28 марта 2024, четверг, 17:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 февраля 2012, 10:06

«Это настоящая война. Но в ней победят христиане!»

Итогом 2011 года в славном городе-герое Севастополе стала победа «гонителей христиан». 

Давайте вещи называть своими именами! Тех, кто блокирует передачу здания храма св. Климента католической общине, а значит, поддерживает его в состоянии ранее оскверненном; и тех, кто радуется тому факту, что христиане не могут собраться вместе, ведь капличка, расположенная в ближайшем многоквартирном доме не может вместить на праздники и 20 процентов прихожан; и тех, кто потирает руки, видя как последняя рождественская служба проходила на пронзающем ветру в темноте прямо на ступенях храма, а не в самом пустующем храме, куда прихожан так и не пустили; и тех, кто сравнивает католическую церковь с фашизмом (есть и такие и даже среди депутатов и партийных лидеров) – всех их испокон веков называли гонителями христиан. И это не преувеличение. Это – по существу.

Отстоять храм

Новый год был отмечен очередным эпизодом борьбы. Утром 1 января храм предстал расписанным. Это были напоминания, в духе того, что это «Божий Храм», что он «осквернен», в некоторых местах появились хризмы – древние изображения имени Христа.

Надо сказать, что на Храме небольшие надписи были сделаны давно, и это были кощунственные надписи, в частности, свастика. Любопытно, что этого никто особо не замечал, так, власти и их уполномоченный собственник и пальцем не пошевели, чтобы эту скверну хотя бы закрасить. Большинство горожан помнит, что долгие годы под алтарной частью функционировал общественный туалет, который закрыли всего два года назад, спасибо администрации Куницына. И все знают, что до сих пор отдельные пиволюбивые особи мочатся на цоколь храма. Именно в этом смердящем месте и было написано напоминание, что гадят они ни куда-либо, а на храм! Авторы, видимо, надеялись, что надписи кого-то из таких остановят.

Попытаемся понять, кто сделал надписи и зачем?

Кто? Насколько нам известно, на этот вопрос нет ответа даже у настоятеля храма. Но кто бы это ни был, свое дело он решил сделать инкогнито, явно не желая подставлять настоятеля в его и так непростых отношениях с властями. Ведь получить благословение – значит, сделать соучастником. Судя по некоторой простоте надписей и неопытности рисунка – это, скорее всего, дело рук какай-то католической, хотя, возможно, просто христианской молодежи. Это могли быть и, к примеру, евангельские христиане, в большом количестве поставившие подписи в защиту своих братьев католиков. Могла нанести надписи и просто студенческая молодежь, которая ушедшим летом активно помогала католикам собирать подписи.

Теперь зачем? Ответ – очевиден. В общине неоднократно обсуждали желание властей продать данное здание. Алчное начальство было буквально поймано за руку. И то, что произошло с другими кинотеатрами города – убеждающее свидетельство коммерческого настроя властей . Судите сами: пространство к/т «Украина» давно используется под выставки-продажи, сегодня в этом здании открыты офис турбюро, приемная депутата правящей партии и магазин бизнес-техники; к/т «Севастополь» перепрофилирован под ателье реставрации меховых изделий, периодически проводя распродажи меховых изделий, в к/т «Спутник» давно открыт рынок, а в последнее время – супермаркет, а летний кинотеатр города вообще снесен и на его месте строится жилой дом. После всех этих дел, согласитесь, ссылка Мальцева на закон Украины, запрещающий перепрофилирование подобного рода учреждений, звучит как издевательство или самообличение!

Если есть такая сильная жажда нажиться на храме, тогда почему до сих пор не продали?

Во-первых потому, что «тайное становится явным», а на свету творить подлость сложно даже высокопоставленным товарищам. Поэтому когда подобные договоренности «всплывали», виновники быстро «сматывали удочки» и делали вид, что, «вы нас неверно поняли».

