Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 мая 2018, суббота, 21:17
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 марта 2012, 10:31

Фотографы без клетки

Выставочный комплекс
Выставочный комплекс

C 16 марта по 29 апреля 2012 г. в Хьюстоне в рамках FotoFest состоится международная биеннале фотографии на тему «Современная российская фотография: от послевоенного авангарда до наших дней».

Эта акция продолжит линию прошедшего в августе – сентябре 2011 г. Это было одно из важнейших событий на российской фотографической сцене за последние три десятилетия.

Мы поговорили с организаторами этих акций директором, главным куратором и основателем Международного фестиваля фотографии FotoFest Венди Вотрисс и президентом Международного фестиваля фотографии FotoFest (Хьюстон, Техас) Фредериком Болдуином, кураторами биеннале в Хьюстоне советником гендиректора РОСИЗО Евгением Березнером, старшим научным сотрудником НИИ РАХ Ириной Чмыревой, куратором и искусствоведом Натальей Тарасовой.

По словам российских кураторов, будут организованы 4 площадки, на которых будет представлена российская фотография за последние десятилетия. Эти площадки будут разделены тематическими и временными рамками.

1. Инсталляция «Время Сталина – конец периода победителей" как введение в историю советской фотографии. Там же - эпохи Хрущева и Брежнева.

2. Фотография от 80-х годов до настоящего дня. Это будет самая большая по объему выставка.

3. Молодое поколение.

Ирина Чмырева: При всей осознаваемой разнице, периоды Хрущева и Брежнева в истории фотографии будут объединены. Представляется фотография, которая была вне фокуса официального внимания.

Это время, когда фотография становится способом самовыражения и внутренней эмиграции, – период уточнения языка и работы над фотографией как предметом искусства.

Предметом внимания на третьей площадки выступает время Перестройки и общего прорыва культуры, когда фотография все время давала новые имена. Это время противопоставлено фотографическому процессу, который был до них. Не всегда осознанно, потому что вообще  в течение длительного времени не было выставок и связанного течения процесса развития, поэтому для молодого поколения то, что было до них, – во многом terra incognita. И теперь будут представлены ключевые направления и имена этого времени».

Молодое поколение - это отдельный проект, поскольку именно фотографию молодого поколения мы в чем-то отделяем от того, что сейчас происходит в фотографии и имеет связь с фотографами 80-х и 90-х. Это новое поколение, не отрывающееся, но противопоставляющее себя тому, что им предшествовало, не всегда осознанно – так как они многого просто не знали.

Длительное время не было публикаций и выставок, не было непрерывного ощущения глубины традиции и преемственности, пустое место вокруг них, прерванная длительная традиция.

Это поколение ощущает себя на гребне волны, в отрыве, при том, что на самом деле, то, что их характеризует, – это глубина.

Со временем разрыв сомкнется, но сейчас еще трудно найти эти точки соприкосновения и для них самих, и со стороны.

Евгений Березнер: Хотел оттолкнуться от вопроса по поводу традиции. Вопрос о традициях в русской фотографии достаточно сложный.

С одной стороны, традиции в российской фотографии давние, достаточно серьезные и наполнены большим содержанием, а с другой – традиции как таковой не существует. Потому что традиция, как и вся история нашей страны, разделена историческими событиями, которые направляли то, что существовало на тот момент, в разных направлениях. То, что называется исторической памятью, по существу, в нашей стране отсутствует, в отличие от большинства стран во всем мире. И это находится в прямой связи с тем, что мы называем фотографической традицией.

Абсолютно любой вид и род искусства может развиваться только в том случае, если он становится публичным.

Любое искусство должно быть публичным, и это условие для его развития.

Мы вряд ли можем представить себе ситуацию, когда кто-то занимается искусством, творя в келье, а потом, годы спустя, обнаруживаются плоды его искусства - и он становится успешным. Абсолютным условием развития становится публичность. Быть опубликованным и быть публичным – основные условия.

