Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 09:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

03 апреля 2012, 12:49

Результат бюрократического творчества

Директор Европейской гимназии Ирина Владимировна Боганцева рассказала, почему нельзя считать объективным официальный рейтинг московских школ, и выразила надежду, что ее ученики, закончив зарубежные вузы, изменят жизнь в России к лучшему. Интервью взяла Евгения Красавцева 

В этом году власти Москвы впервые представили официальный рейтинг столичных школ. Рейтинг был составлен по двум критериям: успехам школьников на олимпиадах и результатам ЕГЭ. Как Вы думаете, его можно считать объективным?

Этот рейтинг получился очень несправедливым. Могу сказать, что возмущены не только директора негосударственных школ, но я также слышала недовольные отзывы от многих директоров школ государственных. Я вам объясню, почему. Если смотреть на результаты ЕГЭ, то составители рейтинга давали школе один балл за каждого ученика, который набрал на трех экзаменах определенное количество баллов (210 или 240, но это не так важно).

По олимпиадам школам начислялось определенное количество баллов за каждого ученика, причем учитывался уровень олимпиады. Так, за окружную олимпиаду присуждался 1 балл, за всероссийскую — 5 баллов.

Казалось бы, все логично. Но наша школа в этом рейтинге занимает 300-е, последнее место. Хочу отметить, что у нас было всего 12 выпускников, а у школы, которая оказалась на первом месте, - 200 выпускников. Даже если бы все наши ученики сдали ЕГЭ с лучшими результатами, мы все равно не смогли бы опередить лидеров по этому показателю, так как у нас выпускников значительно меньше. 200 учеников у нас во всей школе нет, даже если дошкольников считать.

Такая же ситуация и в государственных школах — у одних выпустилось 200 учащихся, а у других только 50. Я знаю одну очень хорошую школу (в ней так же, как и у нас реализуется программа международного бакалавриата), которая попала в этот рейтинг, но далеко не на первые позиции, так как там тоже было в четыре раза меньше выпускников, чем у лидеров рейтинга.

Чтобы иметь 200 выпусников, необходимо не менее 1000 учеников во всей школе, но надо учитывать, что не все учебные заведения обладают зданием, которое могло бы вместить такое количество учащихся. Конечно, все говорят о том, что ученики выбирают хорошие школы, поэтому там и выпускников больше, но ведь надо смотреть и на размеры учебного заведения. У нас, например, совсем небольшое здание, которое по лицензии не позволяет нам формировать классы более чем из 12 человек.

Вот если вы разделите количество баллов, которые получила каждая школа, на количество выпускников, то получится совсем другая картина, более объективная.

Наша гимназия набрала 15 баллов, но один наш ученик, Андрей Петрин, - победитель всероссийской олимпиады! Конечно, мы очень горды. Ему было предоставлено право выбора бюджетного места в любом вузе, и он выбрал Российскую экономическую школу. И вот за счет этого мы попали на 300-е место.

В любом случае,

этот рейтинг — результат бюрократического творчества.

Из него нельзя узнать что-то напрямую о школе. Между прочим, с моим 300-м местом меня поздравляли коллеги, ведь в этот рейтинг вошли всего 10 негосударственных школ из 150. Но у меня, конечно, не было ощущения праздника. 

Тогда по каким еще параметрам еще школы стоит оценивать? На что родителям лучше обращать внимание?

 

Если бы я была на месте родителя, которому нужно было бы выбрать школу для своего ребенка, я бы смотрела конкретно на профиль учебного заведения.

Например, мне хочется, чтобы он углубленно занимался математикой — тогда для меня был бы полезен рейтинг лучших математических школ города. Кому-то нужны такие же рейтинги школ с углубленным изучением английского языка, или школ, где сильные преподаватели и по английскому, и по математике. Ведь человек что-то конкретное ищет, а не школу с абстрактным рейтингом.

Мне кажется, было бы справедливо и полезно для родителей, если бы публиковались результаты ЕГЭ по различным предметам. Не результаты конкретного ученика (это персональные данные), а результаты работы школы. Тогда было бы понятно, какой в каждой школе средний бал по русскому языку, по английскому, по математике, и в соотстветсвии с этим можно было бы школы отрейтинговать. Вот это кое-что говорило бы родителям.

