28 марта 2024, четверг, 22:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 декабря 2011, 09:07

Что такое современное искусство

В среду, 21 декабря, состоялось открытие сезона предпремьерных показов фильмов от компании "Кино без границ" в рамках новой площадки - «КиноКампуса им. МакГаффина – свободной территории для формирования экспертного взгляда на кино», которая с ноября функционирует в кинозале кафе-клубе ZaVtra. На этой неделе в прокат вышла сатирическая комедия о современном искусстве "Без названия". Накануне проката в КиноКампусе им. МакГаффина Александр Гордон показал фильм и пригласил обсудить кино Сэма Клебанова, президента компании-дистрибутора "Кино без границ" и педагогов Школы им. А.Родченко Владислава Ефимова и Александра Евангели.

Среди гостей и друзей Киношколы им. МакГаффина, поддержавших беседу были Петр Жуков, выпускник Школы им. А.Родченко, видеохудожник, куратор, Мария Кравцова, шеф-редактор сайта artguide.ru, Мария Ромашева, директор "Лофт Проект ЭТАЖИ", Катя Осипова, руководитель PR - агентства "KateCommunicate", Катерина Шпица, актриса. 

Александр Гордон: Господа и дамы,  несколько слов о формате сегодняшнего мероприятия. Мы с вами собрались сегодня благодаря стараниям компании «Кино без границ», сайта polit.ru и Киношколы им. МакГаффина, о которой я скажу буквально 2 слова, потому что подробности будут позже. Киношкола им. МакГаффина располагает некоторым количеством проектов. Это один из них, мы называем его КиноКампус. Здесь проходят показы независимых фильмов, известных и не очень. И вот теперь мы еще планируем их обсуждение. Второй проект начнется с февраля, когда точно - будет известно буквально на этой неделе. Следите за сайте mcguffin.ru. Второй проект - это проект, который мы назвали Курс продвинутого кинозрителя, где мы за два месяца хотим предоставить людям, которые придут на эти курсы, услуги лучших сегодня кинопрофессионалов, начиная с  продюсеров, заканчивая гримерами. За два месяца мы покажем весь процесс формирования идеи и осуществления замысла фильма. И, собственно, проект Киношкола им. МакГаффина как проект некоего альтернативного образования, которое, на мой взгляд, сегодня очень нужно нашей многострадальной родине. Кроме того, партнерами нашей Киношколы является компания «Кино без границ», которая нам и дает сегодня возможность посмотреть эту картину, и бессменный президент этой компании Сэм Клебанов, он выступает на сегодняшнем заседании. Кроме того, эта идея принадлежит сайту polit.ru, там идет прямая трансляция, так же, как и на сайте mcguffin.ru. И, наконец, то место, где мы все собрались, которое когда-то нам было известно как «ПирО.Г.И. на Сретенке», а теперь называется клуб ZaVtra.

Тут такое кино – то, что завтра выйдет на экране, мы смотрим сегодня, мы проходим завтрашний день за сегодня. Так что вот такие мощные силы мы стянули для того, чтобы смотреть кино и обсуждать  кино, думать о кино, а главное, вы меня извините, мне как кинематографисту очень еще хотелось бы получить и зрителя в зале. Зритель способен пройти эту половину расстояния, я считаю это необходимым для встречи с режиссером, для того, чтобы эта встреча состоялась. Для этого нужно чуть-чуть постараться. Так вот как постараться, лучшие профессионалы кино, я думаю, в Киношколе им. МакГаффина расскажут. Что касается сегодняшнего вечера - мы сейчас посмотрим фильм, очень легкий, очень смешной, очень ироничный, американскую комедию - и не будем его обсуждать, наша задача в другом. Дело в том, что все действующие лица этого фильма, так или иначе, принадлежат к творцам или продавцам того, что называется современное или актуальное искусство. Вот о современном актуальном искусстве с большим количеством экспертов, которые здесь находятся и к нам присоединятся потом, мы с вами, надеюсь, поговорим. И эпиграф к этому обсуждению я уже хочу сейчас вам дать - если это и не правда, то это замечательный анекдот, который нам очень кстати. Слова, которые якобы написал на Лондонском биеннале министр культуры Великобритании, лорд такой-то. Его попросили написать отзыв - он и написал: "Холодное, расчетливое говно", - и поставил восклицательный знак. Я надеюсь, это моя позиция тоже, не только этого лорда, что какая-то часть зала эту позицию разделит, но здесь есть профессионалы, которые создают современное искусство, толкуется ими современное искусство, и, как следствие, они продают современное искусство. Очень хотелось бы посмотреть им в глаза и понять - понимают ли они, что они создают и кого и кому продают. Думаю, что понимают, могу ошибаться. 

