Адрес: https://polit.ru/article/2011/06/22/ea220611/


22 июня 2011, 13:28

«Сигнальная система» - окончание проекта

В июне в Московском музее современного искусства завершилась ретроспективная выставка работ художника Юрия Злотникова, известного по серии абстрактных работ «Сигнальная система», начатой им в 1950-е годы в СССР. Сегодня Злотников делает те же «сигналы», но под другим названием. Однако это не только повторение одного и того же.

Злотников начинал как художник-живописец в 1940-е годы с работ в стиле социалистического реализма, но уже в середине 1950-х стал делать абстрактные графические листы. Именно эти работы, объединенные в серию «Сигнальная система», были отмечены критикой и составили Злотникову имя как первому абстракционисту Советского Союза второй половины ХХ века. Злотников - единственный из тех, кто начинал заниматься абстракцией в 1950-е, и не забросил это дело в 2000-ые. Его последние работы – это обращение к тому, что было им изобретено, опробовано и признано ранее: те же графические абстрактные изображения, но уже с иным названием – «Полифония». Эта приверженность одному и тому же могла бы выглядеть как тавтология, вызывающая чувство скуки у наблюдателя, но можно отнестись к этому и иначе.

Когда Злотников начинал заниматься абстракцией, в США и Европе это направление в современном искусстве приобрело пропагандистский характер. В Москву с разницей в два года привезли выставки работ зарубежных художников на VI Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, а затем в 1959 - выставку американской живописи и скульптуры. В Москве такой художник как Игорь Немухин описывал свои впечатления от увиденного на выставках в восторженных выражениях, а неофициальные критики, как в СССР, так и в России в 1990-е, рассматривали эти мероприятия как «ошеломляющую встречу» с современным искусством. (1)

Злотников, однако, датирует свою «Сигнальную систему» 1956-м годом. То есть исследователю надо искать какие-то иные исторические контексты, кроме истории искусства, чтобы интерпретировать его работы. Таким контекстом могла бы стать дискуссия о значимости научного наследия физиолога Ивана Павлова в СССР.

Рис 1. Короткий перерыв. Из серии «Балаково». 1962.

Как известно, Павлов различал первую и вторую сигнальные системы в физиологии нервной деятельности. К первой относились «впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое». (2) Вторая сигнальная система – это слово, которое является «сигналом первых сигналов», - она присутствует только у человека.

В 1940-1960-е годы одним из критиков того, что представляет собой вторая сигнальная система у Павлова, выступал Николай Бернштейн. Он занимался физиологией движения и активности, и полагал, что «рефлекторная дуга» Павлова должна быть заменена «рефлекторным кольцом». По мнению Бернштейна, последовательность сигналов и рефлексов на них у Павлова дискретна и имеет механистичный характер. Однако для понимания человеческого действия необходимо принять во внимание целеполагание, или, как формулировал Бернштейн, «задачу действия». Это то, что организм стремится достичь, т.е. «закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель потребного будущего». (3)

Такие представления были близки идеалистическим, но подобные допущения отвергались Бернштейном. Он называл познание через действие «краеугольным камнем всей диалектико-материалистической теории познания, … своего рода биологическим контекстом к ленинской теории отражения». (4)

Рис 2. Ранняя «сигнальная» работа. 1956.

В отношении второй сигнальной системы, по мнению Бернштейна, ошибка Павлова состояла в том, что он недооценивал биологические и социальные функции. Слово, речь – это не просто условный сигнал, и не сумма слов-сигналов, а «символическое отображение воспринимаемого мира и себя самого в нем» с учетом целеполагания, а также биологических и социальных функций, которыми обладает структурированная речь человека. (5)

Кроме того, Бернштейн критиковал Павлова, ссылаясь на кибернетику. В 1950-60-е годы кибернетика в СССР являла собой новую универсальную науку об управлении системами, популярность которой была столь высока, что даже возникли предположения о возможной конкуренции с марксизмом. Именно кибернетика могла, по мнению Бернштейна, поставить и решить «задачу действия», она позволяла рассматривать человека не в павловском духе как «реактивный автомат», а как социальный живой организм.(6)

В 1970-80- годы интерес к кибернетике в СССР постепенно уменьшается, в том числе, из-за идеологической опасности для марксизма. Основной тезис марксистов состоял в том, что «марксистско-ленинская философия изучает всеобщие законы движения и развития бытия и мышления и их отношения». В то время как кибернетика исследует лишь «коммуникативные и управленчёские процессы в биологической и социальной сферах». (7) Кроме того, ранние притязания кибернетики на полную формализацию и автоматизацию человеческой деятельности не оправдались, и научный интерес был ограничен теорией информации и компьютерными технологиями. Прилагательное «кибернетический» вышло из широкого научного употребления.

Злотников, как следует из упоминания искусствоведа Ларисы Кашук, имел «творческий контакт» с Николаем Бернштейном. (8) Но помимо этого фактического свидетельства, «Сигнальная система» Злотникова, если ее описывать в рамках системы взаимодействия «художник-изображение-зритель», имеет немало сходств с тем, как устроена первая сигнальная система Павлова.

