Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 05:59
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

19 июля 2011, 09:31

Новое образование

Информационные технологии проникают в образование в принципиально разных форматах - начиная с целенаправленной разработки специального обучающего программного обеспечения, смещающего акценты и заканчивая фактически спонтанным применением новых средств для передачи знаний, в том числе - в формате 2.0, то есть на базе инициативы пользователей. К первым относятся, например, программы повышения квалификации, широко применяемые в корпоративной среде, когда тренинг состоит в том, что сотрудник получает некий файл, выполняет содержащиеся в нем задания и затем походит итоговое тестирование. На другом полюсе, соответственно, находятся всевозможные мануалы, тьюториалы, мастер-классы и видеоуроки, созданные пользователями и размещенные в блогах или на видеохостингах.

Существуют также многочисленные электронные библиотеки — платные, бесплатные, специализированные и общего содержания. К ним примыкают файлообменные ресурсы, где часто можно найти труднодоступные книги (например, ненавидимый правообладателями сайт library.nu, в прошлом известный под названием Гигапедия). YouTube содержит множество видеозаписей лекций, прочитанных в разных университетов (вот, например, обзорный курс лекций по социальным теориям, прочитанный в Кембридже профессором Аланом Макфарлейном). Существуют, наконец, масштабные справочно-просветительские проекты вроде Википедии или Сколарпедии (Scholarpedia).

Такие ресурсы и возможности используются в образовательных целях, но в отличие от собственно образовательных проектов, они не содержат учебных программ и сформированных курсов, а также не предполагают итоговой проверки полученных знаний и навыков.

Для общего описания той области, в которой технологии встраиваются в учебный процесс, применяют — в частности, и в русском языке — термин eLearning (электронное обучение).

От дистанционного к электронному

Среди самых успешных проектов фундаментального образования с применением новых технологий известен британский Открытый университет (Open University), созданный в 1969 г. В самом начале 1960-х гг. лейбористы, которые в тот момент еще находились в оппозиции, заговорили о том, что представители малоимущих социальных слоев зачастую не имеют возможности получать высшее образование. Тогда же появились идеи создания открытого колледжа или университета, который бы предусматривал дистанционное образование для подготовки к получению степеней в Лондонском университете. Когда лейбористы в 1964 г. пришли к власти, премьер-министр Гарольд Вильсон (Harold Wilson) поручил разработку этого проекта тогдашнему министру образования Дженни Ли (Jennie Lee). Первоначально в правящих кругах к этой идее относились с большим скепсисом и враждебностью (один из членов парламента назвал ее «полным бредом»), и Ли пришлось преодолеть сильное сопротивление, чтобы создать такой университет.

В 1971 г. у университета появились первые студенты в количестве 25 000 человек. В штате было около 80 преподавателей, он предлагал курсы по гуманитарным, социальным, естественным наукам и математике. В соответствии с принципом открытости, для допуска к обучению в университете не нужно было проходить предварительные испытания; не требовалось даже полного школьного образования. Тем, у кого с образовательной базой было совсем плохо, предлагались специальные вводные курсы. Выпускники получали «открытую степень» (open degree) бакалавра и могли продолжить образование в других заведениях (что многие и делали).

Одним из первых каналов для связи университета с аудиторией стало телевидение, по которому поздно ночью транслировались лекции. Следующим технологическим шагом стало распространение видеомагнитофонов в начале 1980-х гг.: благодаря этому появилась возможность смотреть лекции в любое удобное время, а не в установленные ночные часы. Интернетом в целях дистанционного обучения Открытый университет стал пользоваться с 1986 г. – тогда это сводилось к обмену текстовыми сообщениями.

Под открытостью университета подразумевается его общедоступность, то есть фактическое отсутствие возрастных и имущественных ограничений и фиксированного расписания. Благодаря возможности проводить занятия в режиме онлайн-конференций, а также размещать записи лекций и книги для скачивания университет преодолевает государственные границы и становится, таким образом, условно-международным. Есть некоторые языковые ограничения, потому что в основном курсы составлены по-английски, но там же предлагаются и курсы по изучению самого английского языка. Наконец, большое внимание уделяется техническим разработкам, благодаря которым обучение через Интернет становится доступно людям с ограниченными возможностями. В частности, предлагают пользоваться специальным ПО, которое читает вслух тексты на вебстраницах, что облегчает доступ к текстовой информации людям со слабым зрением, дислексией, а также малограмотным.

