29 марта 2024, пятница, 14:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 июля 2011, 14:00

Почти политическая плитка

Имеется сочетание нескольких факторов: Москва, лето, жара, переделка городских тротуаров. В сумме все это дает гражданское оживление относительно последнего пункта. Гражданское недовольство данным фактом возникло, разумеется, в социальных сетях, но произвело уже и обращение на сайте Демократор.ру.

Обращение подписано Общественным Движением “Московские родители”, ну а поскольку к вышеперечисленным факторам добавляется еще и летнее отсутствие новостей, то у обращения появился шанс быть замеченным. Что, собственно, тут уже и произошло.

Обращение начинается так: "Уважаемые представители власти! В настоящее время в центре Москвы ведутся работы по замене асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку. Мы, граждане РФ, обращаемся к Вам с просьбой разобраться в целесообразности данного проекта, инициатором которого является мэр Москвы Сергей Собянин. Горожане, по множественным опросам, выражают свое негативное отношение к укладке тротуаров плиткой и абсолютно не хотят ломать ноги и портить обувь!"

Отмечу, что цель моей заметки не состоит в том, чтобы вступить в диспут с авторами обращения. Скорее, наоборот — в самом деле, возникла некоторая городская проблема. Но уж если на что-то жаловаться, то хорошо бы иметь на своей стороне если и не логику, то хотя бы чистую аргументацию. Иначе позиция очень сильно ослабляется. Впрочем, логика бы тоже не помешала, а то что же это - внизу обращения  стоят "Московские родители" (что, возможно, адекватно), а с самого начала уже "Мы, граждане РФ". Что, все граждане РФ стали быть обеспокоены этой темой?

Опять же, аргументация: "Многие политики высказывают мнение, что это очередной распил государственных денег и абсолютно никому не нужный проект". Ну вот что такое "многие политики"? В обращении места хватало на то, чтобы их упомянуть конкретно. Опять же, ну вот если речь идет о "никому не нужном проекте ", то зачем настаивать именно на этих политиках? Коль скоро он не нужен никому? Ну а тема распила и т.п., это ж вроде первородного греха власти, но тут было бы умнее ее заявлять, имея на то не только общие основания. Разумеется, все это может быть именно так по факту, но в конкретных случаях такая методика не слишком работает.

Словом, тут вот какой пафос: что-то происходит, причем - неподалеку, почему бы не посмотреть, как это в натуре. Мало того, сделать репортаж о том, как в Москве что-то не так с тротуарами — это же просто праздник какой-то, поскольку тогда столица РФ превращается в обычный, нормальный городок со своими местными проблемами. Когда ж такое бывает, как не летом? Ну и да, если уж есть претензии, то можно соотнести их с реальностью.

Не знаю, как в других местах (и где они — тоже не знаю), а в редакционных окрестностях процесс изменения действительности находится  на Садовом. Точнее — на  внутренней  стороне Земляного вала, от Покровки до Красных ворот. Там так: асфальт снят всюду, причем-  довольно давно. В последние пару дней все, что было песчаным, принялись мостить. Занимается этим вполне добросердечный народ, который трудно заподозрить в том, что они всякий день ощущают недоброжелательство пешеходов, которым приходится криво ходить по фронту их работ. Ну, может они испытывают радость о того, что эта работа — надолго. Но, скорее, улыбаются без подобных мыслей, а просто так.

То есть, это я затем, чтобы отнестись без субъективности в варианте понаехали тут, а также — имея в виду подневольный рабский труд и всякое такое. Работают, что уж. Но, конечно, все устроено непросто. Потому что асфальт сначала снимают и все это вот так неделями и стоит. Ну вот тут сначала раскупорили участок от Покровки до Фурманного и недели через две только добрались до Красных ворот. Причем, в раскрытых местах укладку не производили. Так и стояло — песок, ветер носит. Теперь уже мостят, да. Возле Красных ворот прогресс виден.

В последние дни процесс пошел вглубь Садового кольца, по Харитоньевским, Большому и Малому. Там отмечается изменение тактики: сразу снимают и мостят. Пройти сложно, но можно, хотя имеют склонность работать сразу по обеим сторонам.

