Адрес: https://polit.ru/article/2011/08/29/chel/


29 августа 2011, 03:03

Покушение на массовое убийство или кошелек?

Очень поучительная история на тему "экология" происходит в Челябинске и Йошкар-Оле. Я не совсем понимаю, что такое «экология»  - как предмет. По-моему «экология»  - это образ действий, который позволяет играть в любимую отечественную игру:  перераспределять то да сё.

23 августа мир узнал, что ЧМК («Челябинской металлургический завод», входит в «Мечел») отказался участвовать в «дополнительной системе промышленного мониторинга». Систему предложил челябинский губернатор Михаил Юревич, а организовывало министерство по радиационной и экологической безопасности. Возглавляет министерство Александр Михайлович Галичин, нам его фамилия и отчество еще пригодятся.

А на следующее утро мир узнал, что ночью губернатор позвонил сити-менеджеру Сергею Давыдову и первому вице-губернатору Олегу Грачеву и сказал, что он задыхается!

Они, в свою очередь, немедленно мобилизовали МУП «Горэкоцентр»,  который зафиксировал превышения по предельно допустимым концентрациям сероводорода и диоксида серы у ЧМК и Челябинского электрометаллургического комбината (ОАО «ЧЭМК»).

Чтобы не вставать два раза, отметим, что до 2010 года этот МУП возглавлял нынешний министр радиационной и экологической безопасности Александр Михайлович Галичин, а с момента его ухода, его возглавляет Игорь Михайлович Галичин. Судя по некоторым формальным признакам, они друг другу не чужие.

Утром 24 августа Давыдов и Грачев созвали пресс-конференцию, на которой вице-губернатор заявил, что они рассматривают отравление воздуха  - как преступление и оценивают как покушение на массовое убийство. Досталось также Гидрометеоцентру, который ничего такого не зафиксировал, и Росприроднадзору, который ничего не предпринимает против отравителей.  Грачев и Давыдов усомнились и в нормативах выбросов для упомянутых предприятий.  Сергей Давыдов сказал, что при определении  нормативов «присутствуют элементы коррупции. Проще заплатить за установку завышенного норматива, чем выплачивать гигантские штрафы за их превышение».

И, конечно, на пресс-конференции было сказано, что ЧМК три года не платит налог на прибыль в местные бюджеты, а ЧЭМК почти не платит. И вот тут все и сказали -  ага! Вот, где зарыта собака! Надо же!

Никто не поверил, что Михаил Юревич, не успев пробыть в должности губернатора всего год и четыре месяца, уже начал в Челябинске задыхаться.

Все решили, что просто челябинским властям не хватает денег в этот непростой год выборов и в следующий непростой год выборов.

Да и шут с ними с выборами, просто не хватает денег. И стали все предполагать, что будто бы глава «Мечел» Игорь Зюзин не уважает Юревича, что «Мечел» хочет платить налоги за пределами Челябинска, что он весь в своих устремлениях сейчас в Якутии и на Челябинск ему наплевать и т.д. и т.п.

И что же в результате этого мероприятия нарисовалось? Была ли какая-то польза? Да! ЧМК стал скоро – скоро оправдываться – во-первых, они и денег увеличат на экологию, они и то, и сё.  Но как-то немного получается криво. Вот почитайте, что тут сквозит между строк:

«С вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей - машины непрерывного литья заготовок номер пять и универсального рельсобалочного стана – Челябинский металлургический комбинат, входящий в ОАО «Мечел», в разы увеличит налоговые выплаты по сравнению с докризисным уровнем.

… Челябинск станет третьим городом в мире, где производятся 100-метровые железнодорожные рельсы.

До кризиса предприятие показывало положительные экономические результаты.  В этом же году на предприятии стартовала масштабная программа технического перевооружения, для реализации которой были привлечены значительные кредиты в российских и иностранных банках.

