Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 04:48
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 августа 2011, 08:45

Инвалиды речного флота

Пару лет назад ко мне в Казань приехал друг из Москвы. Лето, жара  -  и я на несколько дней увез его на дачу. Дача рядом с Волгой – всего в двух километрах, – и мы все время проводили на ее берегу с удочками. Но мой друг мечтал увидеть великую реку во всей ее красе, прокатиться на кораблике. Я вздохнул и повез его в речной порт. Казань расположена на воде – Волга, Казанка, внутри города огромное озеро Кабан, мелкие речушки, пруды и заводи. Но город стоит ко всей этой благодати как бы спиной – нет ни набережных, ни зон отдыха. И только речной порт остается единственным выходом к воде. Однако на моего приятеля он произвел удручающее впечатление. Какие-то покосившиеся заборы, обшарпанные здания, грязь на тротуарах. И никакой романтики – в порту стояло несколько таких же неприглядных кораблей, которые перевозили людей на другой берег. Двухчасовая прогулка на теплоходе тоже не доставила ожидаемого удовольствия – берега красивые, Волга чудесная, но судно выглядело допотопным и неухоженным, а рев двигателей совершенно не способствовал беседе или мечтательному настроению. Одним словом, мой друг сошел на берег окончательно разочарованным.

Эта поездка на прогулочном теплоходе с моим другом была последней по времени. С тех пор прошло несколько лет, а у меня так и не появилось желания совершить путешествие по воде. А ведь еще два десятка лет назад все обстояло иначе. Водный транспорт был одним из самых доступных, быстрых и дешевых. «Метеоры», «Ракеты» и «Восходы» - эти скоростные суда на подводных крыльях – ходили регулярно, почти как рейсовые автобусы, из Казани в Самару, Тольятти, Ульяновск, Чебоксары, Набережные Челны. Поездка на них была дешевле и приятнее, чем автобусом или поездом. Но главное – быстрее! А потом можно арендовать квартиру в Самаре

Движение по воде было столь интенсивным, что увидеть водного инспектора, как дорожного полицейского на оживленном перекрестке, редкостью совсем не считалось.

Но самое красивое зрелище представлялось вечером, когда от порта отходили многопалубные корабли – огни, музыка, веселый смех отдыхающих. И вся Волга в этих огнях всю ночь. Студентом я и сам любил путешествовать на таких кораблях. Билет в каюту 3-го класса стоил очень дешево, а по комфорту превосходил купе поезда. Да и большую часть времени мы проводили на палубе, любуясь неспешно менявшимся пейзажем.

Не только Казань, но и весь Татарстан богат водой – Волга, Кама, Вятка, Белая. Это всё судоходные реки. Более того, в регионе есть такие селения, куда только по воде и можно добраться. Собственно только туда сейчас и ходят очень старые пассажирские катера типа ОМ и МО, еще 50-х годов постройки. Других нет. С 91-года на реках России не появилось практически ни одного нового судна (частичным исключением стали сибирские реки). Да и те, что есть, в большинстве своем построены до 1967 года. Примерно в те же годы, что и затонувший 10 июля двухпалубный теплоход «Булгария».

Гибель теплохода и такого количество людей, особенно детей, вызвала шок. И это не дежурная фраза, не преувеличение. Казань город большой – более миллиона жителей. Но сами казанцы часто называют его большой деревней – до такой степени здесь люди плотно общаются между собой. Поэтому трагедия с теплоходом «Булгария» задела всех. С кем бы ни приходилось общаться в те дни, обязательно находился кто-то, у кого на «Булгарии» были родственники, друзья, знакомые, знакомые знакомых. Коллега рассказала – пришла домой, а квартира соседей открыта настежь. Погибла вся семья… Поэтому люди несли цветы и игрушки к списку с именами жертв, которую повесили на серой стене речного вокзала. И продолжают нести до сих пор. Это место превратилось в стихийный мемориал, а саму стену уже назвали «Стеной плача».

Причины гибели теплохода называют различные, но, скорее всего, это, как и бывает в случае больших катастроф, совокупность нескольких роковых факторов. Судно никто не ремонтировал, в свой последний рейс оно ушло с сильным креном на один борт, из двух двигателей работал только один. Кроме того, не было кондиционеров и вентиляции, от чего многие держали иллюминаторы открытыми, что также способствовало быстрому затоплению. И износ судна, и отсутствие герметичных перегородок в данном проекте, и перегруз, и элементарная беспечность и безалаберность, как выясняется, не очень подготовленного экипажа. Но, как мне и многим представляется,

главное – развал всей системы речного пароходства страны.

И в этом случае не спасут все 30 надзорных органов, которые следят за порядком на воде. Как не спасли они «Булгарию».