Сам Злотников пишет, что его «динамические композиции отражают динамику как таковую с анализом ее первоисточника, лежащего в наших чувственных, тактильных переживаниях. Анализ этих моторных переживаний и их организация в обратную связь и последующее воздействие – смысл моей работы конца 50-х – начала 60-х годов» (9).

Одну из работ «Сигнальной системы» можно представить следующим образом. Для зрителя это листы примерно одинакового среднего размера (около 84х60), вытянуты по вертикали. На фоне белой бумаги в различных местах композиции располагаются круги, половины кругов и полосы разного диаметра, длины и цвета. В основном использованы локальные цвета – зеленый, синий, оранжевый, красный. Динамизм композиции формируется за счет соположения различных геометрических фигур, которые имеют различные цвета. Так, например, на листе №2 (рис. 3) использованы две синие короткие полоски, два синих круга маленького диаметра, три красные полоски, одна из которых толще двух других, а также три полукруга – красный, черный и серый.

Рис. 3. Из серии «Сигнальная система». 1957-1962.

Зритель имеет дело с цветными формами, находящимися на разном расстоянии друг от друга на плоскости бумаги. Его рецепторы реагируют, преобразуя «сигнал» в моторную активность, и на этом взаимодействие завершается. Злотников не предполагает, что зритель чувствует, думает, говорит или действует. Зрителю эти функции не требуются для взаимодействия с «сигналами», ему нужны лишь моторные и мышечные реакции. Только таким образом возможна реализация «обратной связи» и «воздействия». Иными словам, для Злотникова-художника зритель – это «собака Павлова», а сам художник если не демиург, то ученый, фиксирующий и изучающий реакции на созданные им графические «сигналы».

Но с фиксацией и изучением «обратной связи» как и в 1950-е, так и в 2000-ые имелись и имеются некоторые проблемы. По словам Злотникова, у него около 700 работ в серии «Сигнальная система» по состоянию на 2000-й год. (10) Но, как и прежде, целиком они никогда и нигде не экспонировались и не издавались. То есть, выяснить, в какой последовательности «работают» те или иные изображения, оказывается невозможно. Можно предположить, что именно эти ограничения, оформленные историческими обстоятельствами (раньше выставлять негде, а сейчас – незачем), служат объяснением обращения Злотникова к метафизике и религии в 1970-е – начале 1990-х, а затем вновь к «сигналам», но уже под другим названием.

Рис. 4. Библейский цикл. 1965-1980.

Сам Злотников называет это «философско-поэтическое отстранение». (11) Его серии носят названия «Метафизическая композиция» (1978), «Дантовские круги» (1978-1982), «Космическое панно» (1989), «Библейский цикл» (начало 1990-х). И в этих работах Злотников вполне реализует функцию «художника-демиурга», как если бы функции «художника-ученого» стало со временем недостаточно. Однако сегодня он по-прежнему остается верен прежним идеям и полагает, что сейчас - «время более утонченного похода к кибернетическим задачам». (11) Поэтому на выставке в ММСИ зрителю предъявлены фрагментированные сигналы, объединенные тем, что Злотников назвал «полифонией». Это изображения в рамках, размером примерно в четыре раза меньше, чем в серии «Сигнальная система», расположены в четыре ряда на равном расстоянии друг от друга. Все они состоят из фрагментов, которые выглядят как повторение «сигналов» и «метафизических композиций», собранных в одно произведение. И это, вероятно, можно рассматривать не иначе как завершение проекта «Сигнальных систем» художника Юрия Злотникова.

Рис. 5. Из серии «Полифония». 1996-2010.

Все фото: Евгения Абрамова

Примечания:

1. Критик Евгений Барабанов: (1996): «Но главное, конечно, - ошеломляющая встреча с реальностью современного западного искусства: …выставки современных художников разных стран мира (VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957), польских абстракционистов (1958), американского искусства (1958)…» // Нон-конформисты. Второй русский авангард. 1955-1988. Собрание Бар-Гера. Каталог. – Под ред. Ханса-Петера Ризе. WIENAND. 1996. С. 24.

2. Первая сигнальная система. Большая советская энциклопедия

3.Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.Журнал «Скепсис»

4. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность. М., 1990. С. 373-392. // Цит. по: Флогистон

5. Там же.

6 Каталог Злотников Юрий. Живопись и графика. Из коллекций ГТГ, московских музеев, частных коллекций, собрания художника. М. 2004. Музей-галерея «Новый Эрмитаж – один». С. 4.

7 Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. // Журнал «Скепсис»

8 Там же.

9 Другое искусство. Москва 1956-1988. / Сост. Алпатова И., Талочкин. Л., Тамручи Н.Галарт. ГЦСИ. М., 2005. 11.

10. Овчинникова Ю. Юрий Злотников: «Российское варварство стимулирует меня к организации». Интервью со Злотниковым Ю. 18.03.2000. 

11. Злотников Юрий. Живопись и графика. Из коллекций ГТГ, московских музеев, частных коллекций, собрания художника. М. 2004. Музей-галерея «Новый Эрмитаж – один». С. 8.

12. Там же.