29 марта 2024, пятница, 10:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 декабря 2011, 16:00

Проект культурной Москвы

«Москва — культурная столица нашей Родины», - этот тезис известен всем, кто учил топики на каком-либо европейском языке. Да и не только им. Однако что эта формулировка означает для перспектив развития столицы? Какой должна быть культурная политика города в среднесрочной перспективе? Об этом речь шла на семинаре, организованном «Полит.ру» совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

Одним из центральных моментов обсуждения стал вопрос, что вообще городские и федеральные власти должны понимать под культурной политикой? Только ли дополнительное финансирование для объектов культуры и проведение массовых гуляний и праздников? По мнению архитектурного критика, обозревателя «Коммерсанта» Григория Ревзина, финансирование культуры в столице осуществляется преимущественно по принципу сохранения, а не развития. Меж тем, чтобы стать мировой культурной столицей нужны полноценная индустрия культуры.

Претензия на это звание, по мысли Ревзина, может вызвать недовольство иных культурных столиц. Лишь два европейских города до сих пор, по его оценке, смогли добиться этого неформального звания, не имея его прежде — Берлин и Барселона. «Тяжелая атмосфера Берлина создала его Identity”, - считает Ревзин.

Иная значимая проблема для превращения Москвы в мировую культурную столицу — слабая адаптивность системы ее культурных объектов к ситуации глобального мира и большого бизнеса в этом мире. Как считает создатель и руководитель проекта Центра современного искусства ВИНЗАВОД Софья Троценко, из культуры просто не могут сделать бизнес — его некому делать. Очень мало настоящих менеджеров культуры и почти нигде не готовят.

С нею согласился ученый в сфере прагматики культуры, создатель и управляющий Имхонета Александр Долгин. По его мнению, существует явный «дефицит людей, которые могут управлять культурными фирмами как фирмами». При этом во всех институтах культуры обучают менеджменту. По мысли Долгина, это неправильно - «сделать из гуманитария менеджера нельзя». Зато возможен обратный процесс — готового менеджера можно обучить делать бизнес на культуре.

В целом, по мысли выступавших, спрос на культуру вполне имеется. «Москвичи не хотят ничего бесплатно. Они вполне готовы платить деньги», - считает руководитель департамента культуры московского правительства Сергей Капков. Спрос вполне удовлетворяется. «Только за последние две недели в Москве побывали Шадэ, Заз, Маккартни, Хворостовский, прошли выставки Караваджо и Дали, пребывал Пояс Богородицы», - перечисляет начальник управления стратегического маркетинга Альфа-Банка Антон Куклин.

Однако система остается крайне отсталой по инфраструктуре. «Когда человек приходит в музей, он не должен попадать в грязный сортир», - считает заместитель генерального директора Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Самойленко. Несовременность нынешних объектов культуры влияет и на количество генерируемых ими средств. Скажем, музеи СССР в Москве могли бы стать (по оценке Ревзина) коронной туристической фишкой, а посещает, скажем, музей ГУЛага, как рассказал Сергей Капков, всего 10 тысяч человек в год. Из них почти 70 процентов иностранцев, и немногие возвращаются туда второй раз.

Иностранцам неприятно еще и отсутствие во многих, бюрократически выражаясь, «объектах культуры» возможности получить информацию хотя бы по-английски. «Иностранцы могут пойти только на оперу и балет. Остальное им непонятно и неинтересно», - полагает театральный критик, редактор журнала «Театр» Марина Давыдова, приводя в пример ситуацию, когда заранее на сайте театров можно увидеть, когда идут спектакля с субтитрами на твоем языке.

Помимо банального неумения зарабатывать система является еще и очень затратной и неэффективной. «Московские театры обходятся москвичам в 11 миллиардов рублей в год, при этом только фонд заработной платы составляет 7,5 миллиардов. Из 88 столичных театров лишь немногие понимают, как вести дела», - полагает Капков. Как рассказал Григорий Ревзин, музей Красного Креста и Красного Полумесяца тратит порядка 50 тысяч долларов в год, а посещает его всего несколько человек. Эффективность нулевая, но кто же закроет музей Красного Креста?

Александр Долгин полагает оптимальной зоной для государственной политики – подкреплять обратную связь. В схожем ключе увидел намечающуюся культурную линию московского правительства Григорий Ревзин – не навязывать свою эстетическую платформу, а поддерживать живое. Примерно об этом говорил и глава департамента культуры, не принимая линию эстетического диктата, но выражая готовность поддержать то, что будет соответствовать реальным культурным устремлениям различных групп.

По мнению Сергея Капкова, новое столичное правительство должно сделать ставку в первую очередь не на простое воспроизводство существующих объектов культуры, а на создание новой культуры (в широком смысле слова) взаимодействия в городском пространстве. «Чем больше будет расширяться количество пространств, вроде Парка Горького или Красного Октября — тем более комфортным с культурной точки зрения станет город», - полагает управленец. На языке Григория Ревзина, перейти от «политики сохранения» к «политике развития».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.