29 марта 2024, пятница, 13:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 декабря 2011, 09:55

ВТО как вызов

15-17 декабря в Женеве состоится Министерской конференции ВТО, на которой будет принято формальное решение о вступлении в эту организацию России. Мы публикуем материал к.э.н., директора Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Вячеслава Евсеева о смысле происходящего.

События 10 ноября 2011 года в Женеве стали скромные преддверием, наверное, одного из самых грандиозных событий в современной истории страны – присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). В этот день Рабочая группа по присоединению России к ВТО утвердила пакет обязательств страны, тем самым завершив 18 лет очень непростых торговых переговоров. Общий пакет документов по присоединению, содержащий около 2000 страниц, стал самым детально проработанным со времен создания этой организации.

В последние несколько месяцев переговоры были полны драматизма и, надо полагать, стоили немалых усилий для российских переговорщиков. Режим промсборки, санитарные и фитосанитарные меры, квоты на мясо, сельхозсубсидии и, наконец, соглашение с Грузией были самыми горячими темами и во многом определяли судьбу всего переговорного процесса.

Последними шагами для оформления членства в ВТО у России остались голосование на Министерской конференции ВТО, которая состоится 15-17 декабря с.г. в Женеве, и затем ратификация в самой России. Если все произойдет без сбоев, то уже к июлю 2012 г. страна может стать полноправным членом ВТО.

Можно по-разному оценивать, насколько успешно Россия вела переговоры по присоединению к ВТО и насколько она сумела отстоять свои национальные интересы. Однако в данной статье хотелось бы акцентировать внимание на другом. Представляется, что исключительно важен сам факт присоединения России к ВТО, а значит - к правилам и ценностям, регулирующим мировую торговлю. По сути, страна переходит на новый этап интеграции в мировые экономические связи.

По своей важности для экономики страны присоединение к ВТО, пожалуй, станет одним из наиболее значительных событий со времен начала перестройки и первой волны приватизации. Тогда государство отказалось от монополии на собственность, тем самым дав рождение частному бизнесу и предпринимательству в стране.

Сегодня Россия готовится сделать еще один важный шаг вперед – открыть внутренний рынок для зарубежной конкуренции и предоставить ВТО (читай - международному сообществу) право напрямую оказывать влияние на инструменты экономической политики в сфере торговли и доступа на рынок.

Присоединение к ВТО означает смену парадигмы мышления. Ведь по сути 18 лет переговоров означают лишь один факт: страна и ее элиты были не готовы отказаться от традиций «железного занавеса», старались подольше оградить страну и ее экономику от воздействия зарубежной конкуренции. Сегодня, похоже, чаша весов качнулась в другую сторону. В борьбе между сторонниками протекционизма и либерализации во внешней торговле победу одерживают последние.

Отличительной особенностью ВТО является то, что эта организация, в отличие от многих других международных организаций, помимо достаточно строгих правил, направленных на снятие барьеров в торговле, имеет механизм санкций, применяемых в случае несоблюдения взятых на себя обязательств со стороны стран-членов.

Причем уровень влияния решений ВТО настолько высок, что даже такие игроки, как США, Китай и Европейский Союз, предпочитают соблюдать предписания этой организации.

Присоединение к ВТО означает не только выполнение взятых на себя тарифных обязательств, обязательств по доступу на рынок товаров и услуг, соблюдению стандартов и т.п. Прежде всего, оно означает присоединение к ценностям, на основе которых была создана и действует эта организация.

Ключевыми ценностями ВТО являются прозрачность и предсказуемость действий и либерализм в экономической политике. Именно они лежат в основе роста мировой экономики и глобализации в последние десятилетия. И именно они представляют для России основной ценностный вызов.

Рассмотрим эти ценности подробнее в преломлении к российской действительности.

 

Прозрачность и предсказуемость

Прозрачность и предсказуемость решений органов власти в сфере мер, затрагивающих торговые отношения, являются одними из базовых и неоспоримых ценностей, лежащих в основе ВТО. Эти ценности во многом являются достижениями западной модели экономического развития, основанной на свободе конкуренции и праве.

Полагаю, ни для кого в нашей стране не секрет, что по уровню прозрачности наше правительство существенно отстает от стандартов ВТО.

Несмотря на то, что в последние годы были предприняты значительные усилия по повышению прозрачности действий органов власти, тем не менее, Россия еще очень далека от стандартов ведущих экономик мира.

Даже сам по себе процесс присоединения России к ВТО и принятия торговых обязательств, колоссальных по своей значимости, является характерным примером того, насколько непрозрачны могут быть действия чиновников. Причем непрозрачны не только для граждан и делового сообщества, но и, порой, даже внутри самого правительства.

Опросы делового сообщества показывают, что подавляющая часть компаний и отраслевых ассоциаций оставалась в стороне от происходящих переговоров в рамках присоединения России к ВТО. Конечно, здесь не стоит во всем обвинять правительство. Во многом и само деловое сообщество страны показало свою незрелость и неготовность к обсуждению вопросов торговой политики и предоставления необходимой экспертизы.

Еще одним примером непрозрачности действий отечественных чиновников является практика принятия решений в сфере корректировки таможенных пошлин. Влияние данных решений на экономику и социальные аспекты огромно, но процедура принятия решений совершенно непрозрачна и, более того, крайне слабо регламентирована.

