Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 октября 2017, пятница, 06:02
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

23 марта 2012, 20:00

Эстетика факта

Обзор московских выставок: «Педагогическая поэма» в музее «Пресня»; «Президиум ложных калькуляций» в Музее предпринимательства и меценатства; африканская тюрьма в снимках Микаэля Суботски, укротители гиен Питера Хьюго и криминальные фотографы Лос-Анджелеса на фотобиеннале в МАММ.

Пресс-конференция, пожалуй, самого интересного сейчас в Москве художественно-образовательного проекта «Педагогическая поэма» (Историко-мемориальный музей «Пресня», 15 марта — конец ноября 2012) прошла при почти полном отсутствии прессы.

Куратор Тереза Мавика (арт-директор поддерживающего проект фонда «Виктория») объяснила полупустому залу: «К сожалению, все журналисты уехали на открытие нового музея Зураба Константиновича Церетели в Тбилиси. Это прекрасно, когда открываются новые музеи, но нас волнует другое — как будут существовать старые музеи». Мысль очень верная и благородная, но чиновникам от культуры не слишком понятная.

Пресс-конференция «Педагогической поэмы» в залах музея «Пресня»: авторы идеи Илья Будрайтскис и Арсений Жиляев, арт-директор фонда «Виктория» Тереза Мавика и директор музея Владимир Колобаев.

Только «новое» может стать горячим информационным поводом, козырной картой в политической игре — как, например, гордое объявление о том, что в Москве откроют новый музей современного искусства. Ситуация курьезная — проект этого музея при ГЦСИ утвержден еще в 2009, то есть принадлежит периоду президентства Медведева. Путин, как мы знаем, любит реализм. Но раз уж пообещали делать новый музей, надо извлечь из этого проекта хоть какую-то пользу — повторно анонсировать это событие уже как свидетельство прогрессивных взглядов следующего президента России. Для имиджа национального лидера – это плюс, для культуры — сомнительное достижение.

Есть ГТГ на Крымском валу — здание нуждается в реставрации, коллекция — в дополнительных площадях, нет денег на закупки произведений русских художников. Для начала стоило бы разобраться с тем, что уже имеем, а потом браться за новые проекты. Фонд «Виктория» принципиально не стал делать собственную площадку, зная, что у нас уже есть масса интересных выставочных мест. Проблема не в зданиях и коллекциях — а в том, что нужно найти людей, которые придумают интересные проекты. Изба красна не углами.

Проект «Педагогическая поэма» открыл для москвичей Историко-мемориальный музей «Пресня», о существовании которого многие и не подозревали. В его экспозиции - самая большая в Европе диорама со световыми, звуковыми, и другими спецэффектами, завершенная в 1982 году. Несмотря на то, что мы уже избалованы 3D-экранами и привыкли получать любую информацию из интернета, диораму стоит увидеть. К искусству неприменимо понятие «прогресс» - и достижения цивилизации не имеют прямого отношения к качеству произведения. Народный художник Ефим Исаакович Дешалыт, пять лет работавший над диорамой, оказался близок к новейшим тенденциям в современном искусстве. Художники сейчас работают с документальными материалами и стараются вовлечь зрителя в дискуссию. Дешалыт предельно точно воспроизводит картину восстания рабочих на Пресне — от панорамы Москвы до рекламы спектакля МХАТа на афишной тумбе, ставшей частью баррикады. Объемная баррикада расположена перпендикулярно к зрителю — и это нестандартное решение очень близко к «интерактивности» современного искусства. Можно выбрать, на какой ты стороне — с жандармами или с рабочими, художник не принуждает к единственно возможной точке зрения.

Еще один момент, достойный восхищения – экскурсоводы музея. Ничего похожего на обычную скуку экскурсии, когда приходится выслушать заученный равнодушный текст, желая, чтобы это испытание поскорее закончилось, в этом музее с вами не случится. На «Пресне» экскурсоводы живут историей. Они расскажут, как августовский путч еще раз подтвердил революционную репутацию района — баррикады 1905 года повторились в 1991-м. Вывеску музея тогда сорвали и она стала частью баррикад. После событий у Белого дома работники музея собрали остатки баррикад и принесли в музей — путчу 1991 года посвящен отдельный зал. С задорной ноткой музейщики жалуются, что из подлинных бутылок с зажигательной смесью, увы, саму смесь пришлось вылить по правилам безопасности.

