Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 20:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

23 марта 2012, 20:00

Эстетика факта

Обзор московских выставок: «Педагогическая поэма» в музее «Пресня»; «Президиум ложных калькуляций» в Музее предпринимательства и меценатства; африканская тюрьма в снимках Микаэля Суботски, укротители гиен Питера Хьюго и криминальные фотографы Лос-Анджелеса на фотобиеннале в МАММ.

Пресс-конференция, пожалуй, самого интересного сейчас в Москве художественно-образовательного проекта «Педагогическая поэма» (Историко-мемориальный музей «Пресня», 15 марта — конец ноября 2012) прошла при почти полном отсутствии прессы.

Куратор Тереза Мавика (арт-директор поддерживающего проект фонда «Виктория») объяснила полупустому залу: «К сожалению, все журналисты уехали на открытие нового музея Зураба Константиновича Церетели в Тбилиси. Это прекрасно, когда открываются новые музеи, но нас волнует другое — как будут существовать старые музеи». Мысль очень верная и благородная, но чиновникам от культуры не слишком понятная.

Пресс-конференция «Педагогической поэмы» в залах музея «Пресня»: авторы идеи Илья Будрайтскис и Арсений Жиляев, арт-директор фонда «Виктория» Тереза Мавика и директор музея Владимир Колобаев.

Только «новое» может стать горячим информационным поводом, козырной картой в политической игре — как, например, гордое объявление о том, что в Москве откроют новый музей современного искусства. Ситуация курьезная — проект этого музея при ГЦСИ утвержден еще в 2009, то есть принадлежит периоду президентства Медведева. Путин, как мы знаем, любит реализм. Но раз уж пообещали делать новый музей, надо извлечь из этого проекта хоть какую-то пользу — повторно анонсировать это событие уже как свидетельство прогрессивных взглядов следующего президента России. Для имиджа национального лидера – это плюс, для культуры — сомнительное достижение.

Есть ГТГ на Крымском валу — здание нуждается в реставрации, коллекция — в дополнительных площадях, нет денег на закупки произведений русских художников. Для начала стоило бы разобраться с тем, что уже имеем, а потом браться за новые проекты. Фонд «Виктория» принципиально не стал делать собственную площадку, зная, что у нас уже есть масса интересных выставочных мест. Проблема не в зданиях и коллекциях — а в том, что нужно найти людей, которые придумают интересные проекты. Изба красна не углами.

Проект «Педагогическая поэма» открыл для москвичей Историко-мемориальный музей «Пресня», о существовании которого многие и не подозревали. В его экспозиции - самая большая в Европе диорама со световыми, звуковыми, и другими спецэффектами, завершенная в 1982 году. Несмотря на то, что мы уже избалованы 3D-экранами и привыкли получать любую информацию из интернета, диораму стоит увидеть. К искусству неприменимо понятие «прогресс» - и достижения цивилизации не имеют прямого отношения к качеству произведения. Народный художник Ефим Исаакович Дешалыт, пять лет работавший над диорамой, оказался близок к новейшим тенденциям в современном искусстве. Художники сейчас работают с документальными материалами и стараются вовлечь зрителя в дискуссию. Дешалыт предельно точно воспроизводит картину восстания рабочих на Пресне — от панорамы Москвы до рекламы спектакля МХАТа на афишной тумбе, ставшей частью баррикады. Объемная баррикада расположена перпендикулярно к зрителю — и это нестандартное решение очень близко к «интерактивности» современного искусства. Можно выбрать, на какой ты стороне — с жандармами или с рабочими, художник не принуждает к единственно возможной точке зрения.

Еще один момент, достойный восхищения – экскурсоводы музея. Ничего похожего на обычную скуку экскурсии, когда приходится выслушать заученный равнодушный текст, желая, чтобы это испытание поскорее закончилось, в этом музее с вами не случится. На «Пресне» экскурсоводы живут историей. Они расскажут, как августовский путч еще раз подтвердил революционную репутацию района — баррикады 1905 года повторились в 1991-м. Вывеску музея тогда сорвали и она стала частью баррикад. После событий у Белого дома работники музея собрали остатки баррикад и принесли в музей — путчу 1991 года посвящен отдельный зал. С задорной ноткой музейщики жалуются, что из подлинных бутылок с зажигательной смесью, увы, саму смесь пришлось вылить по правилам безопасности.

