Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 13:17
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

06 марта 2012, 22:58

По Москве от треченто до ар-брют

Выставки: Джотто в обмен на Рублева, 250 графических работ Валентина Серова из запасников Третьяковки в Лаврушинском; Сергей Калинин в «Триумфе»; «Портрет семьи» Удальцовой и Древина в «Проуне»; брутальная старушка Роуз Вайли в «Риджине».

Как можно объяснить то, что на Караваджо в Пушкинском очереди стояли, а на Джотто в Третьяковке – нет? Почему Блейк пользовался популярностью у публики, а редчайшего качества ретроспектива Серова – нет?

Может, дело в том, что «Юноша с лютней» работы Караваджо, наравне со «Всадницей» Брюллова, был одной из самых популярных репродукций, наклеенных на стену в СССР? Ностальгия… За чем же еще теперь постоять в очереди, как раньше, если не за высокой культурой.

А может быть, дело в названии выставки Джотто в старом здании ГТГ в Лаврушинском переулке (до 19 марта) – поди догадайся, что тебе покажут в проекте «Во Христе».

Художника, с которого началось итальянское Возрождение, можно посмотреть так, как вы никогда не увидите его в Италии. Там шедевры берегут – в музеях тусклый свет, нельзя подойти близко. А в Москве у вас есть шанс почти что «прикоснуться к высокому». В такой близости к духовному обнаруживается земное. На полиптихе из церкви Санта-Репарата есть множественные повреждения. Процарапанный по фону возле святого рисунок с человечком в старинном костюме и зачеркнутое черными линиями лицо святой – историческая легкомысленность и откровенная ненависть к догматам церкви. Еще – криволинейные очертания области, вольно пересекающие фигуры и фон, заштрихованные тончайшими разноцветными линиями. Их не сразу заметишь. Это принцип итальянских реставраторов: сделать так, чтобы работа производила цельное впечатление, но при этом быть честными и отделить восстановленное от подлинного.

Кроме деталей, важен контекст – Джотто оказался в ГТГ в обмен на Рублева и Дионисия, которых выставили во Флоренции. Рядом с Джотто – залы русской иконописи. И иконы, и работы великого итальянца – конечно, религиозная живопись. Но очень разная по сути.

Джотто стал первым, кто ушел от средневекового изображения, в котором фигуры и среда компоновались без соблюдений пропорций и перспективы, по принципу некоего духовного видения. Он поставил героев Нового Завета ногами на землю, нарисовал сцены так, как мог видеть их наблюдатель, стоящий рядом. А в русской иконописи наиболее «человечным» был Рублев. Выбор Третьяковки для обмена с Италией абсолютно верен, и остается только пожалеть, что они не позаботились объявить об этом, как о громком событии, пусть выставка и состоит только из двух произведений.

Вторая работа Джотто – ранняя, «Маэста ди Сан Джорджио алла Коста». Неумело нарисованная светотень на лице Мадонны и младенца – попытка передать объем, превратившаяся в пятна на коже говорит о том, какой большой путь проделал Джотто впоследствии.

А в соседних залах – не менее важное событие, 250 рисунков Валентина Серова в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» (до 20 мая). Большинство из представленных работ мы никогда не видели, часть знаем наизусть по репродукциям – такие шедевры, как «Петр I», портреты Шаляпина и Морозова, «Одиссей и Навсикая», «Баба с лошадью». Но по репродукциям сложно догадаться, что это не большие картины на холстах, а гуаши и пастели. То есть Репин в чем-то был прав, когда, при всем уважении к творчеству Серова, сожалел о том, что тот не может создать большую жанровую картину.

Но скорее неправ Репин – выпускник Академии Художеств, отрицая многие из ее постулатов, тем не менее, оставался под ее влиянием всю жизнь. Он считал вершиной творчества для любого художника создание сюжетного холста. Становление Серова как художника происходило в то время, когда авторитет Академии был уже основательно подорван передвижниками и вокруг царил модерн, с его вниманием к частной жизни, желанием спрятаться от официоза. Его портреты и эскизы – часть того периода истории. Отказ от исторической, сюжетной картины – принципиален.

Сама выставка – своего рода портрет Серова, сделанный работниками Третьяковской галереи в духе самого художника. Самое трогательное – детская аппликация Серова с белыми силуэтами на синей бумаге. Река с пароходами, крестьяне, лошади и дома на берегу. Удивительно, что в технике аппликации, по определению плоскостной, ребенок попытался передать перспективу: на дальнем берегу бродят забавные козявки, в которых угадываются люди и звери, но с трудом, – ведь вдали деталей не увидишь.

