Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 ноября 2017, вторник, 11:33
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 мая 2012, 12:01

Времена арт-партизан

Не так давно произошла печальная история: закрылись, то есть - перепрофилировались сразу три галереи "Винзавода". В Полит.ру по этому поводу говорится в обзоре Дианы Мачулиной, но хочется еще раз подергать ситуацию - чтобы перевести это дело в политическую историю, разумеется. 

Итак, галереи Марата Гельмана ("М&Ю Гельман"), Айдан Салаховой ("Айдан") и Елены Селиной (XL) разом заявили о своем закрытии. Главная мысль (она же объяснение) состояла в том, что арт-рынок в России не сложился. Это, безусловно, правда. Ну, закрылись – значит, не сложился. Но почему он не сложился? Кажется, есть одно объяснение, которое настолько просто, что и не упоминается. Но о нем, конечно, в конце. Кроме этого в самой истории еще много любопытного.

Например, все три закрываются по разным поводам. Из обзора Мачулиной можно узнать, что Селина в принципе галерею сохраняет, только будет делать "необходимый международный минимум – 4 проекта в год", причем директором станет ее постоянный партнер С.Хрипун. Сама Селина реанимирует "XL projects", который будет заниматься тем же, что галерея, но - будет некоммерческий. Потому что - по их подсчетам - содержание галереи стоит $400 тысяч в год, без спонсоров их не отбить, а спонсоры не идут, считая, что галерея как минимум умеет себя обеспечить.

Причем, тут же появилась новость о том, что Е.Батурина появится на Неделе дизайна в Милане с проектом BE OPEN, в который собирается вложить $100 млн. В частности, упоминается экспозиция работ Кориной, Косолапова, Булдакова, Шеховцова и "Электробутика" (Чернышев и Шульгин). А куратором да, будет Селина.

Зачем Батурина этим занялась – понятно, искусство имиджу полезно (не в России), то да сё. Соответственно, это может повлиять на приоритеты других участников арт-процесса (ну вот Селиной). Тут, между тем, интересное совпадение: перед тем как три галереи с "Винзавода" объявили о перепрофилировании, Софья Троценко тоже как бы оттуда ушла - в правительство Москвы. Ну, а городской культурой там сейчас ведает Сергей Капков.

Смысл данной фотографии в том, чтобы конкретно предъявить настроение эстетического томления на территории "Винзавода" и, таким образом, купировать тревогу по поводу дальнейшего существования этого центра искусств.

Салахова тоже оставляет себе точку на "Винзаводе" – в качестве своей мастерской, как утверждается. Эта несколько странная честь обусловлена тем, что Салахова решила превратить себя в аттракцион: говорят, с вечера пятницы и до вечера воскресенья посетители смогут глядеть, как она работает в качестве художника. В той же мастерской она собирается доучивать своих студентов из Суриковского института. Словом, тоже вполне общекультурный проект по профилю деятельности того же Капкова. При этом ясно, что ни о каком прямом госфинансировании речи нет. В каждом из случаев все будут устраиваться по-разному.

У Гельмана тоже свое преобразование, но о разговоре с ним – чуть позже. Пока уже требуются некоторые общие рассуждения. Итак, постановлено, что современное искусство в России обломалось как рынок. Его определенная востребованность на Западе (а там выставляются, так или иначе) не в счет, речь о том, что внутри: печаль. Да, тут же история еще одного проекта: "Гаража" Дарьи Жуковой. Он сейчас закрылся – чтобы, вроде, преобразоваться в Фонд и перебраться фактически к Капкову, в парк Культуры. Ну, тут понятнее, Капков – человек Абрамовича исторически, даже на Чукотке с ним работал, ровно по культурно-массовым проектам. Но что имеется в виду под новым проектом – не очень понятно.

Зато понятно, что тут как-то так все закрутилось вместе, что непременно что-нибудь да произойдет. Ну, это не так, что все пропало. Кроме того, в этом коллективном закрытии есть же логика: закрывались бы галереи по одной – это были бы три лузера друг за дружкой, а вот когда сразу все три – это, пожалуй, какая-то новая ситуация. И никто тут не лузер, а наоборот – потому что смена ситуации требует свежих решений, а тогда эти люди как раз в теме.

