Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 21:23
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

25 апреля 2012, 13:23

Как едет Япония

Токио
Токио

Транспортной системе Японии может позавидовать любая развитая страна мира. Это государство с одной из наиболее разветвленных сетей. Отсюда – большой интерес к прошедшему в МГУ им. М.В.Ломоносова Российско-японскому молодежному транспортному семинару.

С докладами выступили более двадцати участников - профессора, научные сотрудники и аспиранты МГУ, НИУ Высшей школы экономики, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Московского физико-технического института (МФТИ). Японская сторона состояла преимущественно из профессорского состава университетов Токио, Каназавы, Тибы, Кумамото и других городов Японии.

Главной целью стало обсуждение перспективных направлений развития транспортного комплекса мегаполиса, в особенности наземного городского транспорта.

Как и во всех развитых странах мира, процесс синтеза разнообразных подходов в транспортной отрасли Японии произошёл несколько десятилетий назад, вылившись в направление под названием transportation planning. Благодаря этому, транспорт работает как отлично отлаженный механизм - быстро, удобно и безопасно. Огромное для такой небольшой страны количество транспорта курсирует по сетям городских и подземных дорог и скоростным автомагистралям – поезда, электрички, Синкансэны (скоростные поезда), метро, автобусы, автомобили, велосипеды. И это движение, как и все в Японии, удивительным образом, укладывается в раз и навсегда заведенный, чисто японский, порядок. Упорядочено все – от ангара для огромного пассажирского лайнера до стоянки велосипеда возле супермаркета. 

Об организации японского транспорта можно писать долго и по большей части только хорошее - в отличие от нашего, он работает в первую очередь для человека и для его удобства.

Взять хотя бы автобус. По всей стране также курсирует огромное множество автобусов дальнего следования – автобус является одним из самых дешёвых средств передвижения между городами. Во время поездки можно посмотреть фильм или послушать музыку – каждый автобус снабжён видеомагнитофоном и радио, а также выпить кофе – он для пассажиров бесплатно. Каждое пассажирское сиденье снабжено столиком и подставкой для ног, а в хороших компаниях-перевозчиках вам предоставят индивидуальный набор пассажира с одноразовыми тапочками, наушниками и мешком для мусора (что не идет ни в какое сравнение с пригородными российскими автобусами).

Как и все остальные средства передвижения, автобусы ходят чётко по расписанию и даже в пробки практически не опаздывают, т.к. для них выделена отдельная полоса на дороге, занимать которую в определённое время суток обычные автомобилисты не могут.

Власти нашей столицы, к слову, с усердием принялись претворять данную концепцию в жизнь, не всегда задумываясь, где именно нужны спецполосы, и что они дают в конечном итоге. В результате внедрение иностранного опыта у нас, как обычно, происходит с традиционным национальным колоритом: например, на улице Косыгина нарисовали выделенную полосу на участке, где нет ни одного маршрута общественного транспорта; на Звенигородском шоссе появились выделенные полосы протяженностью около 4 км, где раньше никогда не ездил общественный транспорт, а с 1 октября организовали один маршрут автобуса малой вместимости. Не ясна целесообразность введенной полосы на улице Профсоюзная и Ленинградском проспекте, вдоль которых уже проходит линия метро - в итоге пассажир выбирает метро, автобусы ходят пустыми, а основной поток замедляется.

Городской автобус является основным общественным видом транспорта в тех городах Японии, в которых нет метро. Это вполне логично, учитывая, что сеть шоссейных дорог Японии принадлежит к числу самых высокоразвитых на планете. Скоростные автотрассы - одно из важнейших звеньев транспортной системы государства. В Японии 1,1 миллиона километров дорог (в России – порядка полмиллиона), и на один квадратный километр площади приходится почти три километра дорог.

