Тотальный дефицит

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открывается экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино. Историк кино, преподаватель Высших курсов cценаристов и режиссеров Евгений Марголит отвечает на вопросы "Полит.ру".

Евгений Яковлевич Марголит родился в 1950 г. В 1971 г. окончил филологический факультет Ворошиловградского педагогического института. Кандидат искусствоведения (1979). Работал учителем в сельской школе, редактором управления кинофиксации и кинопроката Ворошиловградской области. 

"Полит.ру": Российское кино в кризисе – согласны ли вы с этим утверждением? Какие основные проблемы современного российского кино вы можете назвать? 

Евгений Марголит: Согласен, с поправкой что это – частный случай общей тенденции, общего кризиса России. Мы не владеем реальностью как материалом. Отсюда – тотальный непрофессионализм во всём. 

"Полит.ру"Зритель смотрит плохое кино, а кинодеятели снимают некачественное кино, потому что его смотрит зритель. Как разорвать этот замкнутый круг?

Е.М.: У нас сегодня непрофессиональны все – и кинематографисты, и зрители. И те, и другие представляют собой население; и те, и другие не в состоянии внятно ответить на вопрос, на каком мы свете. Не знаю другой эпохи, когда в такой же предельной степени отсутствовал бы хоть мало-мальски внятный зрительский запрос. Короче, «пока что-то не поменяется в консерватории», никаких подвижек в кинообразовании ждать не приходится.

"Полит.ру"Кинообразование – каким оно должно быть? Нужно ли что-то менять в системе профессионального образования?

Е.М.: Есть ли киношколы, нет ли киношкол – не столь важно. Подлинное кинообразование получают на съёмочных площадках у профессиональных мастеров и в залах синематек. У нас сейчас катастрофически и то, и другое отсутствует.

Преподавание истории кино отчасти заменяют синематечные залы. Ну и ещё живые классики делятся своим опытом – как реагировали (и гениально реагировали!) на вызовы реальности. Но – 50, 40, 30 лет тому назад. А сегодня? Реальность-то совсем иная...

"Полит.ру": Какие кинопрофессии в наибольшем дефиците сегодня?

Е.М.: Трудно выбрать наиболее необходимую сегодня в кинематографе специальность. Россия остро нуждается в профессионалах-мастерах во ВСЕХ областях. Вспомните: у Шварца в «Драконе», пока население и взглянуть боится на Ланцелота, именно и только мастера помогают герою выстоять, снабдив его оружием сопротивления, то бишь предоставив средства адекватного ответа на вызовы реальности с целью её изменения.

В 2000-х я преподавал на "Мосфильме", и там набирали курсы – от редакторов и ассистентов по актерам до осветителей. Дефицитен профессионализм. Это вообще болезнь сегодняшней России – в ней нет профессионалов, с одной стороны, с другой, нет их антитезы - "вдохновенных дилетантов". Люди думают, что они что-то умеют. Можно вывести за пределы кинопространства профессионализм, и тогда уже ничего не страшно. Они действительно уверены, что делают кино.

"Полит.ру"Что такое МакГаффин?

Е.М.: Про МакГаффина помню смутно: загадочный эпизодический персонаж в одном из фильмов Хичкока.