Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 мая 2018, пятница, 21:57
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

21 июня 2011, 17:05

Пейзаж в апофеозе

Художественной столицей Франции, да и всей Европы, в 1600-е годы был Рим. Сюда приезжали со всего континента – кто на годы, кто на десятилетия, а кто и на всю жизнь.
Сперва целью путешествий было научиться у итальянских мастеров искусству передачи движения человеческого тела. Но в начале XVII века произошло неожиданное: в Италии пейзаж стал обретать права самостоятельного жанра, и вскоре мода на него охватила Европу.

Из римлян публика вспоминает сегодня, прежде всего, французов Николя Пуссена и Клода Лоррена, с их пристрастием к эпическому (или героическому) пейзажу в первом случае, и лирическому во втором. Фламандские или немецкие коллеги остаются в тени двух мегазвезд. Хотя выставка «Природа и идеал» в парижском Гран-пале (с конца июня до 28 сентября 2011 г. ее покажут в мадридском Прадо) напоминает, что искусство не знает историй без родства, что здесь трудно чему-то прекрасному появиться из ничего, из ниоткуда – тем более, когда речь о пейзаже, переживавшем в Риме начала XVI века расцвет. Уже в античном искусстве мы видим немало примеров этого жанра, а с XIV века природу стали повсеместно инкорпорировать в картины с библейскими сюжетами. Наверняка бы рисовали и отдельно, но крупнейшим заказчиком искусства долгое время оставалась церковь, а ей «просто пейзажи» были ни к чему. С другой стороны, нельзя же свести историю живописи к деньгам (хотя и без них в этой истории никуда) и сделать вид, что лишь наплыв английских путешественников в «вечный город» сподвиг Лоррена на занятие пейзажами, и что это более важно, чем введенная Лорреном практика рисования этюдов красками на пленэре.

 
 

Nicolas Poussin (1594-1665) Nymphe et Satyres, huile sur toile, 1627. © The National Gallery, Londres, Dist. Service presse Rmn-Grand Palais /National Gallery Photography

Не в силах дождаться изобретения фотографии, англичане скупали виды Рима и его окрестностей, видя в них сувениры на память – дорогие, но точные. Но насколько реалистичными были эти пейзажи? Разглядывая 80 картин и 30 рисунков, расположенных в хронологическом порядке, понимаешь, что о точности никто из авторов не думал. С таким же успехом и «Грозу» Джорджоне, и виды на горы и моря, открывающиеся у фламандцев из окон в сценах с Мадонной, можно воспринять изображениями конкретного места. Но в эпоху Паскаля и художник должен был следовать принципу: жить следует так, словно Бог существует, даже если твердой уверенности в этом нет. Пейзажи оказывались попыткой обнаружить связь между прошлым опытом человечества, с его развитой иерархией мифов, и настоящим, когда развитие мысли и знания опережало возможности европейцев быстро адаптироваться к новому взгляду на мир. Поэтому допускалось совмещение деталей из разных пространств: руины были то натуральными, то вымышленными. Человек сначала решал, что он увидит (или что он сможет увидеть), а затем искал вокруг подтверждения своей идее.

Представления Пуссена и Лоррена о композиции и сочетании цветов долгие годы служили образцом для публики и живописцев, воспринимавших Италию райскими кущами, где остатки античной утопии о золотом веке человечества могут вернуть гармонию в отношения между природой и культурой. Так ностальгия сформировала ландшафт современности.

Революцию, случившуюся в искусстве XVII века, трудно переоценить. Природа стала соперничать с Библией, а библейские сюжеты постепенно перестали быть главными. «Природа и идеал» открывается работами болонца Аннибале Каррачи, фламандца Пауля Бриля и немца Адама Эльсхаймера (1578-1610). Все они приехали в Рим, чтобы работать здесь и умереть вдали от родных мест. Смешение культур дало поразительные результаты. Бриль, например, заселял ландшафты римского Форума фигурами не самых богатых современников – вполне в духе Питера Брейгеля. Судя по обилию повторов картин из жизни простого люда на фоне античных руин, те пользовались успехом у заказчиков. Это было новинкой для римской школы, в отличие от его совместного полотна с Рубенсом, запечатлевшего Психею в скалах с орлом-Юпитером, пьющим из кубка в ее руке.

