Адрес: https://polit.ru/article/2012/03/12/flaner/


12 марта 2012, 02:04

Руководство для начинающих фланеров

Хотелось бы начать с комплимента так называемым «фланерам», любителям гулять по городу без конкретной цели, собирая сокровища случайных впечатлений и размышляя над ними. Деловитые буржуа считали их бездельниками – потому что просто не готовы были признать, что

наблюдение за миром и осмысление увиденного – серьезная работа.

Спросите, где результаты работы «фланера»? Да ведь если бы Оноре Бальзак, Жорж Санд, Джеймс Джойс, Шарль Бодлер, да и наши Пушкин и Гоголь не фланировали, они бы не поняли того, что открылось им в прогулках по городу.

 

Пожалуй, самым необычным и потому восхитительным событием прошлого года в детской книжной литературе стала не книга в ее привычной форме «много букв в обложке», а сборник карт-маршрутов с вопросами по истории и архитектуре Москвы, «Московское ралли № 1» издательства «Самокат». Раньше человек с картой на улице автоматически воспринимался как турист. А сейчас - это вполне может быть семья начинающих «раллистов», и их все больше. Я бы назвала это возрождением движения «фланеров», пусть тут и есть противоречие – «фланеру» карта не положена, он должен экспериментировать, отдаться на волю случая. Но если только начинаешь, пока нужно руководство, а зная метод, сможешь продолжать сам.

Популярность «Московского ралли № 1» мне кажется невероятно важной. Поведение и мироощущение жителя столицы обусловлено правилами выживания в большом городе. Желание быть успешным, постоянная концентрация сил, сверхскорости и сверхзадачи приводят к тому, что

непозволительной роскошью становится «фланерство» - возможность перестать контролировать ситуацию и наблюдать.

Привить детям вкус к такому времяпрепровождению – значит, показать другой ритм жизни и другие ценности. Это эксперимент, результаты которого будут ясны в будущем. Но если бы не было предпосылок в настоящем, идея «Самоката» не сработала бы.

Почему именно знание о городе оказалось таким важным? Дети никогда не откажутся погулять, но для взрослых краеведческие прогулки по Москве стали серьезным увлечением именно в последние годы. На вопрос, почему так случилось, ответил арт-критик Валентин Дьяконов, участник проекта «Москультпрог», в рамках которого с 1997 года проводятся экскурсии и лекции: «Тут и возникшая в последние пару тройку-лет мода на лекции и знания обо всем - если до того мы видели упертых энтузиастов, то теперь знакомые лица на «Москультпроге» все больше растворяются в толпе. Кроме того, Москва - город, который вызывает у людей сильные негативные эмоции, но им все равно приходится в нем жить. Лучше жить на территории, которую ты знаешь и понимаешь, оттого ее хоть немного любишь. О Москве лучше всего сказал художник Пивоваров в письме к художнику Шелковскому, о том, что Прага, в которую он переехал – общепризнанная красавица, а Москву красавицей мало кто назовет, но когда повернется она особенным образом – дух захватывает».

Москвичам, видевшим столицу и в пробках, и в грязи, изуродованную новейшей историей больших денег, этот чудный образ приходится искать самостоятельно. Детям ее показать с лучшей стороны стоит как можно раньше. 

Не то чтобы у нас не было учебников и книг по москвоведению, но все было не впрок. Физику и химию тоже можно страстно полюбить, но плохие учителя превращают и эти науки в наказание, а ведь это в сущности, именно то, что любят дети: поджечь, растворить, засветить, толкнуть, примагнитить. А потом перевести в формулы. «Самокат» нашел свою формулу. С картами не отсидишься дома, проглотив интересные исторические анекдоты и забыв про них. Тут надо «узнавать ногами», искать и исследовать.

Из-за практического подхода некоторые вопросы могут показаться очень странными. Зачем нужно считать, сколько всего изображений львов на улице Пречистенка, при чем тут культура и история? Смысл не в том, чтобы знать ответ, который и так дан в брошюре (их 106), а в том, чтобы найти их всех самому. Один из авторов текста, Хельга Патаки, объясняет это как детектив, тренировку наблюдательности: будут очевидные скульптуры на воротах, а будут и спрятанные - в медальонах, консолях. Взрослые так спешат по делам, не то что крупного льва - слона не заметят. А с таким заданием они обратят внимание на архитектурные элементы. Хельга, которая уже три года проводит прогулки по Москве, Петербургу и Золотому кольцу в рамках «Города наизнанку», программы «Самоката», говорит, что младший возраст участников – пять с половиной лет, и задачи вроде ожившего лото, «найди похожее на картинке и в реальности», или просто необходимость считать – уже полезная тренировка.

Все карты нарисованы ярко, немного наивно – это влюбляет в карту как в предмет, ее приятно держать в руках. Но в таком исполнении все церкви и здания становятся слишком похожими друг на друга, а ведь это чуть ли не самое интересное и многозначное: различия в пропорциях, размере и количестве декора. Пожалуй, самое удачное решение – карта метро, нарисованная художницей Софьей Уткиной, уютная, как система кротовьих норок из детской сказки, но при этом с узнаваемым обликом каждой станции.

На картинках старину не отличить от новодела – так, вместо торгового центра в начале старого Арбата виден некий благородный доходный дом, а Новый Арбат, чтобы не мозолил глаза, прикрывает игровая деталь – пролетающий дирижабль.

