Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 апреля 2018, суббота, 12:55
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 марта 2012, 22:58

По Москве от треченто до ар-брют

Выставки: Джотто в обмен на Рублева, 250 графических работ Валентина Серова из запасников Третьяковки в Лаврушинском; Сергей Калинин в «Триумфе»; «Портрет семьи» Удальцовой и Древина в «Проуне»; брутальная старушка Роуз Вайли в «Риджине».

Как можно объяснить то, что на Караваджо в Пушкинском очереди стояли, а на Джотто в Третьяковке – нет? Почему Блейк пользовался популярностью у публики, а редчайшего качества ретроспектива Серова – нет?

Может, дело в том, что «Юноша с лютней» работы Караваджо, наравне со «Всадницей» Брюллова, был одной из самых популярных репродукций, наклеенных на стену в СССР? Ностальгия… За чем же еще теперь постоять в очереди, как раньше, если не за высокой культурой.

А может быть, дело в названии выставки Джотто в старом здании ГТГ в Лаврушинском переулке (до 19 марта) – поди догадайся, что тебе покажут в проекте «Во Христе».

Художника, с которого началось итальянское Возрождение, можно посмотреть так, как вы никогда не увидите его в Италии. Там шедевры берегут – в музеях тусклый свет, нельзя подойти близко. А в Москве у вас есть шанс почти что «прикоснуться к высокому». В такой близости к духовному обнаруживается земное. На полиптихе из церкви Санта-Репарата есть множественные повреждения. Процарапанный по фону возле святого рисунок с человечком в старинном костюме и зачеркнутое черными линиями лицо святой – историческая легкомысленность и откровенная ненависть к догматам церкви. Еще – криволинейные очертания области, вольно пересекающие фигуры и фон, заштрихованные тончайшими разноцветными линиями. Их не сразу заметишь. Это принцип итальянских реставраторов: сделать так, чтобы работа производила цельное впечатление, но при этом быть честными и отделить восстановленное от подлинного.

Кроме деталей, важен контекст – Джотто оказался в ГТГ в обмен на Рублева и Дионисия, которых выставили во Флоренции. Рядом с Джотто – залы русской иконописи. И иконы, и работы великого итальянца – конечно, религиозная живопись. Но очень разная по сути.

Джотто стал первым, кто ушел от средневекового изображения, в котором фигуры и среда компоновались без соблюдений пропорций и перспективы, по принципу некоего духовного видения. Он поставил героев Нового Завета ногами на землю, нарисовал сцены так, как мог видеть их наблюдатель, стоящий рядом. А в русской иконописи наиболее «человечным» был Рублев. Выбор Третьяковки для обмена с Италией абсолютно верен, и остается только пожалеть, что они не позаботились объявить об этом, как о громком событии, пусть выставка и состоит только из двух произведений.

Вторая работа Джотто – ранняя, «Маэста ди Сан Джорджио алла Коста». Неумело нарисованная светотень на лице Мадонны и младенца – попытка передать объем, превратившаяся в пятна на коже говорит о том, какой большой путь проделал Джотто впоследствии.

А в соседних залах – не менее важное событие, 250 рисунков Валентина Серова в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» (до 20 мая). Большинство из представленных работ мы никогда не видели, часть знаем наизусть по репродукциям – такие шедевры, как «Петр I», портреты Шаляпина и Морозова, «Одиссей и Навсикая», «Баба с лошадью». Но по репродукциям сложно догадаться, что это не большие картины на холстах, а гуаши и пастели. То есть Репин в чем-то был прав, когда, при всем уважении к творчеству Серова, сожалел о том, что тот не может создать большую жанровую картину.

Но скорее неправ Репин – выпускник Академии Художеств, отрицая многие из ее постулатов, тем не менее, оставался под ее влиянием всю жизнь. Он считал вершиной творчества для любого художника создание сюжетного холста. Становление Серова как художника происходило в то время, когда авторитет Академии был уже основательно подорван передвижниками и вокруг царил модерн, с его вниманием к частной жизни, желанием спрятаться от официоза. Его портреты и эскизы – часть того периода истории. Отказ от исторической, сюжетной картины – принципиален.