«Пресня» - не только про 1905 и 1991, это музей трех революций. В деревянном доме XIX века, который является частью музея, в 1917 году находились первый легальный Пресненский райком партии большевиков и Военно-революционный комитет Пресненского Совета рабочих и солдатских депутатов. Глядя на комнатку, с которой началась партия большевиков, и в которой вряд ли сможет уместиться больше 15 человек стоя, понимаешь, что дело не в материальной базе, а в силе убеждений. Экскурсовод при этом расскажет о старинных PR-технологиях — мальчишки, раздававшие листовки с большевистскими идеями, наклеивали на лоб цифру с номером партии в бюллетене. Как ни грустно, но и тогда и сейчас это работает — люди часто делают свой политический выбор бессознательно, зрительная память оказывается важнее, чем размышления.

Фрагмент диорамы «Героическая Пресня. 1905 год», завершенной в 1982 году художником Ефимом Дешалытом.

Совершенно новые идеи и технологии использованы в самом проекте «Педагогическая поэма», созданном Ильей Будрайтскисом, историком, художником и политическим активистом и Арсением Жиляевым, художником левых взглядов. Можно сколь угодно долго и масштабно финансировать музеи и создавать гранты для художников, но не добиться никакого положительного результата. Потому что важнейший участник любой выставки — зритель, образованный и заинтересованный. Таких мало — и значит, в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы их стало больше.

Поэтому центральной идеей «Педагогической поэмы» является не выставка как итог, но процесс ее создания, и этот процесс — образовательный. С марта по ноябрь 2012 года с двухмесячным перерывом на летние каникулы, по четвергам и субботам в музее «Пресня» будут проводится мастер-классы известных современных художников и циклы лекций по истории, истории музеев, марксисткий кружок (расписание).

Крайне заманчивое предложение — получить знания об истории, которых не даст ни один ангажированный учебник, узнать об искусстве из уст самих художников, лично задать им вопросы. Лекции — бесплатны, фейс-контроль и возрастной ценз отсутствуют. Но есть обязательный момент, что-то вроде того, как на торрентах - скачивая бесплатно файлы, ты должен отдать тот же объем информации другим людям. Постоянные слушатели лекций станут участниками выставки, которая состоится в декабре.

Выбор именно этих двух дисциплин (искусства и истории) как основных обусловлен глубокой связью, существующей между ними. Ключевым можно считать цикл лекций о теории истории, который читает Илья Будрайтскис, ученик доктора исторических наук Владлена Терентьевича Логинова, написавшего две книги о Ленине, далекие как от советской апологетики, так и от постсоветской ненависти. Теория истории — критический взгляд на способы подачи фактов историками и их цели. В то же время — это попытка дать понимание истории как личного переживания. Дела давно минувших дней, события жизни древних греков или европейцев 19 века в изложении Будрайтскиса могут волновать до глубины души. Начав переживать за древнего грека, закончишь тем, что и себя осознаешь как героя истории. А тут уже и рукой подать до истории искусств. Кубизм или абстрактный экспрессионизм — не просто пластические эксперименты. Появление любого визуально оригинального нового стиля связано с историческими обстоятельствами.

Будрайтскис с Жиляевым меняют точку зрения на современное искусство - от молодежной моды на современное искусство как на увлекательное времяпрепровождение, с идеей «стал художником — попал в историю», приводят к тому, что искусство — труд, нуждающийся в интеллектуальной базе. Они эту базу дают, и любой человек может ей воспользоваться. Фраза Йозефа Бойса «Каждый человек — художник», столь любимая арт-критиками, наконец-то может воплотиться в реальности.