Но публичная печаль все равно знаковая: вот, не сработало современное искусство в России, не создало себе рынок! А виной всему – коллекционеры, которые не возникли среди представителей выше-среднего (и среднего) классов. Но, с другой-то стороны, дело же и в том, что сложно же купить перфоманс или акцию, нет? Вот даже простенькая выставка Пахома у Гельмана (уж и не знаю, в каком статусе – то ли как еще галереи, то ли как уже центра).

В сумме выглядит внушительно, но это ж все-таки типа интерьерная акция - и не распродавать же эти лубочные дощечки по одной? Но и не продашь же все это помещение с работой? Как однажды искусство в России занялось чем-то не вполне материальным, а потом и - общественно-социальным, так им все и занимается, а что тут делать галереям?

Побочная тема: факт закрытия трех галерей был очень простодушно воспринят эмоциональными деятелями искусств, давно не согласными с тем, как все происходит на свете. М.Кантор по случаю даже объявил всех российских кураторов виновниками уничтожения всего российского искусства:
"Белые комиссары (он сравнивает с "красными комиссарами" – большевиками) 80х принесли русскому искусству еще больше зла. Это были тридцатилетние пролазы, невежды, наглецы, функционеры кружка, пионеры эпохи лизания задницы Западу. Задачей (открыто провозглашенной) было войти в систему рынка искусства. Тогда бытовало убеждение, что рынок двигает искусство… Они стали называть себя "кураторами" - миссия продавца-пропагандиста, то есть посредника между капиталистом и художником. Как некогда красные комиссары были посредниками между пролетариатом и художником (понимают ли твое искусство массы?), так белые комиссары стали посредниками между ворами и западными воротилами и отечественными мастерами (а продается ли твое искусство?). Новые комиссары были людьми морально неполноценными и не очень грамотными. Но бешено активными… И вот эта дрянь распорядилась русским искусством - всем гигантским наследием".

Данная цитата приведена затем, чтобы продемонстрировать на практике, какие страсти имеются вокруг современного искусства и к каким выводам приходят их авторы. Конечно, думать о том, почему люди, занимающиеся свежим искусством, должны были заниматься и всем "наследием" и как уж именно они его ликвидировали – лишнее. Тем более, нет смысла иметь в виду, что кураторы, собственно, сейчас и предъявляют художества – хорошо это или плохо. Тем более, что так повсюду в мире на Западе – а у России должна быть своя дорога. И да, она и в самом деле есть, но про это чуть позже.

Самое любопытное, что Гельман с этим всем как-то даже и согласен, если стратегически. По его версии, дела получили такой оборот, что тот, кто не занимается политическим активизмом в художественной форме – тот теперь и не художник. Причем, если при таких раскладах кто-то вдруг будет делать другое искусство - тот, значит, автоматически сделается каким-то коллаборационистом и, в любом случае, выпадет из тренда. То есть, уже и по этому факту перестанет быть современным.

Тут я его спросил о том, как долго такое интересное положение искусства – имея в виду его место в авангарде прогрессивного российского человечества - будет продолжаться. Он считает, что года четыре, до следующих выборов. Как минимум, или уж не минимум, - не помню. Сам он поступит просто и перепрофилирует галерею в выставочный центр для своих региональных проектов. Собственно,  не очень понимаю, в чем тут будет разница, что ли принципиально работы не будут продавать? Сейчас у него три региональных проекта в разной степени развития – Пермь, Краснодар, Новосибирск. Все они, естественно, проблемные , но людей оттуда он в Москву вывозить и станет. Причем, по его словам, там есть серьезные художники, то есть – имеется в виду не гуманитарная помощь регионам. Разумеется, никакого общефедерального госфинансирования, он отказался заниматься общей культурной программой в Большом правительстве при Медведеве, будет работать на конкретных отношениях с регионами.

