Адрес: https://polit.ru/article/2012/02/21/spartiyami/


21 февраля 2012, 17:06

Как бы партии и как бы президент

Встреча президента с незарегистрированными партиями — явная бессмыслица. Квазипартии явно никого не представляют, почти ушедший президент — тоже. Диалога с протестующими на столичных площадях не получается. Имитация такого рода на руку только новому куратору внутренней политики — Вячеславу Володину.

Президент встретился с лидерами незарегистрированных партий — это все-таки очень странный формат. В «Горки» приехали разноплановые персонажи и с ними пообщался президент, который перестанет быть президентом через пару месяцев. Он, разумеется, может говорить что угодно по поводу своего потенциального возвращения через шесть лет, но это точно будет не раньше, чем через шесть лет. Какие обещания может давать этот человек?

Представители незарегистрированных партий — тоже странные люди. Есть, скажем, Владимир Рыжков: он много лет был депутатом Госдумы и можно назвать его политиком опытным и известным. Или Сергей Бабурин. Его многие помнят еще с 1993 года. А вот человек с поэтическими именем и фамилией Михаил Лермонтов, сопредседатель незарегистрированной партии «За нашу Родину» - это кто в народном сознании? Это при том, что и зарегистрированных-то партийцев вряд ли узнают широкие народные массы. Ну Грызлова и Зюганова с Жириновским узнают, а вот прочих (на встречи с президентом партийцы обычно ходят парочками) — это большой вопрос.

Восставший из могилы Лермонтов в таком разрезе сильно облегчает идею дискредитации самого факта встречи с «несистемщиками». Получается ведь, что уходящий президент встречался не с «вождями Болотной», а с клоунами и городскими сумасшедшими, которые возомнили некогда, что могут пробиться сквозь сито Минюста и получить собственную партию в стране без публичной политики.

Это еще не всех позвали: на сайте лермонтовской партии можно легко обнаружить обращение к «Региональным организациям партий «Великая Россия», «За нашу Родину», «Родина: здравый смысл»». То есть — эти люди не просто существуют, их много и они даже обладают неким количеством сторонников в регионах.

Странности формата на этом не заканчиваются. Партийцы вдруг интересуются у президента — будто он президент, а они партийцы — когда же, наконец, президент отпустит Ходорковского и Таисию Осипову. Немцов, стало быть, передает список «политзаключенных» (от Владимира Путина всем уже известно, что политзаключенных в России нет) и даже полагает, что кого-то из списка Медведев готов «помиловать» (это так Немцов изданию Slon.ru сказал). Политзаключенные — нехорошо, но странно просить у режима, который их посадил по политическим мотивам просить их помиловать. Ну право слово — Немцов забыл что ли, что Дмитрий Анатольевич Медведев был первым замглавы администрации президента Путина в момент ареста Ходорковского, а после ареста перебрался в кресло главы администрации? Какой ему интерес освобождать бывшего олигарха? И есть ли у него на то полномочия от старшего по тандему?

Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов (так «Коммерсантъ» сообщает) принес на встречу оторванную от ботинка депутата Госдумы Илья Пономарева (тоже некогда лидера «Левого фронта») подошву, видимо, полагая ее лучшим доказательством несвободы в России. Подошва как символ несвободы — это сильный аргумент. А президент Удальцову в ответ сказал, что он против силового сценария после президентских выборов 4 марта. Ну еще бы — он сам отрекся от власти 24 сентября прошлого года, да и потеря власти Владимиром Путиным ему вряд ли принесет много радости, ведь тогда будет потеряно и обещанное премьерское кресло.

Силовой разгон послевыборных митингов в такой ситуации — если они будут массовыми, а они будут такими — был бы самоубийством для власти. И ответ в духе «разгонять не будем» проходит по статье «Капитан Очевидность».

В общем виде незарегистрированные партии — это как бы никто. Они не акторы политического процесса, не представляют какую-либо значимую часть общества. Президент сейчас тоже «ненастоящий» и временный. Однако же тот же Удальцов называет встречу «полезной».

Польза и впрямь имеется, но скорее для вполне конкретного человека. Новый куратор внутренней политики

Вячеслав Володин демонстрирует, что владеет всеми инструментами властного политтехнолога. Надо собрать сотню тысяч в поддержку Владимира Путина — получите митинг на Поклонной горе. Надо поговорить на высшем уровне с кем-то с Болотной площади — держите встречу президента с незарегистрированными партиями.

Иные результаты, разумеется, ничтожны — вряд ли стоит всерьез воспринимать встречу с «незарегистрированными» в качестве «диалога власти с Болотной площадью».

Да и пользы от таких контактов чуть. Если медведевский законопроект про снижение численности партий пройдет-таки через Думу, то и Леромнтов, и Пушкин с Толстым смогут организовать себе по настоящей партии. Только реальную легитимность выборным процедурам (а шире — и самой власти) это уже не вернет.