Собственно, она уже воплотилась — самым заметным художественным событием сезона стали митинги на Болотной, Сахарова и Новом Арбате. Осознание своего права влиять на политику россияне отпраздновали таким валом творческого вдохновения, экспериментами с изображениями и текстами, что художникам-профессионалам оставалось лишь замереть в восхищении. Но замереть не навсегда — «каждый человек» будет художником до тех пор, пока сможет черпать вдохновение в энергии общественных перемен. Энергия подается нестабильно — и митинг на Пушкинской 5 марта, полный отчаяния по результатам выборов, не прославился оригинальными плакатами и уличными перформансами.

Потом, на Новом Арбате, снова ожила страсть к борьбе, а с ней — гражданская «креативность», настолько сильная в последние месяцы, что журналистам пришлось создать понятие «креативный класс», который не имеет отношение к классовой теории Маркса — среди создателей остроумных лозунгов были не только столичные обладатели iPhone, но и малообеспеченные провинциалы. Одно из завоеваний нынешнего гражданского протеста — создание оригинального визуального имиджа оппозиции. Вспомним, как выглядели демократические митинги до декабря 2011 — тот же унылый триколор, что и у «нашистов», и дежурные слова на плакатах, напечатанных в типографии. Все это было как будто «чужим», отстраненными высказываниями — а коллажи на картонках, собственные стихи и карикатуры принадлежат народу, отражают то личное отношение к истории, за которое ратует Будрайтскис и «Педагогическая поэма».

Николай Ридный «Zero» - электронное табло с курсами обмена валют высечено на гранитной плите; Иван Бражкин «Золотые слова» — всего за 5 рублей в этом автомате можно купить капсулу с мудрым изречением, взятым из различных философских трудов.

Когда искусство так мощно становится частью повседневной жизни, творческим людям остается только одно — повнимательней присмотреться к реальности. Выставка «Президиум ложных калькуляций» (до 14 апреля) визуализирует экономические процессы. Она тоже сделана при поддержке фонда «Виктория», и также располагается в здании необычной и малоизвестной институции - Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. Идя по Донской улице, присматриваешься к зданиям впереди на нечетной стороне, и гадаешь, в какой из противных новых высоток найдешь этот музей.

Просто именно так представляешь себе вкус новых меценатов — сделать музей на каком-нибудь 18 этаже новостройки, с множеством галогенных ламп в потолке и пластмассовыми колоннами с позолоченными капителями. Ан нет — музей располагается в маленьком особняке, принадлежавшем И.Г.Простякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность, который на свои средства открыл в этом доме начальную школу. После революции здесь располагался краеведческий музей истории Октябрьского района Москвы, но все его экспонаты в 90-е были переданы музеям Москвы. Новая коллекция об истории российского капитализма собрана силами организаторов, наследников купеческих семей и существует при поддержке современных предпринимателей.

Выставка на первом этаже здания вступает в интересную полемику с музейной экспозицией на втором этаже. У молодых левых художников — все про деньги. Понятно, что про деньги много думают те, у кого их нет. И не любят тех, у кого они есть — иногда не любят заслуженно, если большие деньги нажиты обманными способами. Но история российских предпринимателей, рассказанная в лицах, предметах и документах, говорит о капиталах, заработанных трудом и новыми идеями. Много предметов крестьянского быта, ведь большинство купцов происходило из освобожденных крепостных. Образцы российской продукции — от промышленных станков до стеклянных графинов. Стенды с фотографиями и историями, из которых становится понятно, что дореволюционными достижениями в области образования, культуры, продвижением новых технологий в индустриальном производстве и сельском хозяйстве мы обязаны частному капиталу, а не государству.

«Музей предпринимательства и меценатства»: содержимое купеческого буфета — икра и пастила «Трезвость», ассортиментный альбом суконных выклеек, 1874 год.

Насколько развито чувство прекрасного у организаторов «музея мужицкого капитализма», можно понять из сравнения музейных залов с интерьерами первого этажа, который принадлежал до недавнего времени департаменту культуры. Эта госорганизация пыталась выселить музей и оставить все здание себе. Однако победил музей, которому явно не хватает места для показа постоянно расширяющейся коллекции. «Культурные» деятели, покидая здание, наняли роту солдат, которая на прощание разрушила в интерьере все, что было возможно. Колонна с перебитой серединой в первом зале перед входом смотрится так оригинально, что ее можно принять за экспонат выставки. Однако, пытаясь навредить другим, чиновники только явили собственную пошлость — за выдранными плитами навесного потолка стала видна благородная старинная лепнина, без панелей на стенах, изображающих дерево, стало намного приятней. На втором этаже интерьер сохранен — идея аккуратного евроремонта не показалась заманчивой работникам музея.