«Пресня» - не только про 1905 и 1991, это музей трех революций. В деревянном доме XIX века, который является частью музея, в 1917 году находились первый легальный Пресненский райком партии большевиков и Военно-революционный комитет Пресненского Совета рабочих и солдатских депутатов. Глядя на комнатку, с которой началась партия большевиков, и в которой вряд ли сможет уместиться больше 15 человек стоя, понимаешь, что дело не в материальной базе, а в силе убеждений. Экскурсовод при этом расскажет о старинных PR-технологиях — мальчишки, раздававшие листовки с большевистскими идеями, наклеивали на лоб цифру с номером партии в бюллетене. Как ни грустно, но и тогда и сейчас это работает — люди часто делают свой политический выбор бессознательно, зрительная память оказывается важнее, чем размышления.

Фрагмент диорамы «Героическая Пресня. 1905 год», завершенной в 1982 году художником Ефимом Дешалытом.

Совершенно новые идеи и технологии использованы в самом проекте «Педагогическая поэма», созданном Ильей Будрайтскисом, историком, художником и политическим активистом и Арсением Жиляевым, художником левых взглядов. Можно сколь угодно долго и масштабно финансировать музеи и создавать гранты для художников, но не добиться никакого положительного результата. Потому что важнейший участник любой выставки — зритель, образованный и заинтересованный. Таких мало — и значит, в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы их стало больше.

Поэтому центральной идеей «Педагогической поэмы» является не выставка как итог, но процесс ее создания, и этот процесс — образовательный. С марта по ноябрь 2012 года с двухмесячным перерывом на летние каникулы, по четвергам и субботам в музее «Пресня» будут проводится мастер-классы известных современных художников и циклы лекций по истории, истории музеев, марксисткий кружок (расписание).

Крайне заманчивое предложение — получить знания об истории, которых не даст ни один ангажированный учебник, узнать об искусстве из уст самих художников, лично задать им вопросы. Лекции — бесплатны, фейс-контроль и возрастной ценз отсутствуют. Но есть обязательный момент, что-то вроде того, как на торрентах - скачивая бесплатно файлы, ты должен отдать тот же объем информации другим людям. Постоянные слушатели лекций станут участниками выставки, которая состоится в декабре.

Выбор именно этих двух дисциплин (искусства и истории) как основных обусловлен глубокой связью, существующей между ними. Ключевым можно считать цикл лекций о теории истории, который читает Илья Будрайтскис, ученик доктора исторических наук Владлена Терентьевича Логинова, написавшего две книги о Ленине, далекие как от советской апологетики, так и от постсоветской ненависти. Теория истории — критический взгляд на способы подачи фактов историками и их цели. В то же время — это попытка дать понимание истории как личного переживания. Дела давно минувших дней, события жизни древних греков или европейцев 19 века в изложении Будрайтскиса могут волновать до глубины души. Начав переживать за древнего грека, закончишь тем, что и себя осознаешь как героя истории. А тут уже и рукой подать до истории искусств. Кубизм или абстрактный экспрессионизм — не просто пластические эксперименты. Появление любого визуально оригинального нового стиля связано с историческими обстоятельствами.

Будрайтскис с Жиляевым меняют точку зрения на современное искусство - от молодежной моды на современное искусство как на увлекательное времяпрепровождение, с идеей «стал художником — попал в историю», приводят к тому, что искусство — труд, нуждающийся в интеллектуальной базе. Они эту базу дают, и любой человек может ей воспользоваться. Фраза Йозефа Бойса «Каждый человек — художник», столь любимая арт-критиками, наконец-то может воплотиться в реальности.

Собственно, она уже воплотилась — самым заметным художественным событием сезона стали митинги на Болотной, Сахарова и Новом Арбате. Осознание своего права влиять на политику россияне отпраздновали таким валом творческого вдохновения, экспериментами с изображениями и текстами, что художникам-профессионалам оставалось лишь замереть в восхищении. Но замереть не навсегда — «каждый человек» будет художником до тех пор, пока сможет черпать вдохновение в энергии общественных перемен. Энергия подается нестабильно — и митинг на Пушкинской 5 марта, полный отчаяния по результатам выборов, не прославился оригинальными плакатами и уличными перформансами.