Открытость не означает бесплатности, так как университет в значительной степени существует за счет того, что за курсы платят студенты. Один вводный восьмимесячный курс по правоведению, например, сейчас стоит 820 фунтов для британцев и 1590 фунтов для всех остальных. Впрочем, тем, у кого мало средств, предлагаются скидки или вообще бесплатное обучение. Правда, скидки на начальное образование действуют только для граждан Великобритании. В континентальной Европе действуют скидки для тех, у кого уже есть степень бакалавра.

Студенту, записавшемуся на программу дистанционного образования, в начале курса высылают учебные материалы по почте. Это могут быть бумажные учебники, компакт-диски, а также специальное оборудование, если оно необходимо для учебного процесса. У каждого курса есть свой вебсайт, на котором можно найти дополнительные материалы и пообщаться с другими студентами. Живое общение с преподавателями и студентами проводится в режиме онлайн-конференций и так называемых вебинаров (онлайн-семинаров).

Помимо этого, университет продолжает сотрудничество с каналом BBC, а также, по возможности, использует относительно неконвенциональные средства – например, игровое 3D пространство Second Life. Там у Открытого университета есть собственный остров, на котором теоретически могут проводиться занятия, хотя сейчас, по крайней мере, общедоступная часть острова пустует.

Помимо основных курсов, требующих регистрации и оплаты, есть большой раздел, который называется OpenLearn, предлагающий небольшие (обычно продолжительностью от 2 до 20 часов) курсы и некоторые материалы бесплатно. Таких курсов очень много, и они классифицируются по разделам (есть гуманитарные дисциплины, информатика, социальные и естественные науки, математика, психология, юриспруденция и пр.). В разделе социальных наук, например, сейчас находится 47 учебных курсов. OpenLearn нужен, прежде всего, для того, чтобы люди получили представление о специфике учебного процесса, а потом записались на платную программу. Но этот раздел можно использовать и в общеобразовательных целях. Той интерактивности, которую подразумевают полномасштабные платные курсы, там, конечно, нет. Однако предполагается, что по мере освоения выбранной темы студенты будут обмениваться информацией и опытом в специальном разделе форума. Материалы OpenLearn защищены лицензией CreativeCommons.

По образцу британского Открытого университета стали создаваться аналогичные учебные заведения в других странах – например, Открытый университет в Японии, который сейчас входит в Азиатскую ассоциацию открытых университетов. Есть Открытый университет Израиля (который, среди прочего, разработал большую русскоязычную программу); высшее образование онлайн предлагает открытый университет в Австралии.

Бывали и неудачные попытки. В 1999 г. британский Открытый университет попробовал организовать аналогичный институт в США, используя свои проверенные опытом модели. Но американский университет просуществовал только до 2002 г. и закрылся. Это связывают с тем, что институту не хватало финансирования, из-за чего он не смог занять хорошую позицию на рынке, а также с многочисленными конфликтами и разногласиями между руководством американского университета и его британскими организаторами.

В школах и вузах

Многие традиционно устроенные университеты сейчас тоже используют информационные технологии для оптимизации организационных и собственно образовательных процессов. Например, Манчестерский университет широко использует программное обеспечение, разрабатываемое американской компанией Blackboard Inc. С его помощью создается онлайн-пространство, где отображается, в частности, успеваемость студентов, пройденные и предстоящие курсы, расписание занятий, а также содержатся домашние задания, записи лекций и учебные материалы. У каждого студента есть аккаунт, в котором он может просматривать свою персональную информацию и посредством которого он получает доступ к закрытому содержимому университетского сайта, а также к международным электронным библиотекам, сотрудничающим с университетом. Использование этого аккаунта – необходимая часть учебного процесса. Те, у кого нет своего компьютера с доступом в Интернет, могут пользоваться университетскими.

Своего рода онлайн-пространство есть и у некоторых российских вузов – например, МГИУ и МИФИ. Там тоже при поступлении у каждого студента появляется личный аккаунт, и многие данные доступны через Интернет. Отметим, что МГУ в этом смысле верен традициям, и некоторые его факультеты (особенно гуманитарные) до сих пор не обзавелись даже нормальными сайтами, а значительная часть административной информации сообщается студентам посредством бумажных листочков, прикрепленных к доске объявлений возле учебной части.