Алекс Булдаков, Анастасия и Дмитрий Потемкины «Плюс-минус бесконечность»: голуби, усаженные на насест в форме восьмерки, нагадили на полу знак бесконечности.

Окончательному разрушению интерьера способствовал проект Анны Витт «Здесь деньги». В воссозданной художницей обстановке кабинета постсоветского чиновника были спрятаны 15 тысяч рублей. На открытии зрителей лихорадило — они отдирали оставшиеся стенные панели, разворотили корпус компьютера, тщательно пролистывали скучные справочники в надежде найти купюру между страниц, вспарывали обшивку стульев. Но 4000 рублей так и остались ненайденными. Так что в горе хлама еще можно покопаться не без пользы.

И эта, и другие работы рассматривают напрямую то, что обычно остается за кадром — денежный вопрос. Мы очень редко задумываемся, в какую сумму обошлось создание художественной работы, которую мы видим на выставке. А это важно — причем настолько, что от финансирования зависит вся картина отечественного искусства. Мы можем сетовать на то, что на Западе делают огромные эффектные инсталляции, а у нас такого нет. Но «там» на создание одного произведения готовы выделить пару сотен тысяч или полмиллиона евро, у нас пытаются сэкономить даже на гвоздях и скотче.

Тему стоимости художественных материалов раскрыла Алиса Йоффе. На белоснежном холсте она расположила по диагонали маленькие красные прямоугольники, на первый взгляд — абстракция, на самом деле — реализм. Каждый прямоугольник закрашен «кадмием красным светлым», но разных производителей, как российских, так и иностранных. Выкраски расположены по возрастанию цены, и как выяснила художница, чем дешевле, тем меньше пигмента и больше разбавляющих компонентов. С точки зрения живописца ценность количества пигмента неоднозначна — иногда нужна краска пожиже, чтобы вот этот красный, например, не лез из смеси, забивая другой цвет. Но как полемика о себестоимости художественного произведения проект очень интересен. Качество зависит не только от таланта автора, но и от денег, вложенных в проект — плохая краска или ржавые гвозди могут пригодиться, только если автору нужны именно такие материалы, но отнюдь не все работают в жанре low-tech.

Лучше всего тема и форма произведения соединяются в видео «Безопорное движение» Закари Формвальта. Кадры перед титрами скользят сверху вниз по шахте внешнего строительного лифта. Квадратики секций лифта напоминают кадры киноленты. Далее строительство Шеньчженьской биржи, показанное параллельно с историей Эдварда Майбриджа - фотографа, сто сорок лет назад утверждавшего, что у бегущей лошади есть та доля секунды, когда она зависает над землей, не дотрагиваясь до нее ни одним из четырех копыт. Это и есть «безопорное движение». Формвальт связывает это с циркуляцией капитала на биржах, когда деньги не имеют никакого материального воплощения.

Техника съемки — цейтраферная (фотографирование серии кадров одного и того же объекта с одной и той же точки съемки через равные промежутки времени), обычно используется, чтобы эффектно показать в научпопе процессы, принадлежащие вечности - закаты или появление цветка из завязи. При такой съемке все слишком быстро движущиеся предметы исчезают, либо выглядят полупрозрачными и смазанными. И небоскреб строится будто сам по себе, только пару раз в кадр попадают «призраки» рабочих.

Все работы на выставке тесно связаны с реальностью и далеки от обычного представления об искусстве как о чем-то «прекрасном и возвышенном». Эта документализация искусства, скорее всего, неизбежна — ведь в остальных жанрах она уже произошла: есть театр.doc, кинотеатр.doc и с каждым годом все популярней литература нон-фикшн.

Микаэль Суботски, «Воскресная служба, Тюрьма Бофорт-Уэст», 2006.