Сама выставка – своего рода портрет Серова, сделанный работниками Третьяковской галереи в духе самого художника. Самое трогательное – детская аппликация Серова с белыми силуэтами на синей бумаге. Река с пароходами, крестьяне, лошади и дома на берегу. Удивительно, что в технике аппликации, по определению плоскостной, ребенок попытался передать перспективу: на дальнем берегу бродят забавные козявки, в которых угадываются люди и звери, но с трудом, – ведь вдали деталей не увидишь.

Из всего объема материалов становится ясно, насколько многим успевал заниматься тот, кого мы считаем обычно только портретистом. Выставлены записные книжки с эскизами театральных костюмов, набросками, афиша с Анной Павловой, эскизы росписей стен с сюжетами из античности для особняка Носовых, проект занавеса и декораций для «Шахерезады» Римского-Корсакова – блистательная работа с персидской миниатюрой.

Часто говорят, что умение рисовать утеряно современными художниками, никто сейчас не сможет написать картину так, как могли раньше. Это правда хотя бы потому, что теперь искусство предъявляет зрителю идеи и концепции, принципиально провоцирует его, заставляет спорить. А как и зачем можно спорить с хорошей живописью?

Однако на российской арт-сцене есть феномен – концептуально несовременный художник Сергей Калинин, работающий с традицией русского реализма ХIХ века. Новый проект – выставку Сергея Калинина «Le moulin» в галерее «Триумф» можно увидеть до 20 марта. Это мастерски сделанная живописная история двух французских кабаре, «Moulin Rouge» и «Crazy Horse», сравнение которых дает понять, как переменилось за последние 50 лет понимание красоты и соблазнительности. На верхнем этаже – 10 картин, на которых изображена послевоенная «Красная мельница», где танцовщицы были страшненькие, кривоногие, длинноносые – но их обожали за их темперамент, ходили на представления, чтобы увидеть единственную и неповторимую. Внизу – ряды одинаковых, будто бы клонированных красавиц и самые характерные моменты современного шоу «Crazy Horse». Красотки стоят строем в гвардейских шапках, с аксельбантами, но без трусов – что поделаешь, такая служба. В двух других картинах девушки используются как экран для световых проекций, и, в сущности, работают как экран для проекций мужских желаний.

Серов говорил: «Надо добиваться портретности в фигуре, чтобы без головы было похоже». Калинин играет с этим принципом, превращая его в один из смыслообразующих. У танцовщиц «Moulin Rouge» часто почти не видно лиц, но они «похожи» на себя – пусть детали размываются в танце, в солнечных пятнах и листьях виноградников Монмартра, на которых они танцевали канкан во время городского праздника сбора винограда, но есть их энергия. Совсем другая живописная фактура, статичная, подробная – в «Crazy Horse». Все лица и тела прописаны, но сложно сделать «похожий» портрет с тех, чья работа – быть похожими друг на друга. Тем не менее, «фильтр живописи» позволяет увидеть в глазах танцовщиц то, что не видно из зрительного зала или на съемках – что-то затаенное, личное.

Если утверждать, что живопись идеально подходит для того, чтобы показать нечто скрытое от мира, то отличное доказательство этому – выставка «Портрет семьи» Александра Древина и Надежды Удальцовой в галерее «Проун» на «Винзаводе» (до 31 марта). Удальцова – девушка из дворянской семьи, воспитанная на семейных портретах и девичьих альбомах, попыталась принять новую культуру, училась у Малевича, во ВХУТЕМАСе. Они встречаются с преподававшим там Древиным, сыном латышского рабочего. Их брак и последовавшее за ним возвращение к фигуративной живописи вызывает неприятие в их среде. Но они счастливы вместе и становятся путешественниками-пейзажистами. Удальцова пишет в дневниках 1920-х: «И он, и я уважаем друг друга слишком, чтобы поработить друг друга». «Вместе мы должны выдержать самый суровый натиск… Мы не уступили ни в чем, и сейчас одиноко, без настоящих друзей и поддержки, идти одним против всех. И в искусстве мы должны быть одни…» Так и получилось – сначала их сочли недостаточно революционными, а после – формалистами. В 1938 году Древин был расстрелян по обвинению в участии в заговоре латышских стрелков, Удальцовой удалось спасти его работы, выдав за свои.

