Адрес: https://polit.ru/article/2011/06/15/fbr/


15 июня 2011, 16:14

Ищут агенты, ищет полиция

Россия установила сомнительный рекорд: сразу трое ее граждан оказались в десятке самых разыскиваемых преступников по версии ФБР. Все трое — Семен Могилевич, Алимжан Тохтахунов и Доку Умаров — очень разные. Однако попадание нескольких россиян в список сильно бьет по репутации России и ее бизнеса.

Сразу трое граждан России фигурируют в списке Forbes — в этот раз не миллиардеров, их больше, а самых разыскиваемых преступников по версии ФБР. Это бизнесмены Семен Могилевич (известен также под именем Сергей Шнайдер), Алимжан Тохтахунов и один из лидеров кавказского бандподполья Доку Умаров.

Первое место в списке самых разыскиваемых преступников мира по версии журнала Forbes после убийства Усамы бен Ладена занял мексиканский наркобарон Хоакин Гусман. При составлении списка ФБР руководствуется несколькими критериями: представляет ли преступник серьезную угрозу для общества, есть ли у него длинная уголовная история, поможет ли его поимке тот факт, что десяток имен из списка предается широкой огласке.

История списка самых разыскиваемых преступников берет начало в 1949 году, когда журналист агентства UPI попросил назвать фигурантов самых громких уголовных дел. С тех пор более 150 человек из списка были пойманы после сигналов от граждан, узнавших фигурантов публикаций.

Семен Могилевич первый раз попал в список самых разыскиваемых еще в 2003 году. Тохтахунов тоже далеко не первый раз оказывается фигурантом списка.

Три россиянина, попавших в список, - очень разные люди.

Могилевича в США обвиняют в мошенничестве, рэкете и отмывании денег.  Тохтахунов — в торговле наркотиками, оружием и краденными автомобилями. Доку Умарова Forbes называет «российским Осамой бен Ладеном» и напоминает, что американское правительство назначило награду в 5 млн долларов. Попал он с список во многом благодаря уничтоженному недавно «настоящему» бен Ладену.

 

Алимжан Тохтахунов. Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Алимжан Тохтахунов. Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

 

Могилевич на публике не светится. Тохтахунов, напротив, не гнушается общения даже с прессой. В мартовском GQ вышло интервью с ним, в котором он сетовал на то, что въезд в большинство стран мира для него закрыт и только с приходом к власти Януковича он смог посещать Украину. Тохтахунов вроде бы оплатил похороны актрисы Людмилы Гурченко. Доку Умаров по понятным причинам тоже ограничен в передвижении, по крайней мере, публично вряд ли посещает страны, с которыми у России есть дипломатические контакты.

К Тохтахунову российские власти в новейшей истории претензий не имели. Могилевич был арестован в 2008 году по делу «Арбат-Престижа», но дело в 2011 году закрыли «за отсутствием события преступления». До Доку Умарова российские власти стараются добраться еще раньше американских. Даже по национальному признаку и культурной принадлежности все трое отличаются.

Однако их попадание в список ФБР роднит этих деятелей. Хотя бы тем, что самим фактом включения российских граждан в список Россия признается довольно криминальной страной.

«Русская мафия» давно уже стала популярным брендом и одним из самых известных словосочетаний с прилагательным «русский».

В процессе переосмысления на Западе происходящего в Чечне к «русской мафии» добавились еще и «русские террористы». Российские власти могут считать это своей победой в деле преломления международного общественного мнения, это факт. Но «русского» криминала в общественном сознании от этого стало только больше.

В этом смысле государству стоило бы проводить политику последовательной борьбы (отчасти она проводится) с криминализацией российского бизнеса. Террор на Северном Кавказе — тоже вид криминального бизнеса, просто с «национальным» колоритом.

Декриминализация российского бизнеса будет иметь самые позитивные последствия не только для инвестклимата, о котором так мечтает президент, но и для легитимизации российской собственности в глазах западного истеблишмента.

 Российские деньги нормально воспринимаются на Западе, когда речь идет о потреблении товаров и услуг российскими ВИПами. В случае, когда российский бизнес стремится выйти на международную арену, к ним уже относятся с изрядной осторожностью.

Значительную роль в этом играет не только не вполне конкурентное поведение со стороны уже присутствующих на рынке игроков, но и сомнительная репутация т происхождение того или иного российского капитала (см. Допуск ограничен). Конечно, неплохо, что число россиян-миллиардеров в списке богатейших бизнесменов от Forbes уже перевалило за сотню. Но до тех пор, пока будет расти число россиян в списке самых разыскиваемых преступников, счастья для российского бизнеса и властей от этого не будет.