Владислав Ефимов и Александр Евангели

Ну что? давайте попробуем поговорить. Я хочу представить вам гостей, которые у нас сегодня есть, которые, я надеюсь, примут участие в обсуждении.

Екатерина Шпица - актриса, прошу жаловать и любить. Катя Осипова - она принадлежит к PR-агентству (агентство «KateCommunicate”), которое как раз и занимается формулированием смыслов вокруг того, о чем мы сегодня говорим.

Я хочу представить Марию Кравцову – шеф-редактора сайта artguide.ru, и Марию Ромашеву - генерального директора «Лофт Проект ЭТАЖИ».

Здесь сегодня  Александр Евангели - куратор, арт-критик современного искусства, автор многочисленных публикаций, главный редактор каталога, журнала и интернет-портала Photographer.ru, преподаватель курса «Теория медиа» в Школе им. А. Родченко.

Прошу любить и жаловать. Владислав Ефимов, художник, фотограф, руководитель мастерской «Проектная фотография» в Школе им. А. Родченко. Обладатель международных премий и лауреат Государственной премии «Инновация».

Начинаем обсуждение.

Элитарное искусство - то бишь не для всех, а только для тех, кто поймет, что арт-критики, кураторы и галеристы находят в этом произведении искусства. Они вписывают его в контекст, они создают культуру потребления и назначают, что очень важно, цену. И, наконец, третье. Я всегда был убежден, был сторонником такого тезиса, что в искусстве прогресса нет. Его нет и быть не может. Понимаете, стоит признать, что нынешние художники, которые выше по своим качествам, которые надо еще определить, чем те художники, которые были до них. Микеланджело, Пикассо или там от наскальных фресок в пещерах до египетских пирамид. Для меня это, еще раз говорю, - непреложный факт. Нет прогресса в искусстве. Выясняется, что прогресса нет, но есть некая движуха. Некое осознанное движение трендов в искусстве существует. И завтра в этом искусстве будет лучше и, что немало важно, дороже, чем вчера. Вот, собственно, те темы, которые я хотел бы затронуть сегодня. Вот видите, я опять пользуюсь положением – чтобы вы обсудили, и я, может быть, хоть что-нибудь из этого понял. Давайте начнем с первого – критерии современного актуального искусства, где критерии, что является искусством, что нет. И вот заткнусь и дам вам слово. Просто одна иллюстрация была довольно давно, году в 1989 я приехал в США, со мной приехал современный художник из России, у него 8 детей, и он пытался продавать свою живопись, чтобы жить на это. И у него не очень получалось, и однажды вечером мы сидели, и было что-то жарко, и выпивали. И я спросил: «Что такое современное искусство? Объясни мне». Он так посмотрел по сторонам - у меня лежали разноцветные листы формата А4. Ребенок из них аппликации делал. Он говорит: «Ну, иди сюда, скажи – какая эмоция у тебя сейчас?» Я сказал: «Недоумение». Он говорит: «Возьми, пожалуйста, пару рук и желтый листок бумаги. Мни его, мни, мни, мни. Ну – так, с недоумением мни, не с яростью, не с восхищением, а с недоумением. Чувствуешь, как рука работает? Оставь его. Теперь какую ты выберешь к нему пару?» Я говорю: «Давай вот этот вот – постыдно розовый какой-то». «Отлично!» - он взял постыдно розовый, чуть-чуть расправил скомканный мной листок бумаги – приклеил его туда на скотч и написал: «Недоумение». «Давай выставку делать - что ты сейчас почувствовал?» Я сказал: «Сейчас я почувствовал злость». - «Отлично! Бери черный лист бумаги и мни его». И так мы с ним минут за 20 сделали инсталляцию, т.е. такую выставку, которая висела, не знаю, месяца два, наверное. Я так был увлечен этим процессом, что я подумал, что я тогда и есть современный актуальный художник – так вот, в чем разница? Где критерии? Александр, давайте с вас начнем.