Я много раз обращалась с таким предложением в Департамент образования Москвы, и в Министерство образования, и в другие инстанции, но результатов это не принесло, все саботируется на уровне региона. В законодательстве сказано, что информирование населения о работе образовательных учреждений, в том числе негосударственных, лежит на органе исполнительной власти региона. Это мне и отвечали в Министерстве образования. Причем, как выяснилось, в некоторых регионах, например, в Мурманской области, результаты ЕГЭ уже публикуют.

Конечно, можно говорить, что ЕГЭ — это несовершенный инструмент, но ведь именно он был положен в основу рейтинга Минобразования.

У нас вообще международная школа, и многие наши выпускники получают диплом международного образца и уезжают учиться за рубеж.

И они не сдают три предмета по ЕГЭ, потому что не собираются поступать в российский вуз. Они сдают только математику и русский язык для того, чтобы получить аттестат зрелости.

Из наших выпускников всего несколько ребят сдавали три экзамена, и они сдали их настолько хорошо, что их результаты и победа нашего ученика на олимпиаде позволили Европейской гимназии попасть в этот рейтинг. Я, например, уверена, что все наши выпускники сдали бы ЕГЭ по английскому на высший балл, ведь для международного диплома они сдавали на английском экзамены по математике, экономике, экологии и другим предметам.

Но, наверное, данный рейтинг не так важен для Вашей школы? Учитывая, какую программу предлагает Европейская гимназия и какие возможности она предоставляет, наверняка и так достаточно большое количество учеников стремится к вам попасть.

С одной стороны, это так. Но вообще участие в таких рейтингах никогда не помешает. Конечно, он меня обескуражил и огорчил, но, с другой стороны, меня обрадовал тот факт, что вообще появились и были опубликованы хоть какие-то критерии оценки. Это уже шаг вперед, так что Департамент образования на правильном пути. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы эти критерии становились известны до публикации рейтинга, а не после, чтобы школы знали, к чему стремиться.

Рейтинг — это элемент управления школами, а не способ их награждения и попытка как-то подловить на том, чего им не хватает.

Некоторые эксперты говорят о том, что российская школа не дает ученикам практических знаний и навыков, что детей учат только пересказывать тексты и решать задачки, но не учат мыслить, поэтому мы уступаем школьникам из других стран на олимпиадах и других международных соревнованиях.

Российское образование очень забюрократизированно. Даже нам, в негосударственной школе, приходиться писать столько бумаг, что даже размышлять на тему практического направления в образовании довольно сложно. Нам помогает система международного бакалавриата. Мы знакомимся именно с технологиями развития навыков. Это главное требование на этапе начальной школы и на этапе среднего звена — не передача информации, а развитие навыков.

В системе международного бакалавриата постоянно идет переподготовка учителей, в результате учитель овладевает технологиями, которые позволяют ему продвинуться в этом направлении. Но продвигаться довольно сложно, поскольку для таких технологий нужно время, которое необходимо выделять на уроке. Тут возникает опасность, что учитель не успеет передать информацию или проверить, как ученик эту информацию усвоил. То есть репродуктивные методы побеждают за счет того, что количество информации, которая содержится в программе и которую должен усвоить ученик, довольно большое, а времени на ее передачу не так много, и существуют жесткие ограничения по перегрузке учеников. Когда учитель находится в таких рамках, у него нет возможности для маневра и времени на то, чтобы заниматься формированием навыков практической и мыслительной работы. Это провозглашается как лозунг, но осуществлять это чрезвычайно трудно.

Кроме того, сам учебный план, набор предметов, достаточно архаичен и непонятен. В начальных классах на область «филология» отведено 8 часов в неделю. Это область включает в себя такие предметы, как чтение, русский язык, все иностранные языки. Хотя бы 4 часа нужно отвести под русский язык, два часа — на чтение. А с 1 сентября во всех школах вводится обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики», час на который тоже надо будет выделить из области «филология». А когда же мы будем иностранные языки изучать? Один час в неделю? Разве это современный подход?