Несмотря на кризис, в 2009 и 2010 годах ЧМК работал с операционной прибылью, однако обслуживание привлеченных кредитных линий, а также курсовые разницы, связанные с изменением курса рубля, привели к тому, что чистая прибыль стала отрицательной и, следовательно, налог на прибыль не начислялся. В этот период комбинат делал все возможное, чтобы продолжать реализацию начатых инвестиционных проектов. Предприятие несло повышенные расходы, в связи с реализацией масштабной программы реконструкции производства, и при этом, несмотря на кризис, был сохранен трудовой коллектив, продолжена реализация социальных программ.

Все начисленные и начисляемые налоги ОАО "ЧМК" платило и платит. Отсутствие налоговых отчислений с прибыли ЧМК является временным».

Конечно, не все люди любят индастриал-стайл и бюрократия-стайл, и им трудно получить от этой цитаты удовольствие. Но я тогда расскажу краткий пример из жизни. Когда моя жена продавала подержанный автомобиль, её спросили, есть ли в машине кондиционер. Да, ответила она, не моргнув, но он временно не работает! Масштаб другой, но формула та же.

И, надо сказать, не только мы с вами позволили себе усомниться. «Платежи по налогу на прибыль не соответствуют реальным показателям работы предприятия. А бухгалтерию можно вести разными способами», – вот как истолковал вице-губернатор Олег Грачев налоговую политику металлургов.

Но вообще надо отметить, что сити-менеджер Сергей Давыдов – тонкий политик. За месяц до событий, в конце июля, он посетил ЧМК и, надеясь, в частности,  договориться о системе промышленного мониторинга (см. начало статьи), говорил такие приятные хозяевам слова: «ЧМК вкладывает огромные средства в очистку воздуха. Сегодня нам продемонстрировали убедительные данные: выброс пыли с 2006 года сократился в два раза. Коксохим всегда считался одним из главных источников загрязнения на комбинате. После того как я побывал здесь в прошлый раз, мне даже пришлось выбросить свою кофту. Настолько она пропиталась этими газами, что ее невозможно было носить. Сегодня мы свободно находимся на территории этого производства и не ощущаем большой загрязненности».  Достигнуто взаимопонимание, — сказал Сергей Давыдов, — по выполнению поручения губернатора — установить датчики на заводских трубах, которые выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу.

Но управляющий директор ЧМК Рашид Нугуманов тогда не оценил такой деликатности сити-менеджера, намека не понял и  на вопрос, когда появятся датчики, ответил примерно так: так это ж оно смотря какие датчики, у нас, однако, и трубы-то разные бывают, тогда, значит и датчики разные могут быть (это была примерная цитата), «однозначно эту проблему сразу не решишь. Но понимание достигнуто. Никто не собирается скрывать, что сбрасывает. Все должно быть прозрачно». 

А мораль этого текста такая –  интересно, что будет в итоге. Будет чище воздух в Челябинске или больше денег в (условно) бюджете Челябинской области? Если будет больше денег, кому от этого будет лучше? Попал ли местный Росприроднадзор «под раздачу» или, действительно, виноват? Если  «элементы коррупции» не подтвердятся, будут ли извиняться перед заподозренными? Почему данные «своего» МУПа «Горэкоцентр» не совпадают с данными «не своих» Росприроднадзора и Гидрометеоцентра и волнует ли это вообще кого-то? Ну и так далее.

И все же. Относительно морали. Сдается, что в Челябинске это все как-то разрулится, именно потому что под всем этим делом – большие деньги.

То есть, может быть Михаил Юревич продолжит задыхаться по ночам, но его будет утешать, что теперь он задыхается не напрасно.

Все-таки деньги сейчас –  сакральная сила, способная что-то сдвигать с места. А вот там где больших денег нет – надежды на изменения мало.

Вот, например, на прошлой неделе от горящей свалки задыхались и жители Йошкар-Олы. В городе живет примерно 250 тысяч человек. В прошлом году, свалка тоже горела и жители, опять–таки 250 тысяч, задыхались. В прошлом году свалочники доигрались! Дошло до того, что их исполнительного директора оштрафовали на 10 000 рублей, а в этом году они опять не унимаются! Будут так себя вести, их снова на 10 000 рублей оштрафуют! Власти-то в Мари Эл серьезные, в 21 веке построили Кремль, а в июне лосиху на гербе переделали в лося с золотыми рогами и копытами. С такими не забалуешь.