КиноКампус им. МакГаффина

Александр Евангели: Хорошая модель взаимодействия художника и куратора.

Александр Гордон: То есть так и бывает обычно?

Александр Евангели: Бывает по-разному, но вот мне показалось, что здесь прямо то, о чем можно только мечтать. Я уже говорил, когда мы обменивались впечатлениями, о том, что система критериев в том каком-то очень кондовом смысле…

Александр Гордон: Кондовом – это прежнем?

Александр Евангели: Ну, ок, искусство как техника - эта система начинает распадаться в ХVI веке, во второй половине, когда художники освобождаются от зависимости, потому что до этого они там принадлежали к некой элите.

Александр Гордон: Т.е. вы считаете, что ремесло стало исчезать из художественного творчества ХVI века?

Александр Евангели: Нет. И, собственно, я просто хотел уточнить, обратить внимание - вопрос о критериях не такой простой, как кажется. Не принято отвечать вопросом на вопрос, но где критерии, например, в случае вот такого, в общем, очень старого произведения искусства, которое даже не считается современным, если говорить о ценах, если оно сделано до 30-ого года, и кем оно создано в дюшанский век. Например, фонтан Дюшана, и вообще в дадаизме важны эти критерии?

Александр Гордон: Нет, потому что если говорить о современном актуальном искусстве в чуть-чуть более общих терминах, то мы отнесем возникновение его в том виде, в котором оно продолжает прогрессировать или агонизировать сегодня, все-таки к началу ХХ века.

Александр Евангели: Т.е. вы отказываете дадаизму в праве на…

Александр Гордон: Я – да, но кто я такой?

Комментарий: Можно, я вставлю одну фразу – я считал какие-то опросы, согласно которым фонтан Дюшана был назван самым главным произведением искусства ХХ века. Т.е. есть и такое мнение.

Александр Гордон: И все-таки, если говорить о фонтане Дюшана, то мы сможем точно ответить на 2 вопроса: первое - качество ремесленника, который это делал, даже если мы не будем это обсуждать как произведение искусства. И второе – в какой традиции состоит, или какой традиции противостоит это произведение искусства, потому что противостояние традиции - это вещь тоже достаточно традиционная, это то, что всегда составляло авангард любого искусства. Противостояние школе, выйдя за рамки школы, освоив ее. Они, собственно, создавали авангардное искусство всегда и везде. Когда мы говорим о современном искусстве, мы не можем проследить традиции, не можем увидеть более или менее внятного  ремесла, как правило, особенно когда речь заходит о современной скульптуре и инсталляции. И, кроме того, мы не можем понять, какой традиции это противостоит, – из какой школы это вышло для того, чтобы получилось вот так. Поэтому я говорю, что критериев нет, мне приходится верить на слово тем людям, которые увидели в этом нечто и сумели более или менее внятно сформулировать свой заказ народу.

Александр Евангели: Я сказал, что ответ на этот вопрос занимает гораздо больше времени, чем сам вопрос, что естественно. Разумеется, все те обвинения, которые вы сейчас слышали, абсолютно состоятельны. Разумеется, современное искусство глубоко укоренено в традиции, и в этом оно ничем не отличается от того, что было в предыдущих столетиях. Отличается другим. Вот я просто напомню основной тезис – невозможно проследить традицию, невозможно проследить, чему противостоит.

