Конкурс "Как я боролся" - У верблюда два горба

 

Алексей Михеев, автор этого рассказа, человек, который прошел через все круги бюрократического ада и не потерял чувства человеческого достоинства и безупречной вежливости, занял первое место в конкурсе рассказов о борьбе с бюрократией, который прошел на "Полит.ру". В качестве благодарности за участие в конкурсе мы вручим Алексею книгу Введенского "Все".


У  верблюда два горба.
Часть первая.

Где-то лет двенадцать назад, когда я писал тексты для трех разных СМИ, коллеги объяснили мне, что я могу получить с гонораров налоговый вычет. Я взял во всех редакциях справки 2-НДФЛ за прошлый год, пару дней посвятил заполнению нескольких листов налоговой декларации, отправился в районную налоговую инспекцию, сдал все документы в окно номер шесть и через три месяца получил на свой счет в Сбербанке причитающуюся мне сумму.

В следующем году я снова взял во всех редакциях справки 2-НДФЛ за прошлый год, пару дней посвятил заполнению нескольких листов налоговой декларации, отправился в районную налоговую инспекцию, сдал все документы в окно номер шесть и через три месяца получил на свой счет в Сбербанке причитающуюся мне сумму.

В следующем году я снова взял во всех редакциях справки 2-НДФЛ за прошлый год, пару дней посвятил заполнению нескольких листов налоговой декларации, отправился в районную налоговую инспекцию, сдал все документы в окно номер шесть и через три месяца получил письмо с просьбой явиться в кабинет номер двадцать три для уточнения некоторой информации.

– Здравствуйте, – сказал я инспекторше.

– За что вы получили свои гонорары? – спросила она.

– За статьи.

– В Налоговом кодексе сказано, что вычет предоставляется за создание литературных произведений. Являются ли ваши статьи литературными произведениями?

– Не знаю. Но в предыдущие два года вычет я получал.

– В соответствии с Налоговым кодексом мы должны иметь подтверждение, что Ваши статьи являются литературными произведениями.

– Что для этого нужно?

– Возьмите у всех ваших работодателей справки о том, что ваши статьи являются литературными произведениями.

– Хорошо.

Добросовестно объехав три редакции, я взял в каждой из них справки следующего содержания: «Справка дана Алексею Михееву в том, что статьи, за которые он получил гонорар в нашем издании, действительно представляют собой литературные произведения». Все справки (на бланках, с необходимыми подписями и печатями) я привез в районную налоговую инспекцию и отдал инспекторше в кабинете номер двадцать три.

– Понимаете, в чем дело... – сказала она, прочитав все справки. – В Налоговом кодексе говорится о том, что налоговый вычет может предоставляться либо налоговым органом, либо работодателем, осуществляющим выплату вознаграждения.

– Но в предыдущие два года налоговый вычет предоставляли мне вы.

– Ну, а теперь мы передумали.

– Почему?

– Потому что в Налоговом кодексе говорится о том, что налоговый вычет может предоставляться либо налоговым органом, либо работодателем, осуществляющим выплату гонорара.

– И что мне теперь делать?

– Написать по каждому месту получения гонорара заявление с просьбой предоставить налоговый вычет.

– А почему вы не сказали мне этого сразу, а послали собирать дополнительные справки?

– Потому что мы не знали, являются ли ваши статьи литературными произведениями и вы действительно имеете право на налоговый вычет. А поскольку теперь мы получили подтверждение, что вы действительно имеете право на налоговый вычет, то в соответствии с формулировкой Налогового кодекса мы предлагаем вам подать для получения налогового вычета заявление по месту получения гонорара.

– А, ну теперь все понятно. Спасибо.

 

Часть вторая

Четыре года назад, когда моя дочь поступила в колледж, я уже знал, что могу получить с годовой оплаты за обучение налоговый вычет. Я взял во всех редакциях справки 2-НДФЛ за прошлый год, пару дней посвятил заполнению нескольких листов налоговой декларации, отправился в районную налоговую инспекцию, сдал все документы в окно номер шесть и через три месяца получил на свой счет в Сбербанке причитающуюся мне сумму.