Из всего объема материалов становится ясно, насколько многим успевал заниматься тот, кого мы считаем обычно только портретистом. Выставлены записные книжки с эскизами театральных костюмов, набросками, афиша с Анной Павловой, эскизы росписей стен с сюжетами из античности для особняка Носовых, проект занавеса и декораций для «Шахерезады» Римского-Корсакова – блистательная работа с персидской миниатюрой.

Часто говорят, что умение рисовать утеряно современными художниками, никто сейчас не сможет написать картину так, как могли раньше. Это правда хотя бы потому, что теперь искусство предъявляет зрителю идеи и концепции, принципиально провоцирует его, заставляет спорить. А как и зачем можно спорить с хорошей живописью?

Однако на российской арт-сцене есть феномен – концептуально несовременный художник Сергей Калинин, работающий с традицией русского реализма ХIХ века. Новый проект – выставку Сергея Калинина «Le moulin» в галерее «Триумф» можно увидеть до 20 марта. Это мастерски сделанная живописная история двух французских кабаре, «Moulin Rouge» и «Crazy Horse», сравнение которых дает понять, как переменилось за последние 50 лет понимание красоты и соблазнительности. На верхнем этаже – 10 картин, на которых изображена послевоенная «Красная мельница», где танцовщицы были страшненькие, кривоногие, длинноносые – но их обожали за их темперамент, ходили на представления, чтобы увидеть единственную и неповторимую. Внизу – ряды одинаковых, будто бы клонированных красавиц и самые характерные моменты современного шоу «Crazy Horse». Красотки стоят строем в гвардейских шапках, с аксельбантами, но без трусов – что поделаешь, такая служба. В двух других картинах девушки используются как экран для световых проекций, и, в сущности, работают как экран для проекций мужских желаний.

Серов говорил: «Надо добиваться портретности в фигуре, чтобы без головы было похоже». Калинин играет с этим принципом, превращая его в один из смыслообразующих. У танцовщиц «Moulin Rouge» часто почти не видно лиц, но они «похожи» на себя – пусть детали размываются в танце, в солнечных пятнах и листьях виноградников Монмартра, на которых они танцевали канкан во время городского праздника сбора винограда, но есть их энергия. Совсем другая живописная фактура, статичная, подробная – в «Crazy Horse». Все лица и тела прописаны, но сложно сделать «похожий» портрет с тех, чья работа – быть похожими друг на друга. Тем не менее, «фильтр живописи» позволяет увидеть в глазах танцовщиц то, что не видно из зрительного зала или на съемках – что-то затаенное, личное.

Если утверждать, что живопись идеально подходит для того, чтобы показать нечто скрытое от мира, то отличное доказательство этому – выставка «Портрет семьи» Александра Древина и Надежды Удальцовой в галерее «Проун» на «Винзаводе» (до 31 марта). Удальцова – девушка из дворянской семьи, воспитанная на семейных портретах и девичьих альбомах, попыталась принять новую культуру, училась у Малевича, во ВХУТЕМАСе. Они встречаются с преподававшим там Древиным, сыном латышского рабочего. Их брак и последовавшее за ним возвращение к фигуративной живописи вызывает неприятие в их среде. Но они счастливы вместе и становятся путешественниками-пейзажистами. Удальцова пишет в дневниках 1920-х: «И он, и я уважаем друг друга слишком, чтобы поработить друг друга». «Вместе мы должны выдержать самый суровый натиск… Мы не уступили ни в чем, и сейчас одиноко, без настоящих друзей и поддержки, идти одним против всех. И в искусстве мы должны быть одни…» Так и получилось – сначала их сочли недостаточно революционными, а после – формалистами. В 1938 году Древин был расстрелян по обвинению в участии в заговоре латышских стрелков, Удальцовой удалось спасти его работы, выдав за свои.

Портреты, написанные друг с друга, наброски, сын Андрей и няня Паша. Рисунки и картины Веры Пестель, где они еще оживленно спорят об искусстве с друзьями – Татлиным, Хлебниковым, Мандельштамом, Филоновым, Розановой и Маяковским. Многие рисунки не закончены, с ошибками в пропорциях – но ведь они сделаны не для выставок, а чтобы зарисовать, как хорошо быть вместе. Это изображение мира для себя, вне притязания на прорыв в истории искусств – видимо было свойственно Удальцовой изначально. Она писала о себе: «Мы выдумывали людей, детей, изображали их жизнь. Детство было замкнуто, что приводило к внутренней углубленности... Внешний суетный мир пришел вместе с гимназией. Подруги отрывали от искусства». Брак с Древиным позволил им замкнуться друг с другом в искусстве, отгородиться от мира.