 
 

Claude Lorrain (vers 1600 – 1682) Paysage avec l’embarquement de sainte Paule à Ostie. Paysage avec l’embarquement de sainte Paule à Ostie © Museo Nacional del Prado, Madrid

В то же время Эльсхаймер оставался верен библейским мотивам – в Париже показали, в частности, его «Три Марии у гроба» из бывшей коллекции Пауля Бриля (ныне Рейнский музей в Бонне). Но по сути его больше интересовали загадки света, чем христианские тексты. С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество фальшивок или выполненных под него работ - едва ли не главный показатель успеха у публики - поражает.
С годами наследие Эльсхаймера только сокращается. Еще Генрих Вайцзекер, издавший в 1938 году первую монографию о художнике, приписывает его кисти 60 полотен. Позднее исследователи сократили это число до 40 картин и 30 рисунков и гуашей.

 
 

Adam Elsheimer Die drei Marien am Grab Ca. 1603. © Bonn, Rheinisches Landesmuseum

Живописи он учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, ценившего, в свою очередь, Дюрера. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покидает Германию. После недолгой работы с Хансом Ротенхамером в Венеции он прибывает в Рим. Его пристрастия определили Тициан, Веронезе и Тинторетто, прежде всего предпочтением сине-желто-красной цветовой гаммы. В Риме он дружит с Рубенсом (тот был лишь на год его старше), а также с будущим учителем Рембрандта Питером Ластманом, создает работы в духе «поэтической живописи», многое предвосхитившую в эстетике романтизма, и удивляет коллег (в 1606 году художник вступает в профессиональную гильдию, Академию св. Луки). Те писали, что он diavolo per glie cose picole – «чертовски хорош в малых вещах». Эльсхаймер предпочитал малый формат, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Он видел в библейских сюжетах универсальная модель мира, вдохновлялся «Метаморфозами» Овидия (среди привезенного в Гран-пале и вдохновленная Овидием «Издевающаяся Церера» из Прадо), испытывал интерес и к Млечному пути, и к жизни эвкалипта, рисуя все это на меди, и был несравненен, на взгляд Рубенса, в ландшафтах. Ими восхищались и миниатюристы, и авторы голландской школы пейзажа, и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.

 
 

Adam Elsheimer (1578-1610). Bonn, Rheinisches Landesmuseum

Ранняя смерть автора, как часто бывает в искусстве, способствовала появлению легенды вокруг его имени. В ХХ веке по-своему сложную жизнь Эльсхаймеру обеспечили трудности при воспроизведении его работ, темных по колориту, наполненных той сложной игрой теней, что нелегко различить и при «живом» разглядывании, не говоря уже о репродукциях.
Несмотря на любовь к Овидию, разделяемую Эльсхаймером с веком, в нем нет той литературности раннего Пуссена, которая кажется источником сухости и безжизненности у великого классициста. То ли дело поздний Пуссен, где логическая работа над идеальным пейзажем заменяется живым чувством, фигуры полны грации и энергии, а природа не выглядит приложением к теории, хотя еще и не оказывается тем зеркалом человеческой души, которое позднее увидели в ней романтики.

Пуссен был первым французским художником, достигшим международной известности. Он обязан этим Риму, где Пуссен и Лоррен стали в глазах коллекционеров образцовыми итальянскими авторами. Но что именно ценили заказчики? Лорреном увлекались англичане, относившиеся к его картинам, с их особой передачей атмосферных явлений, как к идеальным сувенирам из обязательного путешествия на Апеннины.