В следующем году я снова взял во всех редакциях справки 2-НДФЛ за прошлый год, пару дней посвятил заполнению нескольких листов налоговой декларации, отправился в районную налоговую инспекцию, сдал все документы в окно номер шесть и через три месяца получил на свой счет в Сбербанке причитающуюся мне сумму.

В следующем году я снова взял во всех редакциях справки 2-НДФЛ за прошлый год, пару дней посвятил заполнению нескольких листов налоговой декларации, отправился в районную налоговую инспекцию, сдал все документы в окно номер шесть и через три месяца получил письмо с категорическим требованием явиться в кабинет номер двадцать три в качестве подозреваемого в сокрытии облагаемых доходов налогов, причем в случае неявки в назначенный день я могу быть привлечен к установленной Налоговым кодексом ответственности.

– Здравствуйте, – сказал я инспекторше.

– Ваша налоговая декларация является неполной. Вы не указали, что в марте получили от компании ВГТРК тысячу рублей.

– Виноват. Совсем вылетело из головы. Дело в том, что в апреле я перенес инфаркт, затем операцию по шунтированию, затем многомесячную реабилитацию – и про эту тысячу совсем забыл. Что мне теперь делать?

– Взять справку из ВГТРК и подать новый, скорректированный вариант декларации.

– А могу я забрать у вас старый? Дело в том, что я не оставил себе копию и мне придется проводить все расчеты заново.

– Нет. Разве можно забрать декларацию, если она уже принята и зарегистрирована? Вы должны подать новый, скорректированный вариант.

Взяв справку 2-НДФЛ в ВГТРК и посвятив пару дней заполнению нескольких листов нового, скорректированного варианта налоговой декларации, я привез его в кабинет номер двадцать три.

– Я пересчитал все с учетом этой тысячи, – сказал я, – и обнаружил, что сумма полагающегося мне налогового вычета осталась прежней.

– Ну и что?

– Зачем же нужно было учитывать эту тысячу, если это никак не повлияло на итоговую сумму?

– В соответствии с Налоговым кодексом налоговый вычет предоставляется только в том случае, если декларацией подтверждены налоговые отчисления со всех без исключения источников дохода. Сдайте декларацию в окно номер шесть и ждите итогов камеральной проверки.

– Сколько ждать?

– В соответствии с законом – три месяца.

Через три месяца я получил письмо, в котором говорилось, что камеральная проверка прошла успешно, и предлагалось написать заявление на предоставление налогового вычета. Я отправился в районную налоговую инспекцию, заполнил в кабинете номер двадцать три бланк заявления, сдал его в окно номер шесть и через три месяца получил на свой счет в Сбербанке причитающуюся мне сумму.

В следующем году я снова взял во всех редакциях справки 2-НДФЛ за прошлый год, пару дней посвятил заполнению нескольких листов налоговой декларации, отправился в районную налоговую инспекцию, сдал все документы в окно номер шесть и стал ждать положенные три месяца.

Через три месяца ничего не произошло.

Прошло еще три месяца.

Ничего не произошло.

Я зашел на сайт районной налоговой инспекции и оставил в соответствующем окошке текст с вопросом о судьбе своей декларации. Через несколько дней я обнаружил в электронной почте ответ: «Спасибо за Ваше обращение. Для эффективного контроля за ответами на обращения налогоплательщиков все их обращения должны отправляться на сайт городской налоговой инспекции».

Я зашел на сайт городской налоговой инспекции и оставил в соответствующем окошке текст с вопросом о судьбе своей декларации. Через несколько дней я обнаружил в электронной почте ответ: «Спасибо за Ваше обращение. Оно направлено в районную налоговую инспекцию». Еще через несколько дней я обнаружил в электронной почте ответ из районной налоговой инспекции: «Спасибо за Ваше обращение. Ответ на него будет дан в соответствующие сроки».

Через три месяца я получил письмо с просьбой явиться в кабинет номер двадцать три для уточнения некоторой информации.