И эта стилизация изображений, и особое форматирование вопросов, в которых основное внимание уделяется дореволюционной архитектуре, и очень мало – ХХ веку, содействует цели «полюбить Москву», если считать, что цель новых краеведческих карт именно такова. Но тем самым мы будто бы признаем, что все самое ценное было сделано в далеком прошлом. Молчание о зданиях лужковского периода свидетельствует о том, что культурной ценностью они не являются. Все плохое, если его просто игнорировать, никуда не денется, а если нынешние дети не поймут, что такое плохая архитектура или глупое градостроительное решение, то к моменту, когда они повзрослеют, ничего хорошего, возможно, уже почти не останется.

 

В следующем выпуске предстоят прогулки по Третьяковской галерее (здания на Лаврушинском переулке и Крымском валу), зоопарку, ЦПКиО им. Горького, Кусково, Царицыно, ВДНХ, Коломенскому. И тут уже не обойти проблемные моменты современной Москвы.

В первом выпуске, например, во фрагменте о храме Христа Спасителя авторы не упомянули интересный исторический анекдот о том, что между разрушенным в 30-х годах ХХ века и восстановленным при Лужкове храме на этом месте был открытый городской бассейн. И не указали, что в первом храме не было подземных парковок и конференц-залов, заборов, удобной крытой прогулочной галереи между куполов, что медальоны были не из бронзы, а из мрамора. А эти «детали» - принципиальны, в них вся разница между институтом религии до революции и сейчас.

Если нужно рассказать про Царицыно, будет сложно соотнести сообщение о причине ценности этого места с тем, что мы увидим в реальности. Именно незавершенность дворца и сделала его таким уникальным, и начиная с XIX века, эпохи романтизма и возникновения культа руин, и до недавнего времени сюда приезжали, чтобы предаться созерцанию и меланхолии. Теперь перед нашими глазами окажется безвкусный торговый центр и несколько ларьков вокруг, с пластмассовым золотом и пляжной музыкой из колонок на фонарях вокруг фонтана позднесоветского облика. А что нужно придумать, чтобы объяснить детям, зачем в Коломенском отстроили из бетона и пластика деревянный царский дворец, если царя у нас вроде бы нет?

Атмосфера Царицыно погибла, но и на других маршрутах приходится закрывать глаза на новейшие «архитектурные трагедии». Как рассказывает Евгения Гершкович, историк искусств, автор текстов «Московского ралли», уже при подготовке первого комплекта карт ей приходилось удалять упоминания о некоторых памятниках архитектуры – звонили друзья и говорили, что это «вчера снесли». Что снесли – про то и не написали, потому что это слишком грустно и детям до 16 не рекомендуется? Это о покойниках нужно говорить только хорошее, а город вроде бы жив и меняется – вопрос, к лучшему или к худшему?

Чтобы это понять, нужно рассказывать историю до наших дней, показывать, насколько различными бывают в разные эпохи общественные ценности и эстетическое восприятие. Но разговор о переменах есть и в «Московском ралли № 1», при всей сосредоточенности на старине.

- Почему реку Москву называли главной дорогой? - В давние времена путники предпочитали перемещаться по воде, потому что на суше их ждали непроходимые леса, дикие звери и разбойники.

- Зачем тут дверь на втором этаже, когда нет лестницы или балкона?

- В старинных палатах на 1-ом этаже были хозяйственные помещения, а к хозяевам дома вел отдельный парадный вход.

- Почему у дома такие маленькие окна?

- Тогда стекло было большой редкостью и очень дорогим, его выдували стеклодувы в виде пузыря или цилиндра, из которого потом вырезали фрагмент.

Хочется надеяться, что, получив это чувство истории, ребенок не будет и современность воспринимать как данность, которую нельзя изменить.

Он сначала порадуется, что теперь нет разбойников и диких зверей в лесах. Позже он спросит – где наши непроходимые леса? И научится их хранить, потому что они могут исчезнуть. Поймет, что мы теперь можем изготовить стекла любого размера, но все же не стоит делать дома целиком из стеклянных стен, так как при этом энергия на обогрев и охлаждение помещения в соответствующие времена года расходуется неразумно. Главное, дать страсть к размышлениям, и вопросы будут продолжаться – а почему убрали крыльцо со второго этажа, а дверь оставили (крыльцо мешало дорожному движению, а дверь нужна, чтобы помнить былое). Правда ли, что разбойники исчезли вокруг Москвы вместе с зелеными лесами, или леса исчезают благодаря им?

Тут можно дополнить мнение энтузиастов «Москультпрога» - историю своего города стоит знать и хранить не только для того, чтобы смириться с его недостатками, но и для того, чтобы по мере своих знаний стараться эти недостатки устранить и не допускать новых ошибок.

А еще «Самокат» планирует издать сборник карт по спальным районам, и это уже не только знакомство с оставшимся в наличии национальным достоянием, но социальный эксперимент. Удрученные жители стандартизированных спальных районов сейчас приезжают развлекаться в центр Москвы, а те, кто живут в центре – отдыхают от мегаполиса в экзотических странах. Когда выйдет этот выпуск «Московского ралли», все может измениться самым фантастическим образом: те, кто функционируют внутри Садового кольца, будут ездить с картами «Самоката», чтобы ознакомиться с экзотическими достопримечательностями возле МКАДа. А те, кому был не мил свой район, откроют в нем нечто, чем можно будет гордиться.