Я не придерживаюсь той точки зрения, что художник творит для народа, он творит для себя. Как человек дышит, но из того, что он дышит, не делает самоцели, точно так же неким воздухом существования художника является публичность. Он человек своего времени, и не быть публичным – не быть частью времени.

Традиция существовала с середины 50-х годов ХIХ века и до 30-х годов ХХ века, когда развитие фотографии в России шло тем же путем, что и во всем мире, так же как и развитие самой страны. Потом традиция обрубилась.

Фредерик Болдуин: Мне нравится метафора дыхания. Нельзя принимать как должное то, что мы дышим. Как дыхание под водой – ты дышишь, но кислородные баллоны все равно есть. Но артист должен быть хорошо информирован об обстоятельствах.

Евгений Березнер: Именно отсутствие публичности заставляет художника понимать, что такое дыхание.

Публичность – это возможность пестовать традицию, растить ее, образовывать, что является обязательным условием развития любого художника. И это условие было прервано в середине 30-х годов - в наиболее драматическом виде.

Фотография оказалась в наиболее драматическом положении в силу своих специфических черт.

Во-первых, это на тот момент было самое молодое из видов искусств, не считая кино.

Во-вторых, фотография – искусство технологическое, и оно должно мгновенно в своем языке отражать те новые технологии, которые имеются в своем развитии. Если оно не может быть показано как новое слово в эксперименте – оно замирает, замерзает. И все уходит вперед.

В-третьих, фотографией оказалось манипулировать проще, чем каким либо другим видом искусства.

Если мы будем сравнивать фотографию с кинематографом, то любой фильм – это произведение, имеющее протяженность во времени, и какой бы ни была жесткой цензура, там есть возможность обозначить некоторые вещи, которые потом смогут увидеть.

Даже при цензуре есть возможность сохранить другое видение реальности внутри фильма - фотографией проще манипулировать при создании определенной картины мира в прессе и на улице.

Фотография с самого начала - это неделимая единица.

В результате мы получили ситуацию, когда хрущевской Оттепелью фотография как некий живой организм по существу была уничтожена.

А потом наступил период, когда фотография получила возможность сделать несколько глотков свежего воздуха, и, наверное, это можно сравнить с теми самыми баллонами, о которых говорил Фред.

И опять-таки, как это часто бывает в нашей истории, это воскрешение не обходилось без влияния Запада.

Несколько визитов в Москву в 50-е годы Картье Брессона, встречи с ним начинающих молодых фотографов, затем Международный фестиваль молодежи и студентов и общая атмосфера в стране, которая стала, естественно, свободней: фотографы получили возможность быть людьми в тех фотографиях, которые они делали.

С конца сороковых и до первой половины пятидесятых из практики советской фотографии почти исчез репортаж.

То, что я сейчас рассказываю, меняет те тренды, которые сейчас есть в нашем отечестве в восприятии фотографии. И, опять же, это теснейшим образом связано с той традицией, о которой я стал говорить.

Есть в нашем отечестве одна замечательная традиция, которая не была утрачена – существования множества культур. Так вот, эта традиция – назовем несколько вульгарно – «культура правящего класса» и «культура как культура», которая никоим образом не задавалась теми требованиями, которые исходили из этого класса. В нашей отечественной фотографии, начиная с середины тридцатых годов, эта не лучшая из традиций была постоянной и неизменной.

Сначала это, соответственно, идеологический заказ и абсолютный приоритет государственных интересов. Затем, в конце пятидесятых и начале шестидесятых, – очень короткий период, когда можно было чувствовать себя относительно свободным, но, поскольку традиция была прервана, то восстановиться за этот относительно короткий период, восстановить свободу внутри фотографии – не удалось. Равно как и в обществе.

Затем снова все возрастающая цензура, и как реакция - появление того же фотографического андеграунда с начала семидесятых до второй половины восьмидесятых годов.

Вторая половина семидесятых - рождение сверхновой. Тот же взрыв, то, что Ира назвала гребнем волны.