Во-вторых потому, что предприниматели не без глаз. Обнаружив, что им предлагают не кинотеатр (как их убеждала в процессе переговоров власть), а некое культовое пусть и сильно изуродованное здание, они разумно отказывались от такого «троянского коня» и просили подыскать им что-либо другое. И были правы! В Днепропетровске еще в 90-х потенциального покупателя здания подкупило подобное предложение. И что? Спустя годы продаж и перепродаж, не смотря на вложенные в объект деньги, не смотря на смену множества собственников (так пытались усложнить процедуру всякого возврата здания первоначальному собственнику), храм пришлось вернуть тем, кому он принадлежал по праву «и на земле, как на Небе». Кстати, в какой-то момент поняв, что храм придется отдать, собственник попытался его спалить. Мы очень надеемся, что подобная кощунственная мысль не придет в головы севастопольских «собак на сене».

В-третьих, в апреле 2011 года на храме появилась доска с информацией, что данное здание является памятником архитектуры, и буквально – «Костелом», охраняемым государством. С этого момента, стало не так-то просто «свернуть шею» защитникам святыни, хотя даже это державное свидетельство не мешало властям и дальше упорно называть здание не храмом (пытаясь буквально стереть это неудобное имя), а кинотеатром.

Любопытен и такой факт: статус памятника архитектуры был придан зданию давно, даже памятная доска была изготовлена, да вот не вешали ее, знали, что подобный шаг резко ограничит возможности манипулировать судьбой сооружения. Тянули долго, пока среди чиновников не нашелся человек (да благословит его Господь), чье сердце подсказало ему единственно верный поступок – разместить охранную доску на храме. Поступок, который шел вразрез недоброй воле вышестоящего начальства.

Но, даже, несмотря на все сказанное, известно, что отдельные представители власть имущих не оставили идею «сбагрить здание» с баланса передав его третьим лицам. Видимо поэтому и были сделаны к первому января надписи на храме. Дабы отныне, кому бы здание ни показывалось, – мол, вот вам недействующий кинотеатр, берите, делайте ваш проект, – всякий бы понимал, что дело тут нечисто, и он вскинулся бы вопросом: «Кинотеатр говорите? А что здесь написано?.. Какой-такой храм?!».

Ложь и ее покровители

Теперь придется коснуться самого печального – позиции Московского патриархата в лице Крымской епархии.

Есть слухи, и есть факты. И все они свидетельствуют, что такая воинствующая антикатолическая позиция властей города была бы невозможной, не маячь за их спиной иерархи православной церкви.

Это, безусловно, печальный факт, выдающий давнюю ненависть между сестрами церквями, между частями единого Тела Христова, коим по определению и является Церковь. Ведь «одно Тело – одна Церковь». И то, что Севастополь – город славных битв, сегодня превращен в город подковерной борьбы одной части христиан против другой части – оскверняет город. Оскверняет память обеих оборон, которые велись плечом к плечу, в которых участвовали все христиане, и которые, будь тогда такие дрязги, не оказались бы страницами нашей общей славы.

Все лето членами католической общины распространялась информация о значительной роли католиков в судьбе города и его победах. Христиане западного обряда в нашем городе были не просто меньшинством, они были уважаемым меньшинством. И это понимали люди куда более достойные, чем «нынешнее племя». Николай Первый выделил казенные материалы и деньги на строительство храма, а Николай Второй, напомним, с недавних пор святой Русской православной церкви, утвердил все, о чем ходатайствовали католики города, в том числе место нынешнего нахождения храма.

И что-то нам подсказывает, что будущий святой, а на тот момент император Российской империи, очень бы удивился «аргументу» противной стороны: что католическому храму святого Климента не место на площади в честь другого святого Русской православной церкви Ушакова. Чушь? Так даже эта чушь оказывается в числе аргументов противников передачи здания общине.

При этом община столкнулась с целым рядом, мягко скажем, мифов о католиках в Севастополе:

  1. что, мол, католиков в Севастополе всегда было настолько мало, что они не играли никакой значимой роли, были и оставались «пришлым меньшинством»;
  2. что здание храма в войну сильно пострадало, фактически было разрушено (так  глава севастопольских коммунистов с 1990 года Василий Пархоменко буквально «божился», что сам лично бегал «в коротких штанишках» по этим жутким развалинам), и после войны на месте храма был построен кинотеатр с многообещающим именем «Дружба»;
  3. что, мол, община верующих сама отказалась от содержания храма (это-то в 37-м!), буквально бросила его на государство;
  4. что горожане все как один против возвращения храма иноверцам, а именно таковыми принято считать христиан «западного обряда», который в голове обывателя, видимо, звучит как «НАТОвского» обряда;
  5. что, мол, данное здание продолжает функционировать как детский кинотеатр и тысячи счастливых ребятишек, ежедневно знакомятся в этих стенах с лучшими образцами народного творчества.

