Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 05:30
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Стена под «Моной Лизой»

Киношкола им. МакГаффина начала набор студентов на Курс продвинутого кинозрителя. Это двухмесячная система динамических мастер-классов по всем творческим кинопрофессиям. Он рассчитан на тех, кто интересуется кино, хочет овладеть секретами кинопроизводства, хочет знать и понимать все аспекты создания кино. Педагоги Киношколы им. МакГаффина и Курса продвинутого кинозрителя – лучшее, что есть в отечественном кинематографе на сегодняшний день. Не только образование, но и главные кинособытия, предпремьерные показы, собственные показы, интересные люди, дискуссии и многое другое Киношкола им. МакГаффина предлагает своим студентам.

Следующее мероприятие – предпремьерный показ фильма А. Арнольд «Грозовой перевал» – состоится 6 марта в 19.00 в кафе Zavtra. Специальный гость – педагог Киношколы им. МакГаффина и Курса продвинутого кинозрителя режиссер, актер, художник Александр Адабашьян.

Перед этим он ответил «Полит.ру» на вопросы о кинообразовании, современной ситуации в кинопроцессе и художественной ценности картин Энди Уорхола.

Александр Артемович Адабашьян родился в 1945 г., окончил Строгановское училище. Российский кинодраматург, художник, режиссёр, актёр, заслуженный художник РСФСР. Режиссер фильмов «Мадо: до востребования», «Азазель», сценарист таких известных фильмов, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Смерть в пенсне, или Наш Чехов» и многих других. Снялся в фильмах «Полеты во сне и наяву», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мастер и Маргарита», «Кин-дза-дза», «Утомленные солнцем-2» и др. Имеет множество премий и наград, в том числе премию имени Феллини за лучший европейский сценарий, премию Сезар за лучшую дебютную работу и Приз Молодежного жюри МКФ «Европа Чинема» («Мадо: До востребования»).

«Полит.ру»: Первый традиционный вопрос - как вы понимаете термин МакГаффин?

Александр Адабашьян: Что такое или кто такой? Думаю, Вам уже многократно на этот вопрос отвечали. В данном контексте это некий способ взгляда на искусство.

«Полит.ру»: Как Вы считаете, есть ли адекватные площадки для обсуждения кино в Москве, в России в целом? Какие формы и виды они должны принимать и должны ли существовать по вашему мнению?

А.А.: Реально я знаю сейчас только одну – «Закрытый показ», может быть, существуют какие-то еще, но я лично с ними не сталкивался. Раньше устраивались обсуждения картин в «Доме Кино», назывались «Гамбургский счет». Cобирались профессионалы, приглашали режиссеров, актеров, авторов, было только две формы обсуждения картин. Но тогда общественный просмотр был единственным способом знакомства с картиной. Очень немного на телевидении было свежих фильмов, в основном они шли в кинотеатрах и мы смотрели их там.

Просмотр фильма был актом общественным, спектаклем. Картины чаще всего смотрели в коллективе таких же, как и ты, зрителей, соответственно, обсуждение было логичным продолжением. Сегодня ситуация немного изменилась, потому как фраза «пойти в кино» - уже не расхожая. Просмотр кино, как и многие другие виды деятельности, стал сугубо келейным и домашним.

Вплоть до того, что кино, снятое для большого экрана, теперь смотрят на телефонах в метро. В связи с изменением общественного состояния зрителя, наверное, меняется желание высказывать мнение, выступать перед публикой.

Еще очень влияет зал на просмотре. Часто бывало, когда картину сдавали в зале с молодежной аудиторией, она производила совершенно иной эффект, нежели чем в зале с несколькими голодными невыспавшимися редакторами. Результат просмотра во многом зависит от реакции зала.

Обсуждение и мнение кинозрителей зависит от состояния кинопроцесса в стране в целом.

Если кинотеатры посещаемы мало, есть статистика по типу «сколько картин посмотрело какое количество народа», если знать хотя бы среднее заполнение зала на фильмах, то можно иметь представление, что за атмосфера в этих залах. Когда картина идет в полном зале, меньшинство растворяется в большинстве. Люди, которым картина может не понравиться, волей-неволей начинают принимать реакцию всех остальных и пытаться понять, что же такого интересного есть в этом фильме.

«Полит.ру»: Чтобы понимать картину, необходимо понимать язык, который используют ее авторы. Формирование этого языка – очень сложный процесс, но что этому может способствовать?

А.А.: Думаю, это понятие общей культуры.

Возможно на ровном месте, с чистого листа воспитать настоящего зрителя, человека, который понимает, не по-школьному анализируя, а принимая своим нутром Чехова.

У него не то же самое чувство юмора, что у человека, которому нравятся эстрадные программы нашего телевидения. Человек, у которого представления о драме таковы, что это что-то кровавое, вряд ли поймет драматизм Толстого или Достоевского.