Несмотря на это, когда встает вопрос о наиболее «здоровой среде» для повседневной жизни человека (в мегаполисе или за его пределами), японцы с уверенностью отвечают – «городская среда наиболее здоровая и комфортная». Дело в том, что мегаполисы Японии «удобны для жизни» - большое количество парков, пешеходных и велосипедных зон, комфортного общественного транспорта позволяет без труда и временных потерь добраться в любую точку города. Кроме того, в сравнении с пригородными зонами, в которых постоянно возникает необходимость использовать автомобиль, в крупных городах Японии введены ограничения по использованию автомобилей, что вынуждает людей больше ходить пешком и способствует крайне благоприятной экологической обстановке (примечательно, что японским студентам по закону запрещено добираться до учебных заведений на личных автомобилях). Низкий процент личного автотранспорта обусловлен также тем, что содержание автомобиля в Японии – крайне дорогое удовольствие (в противоположность российским реалиям): 3% - потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налог на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес, а также стандартные расходы - страховка, парковка (четкое структурирование парковочного пространства в городе и ранжирование тарифов на парковку: чем ближе к центру – тем дороже, с жесткой системой регулирования и штрафов), платные дороги, так что в итоге даже владельцу малолитражки за месяц придется заплатить кругленькую сумму. По отзывам японских коллег стоимость использование автомобиля составляет порядка 60 000 иен в месяц (примерно 20 тыс. руб.) - выгоднее пользоваться услугами такси. Вследствие этого вполне логичным является то, что большинство машин – малолитражки. Экономия пространства, времени и топлива привела к созданию совсем малюток – на одного-двоих людей, а также большой популярности велосипедного движения.

Велосипед в Японии можно по праву назвать королём дорог, т.к. в большинстве правил дорожного движения велосипедист имеет куда больше преимуществ, чем водитель или пешеходы. Велосипед чрезвычайно экономичен, не требует топлива кроме как завтрака седоку, проблемы с парковкой отсутствуют и в принципе он может проехать, где угодно, даже подземные пешеходные переходы проектируются с отдельными спусками и дорожками для велосипедистов.

В России чиновники тоже активно взялись за развитие в города велосипедизма. Однако прежде российским водителям необходимо привить взаимоуважение к остальным участникам дорожного движения, бережное отношение к пешеходу, и раз уж речь зашла о здоровье нации, нам необходимо по примеру Министерства экологии Японии, которое ставит перед собой цель к 2050 году довести число экологически чистых автомобилей на дорогах страны до 34,4 млн., зорко следить за объемом выбросов от автомобилей и вводить высокие налоги на «грязный» автотранспорт.

Пока же наиболее экологически чистым видом транспорта остается железнодорожное сообщение.

Железные дороги, словно паутина опутывают всю Японию. В ней сплелись государственные и частные пути, по которым бегают поезда скоростные и простые, местные и дальнего следования. А вообще-то в Японии четыре разновидности поездов: местный, скорый, очень скорый и очень-очень скорый. Местный идет со всеми остановками, скорый не останавливается на самых маленьких станциях, очень скорый останавливается примерно на половине станций по пути следования, а поезд-«пуля» - "Синкансэн" развивает скорость до 300 км/ч и останавливается только на крупных узловых станциях Стыковки пересадок местных поездов и экспрессов всегда четко рассчитаны, и даже если один поезд, не дай бог опаздывает, пересадочный его дожидается.

Примечательно, что в Японии железные дороги и движение по ним не являются прерогативой государства – существует множество частных компаний, предоставляющих услуги по различным направлениям. Таким образом, у клиента есть самое драгоценное – право выбора, на которое влияет в первую очередь цена на билет, особенности маршрута и пересадки на другие маршруты.

Отдельно следует отметить сбалансированность и пунктуальность движения – поезда ходят строго по расписанию. Если время отправки стоит 15:49, то поезд отправится именно в это время и ни минутой раньше или позже. Такое положение дел сперва оказывает ошеломляющее воздействие на нашего с вами соотечественника, волею судеб оказавшегося в Стране восходящего солнца, ведь российские поезда прибывают и отправляются всегда приблизительно в какое-то время, что приучило нас бежать на первый попавшийся поезд, стоящий примерно в это время на платформе. У нас буквально в крови сидит это желание вскочить на подножку уезжающего поезда (а также трамвая, троллейбуса и прочих видов общественного транспорта) и только потом выяснить, что этот поезд идёт в совершенно противоположном направлении.

