Адрес: https://polit.ru/article/2011/12/16/perepis/


16 декабря 2011, 15:46

Чем больше нас...

Россия продолжает вымирать и стареть — доказано по результатам последней переписи. Попытки государства вмешаться в этот процесс и исправить ситуацию, как ни странно, крайне вредны для национальной экономики, по крайней мере, в среднесрочном плане. И для правящих элит. «Не влезай — убьет», практически.

Статистика, как известно после Ильфа и Петрова, знает все. Росстат в этом смысле мало отличается от иных статистических ведомств — знает все, но что это знание дает? Опубликованные ведомством результаты всероссийской переписи населения поражают, пожалуй, масштабом. Например, стоила перепись 17 миллиардов рублей.

Выяснилось: наше население составляет 142 миллиона 857 тысяч человек, что на два с небольшим миллиона меньше, чем в 2002 году, когда была предыдущая перепись. Сельское население убывает быстрее. Городское за 8 лет сократилось сократилось на один процент, а сельское — на три с небольшим.

Вроде бы вымирание населения не сокращается, несмотря на победные реляции властей. Как отмечает «Российская газета», с 1989 (дата предпоследней переписи) по 2002-й население России сократилось на 1,8 миллиона человека, а за последние 8 лет — сразу на 2,3 миллиона. Правда, тут имеется статистическая особенность — 1990 и даже 1991 годы были годами относительно высокой рождаемости.

По почти всем прогнозам население России будет сокращаться и в дальнейшем, но на сегодня численность населения все равно выше «катастрофических» прогнозных вариантов. Правда, Росстат вообще оптимистичное ведомство. По его прогнозам, к 2031 году население России сократится всего до 139 миллионов человек (это средний прогноз, есть и иные варианты). С нынешним уровнем депопуляции это кажется фантастикой.

Население продолжает стареть. Средний возраст повысился с 37,7 лет до 39. В основном за счет женской части неселения страны, мужчины в России все еще живут меньше. Уменьшилась доля русских в общем составе населения, но они все еще доминируют. «Валовое» число людей считающих себя «русскими» уменьшилось на четыре миллиона, зато доля их в общем числе граждан, указавших национальность, увеличилась на доли процента. Кажется, что национальный вопрос все-таки затронул сердца граждан за последние несколько лет.

Демография — это, разумеется, крайне сложная дисциплина. Математика плюс человеческий фактор — мало кто определенно может сказать, сколько нас будет в каком-то там году, который еще даже и не виден на горизонте. Однако и по прошлым годам имеются вопросы — что нам дает совокупная, численность населения? Или половозрастнной состав? Что нам могут рассказать статистические данные?

В разрезе за 40 лет, вероятно, можно будет проследить много трендов. Но это задача для историков или футурологов. Актуально политические задачи поставить так сложнее.


Государство зачем-то пытается корректировать глобальные демографические тренды, разгоняя рождаемость. Власти, кажется, всерьез верят, что «материнский капитал» и госпропаганда действительно могут помочь в этом процессе, только вот чему?

Десятки тысяч матерей будут выключены из активной экономической деятельности и станут «пассивом» национальной экономики.


Счастливые отцы также будут менее работоспособны. Вопросы имеются и к качеству производимого населением человеческого капитала — высокообразованные городские слои менее склонны к самовоспроизведению. В среднесрочной перспективе высокая рождаемость, мягко говоря, не совсем выгодна для экономики страны.

С учетом общего старения невыгодно экономике и работа по снижению смертности, которая дает государству увеличивающуюся нагрузку на бюджет Пенсионного фонда, дефицит которого придется восполнять увеличением налогов и снижением темпов развития. Как бы цинично ни звучало — но в краткосрочной и среднесрочной перспективах государство, работая на увеличение населения, неправо — поскольку работает против собственной экономики и рискует заработать проблемы для правящего режима.

«Вымирание», если и будет остановлено, то не даст решения и стратегических политических задач, как их мыслят современные политики.


Государственная политика по сути исходит из ложного посыла «геополитического» (жуткое слово!) характера — большую территорию надо контролировать посредством большого же населения. То, что и территория, и население являются всего лишь статистическими категориями — государственным мужам, по всей видимости, объяснить забыли.

Китайцы могут заполонить Хабаровск и, вполне вероятно, это будет не вполне «наш Хабаровск». Только вот размножаться для «обороны Хабаровска» жителям Орла абсолютно необязательно — при отечественной мобильности населения и организации хозяйственной системы самое дальнее, куда доберутся жители Орла, - Москва. Ни Хабаровск ни разу.

Впрочем, демографическая политика  имеет один плюс, который перечеркивает все выше сказанное.


Морального свойства, которое обладает и экономическим измерением. Больше стариков — больше заботы о стариках со стороны близких, по крайней мере. Больше детей — и все большее число людей будет стараться обеспечить детям комфортные условия для жизни. Либо требуя от государства более комфортных условий для жизни детей, либо посредством эмиграции. Хотя это тоже плохо для коррумпированной и непрофессиональной элиты.