В Лувре сейчас открыта выставка «Клод Ле Лоррен, рисовальщик лицом к природе» (до 18 июля; затем в музее Тейлера в голландском Харлеме). Вот где автономность пейзажа достигает своего апофеоза, пусть это даже не конкретный, но идеальный пейзаж Кампании. Вот где спонтанность оказывается важнейшей характеристикой, актуальной для пейзажа и столетия спустя, даже у импрессионистов! В графике исчезает та театральность, которая, согласно Полю Валерии, присутствует во французском пейзаже до XIX века. Но, хотя Лоррен был первым «чистым пейзажистом», соседство с современниками, как и в Гран-пале, лишний раз напоминает о железном единстве эпохе. Не зря многие работы последовательно приписывались многим авторам. Так, выставленный на Елисейских полях «Вид с деревьями» из марсельского музея изящных искусств (ок. 1640; в Мадриде показан не будет) урожденного римлянина Гаспара Дюге (1615 – 1675) из-за своего качества считался выполненным его учителем Пуссеном. До конца не ясно, писался ли он на пленэре или уже реконструировался по памяти в ателье.

Пейзажи, появившиеся в Риме в начале XVII века, выглядят последовательной и одновременно отчаянной попыткой сохранить идеальный облик цивилизации, понимаемой как единство мифа, истории и природы.

 
 

Wals Goffredo, Country Road by a House, c. 1619-1620. Fitzwilliam Museum, Cambridge

Три столетия спустя, в статье «Три картины о вине», Ортега-и-Гассет заметил, что, «будучи творением человеческого гения, она [цивилизация. – А.М.] оказалась его ошибкой, стала дорогой, ведущей в никуда. Природа совершеннее культуры, или, другими словами, зверь ближе к богу, чем человек». ХХ век легко подтвердил правоту испанца, потратив на это гораздо меньше сил, чем в свое время ушло на создание мифологии пейзажа.

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
19:57 Путин отказался от третьего срока
19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
17:30 Путин вступился за Иран
17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
14:56 Харви Вайнштейн арестован
14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
13:47 Кости жертв неизвестной битвы I века найдены в торфяном болоте в Дании
13:20 В Москве появится «альпийский» общественный транспорт
12:56 Минобороны РФ объяснило замалчивание Нидерландами данных по MH17
12:34 Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении MH17
12:30 ОКР и Минспорта признались WADA в манипуляциях с допинг-тестами
12:03 Силуанов пообещал не возвращать в Россию налог с продаж
11:56 Жаров рассказал о координации недавних терактов через Telegram
11:46 Моносилицид кобальта оказался ранее неизвестным типом полуметаллов
11:38 Палата представителей приняла запрошенный Трампом бюджет Пентагона
11:27 На Кубе нашли второй черный ящик разбившегося «Боинга»
11:09 Apple отсудила у Samsung 539 млн долларов за нарушение авторских прав‍
10:44 ЦБ отозвал лицензию у двух банков из третьей сотни
10:36 Голикова назвала примерный срок повышения пенсионного возраста
10:28 СМИ узнали о «закруглении» нефтяного налогового маневра
09:57 Начальника кемеровского МЧС задержали из-за пожара в «Зимней вишне»
09:44 Андрей Белоусов отказался «смещаться» с должности
09:35 Киносети передали Минкульту список «системообразующих» импортных фильмов
09:20 Канадская полиция ищет взорвавших бомбу в ресторане мужчин
09:17 Введение продуктовых карточек в России отложили на неопределенный срок
09:01 Губернатор Подмосковья пойдет на праймериз ЕР
08:47 Дума Екатеринбурга приняла отставку Ройзмана
08:33 Дерипаска покинул совет директоров «Русала»
08:12 КНДР подтвердила готовность к переговорам с США
07:55 Путин назвал условие признания выводов следствия по MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.