Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 мая 2018, воскресенье, 01:09
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

19 июля 2011, 09:31

Новое образование

Информационные технологии проникают в образование в принципиально разных форматах - начиная с целенаправленной разработки специального обучающего программного обеспечения, смещающего акценты и заканчивая фактически спонтанным применением новых средств для передачи знаний, в том числе - в формате 2.0, то есть на базе инициативы пользователей. К первым относятся, например, программы повышения квалификации, широко применяемые в корпоративной среде, когда тренинг состоит в том, что сотрудник получает некий файл, выполняет содержащиеся в нем задания и затем походит итоговое тестирование. На другом полюсе, соответственно, находятся всевозможные мануалы, тьюториалы, мастер-классы и видеоуроки, созданные пользователями и размещенные в блогах или на видеохостингах.

Существуют также многочисленные электронные библиотеки — платные, бесплатные, специализированные и общего содержания. К ним примыкают файлообменные ресурсы, где часто можно найти труднодоступные книги (например, ненавидимый правообладателями сайт library.nu, в прошлом известный под названием Гигапедия). YouTube содержит множество видеозаписей лекций, прочитанных в разных университетов (вот, например, обзорный курс лекций по социальным теориям, прочитанный в Кембридже профессором Аланом Макфарлейном). Существуют, наконец, масштабные справочно-просветительские проекты вроде Википедии или Сколарпедии (Scholarpedia).

Такие ресурсы и возможности используются в образовательных целях, но в отличие от собственно образовательных проектов, они не содержат учебных программ и сформированных курсов, а также не предполагают итоговой проверки полученных знаний и навыков.

Для общего описания той области, в которой технологии встраиваются в учебный процесс, применяют — в частности, и в русском языке — термин eLearning (электронное обучение).

От дистанционного к электронному

Среди самых успешных проектов фундаментального образования с применением новых технологий известен британский Открытый университет (Open University), созданный в 1969 г. В самом начале 1960-х гг. лейбористы, которые в тот момент еще находились в оппозиции, заговорили о том, что представители малоимущих социальных слоев зачастую не имеют возможности получать высшее образование. Тогда же появились идеи создания открытого колледжа или университета, который бы предусматривал дистанционное образование для подготовки к получению степеней в Лондонском университете. Когда лейбористы в 1964 г. пришли к власти, премьер-министр Гарольд Вильсон (Harold Wilson) поручил разработку этого проекта тогдашнему министру образования Дженни Ли (Jennie Lee). Первоначально в правящих кругах к этой идее относились с большим скепсисом и враждебностью (один из членов парламента назвал ее «полным бредом»), и Ли пришлось преодолеть сильное сопротивление, чтобы создать такой университет.

В 1971 г. у университета появились первые студенты в количестве 25 000 человек. В штате было около 80 преподавателей, он предлагал курсы по гуманитарным, социальным, естественным наукам и математике. В соответствии с принципом открытости, для допуска к обучению в университете не нужно было проходить предварительные испытания; не требовалось даже полного школьного образования. Тем, у кого с образовательной базой было совсем плохо, предлагались специальные вводные курсы. Выпускники получали «открытую степень» (open degree) бакалавра и могли продолжить образование в других заведениях (что многие и делали).

Одним из первых каналов для связи университета с аудиторией стало телевидение, по которому поздно ночью транслировались лекции. Следующим технологическим шагом стало распространение видеомагнитофонов в начале 1980-х гг.: благодаря этому появилась возможность смотреть лекции в любое удобное время, а не в установленные ночные часы. Интернетом в целях дистанционного обучения Открытый университет стал пользоваться с 1986 г. – тогда это сводилось к обмену текстовыми сообщениями.

Под открытостью университета подразумевается его общедоступность, то есть фактическое отсутствие возрастных и имущественных ограничений и фиксированного расписания. Благодаря возможности проводить занятия в режиме онлайн-конференций, а также размещать записи лекций и книги для скачивания университет преодолевает государственные границы и становится, таким образом, условно-международным. Есть некоторые языковые ограничения, потому что в основном курсы составлены по-английски, но там же предлагаются и курсы по изучению самого английского языка. Наконец, большое внимание уделяется техническим разработкам, благодаря которым обучение через Интернет становится доступно людям с ограниченными возможностями. В частности, предлагают пользоваться специальным ПО, которое читает вслух тексты на вебстраницах, что облегчает доступ к текстовой информации людям со слабым зрением, дислексией, а также малограмотным.