В четверг начали взрывать и Покровку. Там,  в отличие от широких тротуаров Земляного вала и малолюдных харитоньевских возникают уже конкретные проблемы: тротуары узкие, людей много, а еще и транспорт. Но тут уж, что — ситуация. Так что определенное сочувствие к авторам обращения имеется. Возможно, что негодование временное, так ведь чувства иначе и не умеют. Поэтому хочется стать беспристрастным и рассуждать по фактам, их уточняя. Вот, например, сама эта плитка. Это, конечно, никакая не плитка. А натуральные такие бетонные кирпичи. То есть, с ними вовсе не так, что их положили — а они и поплыли.

Да, кладут не с геометрической прямотой, но ведь, чтобы все легло ровнехонько, требуется идеально плоская Москва, а где такую взять.

Второй момент. Вряд ли все это промысел жены Собянина. Дело в том, что — как выяснилось путем изучения натуры и сопоставлений - дворик перед редакцией Полит.ру замощен ровно такими же бетонными брусками еще года два назад. Собственно, промысел мог ей принадлежать и тогда (Собянин-то в Москве давно, он же еще комиссией Совфеда по прокурору Скуратову руководил), но, в общем, никакой  принципиальной новизны в этих блоках-брусках нет. Ровно эти же штуковины мы видим каждый день по нескольку раз, а что именно видим — покажу чуть позже, после предъявления цитат, которые привели авторы обращения.

Там есть ссылка на Firstnews: ""Мостить тротуары плиткой в наших условиях – это себе дороже, - сказал Firstnews источник в Департаменте ЖКХиБ. – У нас отсутствуют производства, которые способны выпускать долговечную плитку: половину покрытия там, где уже есть такое, приходится менять после первой же зимы. Плитка просто раскрашивается по краям. Кроме того, тротуарная плитка – штука скользкая, ее сцепные свойства с обувной подошвой гораздо ниже, чем у асфальта".

Сразу и вторая, уже из  "Коммерсантъ-Деньги”: "Срок службы отечественного асфальта, как известно, чудовищно недолог, но и плитка у нас почему-то недолговечна... Так еще и местные службы ЖКХ абсолютно не умеют с нею обращаться",— сетует директор сибирской строительной фирмы. Он рассказывает, что, например, в одном из городов этой зимой для борьбы с обледенением улиц наняли бригаду таджиков, которые "за два дня и минимальный откат" действительно разломали и вывезли за город весь образовавшийся на тротуарах лед. Правда, вместе с новой керамической плиткой".

Собственно, вопрос: какую именно плитку они имеют в виду? Никаких оттенков какой-либо керамики, которая способствует скольжению, в нашем случае нет. Вот, как это у нас тут валяется.

Что сказать об эксплуатационных свойствах изделия? Оно, в общем, не крошится. Кирпичи лежат себе довольно плотненько, тенденции к разъезжанию не проявляют. Опять же, поглядеть бы на таких таджиков, которые тут могли бы выворотить лед вместе с этими штуками. Там явно о каком-то другом покрытии. Да, если приглядеться, то видны многочисленные щербины — это да, мы тут лед скалываем зимой. Лом лед от бетона не отличает, дело известное. Так что покрошить их можно, но не сразу. То есть — вручную, а чтобы оно крошилось само — так нет. Но и асфальт на улицах в таких же рубцах, собственно. Каблукам особо все это не угрожает, скользит — да не больше скользит, чем асфальт. Скорее, даже меньше. Это не апология мудрому решению г-на Собянина, а чисто рассуждения на тему, что если предъявлять претензии, то надо знать матчасть. А то ведь что ж такое: можно напихать сразу тридцать претензий, но из них половина мечтательных, а четверть — фиктивных по факту. Как с этой керамикой. По такому мусору другая сторона оправдается, а реальные и не упомянет.

Вопросы тут есть, но они несколько другие. Вот, скажем, зачем Земляной вал три недели был в диком состоянии (и продолжает в нем находиться)? И как, собственно, планируется совмещать по времени раскопки и закапывания? Тут же и арифметика на тему сколько потребуется землекопов, чтобы то да се в масштабах, хотя бы, Садового кольца - если три недели все вскрыто на небольшом куске между Покровкой и Красными воротами? Интуитивно понятно, что на весь центр уйдет не один год. Ну, может это такой гуманитарный проект постоянного облагораживания местности, но тогда возникает уже вопрос философский: а зачем решили идеализировать сразу все тротуары, когда вокруг  полно домов, которым бы уже давно не помешал ремонт, а тротуары же держались, в общем-то, со всем своим асфальтом? Ну и станут теперь тротуары быть красивыми, а что останется вокруг?