Портреты, написанные друг с друга, наброски, сын Андрей и няня Паша. Рисунки и картины Веры Пестель, где они еще оживленно спорят об искусстве с друзьями – Татлиным, Хлебниковым, Мандельштамом, Филоновым, Розановой и Маяковским. Многие рисунки не закончены, с ошибками в пропорциях – но ведь они сделаны не для выставок, а чтобы зарисовать, как хорошо быть вместе. Это изображение мира для себя, вне притязания на прорыв в истории искусств – видимо было свойственно Удальцовой изначально. Она писала о себе: «Мы выдумывали людей, детей, изображали их жизнь. Детство было замкнуто, что приводило к внутренней углубленности... Внешний суетный мир пришел вместе с гимназией. Подруги отрывали от искусства». Брак с Древиным позволил им замкнуться друг с другом в искусстве, отгородиться от мира.

Удальцова дожила до 1961 года, сохранила все работы, был организован Музей-квартира в Брюсовом переулке, который хранили их потомки. Печальное окончание этой большой любви – вне пределов выставки. В семью затесался предатель – один за другим стали умирать в результате странных несчастных случаев прямые наследники, и невестка правнука художников Екатерина Васильева оказалась обладательницей дарственной на все имущество художников с полным правом распоряжения. Из музея пропали 80 картин, и некоторые из них уже появляются на рынке. Вернуть их, скорее всего, не удастся. Оттого еще важнее увидеть выставку в «Проуне» – свидетельство о том, как когда-то ради верности друг другу люди были готовы отказаться от всего остального.

Здесь же рядом, на «Винзаводе» еще одна выставка фигуративной живописи –«Rosemount» Роуз Вайли в галерее «Риджина» (до 10 марта). Изобразительность здесь совсем другого рода – брутальная, немного напоминающая детские рисунки, но написанные маслом на огромных холстах. Те, кто бывает на международных арт-ярмарках, мог бы отмахнуться – «видели мы сотни этих юных последователей Жана-Мишеля Баскиа» (неоэкспрессиониста, в 80-е соединившего на холстах свое увлечение граффити и знаки африканских субкультур). Но, как экспозиция не самых хрестоматийных работ Древина и Удальцовой ценна историей, стоящей за этой подборкой, так и эти работы удивительны историей автора. Художницу Роуз Вайли в 2010 году газета «The Guardian» назвала самым горячим открытием года, но при этом заметила – «все в арт-мире знают Вайли, но никто не знает, что делать с ней».

Она – молодой, так сказать, художник, начинающий карьеру (emerging artist), но при этом ей 77 лет. Картины она пишет в своем маленьком доме в графстве Кент, на полу, на огромных холстах, не натянутых на подрамники – ей важно, чтобы не было рамки и можно было продолжать картину куда вздумается. Отсылает на выставки, произведения пользуются успехом, но не продаются – коллекционерам неудобно с громоздкими произведениями, на просьбы уменьшить размер ради продаж она не реагирует. Чтобы платить за дом и материалы, она подрабатывает чем может.