Большой популярностью пользуются разработки в области дистанционного школьного образования (существуют термины virtual school и cyberschool). Это удобно тем, у кого дети не могут посещать обычную школу регулярно – например, по состоянию здоровья. Здесь возможны как полностью дистанционные, так и смешанные форматы обучения. Виртуальные школы особенно распространены в США, где их ученики исчисляются тысячами. Для организации виртуального учебного пространства используются платформы Blackboard, а также Moodle и Desire2Learn. Виртуальные школы бывают частными (например, Allied National High School, Penn Foster Career School, The Keystone School и многие другие) и государственными (есть практически в каждом штате). Распространенной практикой стала организация онлайн-школ (старших классов) при университетах [1].

С другой стороны, есть проекты, занимающиеся созданием учебных программ с использованием новых технологий. Программ, рассчитанных на использование в самых разных учебных заведениях. В 2010 г. появился масштабный учебный проект Big History (универсальная история), созданный по инициативе историка Дэвида Кристиана (David Christian) и Билла Гейтса. Началось с того, что в 2008 г. Билл Гейтс с интересом прослушал курс лекций Кристиана по истории, начинавшийся с изложения теории Большого взрыва. После этого он связался с Кристианом, и они вместе стали разрабатывать энциклопедический, междисциплинарный и при этом популярный проект. Big History Project задуман как мультимедийный учебник нового поколения, который будет использоваться в школах. Пока что он находится в стадии разработки, и его пилотную версию осваивают только в нескольких американских школах. В дальнейшем планируется привлечение австралийских школ, а в 2013 г. – обеспечение доступности этой программы онлайн для всех школ во всем мире. Выступление Дэвида Кристиана, в котором он с иллюстрациями излагает идею проекта, можно посмотреть здесь (с русскими субтитрами).

Попытки интеграции

Примечателен американский проект Sloan Consortium (Sloan-C), некоммерческая организация, «призванная интегрировать онлайн-образование в мейнстрим высшего образования и помогать институтам в целом и преподавателям в частности повышать качество и популярность, а также расширять масштабы онлайн-образования».

На практике деятельность этой организации сводится к следующему. Во-первых, она регулярно проводит исследования (большей частью в США) с целью выяснить распространенность eLearning в текущий момент. Например, по итогам исследования, проведенного в 2009 г., выяснилось, что за период с 2003 по 2009 гг. численность онлайн-студентов увеличилась на 17%, в то время как студентов обычных вузов стало больше только на 1,2%. Кроме того, исследование показало, что на каждые четыре американских колледжа приходится не менее одного, предлагающего хоть один онлайн-курс. Повышение популярности высшего образования отчасти объясняется последствиями экономического кризиса, в результате которого сократилось число рабочих мест, а значит, появилось время на получение образования.

Во-вторых, Sloan-C публикует исследования, в которых обсуждается природа и возможности электронного обучения. Например, был опубликован анализ (.pdf) эмоциональных реакций учащихся на интерфейс обучающих программ с выводами о том, какие моменты следует учитывать разработчикам для создания более эффективных средств обучения.

В-третьих, Sloan-C проводит мастер-классы для преподавателей, где рассказывается, например, о том, как организовать учебное пространство онлайн, в каких пропорциях следует совмещать онлайн-обучение с традиционными форматами, как пользоваться учебными материалами, не вступая в конфликт с правообладателями и т.п.

В-четвертых, Sloan-C проводит регулярные онлайн-конференции и вебинары с участниками, на которых они делятся своим опытом и новыми техническими разработками. Некоторые вебинары доступны бесплатно. Обычно там бывает несколько докладов с презентациями, а также доступен чат, в котором слушатели могут обмениваться мнениями. Членство в Sloan-C платное (хотя многие материалы общедоступны), но судя по многочисленности участников, некоторые считают такое вложение оправданным. В частности, со Sloan-C сотрудничают более 200 американских высших учебных заведений.

Примечания

[1] В связи с темой внедрения информационных технологий в школьную образовательную среду можно вспомнить историю проекта SchoolNet Namibia, который был открыт в 2000 г., собственно, в Намибии. Тогда в большинстве местных школ не было не то что компьютеров, а даже электричества. Некоммерческая организация SchoolNet занялась проблемами электрификации, оснащала школы компьютерами, давала им бесплатный доступ в Интернет и разрабатывала обучающие программы, чтобы дети могли осваивать современные технологии. Проект также занимался просветительской деятельностью в области СПИД/ВИЧ. В 2009 г. проект SchoolNet впал в государственную немилость и был закрыт. Организаторы еще не потеряли надежду на его возобновление, так что пока он существует в формате вебсайта.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.