Адрес: https://polit.ru/article/2012/04/28/surkov_er/


28 апреля 2012, 15:35

Суркова на партию, партию — в правительство!

Обсуждение кого и на какие позиции делегирует «Единая Россия» в правительство Медведева кажется не элементом политической игры, а волнением бюрократического аппарата на тему собственного будущего. Страх «новой метлы» порождает у них фантазии-страхи-надежды вроде «Сурков станет новым Володиным в ЕР».

Обсуждение недалекого уже будущего партии и правительства (в буквальном, а не фигуральном смысле) рождает многочисленные интерпретации того, а все это будет теперь работать. «Все это» - это не в смысле даже общей конструкции, а в смысле персонального состава и зон полномочий.

Персональный состав будущего правительства все еще остается тайной за семью печатями. То тут, то там появляется «абсолютно достоверная» информация, что такого-то в правительстве точно не будет., а на его место претендует несколько вполне конкретных людей. И называются конкретные прегрешения «отставника»: от «невозможности работать в правительстве Медведева» до каких-нибудь скандалов в подведомственном хозяйстве.

Политическая возня вокруг назначения Дмитрия Медведева старшим единороссом (см. «Партия Медведева» вместо «партии Путина» и Неуставные отношения Медведева с партией) подлила масла в огонь, ведь будущему премьеру пришлось уверять партийцев, что их кадровый потенциал велик и востребован. За ритуальными заявлениями последовали конкретные аппаратные шаги, и вот уже «Ведомости» узнают, что единороссы приготовили свой список тех, тех могут делегировать в будущее правительство.

Шаг, разумеется, чисто ритуальный. Новый партийный лидер просто должен выделить однопартийцам  какие-то посты. Хотя бы для того, чтобы показать публике: вся затея с ЕР — это серьезно, а не игра в бирюльки. Однако появления какого-то партийного правительства премьера Медведева ожидать не стоит. Хотя бы потому, что на полноценный кабинет качественных кадров в парламентской «Единой России» вряд ли хватит, а иных депутатов всерьез подпускать к госдолжностям и вовсе нельзя.

Пригодятся ли вообще единороссы — список из десятка кандидатур депутатов от «партии власти» уже составили — и на каких позициях понять пока невозможно.

Скажем, многосрочный депутат Павел Крашенинников, по слухам, всерьез претендует на то, чтобы возглавить Минюст. Но ведь на любую министерскую позицию, даже на министерство культуры, найдется не один десяток чиновников, органически с партийной бюрократией не связанных, и их лоббистские возможности бывают посильнее партийных.

Несколько позиций в будущем кабинете министров уже де-факто заняты непартийными кадрами. По поводу «верных путинцев» Игоря Шувалова и Игоря Сечина, совместимость которых с Медведевым вызывает сомнения, заинтересованная публика выдвигает множество противоречивых версий. Диапазон — от «точно уйдут» до «вероятнее всего останутся» - никак не позволяет исключить, что в правительстве Медведева вполне найдется место проверенным путинским кадрам.

Силовиков будет назначать прежний «лидер единороссов» Владимир Путин и ему все реверансы и игра в партийность сейчас должны быть до лампочки. На Минпром ожидается вполне внутренний для ведомства человек — Денис Мантуров, вероятно — и никаких партийцев. Пост главы Минфина сохранит лишившийся еще в прошлом году приставки «и.о.» Антон Силуанов.

Наконец, назначенные в декабре Дмитрий Рогозин и Владислав Сурков с большой вероятностью позиции в кабинете сохранят (даже если круг обязанностей изменится), а их отношений с «Единой Россией» описываются далеко не словами «член партии».

Владислав Сурков так вообще — и создатель «Единой России», и недавний шеф. Ему в партию вступать точно западло.

Зато он вновь сможет партией поруководить (по крайней мере так считают источники РБК-daily) — в качестве медведевского куратора партии. Опять-таки — «сможет» вовсе не означает «будет», скорее уж наоборот. Не за тем Сурков просил себе относительно деполитизированный пост вице-премьера по инновациям (а не пост, скажем, главы аппарата, который его предшественник превратил в пост вице-премьера по политике), чтобы сразу после перетрясок кабинета возвращаться к работе с партийцами. Зачем ему опять довольно муторная конкуренция с куратором ЕР от администрации президента Вячеславом Володиным? Взять реванш? Сомнительно как-то.

Партийцы могут оказаться востребованными, но вряд ли именно в составе кабинета министров. Все-таки на министерскую позицию по заведенной традиции назначают именно бюрократов или менеджеров, людей с конкретным управленческим опытом. Но какие-то позиции замов или руководителей федеральных агентств могут перепасть и партийцам. Там от них если и не будет пользы, то точно будет меньше вреда.

В остальном угадывать сейчас, как разложится властный пасьянс — дело неблагодарное. Часть позиций, как правило, закрывается вообще в последние дни и даже часы. Зато тягостное ожидание заставляет аппарат фантазировать и прикидывать, при каком шефе ему, аппарату, будет комфортнее. В этом смысле слух про «Суркова на партию» можно вполне рационально объяснить. В аппарате партии очень волнуются — что же будет с приходом Медведева? А вдруг новый лидер и впрямь затеет реформу, в просторечии называемую чисткой? И Сурков, который что-то там делает для организации партийного съезда, кажется партийным аппаратчиком идеальным вариантом — с ним-то они знакомы, а вот от Медведева можно ждать чего угодно. А ну как пришлет на Банный переулок (там ЦИК партии сидит) какого-нибудь Аркадия Дворковича.

Открытое окно возможностей и кадровая неопределенность и порождает все эти «списки единороссов», аппаратное волнение и слухи, сплетни, сливы, разводки.

Меж тем судьбу министерских кресел решат всего два человека. Или даже один. И уж он точно может сказать любому партийцу «вас здесь не стояло».