Среди техник в искусстве одна из наиболее документальных - фотография. На фотобиеннале 2012 года в МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) — целый ряд экзотических документов. Выставка Микаэля Суботски «Бофорт-Уэст» (до 15 апреля) рассказывает о городке, где «градообразующим предприятием» является тюрьма. Во всех снимках чувствуется попытка подойти с юмором к этому трагическому обстоятельству. Воскресная служба в тюрьме, в которой священник и заключенные в веселых оранжевых робах хором воздевают руки к небу — но этот жест выглядит не только молитвой, но напоминает о крике полицейского «Сдавайся! Руки вверх!».

Фотографии внутри фотографий, плакат с белой блондинкой на стене камеры и фотообои с пейзажем дикой природы в зоне отдыха — вместо женщин и свободы. Отпечаток «тюремности» лежит и на всем, что окружает тюрьму, жители города вроде бы на свободе, но также заключены в свои жизненные обстоятельства. Победительница конкурса красоты среди подростков улыбается в камеру, на руке ее порядковый номер участницы — преступникам в тюрьме тоже нашивают номера на робы.

Зал велотренажеров, украшенный африканскими масками — комичное сочетание религиозных атрибутов архаического общества, поклоняющегося духам природы и полной невозможности с природой соприкоснуться. Кто мешает этим людям сесть на велосипед и прокатиться по парку? Мешает уровень преступности в стране, страх выйти на улицу и быть убитым — люди стали узниками безопасных пространств.

Питер Хьюго, «Абдуллахи Мохаммед и Майнасара. Оджере-Ремо, Нигерия», 2007. Из серии «Гиена и другие люди».

На второй африканской фотосерии «Гиены и другие люди» Питера Хьюго (до 15 апреля) — укротители диких животных. Мастерство укротителя передается по наследству, семейный цирк ездит с представлениями по городам, зарабатывая за каждый показ до нескольких тысяч найра (1000 найра — примерно 6, 5 долларов США). Фотограф рассказывает о том, что, несмотря на популярность его серии в Европе, есть множество возмущенных откликов от защитников животных. Они не понимают, как можно быть такими жестокими с гиенами и обезьянами, но никого не волнует, как люди оказались в таких обстоятельствах, что проживая в Нигерии, шестой стране по объему экспорта нефти, не смогли найти для себя более выгодной и достойной работы.

Фотографию не сразу признали искусством — долгое время она считалась всего лишь документом. На выставке «Искусство архива» (до 29 апреля), полицейских фотографиях из городского архива Лос-Анджелеса — снимки, которые и не должны быть искусством. Как и фото на паспорт, криминальное фото должно следовать целому своду правил и избежать проявления эмоций. Учебник 1937 года гласит: «Отличие от других видов съемки состоит в том, что здесь не предпринимается никаких попыток обеспечить художественного результата». Но множество сопутствующих обстоятельств привело к тому, что художественные качества присущи всем этим снимкам. Лос-Анджелес — царство кинематографа, и многие криминальные фотографы подрабатывали, снимая кастинги актеров, а полицейские в свободное от работы время смотрели фильмы в жанре «нуар».

Оттого жертвы преступлений выглядят гламурными моделями, раскинувшимися на коврах, а преступники смотрятся героями. Чернокожий парень демонстрирует воровскую моду: штаны сложного кроя, в которые может поместиться солидное количество украденного из супермаркета. Чаще всего мы видим на этикетке подпись «информация по делу недоступна», но фотографы постарались эту информацию вложить в образ, вплоть до мотивов преступления. Двое грабителей позируют на месте преступления. Композиция построена на белом пятне в центре - три пары перчаток лежат на сейфе, и это сообщает нам, что один из преступников успел сбежать. Прелестный пейзаж на стене позади грабителей и романтическое выражение на лицах преступников говорит об их мотивах — парни мечтали о красивой жизни. Креативность присуща не только нарушителям закона, но и его блюстителям — чего стоит хотя бы сюрреалистическая мобильная тюрьма - клетка, прицепленная вместо коляски к мотоциклу полицейского, в которой пойманного преступника провозили по улицам города. «Художественными эффектами», которых следовало избежать, полон каждый снимок. Неудивительно, ведь преступление - тоже своего рода искусство, его нужно придумать, и для того, чтобы расследовать его, понадобится фантазия.