В японских поездах тоже проявляется небывалая (для нас с вами, конечно же) забота о клиенте – наименования остановок объявляются по нескольку раз с относительно малым промежутком времени: на подходе к станции, уже буквально у самой станции, в момент открытия дверей и т.п. В каждом вагоне поезда можно увидеть электронное информационное на японском и английском языках. Все поезда в Японии отличаются комфортабельностью. В них установлены мягкие кресла, обязательно имеется туалет и торговые автоматы с холодными напитками и кофе. Интересный момент заключается в том, что сообщение «Осторожно, двери закрываются!» транслируется на платформе, а не внутри поезда. Оно предназначено для опаздывающих и сигнализирует о том, что они могут больше не торопиться.

Страшный для русского «зайца» контролер является одним из самых примечательных явлений в японских железнодорожных системах. Он проходит по поезду обычно один раз. Входя в вагон, он снимает фуражку, кланяется, просит извинить его за то, что тревожит многоуважаемых пассажиров и как бы между прочим спрашивает билеты. У контролера можно оплатить проезд, если вы вдруг вскочили в вагон без билета, или доплатить, если вдруг решили уехать куда-нибудь подальше. После выполнения своей благородной миссии он вновь кланяется, извиняется за причиненные неудобства и благодарит за понимание...

Не секрет, что если время в пути составляет больше трёх часов, то японцы, выбирая между поездом и самолётом, выберут именно самолёт.

Собственной авиационной промышленности в Японии нет, поэтому японские самолёты особыми техническими изысками не отличаются, зато они чрезвычайно любопытно раскрашены, что является попыткой привлечь внимание потребителей, т.к. авиакомпаний в Японии – 28 штук, следовательно, конкуренция чрезвычайно высока.

Метро в Японии настолько же пунктуально, насколько и поезда – каждые пять минут, без пробок, чётко по расписанию и почти круглые сутки.

Для удобства пассажиров станции метро интегрированы с коммерческими, деловыми и жилыми зданиями. Например, центральный железнодорожный вокзал в Саппоро связан с 7 ветками метро, 4 автобусными терминалами, 2 трамвайными станциями, подземной общественной парковкой и торговым центром.

Токийское метро считается одним из самых запутанных, однако заблудится в нём практически невозможно – схема метро, как и положено, разноцветная, станции метро пронумерованы, само метро щедро снабжено цветовыми знаками и указателями, но вдобавок к этому разноцветные и сами вагоны: оранжевая ветка - значит и вагоны оранжевые. Кроме того, в Японии существует четкая система информирования о пересадках между метро и общественным транспортом. Служащие на станциях дают подробную схему с расписаниями и пересадками на маршруты общественного городского транспорта в зависимости от станции вашего назначения.

На японском фоне еще больше обнажились недостатки московского транспортного узла. Нам просто необходимо новое осмысление подходов к оценке ситуации, перспектив, планов, различных стратегий организации дорожного движения для предотвращения угрозы транспортного коллапса Москвы и создания условий для последующего продвижения к стандартам устойчивой мобильности, характерным для «мировых городов». Не важно, примем мы за основу японский опыт, американский или европейский, главное – помнить о том, что нельзя бездумно применять ту или иную стратегию, необходима четкая привязка к российским условиям и соблюдение основных принципов рационального структурирования и достижения высокого уровня развития улично-дорожной сети, а именно:

1. Стратегическое территориальное и транспортное планирование в рамках агломерации (а не в административных границах мегаполиса!) с соблюдением рациональных балансов и пропорций землепользования, застройки, развития транспортной системы

2. Создание рациональной конфигурации улично-дорожной сети столицы (в первую очередь, четкая функциональная стратификация УДС: первый контур – городские улицы различных типов, второй – автономный внеуличный контур транспортной сети города, включающий скоростные автомобильные магистрали (фривэи) с контролируемым доступом).

3. Эффективное управление спросом на пользование данной сетью посредством содействия использованию общественного транспорта за счет улучшения качества массовых перевозок и противодействия автомобильным поездкам посредством регулятивных, ценовых и планировочных мер.

4. Организация системы финансирования, построенной на принципе «пользователь платит» (Highway users must pay their way) – посредством введения единого покилометрового налога, который заменит все транспортные платежи. Попытки же дальнейшего построения национальной дорожной сети за счет гипотетических бюджетных источников приведут к продолжению стагнации процесса.