Потом, на Новом Арбате, снова ожила страсть к борьбе, а с ней — гражданская «креативность», настолько сильная в последние месяцы, что журналистам пришлось создать понятие «креативный класс», который не имеет отношение к классовой теории Маркса — среди создателей остроумных лозунгов были не только столичные обладатели iPhone, но и малообеспеченные провинциалы. Одно из завоеваний нынешнего гражданского протеста — создание оригинального визуального имиджа оппозиции. Вспомним, как выглядели демократические митинги до декабря 2011 — тот же унылый триколор, что и у «нашистов», и дежурные слова на плакатах, напечатанных в типографии. Все это было как будто «чужим», отстраненными высказываниями — а коллажи на картонках, собственные стихи и карикатуры принадлежат народу, отражают то личное отношение к истории, за которое ратует Будрайтскис и «Педагогическая поэма».

Николай Ридный «Zero» - электронное табло с курсами обмена валют высечено на гранитной плите; Иван Бражкин «Золотые слова» — всего за 5 рублей в этом автомате можно купить капсулу с мудрым изречением, взятым из различных философских трудов.

Когда искусство так мощно становится частью повседневной жизни, творческим людям остается только одно — повнимательней присмотреться к реальности. Выставка «Президиум ложных калькуляций» (до 14 апреля) визуализирует экономические процессы. Она тоже сделана при поддержке фонда «Виктория», и также располагается в здании необычной и малоизвестной институции - Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. Идя по Донской улице, присматриваешься к зданиям впереди на нечетной стороне, и гадаешь, в какой из противных новых высоток найдешь этот музей.

Просто именно так представляешь себе вкус новых меценатов — сделать музей на каком-нибудь 18 этаже новостройки, с множеством галогенных ламп в потолке и пластмассовыми колоннами с позолоченными капителями. Ан нет — музей располагается в маленьком особняке, принадлежавшем И.Г.Простякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность, который на свои средства открыл в этом доме начальную школу. После революции здесь располагался краеведческий музей истории Октябрьского района Москвы, но все его экспонаты в 90-е были переданы музеям Москвы. Новая коллекция об истории российского капитализма собрана силами организаторов, наследников купеческих семей и существует при поддержке современных предпринимателей.

Выставка на первом этаже здания вступает в интересную полемику с музейной экспозицией на втором этаже. У молодых левых художников — все про деньги. Понятно, что про деньги много думают те, у кого их нет. И не любят тех, у кого они есть — иногда не любят заслуженно, если большие деньги нажиты обманными способами. Но история российских предпринимателей, рассказанная в лицах, предметах и документах, говорит о капиталах, заработанных трудом и новыми идеями. Много предметов крестьянского быта, ведь большинство купцов происходило из освобожденных крепостных. Образцы российской продукции — от промышленных станков до стеклянных графинов. Стенды с фотографиями и историями, из которых становится понятно, что дореволюционными достижениями в области образования, культуры, продвижением новых технологий в индустриальном производстве и сельском хозяйстве мы обязаны частному капиталу, а не государству.

«Музей предпринимательства и меценатства»: содержимое купеческого буфета — икра и пастила «Трезвость», ассортиментный альбом суконных выклеек, 1874 год.

Насколько развито чувство прекрасного у организаторов «музея мужицкого капитализма», можно понять из сравнения музейных залов с интерьерами первого этажа, который принадлежал до недавнего времени департаменту культуры. Эта госорганизация пыталась выселить музей и оставить все здание себе. Однако победил музей, которому явно не хватает места для показа постоянно расширяющейся коллекции. «Культурные» деятели, покидая здание, наняли роту солдат, которая на прощание разрушила в интерьере все, что было возможно. Колонна с перебитой серединой в первом зале перед входом смотрится так оригинально, что ее можно принять за экспонат выставки. Однако, пытаясь навредить другим, чиновники только явили собственную пошлость — за выдранными плитами навесного потолка стала видна благородная старинная лепнина, без панелей на стенах, изображающих дерево, стало намного приятней. На втором этаже интерьер сохранен — идея аккуратного евроремонта не показалась заманчивой работникам музея.

