Адрес: https://polit.ru/article/2012/02/13/social/


13 февраля 2012, 16:43

Обещанного три срока ждут

Путинская программа в социальной сфере под стать иным его текстам — много красивых слов и даже конкретных предложений. Вот только за предыдущие 12 лет изменить ситуацию не удалось, и не вполне понятно, за счет чего Путин планирует добиться этого в ближайшие несколько лет.

Многие уже отмечали, что адресата текстов Владимира Путина, которые действующий премьер и наиболее вероятный будущий президент еженедельно публикует в разных российских газетах, очень сложно вычленить из каждого отдельного текста. Они обращены как бы ко всем и к никому одновременно.

Точно так же размыт субъект действия — кто будет реализовывать заявленную программу? Кто ответственный? Множество должнствований, всяческие «надо», «будем» и прочие «должны», без особых пояснений, кто актор этой будущей политики.

Не стала исключением и статья по социалке, вышедшая в «Комсомольской правде». Выбор КП в качестве места для публикации понятен - «Комсомолка» - самый популярный «таблоид» в стране, «народная газета», да и премьер газету вроде бы любит. Даже некогда разрешил использовать свой образ в рекламе издания. Однако сомнительно, что для читателей газеты будет актуален текст на полсотни тысяч знаков.

Текст не только объемный, но еще и по-путински нудный. В нем видно стремление описать едва ли все проблемы, проходящие по разряду «социальных» и по каждой пообещать некую позитивную динамику. Оговорившись в начале текста, что не будет останавливаться на достижениях, а будет обсуждать лишь проблемы, Путин (или его спичрайтеры — не важно) нет-нет, да и умудряется похвалиться тем, что уже было им сделано в социальной сфере. Далее по каждой проблеме следуют некие индикативные цели, местами даже с указанием сроков (решить проблему очередей в детские сады, скажем, действующий премьер считает возможным за четыре года).

Практически всем нуждающимся группам населения обещан рост доходов и увеличение заботы со стороны государства. По сути можно было и ограничиться, вместо огромного текста парой фраз, вроде «Правительство помнит о вас, Путин заботится о вас». А дальше в эту нехитрую формулу просто уже подставляются определенные среды: учителя, преподаватели вузов, ученые, пенсионеры, инвалиды, родители, студенты, пенсионеры, «новые друзья премьера» - «люди труда».

Понятно, что текст про социалку не мог не получиться иным: тематика уже предполагает социалистический уклон. С неизбежностью приходится давать обещания, когда обращаешься к тем, кто не может самостоятельно себя обеспечить, зато обладает правом голоса на выборах.

В путинских текстах конкретика — которой там предостаточно — неважна. Она как раз производит удручающее впечатление, что премьерские тексты пишут аппаратчики, абзацами копируя ведомственные документы с их бюрократическим сленгом и невысокими шансами на исполнение в срок.

В данном тексте интересен завершающий пассаж, где кандидат в президенты объясняет, откуда он возьмет средства на все вышеобещанное — от поддержки учреждений культуры в малых городах до до решения жилищных проблем для сразу 60 процентов населения к 2020 году.

По Путину выходит, что «живых» и избыточных денег на решение большинства описанных проблем ждать в общем-то и не стоит.


Ту же проблему развития культуры в малых городах предлагается решать посредством некоей программы, проект которой в Минкульте только должны еще написать. Здоровье населения Путин обещает улучшить за счет изменения организации оказания медуслуг населению. И так далее.

Основной проблемой социальной сферы, согласно Путину, является «эффективность, целевой характер проводимых мер». Чтобы проблему решить, действующий премьер считает необходимым «ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе». То есть: денег в социальную сферу и так направляется много, надо только научиться их тратить.

Вопрос в том, что мешало научиться тратить эти деньги рационально за последние 12 лет пребывания Путина у власти (этот вопрос, впрочем, справедлив и для других программных текстов премьера — что по национальному вопросу, что по развитию национальной экономики).

И здесь можно предложить следующий ответ — не удалось потому, что ни одна из групп интересов в реальности не была заинтересована в изменении ситуации.


Реформы здравоохранения или монетизации льгот были в штыки восприняты населением и отчасти бюрократическим аппаратом. Девелоперский бизнес и те же чиновники не заинтересованы в решении жилищных проблем населения. Отсутствуют стимулы для «повышения престижа» каких-либо «непрестижных» профессий (учителей, врачей, рабочих) и профильного образования в этих сферах, а все разговоры на ту тему остаются пустопорожними. Ответственные за регулирование той или иной социальной проблемы чиновники вообще часто заинтересованы в сохранении старой системы. Сама советская распределительная система ресурсов в социалке в результате сохраняется, неэффективно потребляя огромное количество ресурсов.

Попытки что-то изменить на практике сводились либо к заранее обреченным попыткам механически сократить расходы госбюджета (как это было в сфере образования) или в механическом же распределении выделенных ресурсов.


Никакое целевое финансирование почти нигде не стало нормой. Путин фактически признает между строк — российское государство ужасно по качеству оказания им услуг. Да к тому же его отдельные представители заинтересованы, чтобы так было и дальше, ведь неэффективность системы прямой путь к извлечению из нее дохода. Откуда в этих условиях возьмется новая, дружелюбная к населению среда для жизни и самореализации непонятно. Пока прорывных успехов в этом плане путинское правительство не демонстрировало даже в самые «тучные» годы.