Но это его частные дела, а ситуация и в самом деле получает временную завершенность: не до искусства теперь, отечество типа в опасности, а тогда искусством может быть только то, что выполняет некую социальную функцию. Причем, это ж тут Марат не так, чтобы сообщал о том, как теперь устроена жизнь, а прикидывал возможность именно такого (художественного) отношения к реальности. То есть, не политическая стратегия как таковая, а тоже, по сути, арт-проект. Вполне абсурдистский: все художники, как один (а кто нет – тот не артист) занимаются авангардным раскручиванием российской политики в сторону модернизации. Ну, с другой-то стороны, больше ведь и некому.

Данная фотография как бы сообщает, что - несмотря на имеющиеся проблемы - креативное творчество продолжает привлекать к себе авторов.

Но что-то тут не сходится. Все, вроде логично, но несколько фантастически. Значит, то ли что-то лишнее, то ли чего-то не хватает. А вот где чего-то не хватает: главная тема все время в том, что рынок не возник потому, что противные коллекционеры не озаботились. Старые богатые все поразъехались, а новые бизнесмены, которые еще и чиновники, предпочитают не светиться. Вроде бы, наивность, но еще и И.Бакштейн с какой-то радости раскрыл тему изданию "Взгляд" в том же духе, но шире:
"Один из трех упомянутых вами галеристов сказал мне, что в какой-то момент подсчитал количество клиентов, с которыми работал с 1996 года, и, проанализировав этот список, пришел к выводу, что 80% этих людей больше не живут в Москве. То есть они куда-то уехали, в другие города и страны. Кроме того, наши соотечественники, особенно те, кто живет за пределами страны, не поддерживают русское искусство, особенно современное…
Те из них, кто переезжает за границу, если и продолжают коллекционировать, то начинают собирать искусство стран, в которых живут, либо вообще отдают предпочтение работам, представленным на интернациональном рынке. Нет такого феномена, как поддержка современного российского искусства. Эта ситуация сложилась по ряду серьезных причин – отчасти, возможно, по причине отсутствия в России развитого гражданского общества".

"Взгляд", разумеется, вынес в подзаголовок вот это: "Наши соотечественники, особенно те, кто живет за пределами страны, не поддерживают русское искусство, особенно современное". Ну и как тут без политики?

Ну и простое-очевидное объяснение всей этой катавасии, анонсированное в начале. Ладно, нет коллекционеров - так они же только часть рынка, не слишком большая. А если поглядеть на любые публичные пространства в мире – они вполне заполнены произведениями современного искусства, притом – вполне приличного. Вот, что под рукой, то есть, в телефоне - Чикаго.

Ну да, Миро поставили в 1981-ом, Пикассо еще раньше – в 67-ом. Собственно, об этом и речь – что уже давно и привычно. В трех кварталах от них Калдер – 1974-го. Там их в даунтауне много.  

Это же современное искусство в громадных количествах имеется и во всех общественных помещениях. Даже и в гостиницах, не говоря уже о домах граждан. То есть, рынок – громадный, какие ж тут коллекционеры, которые решают всё. Дело просто в том, какие визуальные предпочтения имеются в такой-то стране в данное время.

А эти склонности легко осознать, если и не прямо в быту (там уже глаз замылен), так, для наглядности, по особняку Брынцалова, который не частный эпатаж, а система. Можно набрать в гугле хоть" путин дворец", хоть "рублевка дома", чтобы в этом уже никогда не сомневаться. Тут просто конкретное стилистическое расхождение предложения и спроса. Все логично: какой же тогда тут рынок современного арта? Конечно, только борьба за что-нибудь прогрессивное. И да, разумеется, лучше бы рассматривать ее не как героическую борьбу по организации площадки для будущих поколений (они ж – художники - увянут, узнав о такой своей роли), но как самостоятельный арт-проект, а если и не без трэша - так и это ничего. Заодно тогда будет шанс не утратить навыки художественного интерпретирования всего подряд. Одновременно надеясь, что в это же время кто-то занимается и чем-нибудь более вменяемым - хотя бы, чтобы отрасль подстраховать.