Алекс Булдаков, Анастасия и Дмитрий Потемкины «Плюс-минус бесконечность»: голуби, усаженные на насест в форме восьмерки, нагадили на полу знак бесконечности.

Окончательному разрушению интерьера способствовал проект Анны Витт «Здесь деньги». В воссозданной художницей обстановке кабинета постсоветского чиновника были спрятаны 15 тысяч рублей. На открытии зрителей лихорадило — они отдирали оставшиеся стенные панели, разворотили корпус компьютера, тщательно пролистывали скучные справочники в надежде найти купюру между страниц, вспарывали обшивку стульев. Но 4000 рублей так и остались ненайденными. Так что в горе хлама еще можно покопаться не без пользы.

И эта, и другие работы рассматривают напрямую то, что обычно остается за кадром — денежный вопрос. Мы очень редко задумываемся, в какую сумму обошлось создание художественной работы, которую мы видим на выставке. А это важно — причем настолько, что от финансирования зависит вся картина отечественного искусства. Мы можем сетовать на то, что на Западе делают огромные эффектные инсталляции, а у нас такого нет. Но «там» на создание одного произведения готовы выделить пару сотен тысяч или полмиллиона евро, у нас пытаются сэкономить даже на гвоздях и скотче.

Тему стоимости художественных материалов раскрыла Алиса Йоффе. На белоснежном холсте она расположила по диагонали маленькие красные прямоугольники, на первый взгляд — абстракция, на самом деле — реализм. Каждый прямоугольник закрашен «кадмием красным светлым», но разных производителей, как российских, так и иностранных. Выкраски расположены по возрастанию цены, и как выяснила художница, чем дешевле, тем меньше пигмента и больше разбавляющих компонентов. С точки зрения живописца ценность количества пигмента неоднозначна — иногда нужна краска пожиже, чтобы вот этот красный, например, не лез из смеси, забивая другой цвет. Но как полемика о себестоимости художественного произведения проект очень интересен. Качество зависит не только от таланта автора, но и от денег, вложенных в проект — плохая краска или ржавые гвозди могут пригодиться, только если автору нужны именно такие материалы, но отнюдь не все работают в жанре low-tech.

Лучше всего тема и форма произведения соединяются в видео «Безопорное движение» Закари Формвальта. Кадры перед титрами скользят сверху вниз по шахте внешнего строительного лифта. Квадратики секций лифта напоминают кадры киноленты. Далее строительство Шеньчженьской биржи, показанное параллельно с историей Эдварда Майбриджа - фотографа, сто сорок лет назад утверждавшего, что у бегущей лошади есть та доля секунды, когда она зависает над землей, не дотрагиваясь до нее ни одним из четырех копыт. Это и есть «безопорное движение». Формвальт связывает это с циркуляцией капитала на биржах, когда деньги не имеют никакого материального воплощения.

Техника съемки — цейтраферная (фотографирование серии кадров одного и того же объекта с одной и той же точки съемки через равные промежутки времени), обычно используется, чтобы эффектно показать в научпопе процессы, принадлежащие вечности - закаты или появление цветка из завязи. При такой съемке все слишком быстро движущиеся предметы исчезают, либо выглядят полупрозрачными и смазанными. И небоскреб строится будто сам по себе, только пару раз в кадр попадают «призраки» рабочих.

Все работы на выставке тесно связаны с реальностью и далеки от обычного представления об искусстве как о чем-то «прекрасном и возвышенном». Эта документализация искусства, скорее всего, неизбежна — ведь в остальных жанрах она уже произошла: есть театр.doc, кинотеатр.doc и с каждым годом все популярней литература нон-фикшн.

Микаэль Суботски, «Воскресная служба, Тюрьма Бофорт-Уэст», 2006.

Среди техник в искусстве одна из наиболее документальных - фотография. На фотобиеннале 2012 года в МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) — целый ряд экзотических документов. Выставка Микаэля Суботски «Бофорт-Уэст» (до 15 апреля) рассказывает о городке, где «градообразующим предприятием» является тюрьма. Во всех снимках чувствуется попытка подойти с юмором к этому трагическому обстоятельству. Воскресная служба в тюрьме, в которой священник и заключенные в веселых оранжевых робах хором воздевают руки к небу — но этот жест выглядит не только молитвой, но напоминает о крике полицейского «Сдавайся! Руки вверх!».