– Ваша декларация не прошла камеральную проверку, так как в ней не сходятся цифры.

– А почему они не сходятся?

– В справке 2-НДФЛ от работодателя АБВГД неверно посчитана сумма обязательных налоговых отчислений.

– И что мне теперь делать?

– Изъять справку 2-НДФЛ от работодателя АБВГД и подать новый, скорректированный вариант декларации.

– Но ведь тогда декларация будет неполной. Получится, что я скрыл один из источников дохода.

– А какая разница? Ведь на итоговую сумму это все равно не повлияет.

– Значит, мне снова нужно будет дома все пересчитывать?

– Да что вы, зачем? Садитесь вот тут и на уголке стола все перепишите.

Выкинув лишнюю справку и переписав все заново, я сдал декларацию в окно номер шесть и стал ждать итогов камеральной проверки. Через три месяца я получил письмо, в котором говорилось, что камеральная проверка прошла успешно, и предлагалось написать заявление на предоставление налогового вычета. Я отправился в районную налоговую инспекцию и занял очередь в кабинет номер двадцать три. После того как спустя полтора часа через кабинет, где сидели четыре инспекторши, прошли пять стоявших передо мной в очереди человек, я и сам, наконец, зашел в кабинет с заблаговременно заполненным бланком заявления.

– Разве вы не видите, что рабочий день заканчивается? Уже без десяти шесть.

– Но мне только оставить заявление.

– А мне еще нужно найти вашу декларацию, – сказала инспекторша и начала последовательно перекладывать стопки бумаг вначале на столе, затем на соседних стульях, затем в картонных коробках, стоявших рядом со столом и под столом.

– А вы уверены, что ваша декларация прошла камеральную проверку?

– Да. В полученном от вас письме именно это и было написано.

Обнаружив, наконец, искомую декларацию в самом низу очередной коробки, инспекторша взяла у меня заявление и села к монитору компьютера.

– Я могу идти?

– Да-да, я только зарегистрирую ваше заявление.

Занеся информацию в компьютер, она стукнула по бланку штемпелем и протянула заявление мне.

– А теперь отнесите его в окно номер шесть.

– Спасибо.

Окно номер шесть было закрыто.

– Все ушли, – сказал охранник. – Уже пять минут седьмого.

Уже заранее понимая бессмысленность следующего шага, я вернулся в кабинет номер двадцать три.

– Окно номер шесть уже закрыто. Можно оставить заявление у вас?

– А зачем оно мне?

На следующий день я приехал к окну номер шесть в рабочие часы, сдал заявление и стал ждать.

Прошло три месяца.

Пока не произошло ничего.

 

Эпилог

Я давно пришел к выводу, что бороться в подобных ситуациях бессмысленно. Тут работают системные механизмы. Причем двух типов.

1. Если посмотреть на ситуацию с позиции налоговой инспекции как структуры, то ее поведение вполне логично. Если я претендую на налоговый вычет, то удовлетворение моей просьбы влечет за собой ухудшение показателей ее работы: ведь возврат денег мне означает снижение общей суммы налогов, а это противоречит интересам бюджета. Поэтому для налоговой инспекции я – враг, и ее желание в любой удобный момент ставить мне палки в колеса вполне логично и объяснимо. Напротив, странным выглядело бы желание идти мне навстречу.

2. Если посмотреть на ситуацию с позиции рядовой инспекторши, то и ее поведение вполне логично. Я претендую на получение некоторой суммы денег, а она сидит на фиксированном окладе, размер которого никак не зависит от положительного итога работы с моей декларацией (а если и зависит, то со знаком минус: см. пункт 1). Вот если бы какую-то часть этой суммы я выделил на поощрение ее трудов, тогда другое дело. Ну а если я в этом отношении туплю, то и ее личное желание просто так идти мне навстречу также выглядело бы странным.

Ко всему прочему я на собственном горьком опыте успел понять, что бороться – себе дороже. Один инфаркт у меня уже был.

Номера окон и кабинетов являются вымышленными. Любое совпадение этих номеров с реальными может быть только случайным.

20.05.2011