Фотографии - автора (увы, мобилка)

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:22 Вероятный преемник Мугабе покинул Зимбабве из-за опасений за свою жизнь
11:02 Медведев поручил разработать проекты системы маркировки товаров
10:52 Белорусское ТВ показало допрос арестованного за шпионаж украинца
10:40 Президент Ирана провозгласил победу над ИГ в Иране и Сирии
10:26 Минюст подготовил приказ о новых условиях содержания в СИЗО
10:15 ИГ объявило о захвате российского танка Т-90
10:03 СМИ узнали об уходе замминистра транспорта из-за «Вим-Авиа»
09:59 Ранжирование RT и Sputnik в Google News снизят из-за «пропаганды»
09:37 «Гринпис» потребовал расследовать выброс радиации на Урале
09:27 «Калашников» решил создать компанию для вывоза зерна
09:21 Генпрокуратуру попросили проверить учителей выступившего в бундестаге школьника
09:07 Путин пообещал пообщаться с Трампом после встречи с Асадом
08:54 ВМС Аргентины опровергли связь шумов с пропавшей подлодкой
08:53 Воздействие наркотика на мозг мыши зависит от пола экспериментатора
08:39 Меркель призвала к досрочным выборам в бундестаг
08:25 Владимир Путин встретился с Башаром Асадом
08:12 Россельхознадзор запретил поставки мяса из Бразилии
07:53 США заблокировали проект заявления СБ ООН по обстрелу посольства РФ
20.11 20:52 Трамп объявит КНДР спонсором терроризма
20.11 20:33 Меркель отказалась уходить в отставку
20.11 20:10 Посольство РФ в Сирии пострадало при минометном обстреле
20.11 19:59 Спасатели зафиксировали стук в районе поисков аргентинской подлодки
20.11 19:34 В Москве суд уменьшил срок участнику протестов 26 марта
20.11 19:23 Глава ФНС посулил прозрачность мира и большую «беду»
20.11 18:59 Глава Минкомсвязи исключил легализацию биткойнов в РФ
20.11 18:46 Караченцов успешно начал курс лечения от рака
20.11 18:21 В Киеве задержан подозреваемый в убийстве Пола Хлебникова
20.11 18:00 СМИ узнали о допросе свидетелей перестрелки в «Москва-Сити»
20.11 17:43 Президент ФРГ потребовал сформировать новое правительство
20.11 17:30 Курортный сбор в Крыму составит 10 рублей в день
20.11 17:24 В Зимбабве готовят импичмент Мугабе
20.11 17:19 Посол США допустил возобновление визовых собеседований в регионах
20.11 17:07 Капитализация китайского интернет-холдинга достигла уровня Facebook
20.11 16:59 Ирина Яровая призвала отказаться от гендерного равенства
20.11 16:36 В Белоруссии раскрыли украинскую шпионскую сеть
20.11 16:10 В Минфине допустили использование криптовалют в Крыму
20.11 15:48 Кремль пообещал рассмотреть жалобы бизнеса на новые сборы
20.11 15:36 Путин и Песков наблюдают за формированием коалиции в правительстве ФРГ
20.11 15:30 Один вид голожаберных моллюсков разделили на четыре
20.11 15:09 Сбившая мальчика в Балашихе подаст иск против его отца
20.11 14:46 «Альтернатива для Германии» призвала Меркель к отставке
20.11 14:27 Школьника из Нового Уренгоя осудили за слова о «невинно погибших» солдатах вермахта
20.11 14:12 Останкинскую телебашню проверяют после звонка о минировании
20.11 13:54 Патриарх Кирилл заявил о скором конце света
20.11 13:45 ФАС не нашла нарушений в жалобе на цены iPhone X
20.11 13:39 Деревянные башмаки вызывали остеохондрит у голландских крестьян
20.11 13:24 Управление СК по особо важным делам будет расследовать стрельбу в «Москва-Сити»
20.11 12:58 Путин пожелал патриарху Кириллу не перетрудиться
20.11 12:38 Виновные в гибели 69 человек при крушении траулера получили реальные сроки
20.11 12:19 Мать и сестра полковника Захарченко выехали за пределы России
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.