Удальцова дожила до 1961 года, сохранила все работы, был организован Музей-квартира в Брюсовом переулке, который хранили их потомки. Печальное окончание этой большой любви – вне пределов выставки. В семью затесался предатель – один за другим стали умирать в результате странных несчастных случаев прямые наследники, и невестка правнука художников Екатерина Васильева оказалась обладательницей дарственной на все имущество художников с полным правом распоряжения. Из музея пропали 80 картин, и некоторые из них уже появляются на рынке. Вернуть их, скорее всего, не удастся. Оттого еще важнее увидеть выставку в «Проуне» – свидетельство о том, как когда-то ради верности друг другу люди были готовы отказаться от всего остального.

Здесь же рядом, на «Винзаводе» еще одна выставка фигуративной живописи –«Rosemount» Роуз Вайли в галерее «Риджина» (до 10 марта). Изобразительность здесь совсем другого рода – брутальная, немного напоминающая детские рисунки, но написанные маслом на огромных холстах. Те, кто бывает на международных арт-ярмарках, мог бы отмахнуться – «видели мы сотни этих юных последователей Жана-Мишеля Баскиа» (неоэкспрессиониста, в 80-е соединившего на холстах свое увлечение граффити и знаки африканских субкультур). Но, как экспозиция не самых хрестоматийных работ Древина и Удальцовой ценна историей, стоящей за этой подборкой, так и эти работы удивительны историей автора. Художницу Роуз Вайли в 2010 году газета «The Guardian» назвала самым горячим открытием года, но при этом заметила – «все в арт-мире знают Вайли, но никто не знает, что делать с ней».

Она – молодой, так сказать, художник, начинающий карьеру (emerging artist), но при этом ей 77 лет. Картины она пишет в своем маленьком доме в графстве Кент, на полу, на огромных холстах, не натянутых на подрамники – ей важно, чтобы не было рамки и можно было продолжать картину куда вздумается. Отсылает на выставки, произведения пользуются успехом, но не продаются – коллекционерам неудобно с громоздкими произведениями, на просьбы уменьшить размер ради продаж она не реагирует. Чтобы платить за дом и материалы, она подрабатывает чем может.

Ее вариант неоэкспрессионизма привлек внимание своей искренностью. Видимо, в этом, а не в размере, причина нежелания покупать ее работы – получается, что она делает искусство аутсайдеров, ар-брют. Чтобы считаться современным искусством, безумие должно быть отрефлексированным, даже сознательно разыгранным ради коммерческого успеха, а настоящее – пугает. Тут надо отметить смелость старой-доброй российской галереи «Риджина», имеющей, кстати, филиал в Лондоне. Они взялись продавать то, на что британцы не решились. Возможно, сказывается особенность становления нашего современного искусства, когда в советское время художников с оригинальным зрением пытались вылечить, а у художников между собой подлинное сошествие с ума считалась бесценным опытом.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:07 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир
12:36 Путин отметил осознание Трампом уровня ответственности
12:23 На Кубе запретят называть улицы именем Фиделя Кастро
12:10 Президент Ирана предостерег Обаму от продления санкций
11:51 Экс-главу спецслужбы Абхазии задержали при попытке въехать в Россию
11:35 Саратовская область перешла на новое время
11:20 Десятки жителей Краснодара госпитализированы с отравлением
11:00 Эрдоган предложил Путину перейти на расчеты в национальных валютах
10:43 На месте крушения самолета в Индонезии нашли фрагменты тел
10:38 Экс-кандидат в президенты США отказалась требовать пересчета голосов
10:19 СМИ назвали еще одного претендента на пост госсекретаря США
10:05 Денис Лебедев уступил чемпионский пояс по версии IBF
09:47 Выборы президента Узбекистана признаны состоявшимися
09:40 В Дагестане ликвидирован организатор терактов в Волгограде
09:27 СМИ анонсировали сближение умеренной оппозиции в Сирии с «Аль-Каидой»
09:18 В Пентагоне выразили готовность к длительному соперничеству с Россией
09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
03.12 12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
03.12 11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
03.12 11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
03.12 11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
03.12 11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
03.12 10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.