Ее вариант неоэкспрессионизма привлек внимание своей искренностью. Видимо, в этом, а не в размере, причина нежелания покупать ее работы – получается, что она делает искусство аутсайдеров, ар-брют. Чтобы считаться современным искусством, безумие должно быть отрефлексированным, даже сознательно разыгранным ради коммерческого успеха, а настоящее – пугает. Тут надо отметить смелость старой-доброй российской галереи «Риджина», имеющей, кстати, филиал в Лондоне. Они взялись продавать то, на что британцы не решились. Возможно, сказывается особенность становления нашего современного искусства, когда в советское время художников с оригинальным зрением пытались вылечить, а у художников между собой подлинное сошествие с ума считалась бесценным опытом.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12:44 В 1980-х Трамп анонимно звонил в Forbes в надежде попасть в список миллиардеров
12:20 Умерла актриса Нина Дорошина
12:05 В Ереване задержали 11 оппозиционеров
11:30 Актрису из сериала «Тайны Смолвиля» обвинили в работорговле
11:16 Франция обвинила Россию в попытке уничтожить доказательства химатаки в Думе
10:57 В Сирии погиб внештатный журналист ЧГТРК «Грозный»
10:47 Британская полиция установила подозреваемых по делу Скрипаля россиян
10:21 Глава Минстроя допустил реновацию в ряде крупных городов
10:06 США инициировали проверку всех двигателей Boeing 737
09:48 Шведский диджей Avicii мог скончаться от панкреатита
09:34 В Китае и России прокомментировали остановку ядерной программы КНДР
09:15 Трамп приветствовал заморозку ядерной программы КНДР
09:08 Ким Чен Ын заморозил ядерную программу КНДР
20.04 20:58 Райффайзенбанк устранил сбой банкоматов и онлайн-сервисов
20.04 20:50 Советский космонавт Владимир Ляхов умер на 77-м году жизни
20.04 20:14 Минздрав назвал критику Володина в свой адрес ошибочной
20.04 19:51 Сторонники Навального подали заявки на шествия в Москве и Петербурге
20.04 19:30 Порошенко предложил лишить крымчан гражданства
20.04 19:07 Володин раскритиковал Минздрав за плохое импортозамещение
20.04 18:47 Демпартия США подала иск против России и штаба Трампа
20.04 18:09 Google разрабатывает мессенджер на замену SMS
20.04 17:40 Адвокаты Сергея Хачатурова обжаловали его арест
20.04 16:56 ЦБ сообщил о росте цен на овощи из «борщевого набора»
20.04 16:49 Генсек ОПЕК отверг обвинения Трампа в завышении цен на нефть
20.04 16:15 Успешно прошли клинические испытания еще одного метода генной терапии
20.04 16:12 Напавший на одноклассников в Стерлитамаке школьник арестован
20.04 15:50 Time опубликовал топ-100 самых влиятельных людей
20.04 15:26 Трамп обвинил ОПЕК в завышении цен на нефть
20.04 15:08 В Минкомсвязи открестились от письма ФСБ про блокировку Telegram
20.04 14:44 Экс-сотрудник СК Максименко получил 13 лет колонии за взятку
20.04 14:42 На Калимантане открыт новый вид муравьев-камикадзе
20.04 14:29 Песков обвинил США в намеренном создании трудностей для «Аэрофлота»
20.04 14:04 Володин предложил ввести уголовную ответственность за исполнение санкций США
20.04 13:47 Главный тренер «Арсенала» решил уйти после 22 лет работы
20.04 13:39 Песков прокомментировал эпизод с проститутками из мемуаров экс-директора ФБР
20.04 13:38 Генпрокуратура заблокировала четыре аккаунта интернет-рации Zello
20.04 13:36 Ученые недооценивали роль планктона в циркуляции океанских вод
20.04 13:23 В Ереване задержали 65 участников акций протеста
20.04 13:15 МЧС назвало майнинг криптовалют возможной причиной пожаров
20.04 12:41 Правительство увеличит пошлины на водительские права и загранпаспорт
20.04 12:14 Райффайзенбанк отказался связывать сбой своих сервисов с Роскомнадзором
20.04 12:05 В Кемерово опознаны останки 60 погибших
20.04 11:50 Минкомсвязи предлагает россиянам подавать заявление в загс за год до брака
20.04 11:46 У ответственного за программированную клеточную смерть белка обнаружились новые функции
20.04 11:44 Россия уступила Китаю в рейтинге стран с привлекательным гражданством
20.04 11:08 СМИ узнали о финансировании Пригожиным российских политологов в Африке
20.04 10:57 Сборная РФ по хоккею проиграла первый матч после смены тренера
20.04 10:37 Лавров исключил войну между Россией и США
20.04 10:34 ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков
20.04 10:06 Король Свазиленда переименовал свою страну
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.