А если я поставлю больше часов иностранного языка, меня обвинят в том, что я перегружаю детей и издеваюсь над ними.

В любом случае, опыт Вашей гимназии, наверное, можно назвать уникальным для России. У нас не так много школ работают по программе международного бакалавриата.

Это правда. Есть государственные школы Международного бакалавриата в России, но нет ни одной государственной школы Международного бакалавриата, которая была бы авторизована по всем трем программам. Как раз у нас эта программа авторизована в трех частях — от детского сада до окончания школы, до 11 класса.

Это очень большой труд всего коллектива. Для того, чтобы получить авторизацию, мы проходили через огромное количество международных проверок и сертификаций. Это не сравнится ни с одним лицензированием.

Наша школа существует уже 20 лет, но ни разу во время проверки никого не интересовало мнение родителей, учеников и педагогов о школе.

Проверяющие только бумажками шуршат — смотрят рабочие програмы, программы развития, сотни страниц каких-то документов.

 Только работать мешают?

Хотя могли бы помогать! Я бы очень хотела, чтобы они проверяли знания учеников, а потом предоставили бы мне подробный расклад, чтобы я видела, у кого какие трудности и недочеты. Конечно, я знаю своих учеников, у меня есть методист, психолог, завуч. Но свежий взгляд тоже необходим!

Давайте теперь поговорим о самых младших школьниках. Что вы думаете про курсы, которые организуются при школах? Посещение их не является обязательным, но как правило гарантирует поступление ребенка именно в это учебное заведение. Кроме того, зачастую такие курсы платные, и стоят немалых денег. Родители называют их «взяткой, растянутой во времени».

В Европейской гимназии нет таких порядков. Да, у нас есть дошкольные группы. Возможно, кто-то из дошкольной группы захочет к нам прийти в первый класс, кто-то пойдет в первый класс другой школы, или к нам придет ребенок, подготовленный в другом месте. Все происходит в довольно мягком режиме.

Хотелось бы обсудить с Вами еще своеобразный опыт Великобритании. В начале марта британским школам было поручено отменить обязательные нормативы домашней работы для учеников младших классов после многочисленных жалоб родителей. По мнению министра образования страны, вместо уроков родители могли бы читать детям книги, смотреть передачи или посещать с ними вместе выставки, которые имеют отношение к пройденному материалу. Как вы относитесь к данной инициативе?

У нас для учеников первых классов нет домашних заданий.

Во втором, третьем, четвером они есть, но мы минимизируем размер домашней работы. Европейская гимназия — школа полного дня, дети здесь находятся до вечера и на выполнение домашней работы отводится определенное время. Я строго слежу за тем, чтобы не было перегрузки учащихся. Если во втором классе на подготовку уроков отведен час, то ребенок должен делать домашнее задание час. Если кто-то в отведенное время не укладывается, это можно объяснить низким темпом деятельности или тем, что ребенок болел, отстал от программы и теперь не справляется с материалом. В любом случае, мы должны ему помочь. Если же большинство учеников не укладывается в этот час, значит, учитель задает больше, чем нужно и перегружает детей. Это говорит о том, что учитель на уроке не довел свою работу до конца и переложил ее на учеников. В результате у детей получается 12-14-часовой рабочий день.

Хочу отметить еще, что Европейская гимназия была создана 20 лет назад для моей дочери, она все 11 лет в ней училась и закончила не так давно. Я на ней все отрабатывала и проверяла. Естественно, своего ребенка мне было жалко.

В конце февраля состоялось заседание президиума Госсовета, на котором министр образования Андрей Фурсенко заявил, что школам, которые организуют наилучшим образом работу по развитию детской одаренности, можно было бы предоставить более широкие права по набору школьников на конкурсной основе. Но разве сейчас сильные школы не делают то же самое?

Вообще школы должны принимать учеников по месту жительства, и только в случае наличия свободных мест они могут зачислять детей из других микрорайонов.