По поводу воспитания зрителя есть очень печальный пример. Это было в советские времена, когда люди ходили в кино. Мы снимали картину «Неоконченная пьеса для механического пианино» - это относительно вольная передача чеховской пьесы, где получилось сделать коллаж из многих его произведений. Мы снимали в городе Пущино, наукограде, населенном учеными и их семьями, относительно недавно построенном, приличном по размеру. И в этом городе был Дом ученых, а в нем киноклуб. Что за обсуждения были в киноклубе, мы ощутили на себе.

Была такая традиция, что картина первый раз показывается в городе, где ее снимали. В кинотеатре «Молодость» было 5 сеансов. Киноклуб предупредил нас, что будут картину анализировать, а потом приглашать. Картину они смотрели все пять сеансов: первый раз посмотрели все вместе, потом между сеансами собирались, наговаривали на магнитофон первые впечатления и распределяли обязанности, кто за чем будет следить. После всего сделали некий синтез и пригласили нас. Один из заданных вопросов: в сцене ссоры сзади героев была дверь, в ней стекло, в стекле трещина. Означает ли эта трещина трещину в отношениях ссорившихся или она символизирует трещину в жизни каждого? Мы стали объяснять, что вообще никакого символического значения эта трещина не имеет. Я взял на себя смелость объяснить происхождение этой трещины, а они не поверили и обиделись на то, что мы не хотим их пускать в свою творческую лабораторию, полагая, что в каждом кадре есть некий скрытый символ.

Похожая история из книги горячо мной любимого Данелии. Когда в его картине «Афоня» главный герой объяснялся с девушкой, камера должна была перейти на изображение в окне, и там должно было быть какое-то движение. Нашли только женщину, проезжавшую с бидонами, и уговорили ее проехать еще несколько раз перед окном. И после показа фильма все убеждали Данелию, как отлично найдена связь, объясняли смысл этой женщины с бидонами.

Зрители, которые следят за мелочами – думаю, вина создателей. Зрители, которые сидят с абсолютно холодным носом, а потом в темпераментных сценах ловят трещинку в стекле – вина авторов. А может быть и самих зрителей, которые не включаются не потому, что мы их не включаем, а потому, что просто не включаются.

Такие люди не в состоянии серьезно воспринимать работы от чувства к чувству, они глубоко искалеченные люди: картина подробно разбирается, разбрасывается на метафоры. Если один человек в военной форме идет по полю - «ага, понятно, один в поле воин». Это вопрос общего эстетического восприятия.

Еще существует проблемы объяснения. В детстве нас водили в Третьяковку, показывали парадные портреты. Я понимал, почему они там висели – все боролись с царизмом. Художники писали портреты Екатерины, понимали, что она страшная крепостница, но не имели возможности высказать это напрямую: рисовали сначала улыбающийся рот, а потом злые глаза. Знающий зритель приятно улыбался, проходя мимо этих портретов. Картины Левитана тоже были частью борьбы с крепостничеством.

Сейчас есть эстетическая глухота, которая внедряется в сознание людей.

Поэтому я не знаю, нужно ли вообще воспитывать зрителей, и если нужно, то как. Если это будут делать авторы, то каждый будет тащить в свою сторону.

«Полит.ру»: Как происходило формирование вашего внутреннего ценза, когда вы начали понимать, что хорошо, а что плохо? И как вы думаете, понимание того, что такое искусство – это набор объективных или субъективных пониманий?

А.А.: У меня была галерейщица, которая выставляла мои картины, но сейчас уехала. Одно время она выставляла картины неформалов, пострадавших в 60-70-е годы, абстракционистов, и мы поговорили с ней по этому поводу. Я ей напомнил, что когда была украдена «Мона Лиза» и ее место стояло пустым, в полтора раза приток народа увеличился – все хотели посмотреть на саму стену под «Моной Лизой». Так же может быть и с «Черным квадратом» Малевича: представьте, что завтра докажут, что фальшивка тот «Квадрат», который висит в Эрмитаже… А бывают люди, которые просто стоят и смотрят на этот «Черный квадрат».

Так же и с литературой. Кто-то ругает, кто-то говорит, что шедевр – это все, вокруг чего ломаются копья. Мои эстетические воззрения восходят к 60-м годам, когда «железный занавес» стал только-только приоткрываться, что дало возможность читать то, что раньше читать запрещалось, смотреть то, что смотреть было нельзя. Появились первые выставки, стало проникать какое-то кино. Тогда методом проб и ошибок я стал для себя что-то определять. Что еще хорошо для того времени, так это то, что всячески культивировалась самостоятельность воззрений. Не было должности примыкать к разным течениям.