Огромный интерес к нашей фотографии со второй половины восьмидесятых и до конца 2000-х – практически не было ни одной страны, где не прошли бы крупнейшие персональные и групповые выставки.

Затем – опять-таки некое угасание того, что я называю публичностью и средой обитания, по нескольким простым причинам. Все выставки, которые были за рубежом, в основном финансировались зарубежными коллегами. В 2000-х внутри страны не было выработано системы финансовой поддержки: фотография, требующая поддержки и создания инфраструктуры, ни со стороны государства, ни со стороны меценатов поддержкой не пользовалась.

И то, что стало обязательным атрибутом современной российской жизни; то, что можно назвать пиршеством гламура. Изо всего богатейшего репертуара фотографии, который был выработан за 150 лет, востребовано оказалось то, что связано с модой и стилем. Это одно из важных направлений, но если делать из выставок и событий только то, что становится обязательным атрибутом светского времяпрепровождения…

Замечательно, что во времена войны с Наполеоном существовал салон мадам Шерер – это был обязательный атрибут, но война была выиграна не из-за него и не им. А сейчас у нас только салон мадам Шерер.

Но настоящая фотография – другая.

Венди Вотрисс: А где теперь салон?

Евгений Березнер: Сейчас у нас появилась вторая крайность, это другая крайность, но она является той же точкой, где находится первая крайность. Эти самые выставки, на которых может выставляться все, что угодно. По существу, к фотографии не имеющее никакого отношения, кроме того, что это было сделано с помощью оптики.

Все то, что между этими точками мерзлоты, принадлежит людям, которые занимаются выражением видения себя в этом мире с помощью фотографии. Жизнь, которая создается художниками, - это отсутствует полностью. Возникает вопрос: великая русская литература стала великой благодаря стишкам в альбомах для дам или другим произведениям?

В истории человечества было некоторое количество революционных изобретений: письменность, книгопечатание и фотография.

Фотография – это литература нашего времени, и это большая литература. Она заменила многие сферы.

У нас она сужена до того состояния, что впору сооружать очередной мавзолей и помещать фотографию.

Все это можно было бы назвать риторикой, если бы не некоторые обстоятельства.

Первое заключается в том, что уже через 3 дня после того, как разъехались ревюеры, представляющие 18 стран мира, многие из них стали помещать на сайтах своих институций произведения российских фотографов, которых они узнали во время Портфолио ревю.

Эти люди видели многое за свою профессиональную карьеру и вряд ли они бы стали что-то размещать только ради отдания долга вежливости принимавшей российской стороне. Они действительно заинтересовались.

И отсюда возникает второй естественный вопрос: если в России существует такое количество талантливых людей, почему у них не было выставок, почему о них не знает никто, кроме их узкого круга родственников и коллег, соратников по делу или по беде, не знаю как сказать. Почему такого события, как Портфолио ревю, не было?

Ответ на этот вопрос как раз в том, что было сказано, - в том отношении, которое у нас сложилось к фотографии на сегодняшний день. Это вид развлечения для публики - или как некое светское развлечение, или некое массовое занятие. И, собственно, эти два события, о которых мы ведем речь, Портфолио ревю и представление российской фотографии за последние 50 лет, может быть, изменят отношение к фотографии и за рубежом, и в России. Даст новые, более широкие возможности для понимания фотографии.

Для нас самым главным является изменение отношения к России. 

Фредерик Болдуин: Евгений много говорил именно про фотографию и традицию, а меня больше всего интересуют фотографы. Я и сам фотограф, и мы делаем событие для фотографов. И я бы продолжил метафоры: то, что сейчас происходит, проиллюстрировал бы так: в результате какого-то глобального события был разрушен зоопарк. Не стало клеток, не стало персонала: путь на волю открыт. И вот меня особенно интересует: что же будет дальше. Что с ними будет: кто выживет, как – вот тут никто не может дать точных прогнозов и это – самое интересное. Будем наблюдать.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.