Наверное, у сильных школ должны быть более широкие права. С другой стороны, иногда это используется в коррупционных целях.

Если во всей стране проблемы, то построить нормальные отношения в отдельно взятой отрасли, в образовании, не представляется возможным.

Например, ЕГЭ у нас работает совсем не так, как работает аналогичный экзамен в Великобритании. Там все очень строго, а у нас каждый год выявляются какие-то чудовищные вещи. Например, студенты приходят сдавать экзамен за школьников. Такая ситуация просто невозможна, например, в Голландии. Но там ведь невозможно представить себе и карусели на выборах.

Но я все-таки надеюсь, что ситуация изменится. Иначе зачем же я работаю?

Я стала учителем, чтобы изменить страну к лучшему. Я надеюсь, что мои ученики никогда не будут ни обманывать на ЕГЭ, ни подтасовывать результаты выборов.

 Так Ваши ученики уедут за границу учиться и, скорее всего, останутся там.

Да, может быть и уедут, потому что высшее образование в России совсем деградировало. Но я надеюсь, что они потом вернутся. Мне бы этого хотелось, но это от меня одной не зависит. Захочется ли им вернуться в страну, где митингующих охаживают дубинками на площадях?

Понравится ли им, отучившись в Англии, потом жить в полицейском государстве?

Я им не внушаю мысль: «Мы вас подготовили, все для вас сделали, теперь поезжайте туда, где хорошо, и не вздумайте возвращаться». Напротив, я говорю, что их здесь ждут, так как тут непаханное поле деятельности и со знаниями, полученными за границей, они будут особенно востребованы. Но одних моих слов недостаточно для того, чтобы они вернулись.

Вот мой сын, который семь с половиной лет отучился за границей и блестяще закончил два вуза, приехал обратно. Хотя, казалось бы, за это время можно было вообще отвыкнуть от жизни здесь. Он учился в Лондонской школе экономики и потом в Париже, в Высшей нормальной школе (École normale), которую заканчивают будущие президенты Франции. Тем не менее, он вернулся, так как хотел работать в России, и сейчас очень востребован.

В первую десятку уже обсуждаемого нами рейтинга вошли хорошо известные родителям и представителям педагогического сообщества учебные заведения. Соответственно, им достанется и большее финансирование. Правильно ли материально поощрять тех, кто и так является лидером?

Поскольку я не считаю данный ретинг справедливым, мне кажется, что довольно странно платить такие деньги тем, кто оказался на первых позициях.

Если бы он был более продуманным, тогда, безусловно, лучшие школы и можно было бы поощрить, но не в таком размере (школы, попавшие в первую десятку, получат гранты по 15 млн рублей — прим. «Полит.ру»). Можно было бы выделить им, например, миллион или два.

Но я согласна, что должны быть разные программы поддержки школ, особенно тех, которые выполняют социальную функцию. Например, организуют спортивную работу, какие-то поездки, занимаются с подростками, чтобы они не болтались по улицам.

Должна быть программа поддержки и международных школ, как государственных, так и негосударственных, должна быть поддержка школ, которые занимаются творческим развитием детей. Так что

я не считаю справедливой ситуацию, когда одним выделяется 15 миллионов за рейтинг, а остальным — ничего.

Если мы говорим о том, что ЕГЭ не может являться единственным показателем работы школы, то такой рейтинг тем более не может им являться. Конечно, я рада за тех, кто получил эти деньги, но остальные с недоумением на них взирают.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:18 В Пентагоне выразили готовность к длительному соперничеству с Россией
09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
03.12 12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
03.12 11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
03.12 11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
03.12 11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
03.12 11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
03.12 10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
03.12 10:18 Обломок «Прогресса» найден в Туве
03.12 10:07 При атаке на кампус в Огайо пострадал россиянин
03.12 09:51 Кубанская полиция освободила оператора «Дождя»
03.12 09:19 Хакеры вывели 2 млрд рублей со счетов Банка России
03.12 09:15 Греф под видом инвалида пришел в Сбербанк за кредитом
03.12 00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
03.12 00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
03.12 00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.