Сейчас нет школы восприятия, но все считают Энди Уорхола искусством. Знаете, была интересная, очень мощная «Киевская студия документальных фильмов» в свое время, там был сделан фильм об экспериментах над общественным сознанием, который практически запретили к показу. В нем ставили эксперименты над детьми: варили манную кашу, всю посыпали сахаром, кроме одной тарелки – ее посыпали солью. Сначала давали поесть детям с сахаром, а потом одному с солью. И он говорил, что каша сладкая, боясь оказаться в позорном меньшинстве, потому что все до него сказали, что она сладкая. Думаю, что у нас массовая любовь к Уорхолу – следствие того же самого, та же самая «сладкая» манная каша.

«Полит.ру»: Что для Вас кино вообще?

А.А.: Для меня кино уже превратилось в образ жизни, потому что все мои профессии, весь круг общения так или иначе связан с ним – как художник я работаю в основном в кино, как актер тоже. Я, наверное, не могу быть объективным зрителем и оценщиком. Естественно, как человеку, сложившемуся в 70-е годы, Феллини мне ближе, чем Тарантино. В 90-е я для себя делил картины по принципу «посмотрел хоть кто-нибудь/не посмотрел никто». Если хоть кто-нибудь – лидер проката, если никто – культовая. Сейчас вместо культовых – говорят «артхаусная».

Я кино не считаю стопроцентным искусством и не скрываю своего мнения на этот счет. Ни одно из искусств, которое появилось раньше кино, не зависело от «родительных» средств. Если у вас нет компьютера, это не значит, что вы не можете заниматься литературой – литература совершенно не связана с тем носителем и способом, которым вы наносите слова и мысли на бумагу. То же самое музыка, изобразительное искусство. Кино же, если из него убрать камеру и пленку, просто перестает существовать. Оно целиком связано с той техникой, которой обязано своим существованием. Более того, оно неминуемо будет следовать за всеми изменениями этой техники.

Сейчас кино ищет любые возможности заманить зрителя в кинотеатр, посадить его перед телевизором, экраном компьютера.

Кино плавно перейдет по спирали к тому, чем оно когда-то занималось – будет решать задачи искусства. Когда уже исчерпает весь потенциал, который во время Люмьеров исчерпался тем, что зрители сшибали стулья, столики, потому что «на них несся паровоз». Сегодня непонятно, как можно было принять это за реальность, но можно было сопереживать, смотреть, кино стало видом искусства. Думаю, к этому кино вернется на каком-то витке спирали.

Пока мы переживаем стадию возвращения к некоему аттракциону.

«Полит.ру»: Как бы вы оцените сегодняшнее состояние кино, киноиндустрии, кинотворчества в России? Есть ли дефицит профессий, дефицит идей или все в порядке?

А.А.:

У нас то же самое, что во всем мире. Дефицит идей, дефицит профессионалов, отвечающих очень неясно сформулированным задачам. Вслед за изменениями в обществе во всем мире идет изменение выразительных средств. Просмотр кино перестал быть общественным актом,

как я уже говорил. Представьте себе возможность заказа театральной труппы – для вас одного будут что-то представлять артисты. Восприятие ваше собственное и актеров на сцене будет разительно отличаться от восприятия при полном зале. То же самое -

кино, которое делается совершенно без расчета на то, что оно предназначено для просмотра в переполненном зале.

Сегодня это некое произведение, которое удовлетворяет желания художников и близких тех людей, кто фильм создал.

Все эти факторы изменяют привычное для нас представление о кинопроцессе. Вообще в кино, в отличие от всех других искусств, между тобой и результатом нет посредников. Вы напечатали роман и отдаете кому-то читать. Написали картину – повесили на стену. Что касается кино, то там конструктором назначен режиссер, но вначале это сценарий, оператор, актер, монтажер, композиторы. Нет того человека, который может называться единоличным автором, но вы не вспомните операторов, художников и сценаристов, которые были в картинах Феллини или Висконти.

«Полит.ру»: Хорошо, касаясь современной ситуации, могли бы вы посоветовать какие-нибудь фильмы для просмотра из текущего проката?

А.А.: Из того, что я недавно видел, замечательный фильм «Артист», который мне очень понравился – Американская с большим французским уклоном картина, черно-белая, практически немая, обладательница премии «Оскар», куча номинаций на «Золотой глобус». Из наших фильмов недавно в «Закрытом показе» была картина «Последнее воскресенье» о Толстом. Все те картины, которые раньше были мейнстримом, а теперь они в области доступного артхауса, к сожалению.

«Полит.ру»: Какой фильм был для первым сильным впечатлением?

А.А.: Очень банально – «Летят журавли», потому что действительно потрясало и формой, и неожиданным рассказом о войне, и актерской игрой. Все новаторство было настолько органичным! Фильм из того сорта, на котором зрителя воспитать невозможно. Исключительно через чувства идут коммуникации со зрителем, никаким математическим способом не заставишь полюбить картину, если не понравилась. Все непривычное соединилось в картине: способ съемки, драматургия, общая простота истории рассказа. Это для меня первая картина, которая напрочь отодвинула аттракционную сторону кино. Потом я везде пытался находить следы этого фильма, пытался поймать это ощущение.

