29 марта 2024, пятница, 04:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 апреля 2012, 11:43

Туманные истины Ледового побоища-2

Ледовое побоище. Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода, середина XVI века
Ледовое побоище. Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода, середина XVI века

См. также:

На рубеже сороковых годов никакой конфронтации с немцами ни у Новгорода, ни у Пскова, в общем, не наблюдалось. Последнее по времени "выяснение отношений" имело место в 1233-1234 годах, когда крестоносцы совершили довольно глубокий набег в верховья Луги, в ответ на который Ярослав Всеволодович с новгородцами и переяславскими полками предпринял поход на Дерпт.

Надо сказать, что воевать с немцами этот князь порывался еще с конца двадцатых годов – но прежде новгородцы, не видевшие в этом какого-либо для себя смысла, препятствовали походу. Теперь же имело место нападение на новгородские владения непосредственно и город Св. Софии санкционировал ответные меры. Итак, Ярослав пришел под стены Дерпта, однако штурмовать укрепления не стал, ограничившись масштабным разорением округи. Собственно, имелась и определенная правовая логика в его действиях: Дерпт (русский Юрьев, ныне – Тарту) был захвачен крестоносцами в 1224 году, то есть как бы Ярослав собирал дань со своих прежних владений… Впрочем, это все было не важно – как бы то ни было, немцы решили пресечь это разорение и, соединив силы дерптского гарнизона с пришедшем из Оденпе подкреплением, дали русским бой, очевидно надеясь на то, что те, увлекшиеся грабежом, утратят в значительной мере боеспособность. Однако, этот бой – так называемое сражение на реке Эмайыги – крестоносцы проиграли. Причем, именно здесь имел место провал под треснувший лед реки тяжеловооруженных немецких конных воинов – об этом сообщают современные событию летописные свидетельства, а не литературные произведения, написанные десятилетия спустя, как в случае "эпохальной битвы на Чудском озере", даже место которой мы с достоверностью сегодня определить не можем.

В общем, в том же году с Дерптским епископом заключили мир – считают, что именно в этом трактате возникла знаменитая "Юрьевская дань" – регулярные выплаты в пользу Новгорода с округи Дерпта: именно эти деньги периодически всплывали в русско-ливонских отношениях, став в 1558 году поводом к Ливонской войне, завершившей историю Ливонского ордена. Важно, что в 1233-1234 годах была война не со всей Ливонской конфедерацией целиком, а именно с Дерптским епископом – что же касается, например, ордена Меченосцев, то есть даже разные версии того, на чьей стороне были его тогдашние симпатии!

В том же 1233 году имело место еще одно русско-немецкое столкновение. На это раз все происходило в псковских владениях: тогда немцы захватили Изборск. Точнее, не немцы, а… немецко-русский отряд, представлявший усиленную помощью крестоносцев одну из псковских политических партий – сторонников князя Ярослава Владимировича, внука Мстислава Храброго и сына Владимира Псковского. Этот князь имел определенную поддержку в городе Св. Троицы, одновременно он был в родственных отношениях (через брак сестры) с семейством Буксгеведен, к которому принадлежали некоторые высшие руководители Ливонской конфедерации. Возможно, он даже имел какие-то земли около Оденпе на правах вассала Дерптского епископа.

Как бы то ни было, псковичи взяли штурмом Изборск, пленили Ярослава Владимировича и выдали его Ярославу Всеволодовичу. До 1235 года его содержали в тюрьме в Переяславле, после чего освободили за выкуп. В любом случае, происшедшее едва ли можно было расценивать как внешнюю агрессию против Пскова – скорее, как частное участие неких добровольцев во внутрипсковских разборках.

Во всяком случае, в следующем 1236 году псковский отряд принял участие в окончившемся катастрофой походе крестоносцев против Литвы. В битве при Шауляе немецко-псковское войско потерпело сокрушительное поражение. Если верить летописям, псковичи оставили на поле боя 180 человек – что немало. Еще хуже пришлось немцам – их потери были катастрофическими, полегло все руководство орденом, включая магистра Волквина и еще до полусотни рыцарей. (На Чудском озере, согласно Ливонской хронике, их погибло двадцать и еще шесть попали в плен.) После этого разгрома орден Меченосцев просто перестал существовать – его остатки вошли в состав Тевтонского ордена, а некоторое количество тевтонских рыцарей переселилось в Ливонию, дабы усилить эту свою провинцию.

Между тем, Литва после шауляйской победы была на подъеме – участились ее набеги на соседей, 25 сентября 1239 года литовцы нанесли весьма чувствительное поражение псковским войскам. Судя по всему, два подряд значительных поражения изрядно подорвали боевой дух псковичей.

Не лучше обстояли дела и у немцев. Помимо обострившихся проблем с Литвой, посыпалась с таким трудом построенная система властвования над балтийскими племенами – многие из них вышли из повиновения. Одним из результатов этого коллапса и стала уступка северной Эстляндии датскому королю в 1238 году: ливонские рыцари просто не в силах были контролировать территорию. В самом же ордене имел место упадок нравов и дисциплины, сопровождавшийся кадровой чехардой – присланный тевтонским магистром ландмейстер Балк провел ревизию новой провинции ордена и, ужаснувшись увиденному, отправился к магистру жаловаться. В начале 1239 года он, впрочем, умер, тогда же умер и сам магистр тевтонского ордена Герман фон Зальца. Оставленный Балком вместо себя Дитрих фон Гронинген уехал в Германию искать, кто бы теперь стал его начальником. Таким образом, в середине 1239 года старшим в Ливонском ордене оказался приехавший в Ливонию лишь в 1237 году комтур Андреас фон Вельвен, причем власть его, по всей видимости, признавали далеко не все и не во всем.

В сложившейся ситуации Вельвен, похоже, попытался восстановить систему международных союзов своей организации – для этого он, в частности, нанес визит в Новгород и провел переговоры с Александром Ярославичем, бывшим в то время новгородским князем. О результатах этих переговоров мы ничего не знаем – судя по всему, они были весьма незначительны.

И вот, на фоне этого упадка немецкие крестоносцы вдруг начинают в 1240 году "агрессию против русских земель". Что же случилось?

Другие статьи на смежные темы: «О псковском князе Довмонте», «О Невской битве», «О Ярославе Всеволодовиче».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.