Адрес: https://polit.ru/article/2011/09/09/open_halfway/


09 сентября 2011, 19:15

На полпути к открытости

Кроме того, что я пишу много материалов на русском языке, я также время от времени переписываюсь с активистами по открытым данным в мире. Рассказываю им про то что происходит и не происходит в России, а они мне - о том, что происходит у них. А также есть несколько крупных списков рассылки от Sunlight Labs и Open Knowledge Foundation в которых постоянно что-то интересное обсуждают.

Вера в изменение

И вот где-то две недели назад я в очередной описал, как открытые данные продвигаются в России, основательно при этом покритиковав как российские власти, так и международные организации, которые пытаются в России продвигать тему открытого государства.

В ответ получил письмо от одного австрийца, которое приведу дословно:

"Неужели ты как русский ожидал чего-то другого? Мы все знаем как работает эта страна. Неужели ты так наивен?

Мы счастливы что Российские структуры открыли ЧАСТЬ архивов содержащих данные о первой и второй мировых войнах. И всё равно большая часть данных держится в секрете.

НИ в одной из Европейских стран  наиболее чувствительные или ценные данные не стали доступными. Пожалуйста, хватит мечтать.

С наилучшими пожеланиями из Вены - мы имели 10 лет русской оккупации/освобождения и мы знаем эту ментальность очень хорошо.

Мы любим Россию и я даже говорю на этом языке. Но ПРОЗРАЧНОСТЬ и Россия несовместимы совсем."

Что можно было ответить? Я приведу свой ответ не целиком, но он был примерно таким.

Да, военные данные и информация о военных преступлениях является закрытой. Однако причина этого в том что "социальный запрос" от граждан в России на публикацию этой информации очень мал. Если Вы хотите её получить, используйте своих политиков для общения с российскими чиновниками.

Разве в Австрии и большей части стран Евросоюза публикуют информацию о всех государственных контрактах?

Разве во всех странах Евросоюза публикуют информацию о доходах чиновников?

Разве во всех европейских странах есть программы, аналогичные программе раскрытия данных Великобритании?

Вот, к примеру, я знаю как и могу подготовить открытые данные по российскому бюджету для проекта OpenSpending, однако мне не хватает времени это сделать. Кто после этого виноват в недостаточной прозрачности России - правительство, Минфин или я? Думаю, что я виноват.

В последующей нашей краткой переписке мой собеседник признал что в Европе тоже хватает проблем, а про многие проекты в России он просто не знал. В дальнейшем, когда я общался с другими активистами, мне многие из них писали и говорили: не обращай внимания на эту критику, не все так думают.

Да, в Европе, в самом деле, так думают немногие. Однако от граждан нашей с вами Федерации я очень часто слышу подобное мнение о России. Многие считают что "у нас хуже всех", "всё плохо", что "пора валить" и тому подобное. Как бы так помягче сказать... Когда я такое слышу, то моё первое желание - не общаться с человеком, поражённой этой болезнью. Болезнью, в первую очередь, культурной и ментальной - выделяться худшим. 

Так вот, что бы кто ни говорил и как бы я лично ни критиковал происходящее у нас в стране, утверждать, что "мы хуже всех" - это чрезмерное чванство. Это касается в том числе и таких тем, как электронное государство, открытое государство и открытые данные.

На самом деле, есть несколько направлений, в которых мы вполне лидеры, пусть даже и, возможно, временные, но с очень хорошим заделом, и есть темы, в которых мы очень сильно отстаём.

Я перечислю и то, и то.

Темы, в которых мы вполне на мировом уровне и выше среднего

- публичное нормотворчество и законотворчество. Это те проекты, о которых я уже писал - обсуждение концепции здравоохранения, законопроекта об образовании от ФОМ, законопроекта об образовании от администрации президента, законопроекта о рыбалке и так далее. Таких проектов уже более 6 по России и есть все тенденции, что их будет больше. И это весьма круто. Я подозреваю, что мы если не первые в этой теме, то уж точно в первой пятёрке стран, внедряющих подобные инструменты прямой демократии. Разумеется, ещё немало времени уйдёт на их стандартизацию, регламентацию, применение предложений, но нельзя недооценивать то, что уже сделано.

высокий уровень финансовой прозрачности государства.  Что бы я ни говорил про наши госструктуры, ответственные за финансы и экономику, их уровень прозрачности гораздо выше, чем активность граждан по использованию их информации. Центробанк уже много лет раскрывает свои данные через открытое API, Минфин и Казначейство регулярно публикуют бюджет и отчеты о его исполнении в машиночитаемом виде. Как и министерства финансов в регионах. Данные о ФЦП доступны и могут быть переведены в открытые данные сравнительно несложно. Так что у нас в стране уровень финансовой прозрачности государства очень высок.

- раскрытие информации о госконтрактах. В том, что касается информации о госконтрактах, как бы я ни клеймил ФАС, МЭР, Минфин и Казначейство, но то, что в России такая информация доступна - это уникальный случай. Уникальный мировой случай. Поскольку я интересуюсь госзаказом не только по России, но и по миру, то могу сказать что аналогичный уровень прозрачности имеется только в очень ограниченном числе стран - в США, Великобритании, Канаде, в ряде постсоветских государств, таких как Казахстан, Молдавия и Грузия, но и только. В большинстве стран ОЭСР информация о госрасходах до транзакций считается "сверхчувствительной". Вы не найдёте такого же уровня раскрытия подобной информации в Италии, Франции, Германии или Японии.

Темы, в которых мы сильно отстаём

общая политика прозрачности государства. Текущие документы - законы и нормативные акты, регулирующие государственную прозрачность, в России очень разобщены. Нет базовой политики прозрачности, базового документа и поддержки от первых лиц.

информационная культура. Многие госструктуры до сих пор застряли в докомпьютерной эпохе. Пример, когда ФАС России требует раскрытия информации от монополий в области железнодорожного транспорта в бумажных формах, в этом смысле очень нагляден. Это вопрос культуры вообще и культуры информационной, основанной на понимании того, как информация будет использоваться в будущем.

государственная статистика. Увы, Росстат - это ведомство с неисчислимым числом проблем. То, в каком качестве и форматах они раскрывают текущую статистику, как они собирают её на муниципальном уровне и как публикуют результаты последней переписи населения, - сильно подрывает доверие к этой структуре. Я считаю, что деятельность Росстата - одно из слабых мест в том, что касается открытости информации в России, и здесь необходимы кардинальные и очень жёсткие решения.

закрытость силовых ведомств.  Информация о деятельности пожарных, милиции, спецслужб и на уровне статистики, и на уровне конкретных событий очень ограничена, если вообще доступна. Это, опять же, проблема прозрачности данных структур для общества. Я пока не понимаю, как это изменить, но что об этом необходимо помнить и говорить - это точно.

Подытоживая сказанное, повторюсь - есть то, что у нас в стране хорошо, и то, что весьма плохо. Есть и то, чем можно гордится, и то что необходимо развивать, и проблемные темы, к которым надо быть особенно внимательными.

Но в конечном итоге всё упирается в нас. Изменения невозможны без гражданской поддержки. Без социального запроса на прозрачность и открытость деятельности тех, кто управляет нами за наши налоги.