21.10 14:36 РПЦ перестала считать Вселенский патриархат лидером православия
21.10 14:24 Емельяненко ушел с поста президента Союза ММА России
21.10 13:22 Умер нобелевский лауреат по химии Осаму Симомура
21.10 12:49 Опубликовано видео стрельбы в керченском колледже
21.10 12:13 США задумались о расторжении договора СНВ-3 с Россией
21.10 11:43 На Кипре погибли двое россиян
21.10 11:15 Украинцам объяснили резкий рост цен на газ
21.10 10:54 Обвиняемый во взрыве в Гатчине признал вину
21.10 10:19 Скончался режиссер «Клана Сопрано»
21.10 10:03 СМИ рассказали об «армии троллей» в Саудовской Аравии
21.10 09:32 На горящем заводе во Владикавказе возникла угроза взрыва
21.10 09:11 Трамп решил разорвать договор о РСМД с Россией
20.10 20:58 Саакашвили пообещал отметить серебряную свадьбу в Грузии
20.10 20:36 Путин неформально встретился с президентами Казахстана и Узбекистана
20.10 20:25 УПЦ КП приписала Киево-Печерскую лавру к титулу своего патриарха
20.10 20:00 Прокуратура не нашла нарушений в ярославской ИК-1 в связи с голодовкой
20.10 19:21 Директору взорванного завода пиротехники под Петербургом предъявили обвинение
20.10 19:14 Экс-главред катарской газеты призвал не верить признаниям Эр-Рияда о Хашогги
20.10 18:41 Мэрия Москвы передумала запрещать акцию «Возвращение имен»
20.10 18:13 Глава UFC отказал Макгрегору в шансе победить Нурмагомедова
20.10 17:25 В день выборов жертвами терактов в Афганистане стали 28 человек
20.10 16:39 На марш за референдум по Brexit в Лондоне вышли более 500 тысяч человек
20.10 16:22 СМИ приписали «фабрике троллей» эксплуатацию американских стартапов
20.10 15:56 Мамаеву и Кокорину понравилась рисовая каша в «Бутырке»
20.10 15:17 Кандидат в главы Приморья от КПРФ рассказал о предложенной ему сделке
20.10 14:31 Премьер Греции Алексис Ципрас занял пост главы МИД
20.10 14:20 На месте крушения военного Л-39 найдены фрагменты тела и обломки
20.10 13:48 Сирия обвинила авиацию коалиции в гибели 62 мирных жителей
20.10 13:25 МИД РФ обвинил США в беспардонной лжи и клевете
20.10 12:52 Росгвардия решила ужесточить правила оборота оружия из-за ЧП в Керчи
20.10 12:39 Медведев отказался признать отмену санкций «вопросом жизни и смерти»
20.10 12:25 Минздрав передумал включать препарат от гепатита в ЖНВЛП из-за цены
20.10 11:56 В Белом доме назвали два варианта встречи Трампа с Путиным
20.10 11:27 Аномальная осень обвалила спрос на теплые пальто и шубы
20.10 11:00 Македонский парламент одобрил переименование страны
20.10 10:44 Шойгу подсчитал убитых российскими военными боевиков в Сирии
20.10 10:35 Психиатр выдал керченскому студенту справку на оружие за пять минут
20.10 10:00 Жительница Гродно не пропустила кортеж Лукашенко
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.