Александр Гордон: А в поэтическом смысле - я имею в виду?

Александр Евангели: Разумеется - в каждом конкретном случае. Есть смысл разбирать именно конкретные случаи.

Александр Гордон: Хорошо, конкретный случай. Господа, сами напросились. Конкретный случай.

Александр Евангели: Я отвечу в общем.

Александр Гордон: А потом конкретный случай?

Александр Евангели: Ситуация заключается вот в чем: современное искусство - это очень разработанная практика, это практика, разработанная не только в чисто каком-то ремесленном смысле. Если вы видите ремесло, то чаще всего в каком-то осмысленном произведении и сознательной работе – то, что вы его не видите, это сделано специально.

Александр Гордон: В этом я не сомневаюсь.

Александр Евангели: Вы понимаете, что чаще всего чуть вопроса в том, что значит вот этот отказ от ремесла, потому что достижение ремесла - это очень простая вещь. Т.е. я снимаю это выражение.

Александр Гордон: Погодите, если это такая простая вещь, то почему сначала не постичь ремесло? Ну, скажем, современным живописцам сначала не постичь живопись, а потом отказаться от нее?  Почему надо начинать с отказа от постижения живописи?

Александр Евангели: А всегда ли в современном искусстве отсутствует это, потому что такое ощущение, что дискуссия вся свелась к кнопке на белой стене.

Александр Гордон: Нет-нет.

Александр Евангели: Человек, который окончил три академии, – абсолютно виртуозный живописец в старом ремесленном смысле. После этого он стал делать живопись совершенно программную, стал делать живопись еще детскую.

Александр Гордон: Но это его выбор. Можешь так – делай, как хочешь. Но если ты не можешь никак, зачем ты делаешь вот так?

Александр Евангели: Т.е. вот эта риторика, почему сначала не освоить ремесло, а потом уже отказываться – ну, в общем, есть конкретный пример, который этому противоречит. И ответ действительно не здесь, а просто в другом месте. Проблема в том, что все современное искусство – все возможные пути развития освоены очень хорошо.

Александр Гордон: Художниками или кураторами?

Александр Евангели: Мы сейчас говорим о произведении, о проекте – это не проработано художниками, кураторами, институциями.

Александр Гордон: Видите, в чем дело – я хотел конкретные вопросы задать – это вопросы из фильма. В фильме было представлено несколько художников, которые принадлежат, грубо говоря, современному искусству. Мы увидели одного, который очень успешен коммерчески и рисует свои абстрактные картинки быстро и почти не затрачиваясь – одна точка, две точки, три точки. Мы увидели некоего инсталлятора, который использует чучела животных, пытается, видимо, что-то глубокое и важное и, главное, эмоционально очень точное сказать своему времени. И мы увидели уж совсем авангардиста, который называет вещи своими именами и больше ничем не занимается. Правда, куратор придумал, что надо подписать сертификаты, чтобы эти вещи все-таки какую-то цену имели. Мы увидели музыканта, который пытается найти себя в жестком отказе ото всех музыкальных форм, тональностей и прочего и скатывается все-таки к Шенбергу в конце, потому что именно его сонаты он сочиняет так вдохновенно и яростно в самом конце. Должен вам напомнить, что Шенберг, хотя и являлся революционером в свое время, сейчас просто классический музыкант. Классический хотя бы потому, что он, как это принято в музыке, обращается к таким тонким материям. Да, имеет 12-тоновую технику, путая, сознательно мешая тональности. Он обращается к тому, что называется, извините меня, человеческой душой, а не задницей, а не мозгами и кошельком.

Продолжение следует... 

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «Zavtra», открылся экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино.  

Фотографии: Абалихин Александр

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.