Адрес: https://polit.ru/article/2011/10/07/luka/


07 октября 2011, 18:19

Перезагрузка по-диктаторски

Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что отношения с Москвой нормализованы. Правда, он публично оскорбил Медведева и обещал ответить на статью Путина. Кроме того, российскому бизнесу пока ничего в Белоруссии не светит. Не только ему: править Лукашенко хочет еще чуть ли не 30 лет.

Лукашенко традиционно пообщался с журналистами российских региональных СМИ. На фоне некоторой напряженности отношений между странами мероприятие приобрело дополнительную пикантность. Главной новостью, впрочем, стало то, что уже давно обсуждалось в кулуарах. Павел Павлович Бородин, государственный секретарь «Союзного государства России и Белоруссии», потеряет свой пост. Лукашенко заявил об этом официально. Кремль подтвердил, правда, анонимно.

Бессменный госекретарь просидел в кресле более десяти лет. Сразу по приходу Путина в Кремль, его сместили с поста управделами президента и назначили на ритуальный пост госсекретаря де-факто несуществующего государства.

Место Бородина займет полпред президента в Приволжском округе Григорий Рапота. Об этом говорили еще в ходе предыдущей ротации полпредов. Когда их сменилось сразу трое — в ЦФО, СЗФО и на Урале. Здесь все ясно, важна разве символика — ПалПалыча Бородина, похоже, окончательно «списали».

Иные заявления Лукашенко также имели политический смысл. Он, например, заявил, что ему удалось нормализовать отношения с российским руководством. «Мы первые решили все вопросы, связанные с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (ЕЭП), Россия и Казахстан от нас отстали. Тогда и Путин признал, что Беларусь является сторонником интеграции. Если и были недопонимания, то они были сняты», - заявил белорусский лидер.

По его словам, с Медведевым отношения тоже нормализованы. Наша встреча с (президентом РФ) Дмитрием Медведевым в Сочи не так широко освещалась, - рассказал президент. - Мы три часа говорили о конкретных вещах, по трем блокам - ОДКБ, ЕЭП, отношения Белоруссии и России. Я сказал ему, что нам не надо никаких интеграционных понижающих коэффициентов, нам нужны равные условия в ЕЭП. Интересы всех сторон должны быть соблюдены. Нам предстоит строить в перспективе Евразийский союз, но на равных условиях - никого не наклонять. Это уже было в свое время, поэтому замедлились темпы строительства Союзного государства. Будем придерживаться этого - не будет никаких личностных конфликтов. Обязательно и взаимоуважение. Нельзя «избивать» друг друга, наскакивать».

Медведеву тут же, впрочем, досталось от Лукашенко.

«Я могу эти айпады или айпеды носить, пальцами тыкать, но это непрезидентское. Президент - это консервативная должность. Когда президент впереди планеты всей, это вызывает сарказм общества», - заявил он.

Вероятно, белорусский президент тоже смотрел съезд «Единой России» и тоже узнал, что Медведеву не бывать президентом. А стало быть и вопросы Лукашенко надо будет решать не с ним, а с Владимиром Путиным. С последним, вероятно, ему легче найти общий язык. По крайней мере, индивидуальная переносимость у них явно выше.

По отношению к Путину «последний диктатор Европы» был куда более осторожен, хотя и пообещал ответить ему на статью в «Известиях» своей статьей, если издание согласится опубликовать его белорусскую позицию.

Однако примирение с Москвой, как его рисует белорусский президент, весьма далеко от любовного романа.

По крайней мере, российский бизнес ничего особенно хорошего от Лукашенко не услышал. Белоруссия никогда не откажется от контроля над «Беларуськалием», - заявил Лукашенко, подчеркнув, что желание принять участь в приватизации компании высказали Китай, Индия, Катар, Россия, две западные компании.«Кто дороже заплатит, тому и мы продадим те части, которые они захотят купить», - заявил Лукашенко, подтвердив оценку «Беларуськалия» в 30 миллиардов долларов. С этой оценкой несогласны в российском «Уралкалии», который ранее вел переговоры о покупке 50-процентного пакета акций «Беларуськалия».

Те же условия Лукашенко предложил и по отношению к другим активам, на которые давно претендует российский бизнес. Нефтеперерабатывающие заводы россияне так просто не получат. «Сегодня наши заводы настроены под российскую нефть, они получают ее по "трубе", и логично было бы, чтобы в их приватизации участвовали российские компании, но мы не готовы сегодня делать это на тех условиях, которые они нам предлагают», - заявил белорусский лидер.

В общем виде — нормализация отношений получается странная. Никаких компромиссов не достигнуто, Россия от Лукашенко в ближайшей перспективе ничего не получит.

Газовые, молочные и иные хозяйственные «войны», таким образом, будут происходить и в дальнейшем. С другой стороны, на это и стоило рассчитывать. У нас остается Путин, у них — Лукашенко. Батька уходить явно не собирается. Он об этом открыто заявил на пресс-конференции. «Если бы я был только уверен и знал, что белорусы на 80 процентов или там больше ненавидят Лукашенко, я б все эти шмотки собрал, положил на стол и сказал: спасибо братцы-белорусы. Я себе на хлеб заработаю», - заверил президент Лукашенко. А еще 57-летний белорусский президент заверил российских журналистов, что жить намеревается не мене, чем до 90 лет и умрет в Белоруссии. Если его рассчеты оправдаются, то с Путиным и Лукашенко мы расстанемся еще нескоро.