Фотографии внутри фотографий, плакат с белой блондинкой на стене камеры и фотообои с пейзажем дикой природы в зоне отдыха — вместо женщин и свободы. Отпечаток «тюремности» лежит и на всем, что окружает тюрьму, жители города вроде бы на свободе, но также заключены в свои жизненные обстоятельства. Победительница конкурса красоты среди подростков улыбается в камеру, на руке ее порядковый номер участницы — преступникам в тюрьме тоже нашивают номера на робы.

Зал велотренажеров, украшенный африканскими масками — комичное сочетание религиозных атрибутов архаического общества, поклоняющегося духам природы и полной невозможности с природой соприкоснуться. Кто мешает этим людям сесть на велосипед и прокатиться по парку? Мешает уровень преступности в стране, страх выйти на улицу и быть убитым — люди стали узниками безопасных пространств.

Питер Хьюго, «Абдуллахи Мохаммед и Майнасара. Оджере-Ремо, Нигерия», 2007. Из серии «Гиена и другие люди».

На второй африканской фотосерии «Гиены и другие люди» Питера Хьюго (до 15 апреля) — укротители диких животных. Мастерство укротителя передается по наследству, семейный цирк ездит с представлениями по городам, зарабатывая за каждый показ до нескольких тысяч найра (1000 найра — примерно 6, 5 долларов США). Фотограф рассказывает о том, что, несмотря на популярность его серии в Европе, есть множество возмущенных откликов от защитников животных. Они не понимают, как можно быть такими жестокими с гиенами и обезьянами, но никого не волнует, как люди оказались в таких обстоятельствах, что проживая в Нигерии, шестой стране по объему экспорта нефти, не смогли найти для себя более выгодной и достойной работы.

Фотографию не сразу признали искусством — долгое время она считалась всего лишь документом. На выставке «Искусство архива» (до 29 апреля), полицейских фотографиях из городского архива Лос-Анджелеса — снимки, которые и не должны быть искусством. Как и фото на паспорт, криминальное фото должно следовать целому своду правил и избежать проявления эмоций. Учебник 1937 года гласит: «Отличие от других видов съемки состоит в том, что здесь не предпринимается никаких попыток обеспечить художественного результата». Но множество сопутствующих обстоятельств привело к тому, что художественные качества присущи всем этим снимкам. Лос-Анджелес — царство кинематографа, и многие криминальные фотографы подрабатывали, снимая кастинги актеров, а полицейские в свободное от работы время смотрели фильмы в жанре «нуар».

Оттого жертвы преступлений выглядят гламурными моделями, раскинувшимися на коврах, а преступники смотрятся героями. Чернокожий парень демонстрирует воровскую моду: штаны сложного кроя, в которые может поместиться солидное количество украденного из супермаркета. Чаще всего мы видим на этикетке подпись «информация по делу недоступна», но фотографы постарались эту информацию вложить в образ, вплоть до мотивов преступления. Двое грабителей позируют на месте преступления. Композиция построена на белом пятне в центре - три пары перчаток лежат на сейфе, и это сообщает нам, что один из преступников успел сбежать. Прелестный пейзаж на стене позади грабителей и романтическое выражение на лицах преступников говорит об их мотивах — парни мечтали о красивой жизни. Креативность присуща не только нарушителям закона, но и его блюстителям — чего стоит хотя бы сюрреалистическая мобильная тюрьма - клетка, прицепленная вместо коляски к мотоциклу полицейского, в которой пойманного преступника провозили по улицам города. «Художественными эффектами», которых следовало избежать, полон каждый снимок. Неудивительно, ведь преступление - тоже своего рода искусство, его нужно придумать, и для того, чтобы расследовать его, понадобится фантазия.

