Адрес: https://polit.ru/article/2012/04/25/medvedev/


25 апреля 2012, 20:01

Медведев укрепит «дедовщину» в Госдуме

Нижняя палата, а точнее, парламентское большинство в лице «Единой России» приняло сегодня два закона по политической реформе. Никто не сомневался, что утвердят, и интриги не ожидалось. При этом очередное единодушное голосование, лишь сильнее подчеркивает раздробленность внутри депутатского корпуса партии власти.

И ни о каком расколе в депутатском корпусе «Единой России» речи не идет. Просто «единороссы», раз за разом голосуя за политическую реформу, создают политическое поле, где большинству из них просто нет достойного места.

Готовясь к новому, шестому созыву Государственной думы и Владимир Путин, и руководство партии неоднократно заявляли о необходимости обновления состава парламентариев. Под флагом обещания «свежей крови» был создан ОНФ, были проведены так и не осознанные избирателем до конца праймериз.

И после выборов 4 декабря корпус обновился — беспартийные, общественные деятели, перебежчики из других партий получили в Думе места под крылом «медведей», у которых, как известно «крыльев не бывает». Новоприбывших, в итоге, оказалось почти столько же, сколько и «старожилов» — 125 из 238. Две, почти равные по численности, но совсем не равные по возможностям, группы.

Вторые, в отличие от первых, уже успели изучить-истоптать все коридоры власти. Они набрали вес как партийного, так и аппаратного влияния, и оказались в позиции законодателей, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. «Новичкам» же досталось поле на котором «нечего делить».

Обновленная часть корпуса при этом сама неоднородна. В ней есть активные «фронтовики» и «партийцы». «Партийцы», поддерживающие партийную коммуникацию, в думе имею шанс получить место «проводников» партийной политики. Высказываясь по актуальным событиям, выступая на внутрипартийных площадках и межфракционных группах, они получают возможность присутствия в «медиа», а значит хоть какого-то подобия политической жизни. «Фронтовики» же, командированные в Думу группами заинтересованных лиц, в политической жизни вообще не нуждаются. Их активность «незримая». Они пришли отстаивать интересы отдельных лиц, что не подразумевает публичной или яркой законодательной работы. Некоторые, правда, развили бурную личную деятельность, набирая вес с нуля, но их всего несколько. Всего активных, на всех новоприбывших, 25-30 человек.

Третья же, самая многочисленная группа «новичков», около сотни народных избранников (состоящая в основном пришедших из ОНФ), все последние полгода остается вообще не у дел. Они не участвуют в законотворческой работе, поскольку их не привлекают к ней «старшие товарищи», не светятся на протокольных мероприятиях, поскольку там «голос» принадлежит главам комитетов и их первых замов, не выступают на «партийных» площадках, поскольку не состоят в партии. Все, что им остается — нажимать на кнопки в зале пленарных заседаний и ходить по разнарядке руководства на праздники, типа предстоящего шествия 1 мая.

При этом сам Народный фронт уже фактически прекратил свою деятельность, и поддержки от него свежеомандаченным ждать не приходится. А грядущая «перелицовка» партии парламентского большинства не оставит, скорее всего, в этом процессе места для продвижения неактивных думских «партийцев».

Проиграв Госдуме в начале созыва старожилам хозяйственное сражение за кабинеты, «новички» также проигрывают с каждым днем битву за законодательное поле.

Все ключевые законопроекты вносят президент и правительство, по поправкам высказываются тяжеловесы. Молодым остается только голосовать.

Изменение ситуации, если и предвидится в ближайшее время, то в связи с грядущим назначением Дмитрия Медведева: потребность в кадрах может изъять из депутатского корпуса ЕР часть опытных членов в пользу исполнительной власти. Привести эта ротация может только к одному — к усилению «старожилов»: полномочия от опытных перейдут к таким же опытным товарищам.

И ситуация эта на ближайшие пять лет созыва, видимо, сохранится. Корпус «дедов»-«старожилов» будет неуклонно сокращаться. Они будут уходить на губернаторские и чиновничьи посты, болеть и умирать, продолжая сдавать полномочия в копилку оставшихся, обнося бездеятельную «молодежь», масса которой в строгом соответствии с законом будет все прибывать.

А к концу созыва кто-нибудь начнет возмущаться избытком депутатов, не проявивших себя на законодательном поприще, и потребует очередного обновления состава в пользу новых «молодых», которые должны себя показать.