Понятно, что это уже чисто философия, потому что если начинать с чего-то другого, то столь же логично вылезет вопрос о том, почему начали с этого чего-то другого, когда у нас тут по тротуарам пройти нельзя. Собственно, это ведь уже вполне реальная тема о том, кто и как принимает решения на городские темы.

Тут же еще вот что: спонтанные и, иной раз, загадочные идеи относительно благоустройства Москвы посещают не только нового мэра. Это вполне московская традиция последних лет. Скажем, году в 2005-ом доделывали Третье транспортное на Спартаковской. Тогда были сооружены вполне приличные подземные переходы с адекватными ступеньками (те, что по дороге от Бауманской на Фабрику, под Бакунинской).  Но года через три (а они, понятно, стояли, как построили) все это разломали и переложили заново. Причем, тогда по краям лестниц и возле них положили нечто пружинящее, резиновое — ну, типа как дорожки на стадионах и в манежах. Уже и тогда этот креатив вызвал изумление: неужели техника дошла до такого уровня, что вот это нежное и желтенькое переживает зиму? Да, разумеется не пережило. Два-три года и вот, как оно выглядит теперь. А было такое желтое, мягкое и нежное.

Так что тут в целом общегородская традиция, вот что. Ну, про душераздирающего вида скамейки, массовым образом установленные года три назад тоже можно упомянуть. Они как-то так удачно придуманы и сделаны, что их используют почему-то только бомжи и сильно уставшие граждане. Граждан в нормальном состоянии сознания на них увидеть нельзя. Да, это хорошо, что бомжи и лавки нашли друг друга, но имелось ли в виду именно это? Конечно, любопытно, как принималось и это решение. Но, по правде, никто уже не задает вопросов о том, как вообще принимаются решения, после которых в городе воздвигается очередной ужас нечеловеческий. На тему правомерности сноса исторического наследия еще могут быть страсти, а уж что там поставят потом и кто это нарисовал и воплотил — очень редко, исключительно отдельные эстеты-интеллектуалы. Или вот, свеженькое: "Беспроводным интернетом оснастят новые автобусы стандарта "Евро-5", которые со следующего года закупят для города. Об этом сообщили мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор Мосгортранса Петр Иванов". Не говоря уже о плане увеличения самой Москвы в два с половиной раза.

Так что в этой связи сама общественная инициатива граждан с их обращением вполне кстати. Но детали... Вот мораль общественников: "В связи с вышеизложенным, просим Вас разобраться в ситуации и , в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2009г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предоставить нам данные о расходовании бюджетных средств на компанию, включая информацию о стоимости контракта, поставщиках и объёме работ. Также, мы просим остановить работу и не производить замену асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку в г.Москве".

Почти ура. Потому что есть реальная точка соприкосновения претензий с объективной реальностью в виде хотя бы реквизитов закона. Собственно, и требования тоже выглядят здраво: поставщик, объем работ — разумно, это должно быть где-то зафиксировано и представлено. Мало того, все это может быть действительно представлено на каком-нибудь сайте. Но где представитель общественности узнает адрес? Собственно, на самом-то деле это проблема именно городских властей, но они пока это не поняли. Причем, если бы они выставили эти данные в открытый доступ и пояснили, где смотреть, то проблема бы возникла у тех, кто им жаловался: им же понадобится понять, что именно следует их тех цифр, которые они нашли бы в этой сводке. Конечно, и эта проблема решается, но — ох, не скоро.

Потому что сейчас все куда проще. Вот, обращение от "Московских родителей". Возможно,  это Общественное Движение действительно существует (хотя уверенности в этом нет), но кто тут его представитель, где их контакты? Кому именно следует выслать ответ на обращение?

Собственно, это даже второй вопрос, потому что первый: а кто именно должен воспринять данное обращение, как обращение в свой адрес? "Уважаемые представители власти!" - вот адресация. Кто ответить-то должен? А ведь если не ответят то, пожалуй, будет повод обвинять власть в игнорировании справедливых требований граждан РФ...

Никакой морали, собственно. Просто вот так все это сейчас выглядит.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.