Адрес: https://polit.ru/article/2012/01/27/sm270112/


27 января 2012, 11:31

Оппозиция на выезде. Зарисовка

Ряд дежавю: в 88-м – 89-м молодые демократы отправлялись на ближний Запад в поисках товарищей по оружию. Тогда это были Польша и Прибалтика. В Прибалтике поднимали голову Народные фронты, а в Польше готовилась взять власть «Солидарность». Отчетливо помню тот дискурс. Мы – то есть интеллигенция из советского Центра мира - пытались получить моральную, а то и материальную поддержку от более «продвинутых демократов». Те же нами интересовались исключительно с точки зрения, провалится ли этот Центр в результате в тартарары и можно ли его как-нибудь подтолкнуть.

Разговор был вежливый, но расходящийся по разным линиям. Мы: давайте сообща навалимся и построим демократию. Они: нас, то есть наши государства, не по доброй воле женили и потому давайте по-тихому разбежимся. Мы: по-тихому не удастся, надо строить сообща демократию во избежание агрессии Старшего брата. Они – а в Прибалтике к тому времени у националистов в распоряжении уже были все оргрессурсы местных отделений коммунистической партии – столь же аргументированно отвечали, что лучше по отдельности. Хотя, с другой стороны, демократов из России они всячески приветствовали, актовые залы предоставляли, но выражали желание, чтобы те мутили свою демократию самостоятельно.

Лучше обстояли дела с гордыми поляками, у которых в исторической памяти сохранились воспоминания и о жизни в общей империи, и о различных войнах с нами с переменным успехом. Они глядели на гигантскую карту, на которой огромный Советский Союз нависал над сравнительно маленькой Польшей, и задумчиво разливали по рюмкам «Зверобой» . Несмотря даже на повсеместный тогда продуктовый дефицит, они нас весьма неплохо кормили, а напоследок снабдили баулом подрывной литературы.

Но в целом и в Польше разговор был такой: у каждого свои тараканы, давайте раcпадемся и все забудем. Вашу борьбу за демократию приветствуем, но, кажется, что мы прибежим первыми. В общем, главное смотрите, чтобы ваши танки к нам не приехали.

С тех пор прошло - дайте-ка я посчитаю – ну, 24 года. Прибалтика так отвалилась, что, про нее в России больше ничего и не слышно. Польша круто вошла в ЕС и пополнила гордыми поляками контингенты натовских миссий по всему миру. Они геройски (даже более геройски, чем исконные натовцы) сражаются и танков из России больше не боятся. Но разговаривать, что с теми, что с другими, в общем-то, не о чем.

А тем временем в России уж Перестройка-2, и все по кругу. Следующее поколение оппозиционеров едет за помощью на Запад, который, как ни странно, придвигаясь к нашим границам, от нас же и удаляется. Теперь я их где встречаю? В Париже! Яшин (28 лет), Илья Пономарев (36 лет), Ярослав Никитенко (24 года) – по маляве из Интернета - в подвале книжного магазина Globe на бульваре Бомарше.

Любопытно, что 24 года назад Яшину было 4 года, и он еще ничего не понимал, а Ярослава Никитенко как бы и не было вообще, не появился. Умудрен же был один лишь 12 летний пацан - Пономарев.

Однако дискурс все тот же. Встречаясь с реальным кандидатом в президенты Франции от партии зеленых Евой Жоли, мы нагнетаем: вы против коррупции, а все коррупционеры-то здесь, у нас, и вашим отмывать помогают. Следовательно, понятно, нужно поддерживать русскую оппозицию. Илья Пономарев так и ходил по Парижу везде с «белой лентой» на лацкане депутатского пиджака, отчего находящиеся тут в огромном количестве потомки русских эмигрантов, наверное, воображали, что это какой-то монархический знак. Тем более, что депутат-то Думы…

Фото Сергея Митрофанова

Впрочем, с западной поддержкой, как и раньше, тухловато. Это только в телефильмах и в воображении лидеров «Единой России» на Западе спят и видят, как бы засунуть в карман русских пачки евро. Слава богу, если стакан нальют. Ева Жюли, правда, согласилась тоже нацепить белую ленту, но опять же по-французски – огромным бантом, отчего эту ленту и за ленту трудно принять. Бывший судья, в отличие от нашего Зорькина, она поводу правовых норм особенно не рефлексировала. Призвала прошедшие выборы в России отменить, негодяев-чиновников преследовать по списку Магнитского, да еще в нашу пользу повысить роль Страсбургского суда, чтобы насаждать справедливость в том числе и в Восточной Европе.

Однако все эти во всех смыслах прекрасные демократические декларации так и остались в подвале, вылившись разве что в две небольшие статьи в блогах. Что, со своей стороны, я отнес бы к организационному провалу мероприятия. Все-таки можно было бы и получше капитализировать встречу. (Вспоминается сцена из фильма «Комедианты», когда слова седьмая вода на киселе некоего бывшего кандидат в президенты США распугала злобных тонтон макутов.)

При этом если Никитенко, очевидно, впервые в жизни дорвавшись до «встречи в верхах», явно чувствовал приподнятость, то с лица Ильи Яшина так и не сошло несколько депрессивное выражения. Он-то прямо из тюрьмы и так много хотел сказать Западу, а встречается в… магазине и с какими-то совершенно домашними по виду людьми, причем пришедшими сюда аж с детьми. Вообще, получилось «Яшин и дети». Конечно, нашу троицу назвали героическими борцами против деспотического режима Владимира Путина, и все это прекрасно, но желательно все-таки, чтоб про это узнали и в более широких кругах. Пригодится… в застенках.

Тем не менее, от наших оппозиционеров я услышал и замечательную информацию. Впервые (а я, видимо, несколько оторвался в парижах-то) про идею провести Учредительное собрание. Ее как раз намедни и принялся полоскать председатель Конституционного суда Зорькин. Хотя – соглашусь с Зорькиным - и осталось не ясно, кто будет учреждать и чего и от имени кого. А от Ильи Пономарева, которому нужно было как-то объяснить публике, отчего он такой оппозиционный-оппозиционный, а находится в партии, выращенной в кремлевской лаборатории, поразительную версию. Оказывается, «Справедливую Россию» сделала настоящей оппозицией просто ведомственная нестыковка. По жизни Миронов шестерок не слушает, а приемлет приказы только от Путина, а самому Путину недосуг с утра до вечера Мировым руководить, умучаешься. Вот Миронов и отморозился вконец. А еще, что Миронов якобы заключил пакт (ничем, правда, особенно не рискуя), что в случае победы на выборах, он и Думу распустит, а то и сам уйдет в отставку с чувство выполненного долга. Затем наступит искомая демократия. Пономарев, естественно, еще не знал, что Миронов в это же самое время, как раз узнав, что коллеги по партии отправились «поговорить» с американским послом, начал плакать и жаловаться: ребята, вы меня подставляете…

Еще забавный момент из серии «культурные различия». Вдруг на наших героев напала француженка из бывших русских, и когда Яшин по какому-то поводу сослался на польскую «Солидарность», что она же там все удачно устроила, та вдруг воскликнула: «Но поляки-то ведь разумная нация, а русские-то не очень…» Отчего Яшин, да и я тоже, чуть со стула не упали. Люблю французов, но более разумные ли они? Наверху на бульваре сплошные дефилируют трансвеститы, чего-то вдруг повесилась жена министра образования, и вообще скоро восемь – святое дело, снова пора пить вино… Разума вообще нет в этом мире.