Адрес: https://polit.ru/article/2012/02/27/pokushenie/


27 февраля 2012, 18:53

Покушение на Россию: версия 2.0

Сорванное ФСБ покушение на Путина многие сочли «просто пиаром». Авторы, понятное дело, настаивают на том, что здесь ничего такого нет. Кажется, это уже не просто «пиар», а натуральная попытка  создания чувства тревожности у избирателя. Это не политтехнология, это акт искусства. Правда, отдает плагиатом.

«Покушение на Путина» - все-таки странный медийный жанр. Слишком много слов с особым тусовочным смыслом, чтобы сообщение воспринималось за чистую монету и вне предвыборного контекста. Собственно вот набор потенциальных тэгов: Путин, выборы, покушение, терроризм, Чечня, Доку Умаров, Украина, ФСБ. Не хватает, пожалуй, слов «олигархи» и «коррупция» - тогда бы перед нами была бы почти вся повестка путинского правления за прошедшие 12 лет. Никто, впрочем, не может исключить, что и эти знаковые слова — в том или ином виде (например, «Березовский») - появятся.

Такое за неделю до президентских выборов не просто кажется неслучайным, тут уже каждая деталь просто кричит о предвыборном спектакле. Понятно, что сомнений добавит и обычная для силовиков практика никакой информации, сверх положенного и согласованного «по политической линии», не давать.

В пресс-службе «Первого канала», впрочем, на упреки «Газеты.ру» в «предвыборном пиаре» отреагировали жестко, назвав видящих в специальном репортаже канала «пиар» людей «психически нездоровыми». Бог с ним, посмотришь периодически «Первый канал» - и сразу понимаешь, что либо ты психически нездоров, либо те, кто там за тональность и набор новостей отвечает.

«Бесконечные вариации на тему конца света, сопровождающие просвещенное человечество все последние годы - лучшее свидетельство того, что конец света уже наступил. Мы в темноте. И главный вопрос сейчас в том, каким будет прорыв к свету и чем он будет сопровождаться. Потому что от этого, в конечном счете, будет зависеть то, что мы увидим, когда прозреем», - это пример из вышедшего накануне итогового «Воскресного времени».

В высшей степени тревожный вообще был материал (за ним, слава Богу, следовал терапевтический «Мульт личности»). И очень художественный.

Репортаж про «покушение на Путина» - это тоже, разумеется, из области художественного. Сразу вспоминается кинофильм Барри Левинсона «Хвост виляет собакой» по книге Ларри Бейнхарта, в котором политтехнологи накануне выборов устраивают «фальшивую войну», дабы отвлечь избирателя от сексуального скандала. Или отечественный спектакль и одноименный кинофильм «День выборов», когда падение кандидата в губернаторы с полки на теплоходе выдается за предотвращенное покушение. Или книга «Суматоха в Белом доме» американского сатирика Кристофера Бакли, когда падение напившегося президента его пресс-служба рисует в качестве героической попытки спасти подчиненного.

Даже и сама затравка «Первого канала» сродни кинофильму: сначала зрителю предлагался «репортаж-трейлер» на информагентсвах, потом «экранная версия» репортажа в дневном эфире, а уж затем, в вечернем эфире «Первого» - «режиссерская версия». Здесь — по логике киношного маркетинга — разве только до ДВД дело не дойдет.

Конечно, это политтехнология. В том хотя бы смысле, что предотвращенное покушение на Путина крайне хорошо ложится и в логику повышенной тревожности, и провоцирует (ну должно спровоцировать) естественную реакцию поддержать «нашего Путина», которого «хотели уморить чеченцы».

Мобилизация через угрозу, через создание атмосферы тревожности — опять-таки вернемся к репортажу «Воскресного времени» - и вдруг ответ на нее.

И опять-таки, это отсылает нас к художественному пространству. В фильме «Generation П» по одноименному роману Виктора Пелевина политтехнологи для избрания ими же придуманного кандидата вешают рекламу прокладок с антикоммунистическими лозунгами красной краской. «А ведь никто и не понимает, что мы не прокладки внедряем, а тревожность. И тут бац! Смирнов — как ответ на все проблемы», - примерно так говорит герой фильма Саша Бло (в книге подобная сцена есть, но там президента герои не моделируют, там «выборы у нас честные, как в Америке»).  «Смирнов» из фильма — явный отсыл к Путину: бывший военный летчик, с резкой «народной» лексикой и немудреной мужицкой философией.

Было покушение или не было — тут уже неважно (наверно, все-таки было). Все равно перед нами выходит по преимуществу телевизионный образ и горе-террорист, представляющий значение слова «дедлайн».

И еще. Из области политфикшна раннепутинской эпохи вспоминается снятый по заказу Бориса Березовского (ага, без Березовского не обойтись, однозначно) фильм «Покушение на Россию». Только тут не «ФСБ взрывает дома», а наоборот ФСБ предотвращает покушение на Путина — тоже своего рода «Покушение на Россию». Ведь «Если не Путин — то кто?»

Сказал же действующий премьер «Битва за Россию (начавшаяся в его логике двести лет назад, с первой Отечественной войны) продолжается». «И повторится все, как встарь»:  Путин, выборы, покушение, терроризм, Чечня, Доку Умаров, Украина, ФСБ.