Адрес: https://polit.ru/article/2012/01/27/davos/


27 января 2012, 19:06

Диагноз власти

Российская элита крайне скептически оценивает собственное государство. Видные чиновники и бизнесмены признали в Давосе, что в России правит коррупция, госсаппарат неэффективен, а госсектор в экономике раздут. Однако решить эти проблемы никак не получается. Получается только сеанс групповой психотерапии.

Какой видит российская и европейская элита вызовы, стоящие перед нашей страной? От ответа на этот вопрос не в последнюю очередь зависит и стратегия развития, и то, какое будущее будет ждать Россию в ближайшее время.

Эти вопросы неизбежно попали в повестку форума в швейцарском Давосе, который проходит в эти дни. Ответы, надо сказать, требуют некоторого осмысления. Как поведала граду и миру главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова, на устроенном Сбербанком деловом завтраке глава Сбера Герман Греф предложил оценить собравшимся — а в их числе были крупные иностранные инвесторы, российские бизнесмены и чиновники — оценить, какие вызовы на сегодня стоят перед Россией.

Попали в число потенциальных «угроз» «усталость от действующих политических элит», «недостаток доверия в обществе», «низкая эффективность властей» и так далее, всего 9 пунктов. И по мнению зала, как повествует главред «Ведомостей», оказалось, что тремя главными вызовами для России являются коррупция, чрезмерный госсектор и устаревшая политическая система. Это в порядке убывания, за лидера голосования — коррупцию — проголосовали порядка 24 процентов собравшихся.

А при оценке эффективности российских властей по шкале от 1 до 9 лишь 1,5 процента поставили власти девятку. Причем выяснить, кто эти оптимисты, модератору завтрака Грефу так и не удалось. Зато первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов уточнил, что ни он, ни помощник президента Аркадий Дворкович в эти полтора процента не попали — другие оценки оба поставили. Вообще «низкая эффективность властей» в рейтинге вызовов заняла почетное четвертое место с результатом под 12 процентов.

Примечательно, насколько российская элита придерживается невысокого мнения о качестве государственной машины и бюрократического аппарата.

Можно конечно полагать, что в Давос ездят сплошь «либералы из власти», но и в этом случае любые прекраснодушные оценки бурного развития страны в 2000-е стоит, мягко говоря, корректировать. А попытки повышения эффективности правительства, его инициатив по огосударствлению крупного бизнеса и его же борьбу с коррупцией следует признать если и не в конец провальными, то уж как минимум не давшими ожидавшегося результата. Интересно и то, что в активное недовольство граждан собравшиеся пока не верят и «электоральная усталость» в число лидеров не попала.

Элита, таким образом, вполне отдает себе отчет, что бюрократия (как в собственно сфере госуправления, так и в госсекторе экономики) неэффективна и воровата, а сами механизмы управления не могут этого исправить. Ценное признание от «соли земли», от тех, чьими руками собственно и делается российская экономическая политика.

Однако в данном случае мы имеем дело с той ситуацией, когда признание проблемы — вовсе не является шагом к лечению болезни.

Поскольку для преодоления костной бюрократической системы нужна, как минимум, реформа системы госуправления. А здесь на повестке дня уже возникают всяческие нетривиальные вещи, вроде отказа от системы ручного управления, установление независимости судов, санация и профессионализация чиновного корпуса. Не говоря уже о базовых и дорогих вещах, типа адекватной системы образования (иначе откуда возьмутся, пусть в перспективе невороватые чиновники?).

И как подступиться к решению этих проблем мало кто представляет. К тому же на любое «а» одной части госаппарата (в том числе и высшего чиновничества) немедленно следует «б», «в» и даже «я» от других представителей элит. Менеджеры госкомпаний уверены в незыблемости именно их способа хозяйствования, пусть и неэффективного. Силовые органы полагают любую транспарентность вредной, а угрозы собственным ведомственным и материальным интересам выдают за угрозы безопасности страны вообще и власти в частности. Региональные элиты требуют от центра денег в том или ином виде и им вся эта эффективность вообще по барабану. И так далее.

Это все ставит крест на попытках властей привлечь некие инвестиции, ускорить в условиях мировой стагнации и падения внутреннего спроса рост национальной экономики или создать некий международный финансовый центр в Москве.

Да и «лучшим людям в бюрократическом аппарате» в конечном счете выгодны и «ручное управление», и относительная «размытость функционала», когда формальные полномочия мало что значат, по сравнению с аппаратным весом, и суды, которые могут принимать политически мотивированные решения. Иначе собственно система власти вряд ли будет работать. Так консенсусный «диагноз» российской полит-экономической системе в Давосе, скорее, напоминает сеанс психотерапии.