Неизвестный автор, «Женщины-полицейские тренируются в стрельбе в тире», 1968 год.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

19.10 21:04 В Минкульте приветствовали переезд «Союзмультфильма» из церкви
19.10 20:56 Актер фильма «Табор уходит в небо» попал в реанимацию
19.10 20:37 «Альянс Зеленых» предложил Собчак выдвинуться от этой партии
19.10 20:21 У Владимира Этуша похитили 28 млн рублей
19.10 20:03 ПАРНАС и «Гражданская инициатива» допустили помощь Собчак с регистрацией
19.10 19:50 Путин рассказал о сверхзадаче будущего президента
19.10 19:36 Экс-глава Дагестана стал представителем Путина на переговорах со странами Каспия
19.10 19:22 Постпред США в ООН обвинила Россию в развязывании войны против США
19.10 19:02 Тверская станет пешеходной с 31 декабря по 2 января
19.10 18:48 Путин рассказал о работе американцев на секретных ядерных объектах РФ
19.10 18:27 Карелия первой признала нехватку денег на повышение зарплат бюджетникам
19.10 18:01 Минобороны РФ закупило учебно-боевые вертолеты для испытаний в Сирии
19.10 17:31 Центр Кудрина подготовил для Путина реформу образования
19.10 17:11 В Думе завернули проект Мизулиной по запрету таблеток для медикаментозного аборта
19.10 16:56 «Сколково» проведет конференцию Ассоциации научных парков Азии во Владивостоке
19.10 16:55 Российские власти запретят госорганам закупать зарубежное антивирусное ПО
19.10 16:44 Рада одобрила два законопроекта о лишении депутатской неприкосновенности
19.10 16:43 Американские аллигаторы способны есть акул и скатов
19.10 16:35 Модель-трансгендер впервые стала девушкой месяца в Playboy
19.10 16:27 Бывший новосибирский губернатор признан виновным в превышении полномочий
19.10 16:11 Росздравнадзор выписал штраф Большому театру на 150 тысяч рублей
19.10 16:05 Постпред России опроверг посредничество Москвы в каталонском конфликте
19.10 15:50 Познер рассказал о разговоре с Путиным по поводу возвращения Парфенова на ТВ
19.10 15:43 Песков опроверг причастность Кремля к решению Собчак идти на выборы
19.10 15:25 Путин продлил свой указ о снижении зарплат высшим чиновникам до 2019 года
19.10 15:06 В Кремле положительно оценили открытие Сурковым памятника героям Донбасса
19.10 14:49 Солнечные бури заряжают Фобос статическим электричеством
19.10 14:49 Глава отдела МВД по борьбе с педофилами предложил сажать за гей-пропаганду
19.10 14:28 Российский Cosmopolitan сменил главного редактора
19.10 14:16 РПЦ передали старое здание «Союзмультфильма»
19.10 14:12 Володин счел обсуждение «Матильды» признаком перемен к лучшему
19.10 13:48 Польская комиссия не подтвердила данные о взрыве в самолете Качиньского
19.10 13:24 Россия примет ответные меры на канадский закон Магнитского
19.10 13:07 В ЦИКе назвали провокацией призыв Собчак пустить на выборы Навального
19.10 12:45 Альфа-банк через суд потребовал у структур Хотина погашения долгов
19.10 12:44 Космические туалеты помогут в изучении криовулканов Энцелада
19.10 12:43 Более 90% опрошенных россиян не захотели платить Украине за Крым
19.10 12:22 Малахов опроверг работу в предвыборном штабе Собчак
19.10 12:19 Власти Испании обсудят приостановку самоуправления Каталонии 21 октября
19.10 12:11 Яровая предложила пожизненно сажать педофилов
19.10 11:53 Киевский суд разрешил взыскать штраф со всего имущества «Газпрома»
19.10 11:51 В больницах рассказали о состоянии Кокшенова и Джигарханяна
19.10 11:34 Родные жертв катастрофы над Синаем подали иск о компенсации на 93 млрд рублей
19.10 11:27 СМИ опубликовали предложение КНДР к США о мирном сосуществовании
19.10 11:11 ВЦИОМ рассказал об отношении опрошенных россиян к Собчак
19.10 10:56 Министерство безопасности США предупредило о риске повторения 11 сентября
19.10 10:52 Разработчика информационной системы МВД задержали на выставке
19.10 10:49 Немецкие ученые обнаружили значительно сокращение численности насекомых
19.10 10:27 Брэнсон рассказал об использовании Обамой красной кнопки
19.10 10:17 Минпромторгу поручили изучить возможность введения налога на пакеты
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.