«Полит.ру»: Скажите, на ваш взгляд, стоит ли идти учиться смотреть кино и быть понимающим зрителем, к чему призывает Киношкола им. МакГаффина и Курс продвинутого кинозрителя? Если да, то дайте небольшое напутствие будущим студентам курса.

А.А.: Я бы вам советовал прийти в эту школу и уже потом, поприсутствовав на нескольких занятиях, понять, нужно вам это или нет, нужна та форма, которую предлагают, или нет. Таких учебных заведений немного, в основном воспитывают творцов, а не потребителей. Думаю, что и со стороны тех, кто будет приходить и на вас воздействовать, и с вашей стороны в этом взаимодействии и выяснится, нужно вам или нет такое эмоциональное и чувственное восприятие процесса. Главное – попробовать, чтобы понять. Советую попробовать и решать самим.

6 марта во вторник, в 19.00 в клубном проекте ZaVtra состоится предпремьерный показ фильм А. Арнольд «Грозовой перевал». Специальный гость показа – Александр Адабашьян.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

04.12 21:00 Путин выразил соболезнования родным погибших в ДТП в ХМАО
04.12 20:45 Число жертв пожара в ночном клубе в Окленде выросло до 24 человек
04.12 20:31 Организаторы «Евровидения» опровергли перенос конкурса в Москву
04.12 20:16 Президентские выборы в Австрии выиграл независимый кандидат ван дер Беллен
04.12 20:03 Думский комитет одобрил увеличение расходов на борьбу с допингом вдвое
04.12 19:37 Активистов «Яблока» задержали в московском парке «Торфянка»
04.12 19:21 СМИ анонсировали участие премьера Франции в праймериз Соцпартии
04.12 19:06 В Узбекистане завершились президентские выборы
04.12 18:40 Банк правительства Крыма отключит банкоматы
04.12 18:26 Порошенко пообещал наказание виновникам перестрелки сотрудников МВД
04.12 18:08 Минобороны РФ отчиталось об освобождении 52% Алеппо
04.12 17:54 СКР завел дело по факту аварии в ХМАО
04.12 17:09 Число жертв ДТП в ХМАО выросло до 12 человек
04.12 16:55 Российские биатлонисты выиграли золото и серебро в гонке преследования
04.12 16:44 Умер шестой раненный коллегами под Киевом полицейский
04.12 16:36 На Кубе погребли прах Фиделя Кастро
04.12 16:27 Жертвами стрельбы в финской Иматре стали мэр и журналистки
04.12 16:15 В Сирии за неделю амнистировали более 2,5 тысяч боевиков
04.12 16:09 В ДТП в ХМАО погибли десять человек
04.12 15:49 В МИДе РФ объявили об отсутствии у Афганистана альтернативы российским вертолетам
04.12 15:07 В перестрелке между сотрудниками МВД под Киевом погибли пятеро
04.12 14:49 «Шапекоэнсе» признали победителем Южноамериканского кубка
04.12 14:39 Четыре государства призвали собрать ГА ООН по Алеппо
04.12 14:11 СМИ рассказали о подготовке плана «серого» Brexit
04.12 13:47 Борис Гребенщиков написал Дадину в колонию
04.12 13:23 В Крыму допустили обрушение украинской телевышки
04.12 13:07 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир
04.12 12:36 Путин отметил осознание Трампом уровня ответственности
04.12 12:23 На Кубе запретят называть улицы именем Фиделя Кастро
04.12 12:10 Президент Ирана предостерег Обаму от продления санкций
04.12 11:51 Экс-главу спецслужбы Абхазии задержали при попытке въехать в Россию
04.12 11:35 Саратовская область перешла на новое время
04.12 11:20 Десятки жителей Краснодара госпитализированы с отравлением
04.12 11:00 Эрдоган предложил Путину перейти на расчеты в национальных валютах
04.12 10:43 На месте крушения самолета в Индонезии нашли фрагменты тел
04.12 10:38 Экс-кандидат в президенты США отказалась требовать пересчета голосов
04.12 10:19 СМИ назвали еще одного претендента на пост госсекретаря США
04.12 10:05 Денис Лебедев уступил чемпионский пояс по версии IBF
04.12 09:47 Выборы президента Узбекистана признаны состоявшимися
04.12 09:40 В Дагестане ликвидирован организатор терактов в Волгограде
04.12 09:27 СМИ анонсировали сближение умеренной оппозиции в Сирии с «Аль-Каидой»
04.12 09:18 В Пентагоне выразили готовность к длительному соперничеству с Россией
04.12 09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
04.12 08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.