28 марта 2024, четверг, 17:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 июня 2011, 17:14

Резиновая «нерезиновая»

Москву будут расширять, решил президент Медведев. Это является одним из шагов по решению транспортной и даже жилищной проблемы столицы. Однако у преображения по-медведевски есть системные ограничители.  Ведомства куда-то переезжать вряд ли захотят. А при Путине идеи переезда уже были саботированы.

Москва расширяется. В целях улучшить развитие московского мегаполиса с учетом создания международного финансового центра, «облегчить жизнь огромному числу людей – может быть также рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы». Об этом заявил президент России Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

«То есть – о создании "столичного федерального округа", выходящего за традиционные границы Москвы, - пояснил глава государства. - Причем – с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений».

Многим идея президента понравилась: мэр Москвы Сергей Собянин ее одобрил. Правда, мэр Москвы подчеркнул, инициатива президента о создании столичного федерального округа подразумевает расширение границ Москвы, но не объединение Москвы и Подмосковья. «Вынос за пределы нынешнего центра Москвы части административных функций - это не только создание там новых зданий, это повлечет за собой смещение инвесторов за пределы Москвы,. Речь идет о создании нового города-спутника Москвы», - заявил Собянин.

Процесс объединения уже вроде бы запустили — губернаторы Сергей Собянин и Борис Громов уже договорились по телефону о создании специальной рабочей группы для решения вопроса.

Идея понравилась и в Северной столице. «Убеждена, что такая же судьба ждет и Санкт-Петербург. Будет ли это в следующем году или позднее, но будет обязательно», – сказала Матвиенко в кулуарах Международного экономического форума.

Девелоперы, работающие в Москве, отреагировали дружно и с энтузиазмом. Очевидно, что Москва в последние годы задыхается от безземелья. Отчасти именно этим вызван феномен точечной застройки и некоторые иные «прелести» лужковского преображения Москвы

Между Москвой и Подмосковьем не раз уже вспыхивали локальные конфликты по поводу пограничных земельных участков. Самый громкий — по поводу подмосковной (или московской) Щербинки. Верховный Совет СССР передал земли Москве еще в 80-е, но в новой России Подмосковье посчитало решение несправедливым. Власти регионов довольно долго судились за право строить на этой земле. После отставки Юрия Лужкова диалог с Подмосковьем пошел попроще.

Только вот между регионами очевидно развернется торг за каждый километр. Согласительные комиссии на то и создаются, чтобы работать годами.

В результате может получиться компромисс весьма далекий от задуманного «города чиновников».

Второе важное обстоятельство заключается в том, что в транспортных проблемах Москвы многие специалисты винят и наличие в городе многочисленных учреждений федеральной власти, которые создают дополнительный траффик. Ведь к госучреждениям стремится поближе подтянуться и крупный бизнес и прочие лоббистские структуры. Деловая Москва получается слишком сосредоточенной в историческом центре, что объективно способствует распространению пробок.

В этом смысле вынесение административных функций и госучреждений — идея не просто здравая, но даже перезревшая.

Иное дело, что значительная часть принципиальных органов переезжать за черту города не захотят. Кремль и Белый дом, разумеется, никто переносить не будет. Не уедут никуда и их обитатели, а это означает, что престиж и аппаратный вес госоргана и его руководителя будет зависеть от того, смог ли он отбиться от подмосковной ссылки.

Пример провала идеи переезда также наличествует. При Владимире Путине идеи переноса отдельных учреждений из Москвы обсуждались крайне активно, а переехал один только Верховный суд.

В политическом смысле растягивание Москвы означает и конец правления губернатора Громова. Несмотря на уверения Собянина, что сливать регионы не будут, очевидно, что предложение Медведева — серьезный удар по позициям подмосковного начальства. Сам Собянин продемонстрировал умение аккуратно встраиваться в кремлевскую повестку и решать московские  вопросы на высшем уровне.

В сухом остатке — у инициативы Медведева присутствует рациональное звено, но есть множество системных ограничителей. Вплоть до того, что любая реформа в России — а превращение Москвы из «нерезиновой» в «резиновую» является реформой — традиционно саботируется даже при наличии решений начальства. Единственный способ проведения — постоянные напоминания со стороны президента и московского мэра о необходимости провести расширение. Перед выборами Медведеву будет сложно постоянно держать растягивание Москвы в уме.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.