5. Организация сбалансированной мультимодальной транспортной системы с приоритетом общественного транспорта, системой регулярных транспортных и социологических обследований с помощью GPS-технологий.

6. Информационная открытость и максимальная информационно-технологическая прозрачность. Необходимо внедрение эффективных механизмов общественного участия в принятии градостроительных и транспортных решений с привлечением профессионалов-планировщиков, специалистов по землепользованию, недвижимости, экологии и др. для защиты групповых интересов в диалоге с другими группами и властью.

Автор - к.э.н, старший научный сотрудник Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

25 апреля 2012 г. мы приглашаем принять участие в публичной дискуссии, посвященной другим аспектам урбанистики – культуре в современном городе – с участием Жана-Ноэля Блана, Александра Долгина, Александра Балобанова, Софьи Троценко и Натальи Никитиной.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:02 СМИ сообщили об увольнении второго за сутки директора департамента Минобрнауки
20:29 Роскомнадзор рассказал о конструктивной встрече с представителями LinkedIn
20:28 Белоруссия заплатила за российский газ авансом
19:57 Кадыров опроверг наличие в Чечне батальонов «Восток» и «Запад»
19:56 Путин призвал прокуратуру проверить компетентность российских судей
19:38 СМИ сообщили о назначении нового главы московской полиции
19:30 Рада установила фильтр для «антиукраинских» книг из РФ
19:12 Полонский отказался признавать вину в мошенничестве
18:58 В Новосибирске из-за снега введен режим ЧС
18:48 Путин пообещал обсудить с Собяниным вырубку парка «Кусково»
18:45 СМИ сообщили об отказе Исинбаевой бороться за пост главы ВФЛА
18:21 Биржевой курс евро упал до полуторагодового минимума
18:19 Путин наградил Доктора Лизу госпремией
17:49 Путин поручил пересмотреть закон об «иностранных агентах»
17:44 В кабмине отказались поддержать «людоедское решение» по абортам
17:23 Правительство отказалось обязывать нефтяников сокращать добычу
17:10 Один из «крымских диверсантов» пожаловался в СКР на пытки
17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
15:50 СМИ узнали о решении боевиков «Джебхат ан-Нусра» покинуть Алеппо
15:45 Медведев утвердил стратегию борьбы с контрафактом в РФ до 2025 года
15:31 Предложено противоядие от угарного газа
15:22 Источник рассказал об обысках ФСБ в ГУЭБиПК МВД России
15:09 В Думе объяснили переброску чеченского спецназа в Сирию
14:51 «Газпром» подписал контракт по прокладке первой ветки «Турецкого потока»
14:40 Древесные кольца подтвердили слова летописцев
14:33 Впервые за два года в РФ выросли продажи автомобилей
14:19 МВД предложило составить списки «опасных» футбольных фанатов
14:03 Кировский губернатор вступился за Навального
13:54 В управделами президента ответили на жалобы депутаток Госдумы
13:32 Ростуризм разработает программу льготных туров для пенсионеров
13:29 Астрономы опровергли «клочковатость» темной материи
13:17 Обвинение попросило для генерала Сугробова 22 года колонии
13:13 Памфилова подтвердила дату президентских выборов в 2018 году
13:04 Дефицит бюджета России снизился до 2,16% ВВП
13:01 В Думу внесен законопроект о штрафах за нарушение порядка на соревнованиях
12:44 Минобороны опровергло сообщения о вине пилота в крушении Су-33
12:30 ЕС и Европарламент утвердили план введения безвизового режима для Украины
12:26 Представители Минкульта подали в суд на Зураба Церетели за долги
12:16 СК заочно предъявил украинцам обвинение в похищении военнослужащих РФ
12:01 Россияне впервые за несколько лет не стали экономить на праздновании Нового года
11:58 Правительство решило обязать казачьих атаманов отчитываться о доходах
11:56 «Заблудившиеся электроны» помогут в создании квантовых компьютеров
11:31 Прокурор попросил пять лет лишения свободы для Варвары Карауловой
11:29 Крым вернул Украине больше тысячи тонн продуктов
11:09 Экстремизм среди российских студентов выявят анкетированием
10:47 В Москву прибыл советник Трампа
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.