Все это вранье. Не знаю, применим ли здесь эпитет «наглое», но точно гадкое и бездушное. Все пункты этого вранья терпеливо опровергались усилиями общины в ушедшем 2011 году.

  1. О роли католиков в жизни и обороне Севастополя был выпущен и роздан горожанам информационный листок (http://kostel-klimenta.livejournal.com/8696.html), в котором прозвучали известные образованным горожанам факты, в частности, такие, что город Севастополь по распоряжению Екатерины II был основан католиком по происхождению Томасом Мак-Кензи (русская версия имени – Фома Фомич Мекензи); что создатель археологического музея в Херсонесе – католик Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич был во всех отношениях замечательнейшим человеком: раскопал треть древнего города, сделал в Херсонесе главные открытия, обогатившие Императорский Эрмитаж шедеврами древнего искусства; именно при нем Херсонес сделался самым крупным археологическим предприятием в Российской империи; и что в Херсонесе были преданы мученической смерти два римских епископа (папы Римские) – Святой Великомученик Климент Римский и Святой Мартин Исповедник, которых почитает как Католическая, так и Православные церкви; и другие факты.
  2. О том насколько пострадало здание во время войны, есть формальное заключение уполномоченной комиссии, осуществленное на момент, когда его решили перепрофилировать в кинотеатр (можно посмотреть ТВ программу об истории костела: http://www.youtube.com/watch?v=gM3Da5BFnNU или сразу глянуть на документы тех лет https://picasaweb.google.com/113372716887555175481/1958).
  3. О том, как умели «уговаривать» товарищи коммунисты в 37-м, если кто запамятовал, можно перечитать «Архипелаг ГУЛАГ» (http://bookz.ru/authors/soljenicin-aleksandr/arhgul/1-arhgul.html), а уже после этого делать заявления, что община «сама отказалась».
  4. То, что горожане поддержали католиков, свидетельствуют более десяти тысяч подписей (буквально: 10 263), собранных летом-осенью 2011 года. По оценкам членов инициативной группы, работавших в поле, порядка 80% горожан и гостей города, получая информационный лист на руки или выслушав причину сбора подписей, свой автограф оставляли. Они подписывались, кем бы эти люди в вероисповедном смысле ни были – католиками, православными, евангельскими христианами, неосознанными христианами, людьми иных вер, агностиками или осознанными атеистами. У каждой стороны были свои аргументы, но это были аргументы в защиту справедливого решения (http://kostel-klimenta.livejournal.com/16766.html и видео: http://kostel-klimenta.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F).
  5. Об эксплуатации здания стыдно рассказывать. То, что строили на века – и стояло вечно. Но после того как в 58-м здание перестроили – сломали колокольню, снесли верхний парапет и, сделали новую крышу, разобрав старую, выдержавшую удары Второй мировой – оно стало несуразным, эстетически уродующим площадь, а «новая» крыша сегодня находится в аварийном состоянии. Да в таком, что вот уже три года как нет никакого действующего кинотеатра, потому что запускать внутрь детей опасно для их жизни.
  6. И, наконец, факт статистический: в постсоветские годы функционирования этого заведения на самые крутые киносеансы приходили максимум 50 человек, из них – 7-8 детей (одна из прихожанок общины работала над статистикой посещений). А в приходе уже более четырех десятков разновозрастных детей, которые могли бы иметь Дом молитвы, он же – дом воспитания и духовного взросления. К тому же город получил бы органный зал, что было бы точно к радости взрослых и интересующихся музыкой детей.