Открытость не означает бесплатности, так как университет в значительной степени существует за счет того, что за курсы платят студенты. Один вводный восьмимесячный курс по правоведению, например, сейчас стоит 820 фунтов для британцев и 1590 фунтов для всех остальных. Впрочем, тем, у кого мало средств, предлагаются скидки или вообще бесплатное обучение. Правда, скидки на начальное образование действуют только для граждан Великобритании. В континентальной Европе действуют скидки для тех, у кого уже есть степень бакалавра.

Студенту, записавшемуся на программу дистанционного образования, в начале курса высылают учебные материалы по почте. Это могут быть бумажные учебники, компакт-диски, а также специальное оборудование, если оно необходимо для учебного процесса. У каждого курса есть свой вебсайт, на котором можно найти дополнительные материалы и пообщаться с другими студентами. Живое общение с преподавателями и студентами проводится в режиме онлайн-конференций и так называемых вебинаров (онлайн-семинаров).

Помимо этого, университет продолжает сотрудничество с каналом BBC, а также, по возможности, использует относительно неконвенциональные средства – например, игровое 3D пространство Second Life. Там у Открытого университета есть собственный остров, на котором теоретически могут проводиться занятия, хотя сейчас, по крайней мере, общедоступная часть острова пустует.

Помимо основных курсов, требующих регистрации и оплаты, есть большой раздел, который называется OpenLearn, предлагающий небольшие (обычно продолжительностью от 2 до 20 часов) курсы и некоторые материалы бесплатно. Таких курсов очень много, и они классифицируются по разделам (есть гуманитарные дисциплины, информатика, социальные и естественные науки, математика, психология, юриспруденция и пр.). В разделе социальных наук, например, сейчас находится 47 учебных курсов. OpenLearn нужен, прежде всего, для того, чтобы люди получили представление о специфике учебного процесса, а потом записались на платную программу. Но этот раздел можно использовать и в общеобразовательных целях. Той интерактивности, которую подразумевают полномасштабные платные курсы, там, конечно, нет. Однако предполагается, что по мере освоения выбранной темы студенты будут обмениваться информацией и опытом в специальном разделе форума. Материалы OpenLearn защищены лицензией CreativeCommons.

По образцу британского Открытого университета стали создаваться аналогичные учебные заведения в других странах – например, Открытый университет в Японии, который сейчас входит в Азиатскую ассоциацию открытых университетов. Есть Открытый университет Израиля (который, среди прочего, разработал большую русскоязычную программу); высшее образование онлайн предлагает открытый университет в Австралии.

Бывали и неудачные попытки. В 1999 г. британский Открытый университет попробовал организовать аналогичный институт в США, используя свои проверенные опытом модели. Но американский университет просуществовал только до 2002 г. и закрылся. Это связывают с тем, что институту не хватало финансирования, из-за чего он не смог занять хорошую позицию на рынке, а также с многочисленными конфликтами и разногласиями между руководством американского университета и его британскими организаторами.

В школах и вузах

Многие традиционно устроенные университеты сейчас тоже используют информационные технологии для оптимизации организационных и собственно образовательных процессов. Например, Манчестерский университет широко использует программное обеспечение, разрабатываемое американской компанией Blackboard Inc. С его помощью создается онлайн-пространство, где отображается, в частности, успеваемость студентов, пройденные и предстоящие курсы, расписание занятий, а также содержатся домашние задания, записи лекций и учебные материалы. У каждого студента есть аккаунт, в котором он может просматривать свою персональную информацию и посредством которого он получает доступ к закрытому содержимому университетского сайта, а также к международным электронным библиотекам, сотрудничающим с университетом. Использование этого аккаунта – необходимая часть учебного процесса. Те, у кого нет своего компьютера с доступом в Интернет, могут пользоваться университетскими.

Своего рода онлайн-пространство есть и у некоторых российских вузов – например, МГИУ и МИФИ. Там тоже при поступлении у каждого студента появляется личный аккаунт, и многие данные доступны через Интернет. Отметим, что МГУ в этом смысле верен традициям, и некоторые его факультеты (особенно гуманитарные) до сих пор не обзавелись даже нормальными сайтами, а значительная часть административной информации сообщается студентам посредством бумажных листочков, прикрепленных к доске объявлений возле учебной части.