Неизвестный автор, «Женщины-полицейские тренируются в стрельбе в тире», 1968 год.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:19 Минтранс обещал выполнить наказ Путина насчет тарифов «Платона»
20:14 В Кремле не оценили высказывание советника Трампа о признании Крыма
20:02 Трехлетний мораторий на накопительную пенсию прошел третье чтение в ГД
19:55 После проверки МОК Россия может лишиться первого места в Сочи
19:30 В Голландии задержан предполагаемый террорист с флагом ИГ
19:21 Обама велел спецслужбам отчитаться об атаках «российских» хакеров
19:13 Кортеж Эрдогана попал в аварию в Стамбуле
18:55 Минюст заявил о возможности исключения «Левада-Центра» из иноагентов
18:51 Кабмин оставил размер пособий по безработице неизменным
18:34 Кремль и Минспорта прокомментировали вторую часть доклада Макларена
18:33 «Газпром» обжаловал в Стокгольме украинский штраф в 6 млрд долларов
18:20 Умер бывший министр образования Александр Тихонов
18:13 Уволенных сотрудников ПФР отправят в ФНС
18:05 «Ельцин Центр» и Никита Михалков поспорили о наследии первого президента
17:47 В РПЦ заявили о неизбежности изучения православного наследия в школах
17:24 Сирийская армия взяла под контроль 93% Алеппо
17:21 Голландцы вернули в Италию голову римской императрицы
17:09 Советник Трампа допустил признание Крыма частью России
17:08 Украина нашла 700 млн долларов на закупку российского газа зимой
16:54 Шипулин пришел третьим в спринте на этапе Кубка мира по биатлону
16:40 Фамилии депутатов-прогульщиков опубликуют на сайте Госдумы
16:11 СМИ узнали о лишении Страшнова многомиллионной премии
16:04 IAAF перепроверит допинг-пробы россиян с 2007 по 2013 годы
15:52 Избран новый глава ВФЛА
15:36 Макларен отвел год на снятие санкций с РФ по допингу
15:29 Госдума приостановила индексацию маткапитала до 2020 года
15:22 Макларен обвинил Мутко в руководстве манипуляциями с допингом
15:18 Еще один кандидат отказался бороться за кресло главы ВФЛА
15:12 Ведущие экономисты и политики России и мира встретятся на Гайдаровском форуме в Президентской академии
15:10 Извинившийся перед Кадыровым житель Чечни подтвердил свои обвинения
14:32 Стал известен способ проникновения в клетки цитомегаловируса
14:32 Медведев уволил первого замглавы Минобрнауки
14:28 Золотых медалистов ОИ-2014 из России обвинили в фальсификации допинг-проб
14:13 Группа ВТБ отбирает самые перспективные стартапы Фонда «Сколково»
14:07 «Почта России» опровергла связь визита ФСБ с премией Страшнову
13:51 В Москве умер министр самого маленького островного государства в мире
13:45 Московский метрополитен получит «Мякинино» в бессрочную аренду
13:33 Исинбаева подтвердила снятие кандидатуры с выборов главы ВФЛА
13:19 ИГ атаковало окрестности Пальмиры
13:12 СМИ сообщили об обысках ФСБ в главном офисе «Почты России»
13:10 В Кремле пообещали проанализировать вторую часть доклада WADA о допинге
13:06 ФАС и Фонд «Сколково» провели обсуждение антимонопольного законодательства
12:59 Шесть полицейских погибли при взрыве в Каире
12:45 Песков оценил снятие запрета США на поставки оружия в Сирию
12:38 В Южной Корее после импичмента президента усилена боеготовность ВС
12:16 Евро обновил полуторагодовой минимум
12:00 Дума приняла трехлетний госбюджет
11:59 Главу отдела ГУСБ МВД в Петербурге задержали за взятку в 50 млн рублей
11:52 «Ростелеком» отразил кибератаки на крупнейшие российские банки
11:28 Дума утвердила график депутатских каникул
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.