Православный коммунист тов. Мальцев

В 2011 году первую скрипку в деле гонений сыграл «православный коммунист» (простите, это не издевательство, это – самоназвание). Видимо среди коммунистов немало тех, кто в своем стремлении находить и преследовать врагов так и не успокоился. Да, сегодня на титульную церковь руку особо не поднимешь и голос не возвысишь, а вот на тех христиан, кто послабее, кто в меньшинстве, кто вроде бы как и не совсем свой – на католиков, униатов, протестантов и, точно, на раскольников киевского патриархата – с превеликим удовольствием! Конечно, тов. Мальцев – не тов. Дзержинский. Он в состоянии только подвирать и воодушевлять других призывами: «все православные и крещеные депутаты» должны проголосовать против интересов католической общины! (В этом обращении, видимо, под «крещением» подразумевается исключительно православное крещение, как иначе понять призыв депутата?) Слава Богу, что коммунист Мальцев может только это, а не как в годы массовых репрессий – пытать и стирать миллионы верующих в лагерную труху.

Но будь тов. Мальцев в действительности христианином (да простит меня читатель за подобный оксюморон), он обратился бы не к «начальствующим», получая благословение на бессмысленную политику якобы в интересах русских Севастополя, а к Господу (ведь речь идет о Его доме) и к святому Клименту (покровителю храма). Ведь всякий христианин знает, как в таком случае нужно обращаться – в молитве. Так неужто, обратившись, тов. Мальцев получил бы благословение своим действиям? Неужто услышал бы слова ненависти в адрес прихода Св. Климента из уст четвертого папы Римского, последние годы жизни проведшего в ссылке здесь, у нас, и утопленного врагами церкви здесь, у нас, и почитаемого в равной степени католической и православными церквями здесь и повсюду, неужто святой лично обратился бы к молитвеннику Мальцеву, сказав: «Не отдавай мой храм! Гони верующих прочь!».

Да простит уважаемый читатель сей сарказм, но как иначе описать тот мрак, что властвует в душе «православного коммуниста».

Конечно, среди пожилых людей, так или иначе, связавших себя с коммунистическим прошлым, полно прекрасных душ. Про эти души молятся в церквах и кельях. Но тов. Мальцев к этим душам не имеет никакого отношения. Это молодой коммунист, верящий в рынок и капитализм, давшие ему достаток, верящий в политику по западному образцу, которая дала ему место в горсовете и где-то как-то по совместительству верящий в христианство, но так запутано и болезненно, что превратился по сравнению с коммунистами 20-х и 30-х просто в человеческую тень.

Особо отвратительно то, что все это непотребство прикрывается интересами «православного большинства», которое вовсе не такое, как его хотят представить «ревнители благочестия»! Многие православные летом 2011 года, поставили свои подписи под призывом католиков вернуть храм общине. И этому есть непосредственное доказательство в виде собранных и задокументированных подписей горожан (см. выше).

Так что в 2012 году борьба за храм продолжится. Она не может не продолжиться. Храмы не сдают! Никогда. И кому как не севастопольцам этого не понимать?!

Post Scriptum

Нужно понимать, что никто – ни настоятель, ни орден марьян, которые опекают и созидают данную общину, ни сама община, ни укорененные в христианстве горожане – отступать не собираются и будут бороться, как просто необходимо бороться за свой храм! То есть – до конца. Это тема веры, а не торга и компромиссов.

В разговоре с одним активным прихожанином автором статьи был задан вопрос: «Если отвлечься от деталей, что все это значит?». Ответ был краток: «Это настоящая беспринципная война против нас! Пусть она не ведется с помощью насилия, но она полна лжи, попыток подкупа, подделки документов, алчности, рафинированной ненависти к «другому» и судов, забывших о правосудии. Цели у всех разные. Для одних – город без католиков, для других – хороший актив в хорошем месте (я про недвижимость). Для нас – возвращение своего и приведение в порядок Дома Господня. Так что, это, судя по предъявленным позициям – война. Но в ней, будьте уверены, победят христиане!». – «Какие из христиан?!» – задал я следующий вопрос. – «Те, кто помнит, что кесарю кесарево, а Богу Богово и потому берут свое, отдают чужое и благословляют всех!». 

Видимо, во власти немало тех, кто позабыл слова Иисуса – «Богу Богово». Видимо, они не понимают, что с этим не шутят! Но кто не помнит, тому напомнится, стократ.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.