Так, по результатам опроса, проведенного Центром по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в 2010 году среди ведущих деловых объединений страны, до 70% отраслевых ассоциаций узнают о решениях правительства лишь только после его опубликования. Эта цифра чрезвычайно высока для организаций, которые по своей сути должны отражать интересы бизнеса и работать с органами власти. Что уж говорить о компаниях и гражданах?!..

Даже Министерство экономики России, являющееся, наверное, одним из самых либеральных ведомств, лишь в феврале 2011 года начало вывешивать уведомления о поступающих в министерство заявках на корректировку таможенных пошлин.

Любая компания, занимающаяся ВЭД, знает, насколько сложно общаться с Федеральной таможенной службой России, Россельхознадзором, и как непредсказуемы бывают их действия. Продолжать можно еще очень долго, но общий тренд понятен.

Весь наш государственный аппарат крайне неэффективен и непрозрачен. Чиновники не привыкли афишировать свои действия и всячески стараются избегать лишних контактов с собственными гражданами и компаниями.

В этом контексте ВТО со своими правилами и стандартами раскрытия информации представляется чем-то крайне нетипичным для сложившейся российской действительности.

Ведь теперь отечественным чиновникам придется открывать информацию и повышать прозрачность своей деятельности не только на национальном уровне, но и регулярно информировать всех членов ВТО (153 страны) о предпринимаемых действиях в сфере торговой политики.

Более того, члены ВТО имеют право комментировать эти действия, не соглашаться с ними и даже оспаривать, если они будут ущемлять их торговые интересы и нарушать правила ВТО. И не нужно сомневаться, что Европейский Союз, США и другие ключевые торговые партнеры страны будут активно пользоваться этой возможностью. То, насколько пристально они следят за торговой практикой России, нам уже было продемонстрировано в процессе присоединения.

Для российской бюрократической системы это, пожалуй, более чем революционно. И, честно говоря, даже не верится, что наш бюрократический аппарат готовится взять на себя эти обязательства.

Либерализация в экономике

Следующей, а, возможно, и еще более важной ценностью ВТО является либерализация. И здесь тоже у России далеко не все в порядке.

По уровню протекционизма во внешней торговле Россия является мировым лидером, соревнуясь лишь с Аргентиной за право занимать первое место среди списка стран, использующих ограничительные меры в торговле. Даже Китай, Индия, Бразилия остаются далеко позади, не говоря уже о развитых странах. Согласно «Seventh Report on Potentially Trade Restrictive Measures», подготовленному Европейской Комиссией в 2010 году, Россией было предпринято 73 потенциально ограничительных меры во внешней торговле. Для сравнения, Китаем – всего 22, Индией – 21, США – 21, Украиной – 3.

Тенденция к стремлению закрыть внутренний рынок от чрезмерного давления зарубежной конкуренции была и есть в российской экономике. Причем она присуща как правительству, так и отечественному бизнесу, остающемуся во многом достаточно слабо конкурентоспособным.

Не являясь членом ВТО, Россия могла активно использовать таможенный тариф, нетарифные меры, технические барьеры в торговле в качестве инструментов защиты во внешней торговле. К примеру, по статистике в период 2008-2009 гг. Правительство РФ принимало в среднем порядка 80 решений в сфере корректировки таможенных пошлин. Из них от одной трети до половины – в сторону повышения.

Даже будучи на пороге ВТО, подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции принимает решения о повышении ставок ввозных таможенных пошлин, что полностью противоречит логике и ценностям ВТО.

Например, только на последнем заседании подкомиссии 21 ноября с.г. были приняты решения о повышении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов кожаной обуви и для силовых модулей зерноуборочных комбайнов.

Вообще, для того, чтобы снизить ставку ввозной таможенной пошлины, многим предприятиям необходимо было годами убеждать Правительство РФ в целесообразности данной меры, доказывая, что это необходимо для отрасли и не повредит отечественной экономике.

В этом смысле присоединение к ВТО также революционно. Ведь в момент присоединения для более, чем трети национальных тарифных линий связанная ставка пошлин начнет действовать с момента присоединения России к ВТО. Для четверти тарифных линий конечная пошлина начнет действовать через 3 года.

И это крайне парадоксально. По сути, правительство дает разнонаправленные сигналы для отечественных отраслей, одной рукой продолжая повышать пошлины, другой рукой принимая решения о массированной либерализации. Если Россия решила присоединиться к ВТО, то ценность решений по повышению пошлин практически нулевая. Если же нет, то тогда зачем весь этот спектакль с международной общественностью?

Похоже, что либерализм во внешней торговле до сих пор не является фундаментальной ценностью для отечественных чиновников. Да и не могла она сформироваться за те последние год-два, когда Россия значительно активизировала усилия по присоединению к ВТО.

Представляется, что страна и государственный аппарат еще до конца не осознают глубину перемен и влияние, которое окажет ВТО на происходящие в России процессы. Но эти изменения неизбежны, если Россия стремится развиваться как крупная экономическая и политическая держава и ведущий игрок на мировой арене. И изменения должны касаться не только формальных обязательств, но и, прежде всего, изменения ценностей и подходов к реформированию страны и поиска ее места в мире. В этом смысле присоединение к ВТО, несомненно, является позитивным шагом вперед.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.