Большой популярностью пользуются разработки в области дистанционного школьного образования (существуют термины virtual school и cyberschool). Это удобно тем, у кого дети не могут посещать обычную школу регулярно – например, по состоянию здоровья. Здесь возможны как полностью дистанционные, так и смешанные форматы обучения. Виртуальные школы особенно распространены в США, где их ученики исчисляются тысячами. Для организации виртуального учебного пространства используются платформы Blackboard, а также Moodle и Desire2Learn. Виртуальные школы бывают частными (например, Allied National High School, Penn Foster Career School, The Keystone School и многие другие) и государственными (есть практически в каждом штате). Распространенной практикой стала организация онлайн-школ (старших классов) при университетах [1].

С другой стороны, есть проекты, занимающиеся созданием учебных программ с использованием новых технологий. Программ, рассчитанных на использование в самых разных учебных заведениях. В 2010 г. появился масштабный учебный проект Big History (универсальная история), созданный по инициативе историка Дэвида Кристиана (David Christian) и Билла Гейтса. Началось с того, что в 2008 г. Билл Гейтс с интересом прослушал курс лекций Кристиана по истории, начинавшийся с изложения теории Большого взрыва. После этого он связался с Кристианом, и они вместе стали разрабатывать энциклопедический, междисциплинарный и при этом популярный проект. Big History Project задуман как мультимедийный учебник нового поколения, который будет использоваться в школах. Пока что он находится в стадии разработки, и его пилотную версию осваивают только в нескольких американских школах. В дальнейшем планируется привлечение австралийских школ, а в 2013 г. – обеспечение доступности этой программы онлайн для всех школ во всем мире. Выступление Дэвида Кристиана, в котором он с иллюстрациями излагает идею проекта, можно посмотреть здесь (с русскими субтитрами).

Попытки интеграции

Примечателен американский проект Sloan Consortium (Sloan-C), некоммерческая организация, «призванная интегрировать онлайн-образование в мейнстрим высшего образования и помогать институтам в целом и преподавателям в частности повышать качество и популярность, а также расширять масштабы онлайн-образования».

На практике деятельность этой организации сводится к следующему. Во-первых, она регулярно проводит исследования (большей частью в США) с целью выяснить распространенность eLearning в текущий момент. Например, по итогам исследования, проведенного в 2009 г., выяснилось, что за период с 2003 по 2009 гг. численность онлайн-студентов увеличилась на 17%, в то время как студентов обычных вузов стало больше только на 1,2%. Кроме того, исследование показало, что на каждые четыре американских колледжа приходится не менее одного, предлагающего хоть один онлайн-курс. Повышение популярности высшего образования отчасти объясняется последствиями экономического кризиса, в результате которого сократилось число рабочих мест, а значит, появилось время на получение образования.

Во-вторых, Sloan-C публикует исследования, в которых обсуждается природа и возможности электронного обучения. Например, был опубликован анализ (.pdf) эмоциональных реакций учащихся на интерфейс обучающих программ с выводами о том, какие моменты следует учитывать разработчикам для создания более эффективных средств обучения.

В-третьих, Sloan-C проводит мастер-классы для преподавателей, где рассказывается, например, о том, как организовать учебное пространство онлайн, в каких пропорциях следует совмещать онлайн-обучение с традиционными форматами, как пользоваться учебными материалами, не вступая в конфликт с правообладателями и т.п.

В-четвертых, Sloan-C проводит регулярные онлайн-конференции и вебинары с участниками, на которых они делятся своим опытом и новыми техническими разработками. Некоторые вебинары доступны бесплатно. Обычно там бывает несколько докладов с презентациями, а также доступен чат, в котором слушатели могут обмениваться мнениями. Членство в Sloan-C платное (хотя многие материалы общедоступны), но судя по многочисленности участников, некоторые считают такое вложение оправданным. В частности, со Sloan-C сотрудничают более 200 американских высших учебных заведений.

Примечания

[1] В связи с темой внедрения информационных технологий в школьную образовательную среду можно вспомнить историю проекта SchoolNet Namibia, который был открыт в 2000 г., собственно, в Намибии. Тогда в большинстве местных школ не было не то что компьютеров, а даже электричества. Некоммерческая организация SchoolNet занялась проблемами электрификации, оснащала школы компьютерами, давала им бесплатный доступ в Интернет и разрабатывала обучающие программы, чтобы дети могли осваивать современные технологии. Проект также занимался просветительской деятельностью в области СПИД/ВИЧ. В 2009 г. проект SchoolNet впал в государственную немилость и был закрыт. Организаторы еще не потеряли надежду на его возобновление, так что пока он существует в формате вебсайта.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.