Этот теплоход многие десятилетия ходил под названием «Украина», но когда его перестали принимать в других портах из-за долгов и неудовлетворительного состояния, владельцы судна дали ему другое название. А все разрешительные органы выдали нужные бумажки. А если не выдали, то хозяева обошлись и без них – продолжали плавать и, самое страшное, возить людей. Евгений Менякин некоторое время был капитаном «Булгарии» и ушел с этого судна как раз потому, что устал бороться с его владельцами, которые экономили на всем – ремонте, запасных частях, зарплате экипажу. По словам Менякина, такое положение существует на всем речном флоте: «На этом теплоходе были большие проблемы по двигателям и по энергоустановкам. О чем я не раз докладывал руководству. Но безрезультатно. Это не только эта фирма («Камское речное пароходство» и фирма-арендатор «АргоРечТур»). Я работал заместителем по безопасности и капитаном-наставником и могу сказать, что очень многие фирмы малыми затратами хотят сделать колоссальные прибыли». При этом добавляет, что хозяин теплохода «Булгария» Михаил Антонов, весь флот раздал арендаторам, свои корабли не ремонтирует. Говорит: хотите ремонтировать – пожалуйста, но аренда пойдет с этого времени. То есть теплоход будет стоять, а надо платить за аренду и еще вкладывать в ремонт. Поэтому это невыгодно было. А капитанов заставляют молчать и работать. С Евгением Менякиным солидарен еще один капитан-наставник Адель Заппаров, который на похоронах капитана «Булгарии» обвинил владельцев судов в алчности: «Там ведь как? Не хочешь работать – иди, найдем другого. Безработных много». По словам капитанов, все их попытки настоять на ремонте судна, просьбы выделить деньги даже на необходимые запчасти арендаторами воспринимаются как нежелание приносить прибыль фирме. От таких строптивых капитанов избавляются в первую очередь.

Еще одна причина плачевного состояния российского пассажирского флота – это правила игры, которые задает само государство. Высокие таможенные пошлины на новые корабли лишают владельцев возможности приобретать новую технику. Навигация в суровом климате России длится с конца апреля по октябрь. А круизный сезон ещё короче – всего три летних месяца. В таких условиях новый теплоход, по подсчетам специалистов, начнет приносить прибыль только через 30 лет – как раз, когда и его уже пора будет менять.

Сейчас в поволжских городах много говорят о возрождении туризма. В городах, и в Казани особенно, строят новые гостиницы, создается некая инфраструктура. Путешествие по Волге всегда было привлекательным, и солидные турфирмы заботятся о кораблях. Но стоят подобного рода туры очень дорого, а желающие отдохнуть на воде есть и среди людей небогатых. Вот на них и рассчитывают свою деятельность мелкие фирмочки вроде «АргоРечТур», которые относительно низкими ценами завлекали туристов и при этом не брезговали перегрузкой кораблей. При этом серьезные представители туриндустрии давно уже говорили о необходимости модернизации речного флота страны. Руководитель одной из турфирм Вячеслав Самойлин настаивает: «Надо говорить об улучшении ситуации на Волге. Об обновлении флота, о подготовке кадров, о возобновлении работы материально технической базы – имеются в виду судоремонтные заводы. Тогда не будет таких ситуаций».

Сразу после трагедии с теплоходом «Булгария» начался массовый отказ от водных путешествий. Турфирмы зафиксировали четырехкратное сокращение спроса. Правда уже через две недели страх начал проходить, и продажа путевок пошла заметно активнее. Здесь надо еще понимать, что срок службы речных судов намного выше, чем морских. Менее агрессивная среда пресных вод рек позволяет эксплуатировать корабли десятилетиями без потери качества. Но при условии должного ухода и своевременного ремонта. А именно этого на флоте России сейчас не хватает.

Между тем, пассажирские корабли делают всего в 40 километрах от Казани, в городе Зеленодольске. Суда современные и комфортные, но их закупают в основном страны Юго-Восточной Азии, где наблюдается бурное развитие туризма. И теперь туристы в Таиланде или во Вьетнаме путешествуют на теплоходах, которые сделаны в России. И, похоже, у Зеленодольского завода дела идут достаточно успешно. Во всяком случае, я так и не смог пока встретится с его генеральным директором – он постоянно находился вместе с различными делегациями. Но о своей продукции мне рассказал начальник отдела по работе с общественностью Рафис Фаттыхов: «В наши дни Зеленодольский завод имени А.М.Горького - единственное предприятие в России, где развернуто серийное строительство скоростных пассажирских судов из легких сплавов. В России наши суда ходят на Лене и Енисее. В последние несколько лет пассажирские суда за границу мы не поставляли, но до этого их охотно покупали такие страны как  Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Греция, Голландия, Норвегия, Китай, Вьетнам.

Тем временем от причалов Казанского речного порта продолжают отчаливать старенькие пассажирские катера. Бабушки с авоськами и корзинками везут на городской рынок свежие овощи, фрукты и ягоды. Горожане, чьи сады и дачи находятся на другом берегу Волги, тоже вынуждены пользоваться этими судами. Напротив Казани на склонах высокого берега расположено большое село Верхний Услон. Ночью оно красиво светится огнями. По прямой, по воде, до него всего 7 километров или меньше часа на катере. Спрашиваю пожилую женщину с сумкой-тележкой, не страшно ли плавать? Махнула рукой: «Страшно, конечно, но куда деваться, на автобусе я ни за что не поеду! Как плавала, так и буду плавать». Конечно, можно на другой берег добраться и на машине, и на автобусе, проехав по автомобильному мосту, который расположен выше по течению. Но тогда расстояние увеличится примерно до 100 километров. Поэтому как ездили на старых посудинах, так и продолжают на них плавать – так и дешевле, а главное - быстрее. В конце концов, трагедии на Волге случаются не каждый день, рассуждают люди, авось и на этот раз пронесет.  

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
20:27 Компания Ковальчука стала претендовать крымский завод шампанского «Новый свет»
20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
14:54 Скончался Георгий Натансон
14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
16.12 12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
16.12 11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
16.12 11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
16.12 10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
16.12 10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
16.12 09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
16.12 09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.