Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 сентября 2017, пятница, 02:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 мая 2012, 12:01

Времена арт-партизан

Не так давно произошла печальная история: закрылись, то есть - перепрофилировались сразу три галереи "Винзавода". В Полит.ру по этому поводу говорится в обзоре Дианы Мачулиной, но хочется еще раз подергать ситуацию - чтобы перевести это дело в политическую историю, разумеется. 

Итак, галереи Марата Гельмана ("М&Ю Гельман"), Айдан Салаховой ("Айдан") и Елены Селиной (XL) разом заявили о своем закрытии. Главная мысль (она же объяснение) состояла в том, что арт-рынок в России не сложился. Это, безусловно, правда. Ну, закрылись – значит, не сложился. Но почему он не сложился? Кажется, есть одно объяснение, которое настолько просто, что и не упоминается. Но о нем, конечно, в конце. Кроме этого в самой истории еще много любопытного.

Например, все три закрываются по разным поводам. Из обзора Мачулиной можно узнать, что Селина в принципе галерею сохраняет, только будет делать "необходимый международный минимум – 4 проекта в год", причем директором станет ее постоянный партнер С.Хрипун. Сама Селина реанимирует "XL projects", который будет заниматься тем же, что галерея, но - будет некоммерческий. Потому что - по их подсчетам - содержание галереи стоит $400 тысяч в год, без спонсоров их не отбить, а спонсоры не идут, считая, что галерея как минимум умеет себя обеспечить.

Причем, тут же появилась новость о том, что Е.Батурина появится на Неделе дизайна в Милане с проектом BE OPEN, в который собирается вложить $100 млн. В частности, упоминается экспозиция работ Кориной, Косолапова, Булдакова, Шеховцова и "Электробутика" (Чернышев и Шульгин). А куратором да, будет Селина.

Зачем Батурина этим занялась – понятно, искусство имиджу полезно (не в России), то да сё. Соответственно, это может повлиять на приоритеты других участников арт-процесса (ну вот Селиной). Тут, между тем, интересное совпадение: перед тем как три галереи с "Винзавода" объявили о перепрофилировании, Софья Троценко тоже как бы оттуда ушла - в правительство Москвы. Ну, а городской культурой там сейчас ведает Сергей Капков.

Смысл данной фотографии в том, чтобы конкретно предъявить настроение эстетического томления на территории "Винзавода" и, таким образом, купировать тревогу по поводу дальнейшего существования этого центра искусств.

Салахова тоже оставляет себе точку на "Винзаводе" – в качестве своей мастерской, как утверждается. Эта несколько странная честь обусловлена тем, что Салахова решила превратить себя в аттракцион: говорят, с вечера пятницы и до вечера воскресенья посетители смогут глядеть, как она работает в качестве художника. В той же мастерской она собирается доучивать своих студентов из Суриковского института. Словом, тоже вполне общекультурный проект по профилю деятельности того же Капкова. При этом ясно, что ни о каком прямом госфинансировании речи нет. В каждом из случаев все будут устраиваться по-разному.

У Гельмана тоже свое преобразование, но о разговоре с ним – чуть позже. Пока уже требуются некоторые общие рассуждения. Итак, постановлено, что современное искусство в России обломалось как рынок. Его определенная востребованность на Западе (а там выставляются, так или иначе) не в счет, речь о том, что внутри: печаль. Да, тут же история еще одного проекта: "Гаража" Дарьи Жуковой. Он сейчас закрылся – чтобы, вроде, преобразоваться в Фонд и перебраться фактически к Капкову, в парк Культуры. Ну, тут понятнее, Капков – человек Абрамовича исторически, даже на Чукотке с ним работал, ровно по культурно-массовым проектам. Но что имеется в виду под новым проектом – не очень понятно.

Зато понятно, что тут как-то так все закрутилось вместе, что непременно что-нибудь да произойдет. Ну, это не так, что все пропало. Кроме того, в этом коллективном закрытии есть же логика: закрывались бы галереи по одной – это были бы три лузера друг за дружкой, а вот когда сразу все три – это, пожалуй, какая-то новая ситуация. И никто тут не лузер, а наоборот – потому что смена ситуации требует свежих решений, а тогда эти люди как раз в теме.

Но публичная печаль все равно знаковая: вот, не сработало современное искусство в России, не создало себе рынок! А виной всему – коллекционеры, которые не возникли среди представителей выше-среднего (и среднего) классов. Но, с другой-то стороны, дело же и в том, что сложно же купить перфоманс или акцию, нет? Вот даже простенькая выставка Пахома у Гельмана (уж и не знаю, в каком статусе – то ли как еще галереи, то ли как уже центра).

В сумме выглядит внушительно, но это ж все-таки типа интерьерная акция - и не распродавать же эти лубочные дощечки по одной? Но и не продашь же все это помещение с работой? Как однажды искусство в России занялось чем-то не вполне материальным, а потом и - общественно-социальным, так им все и занимается, а что тут делать галереям?

Побочная тема: факт закрытия трех галерей был очень простодушно воспринят эмоциональными деятелями искусств, давно не согласными с тем, как все происходит на свете. М.Кантор по случаю даже объявил всех российских кураторов виновниками уничтожения всего российского искусства:
"Белые комиссары (он сравнивает с "красными комиссарами" – большевиками) 80х принесли русскому искусству еще больше зла. Это были тридцатилетние пролазы, невежды, наглецы, функционеры кружка, пионеры эпохи лизания задницы Западу. Задачей (открыто провозглашенной) было войти в систему рынка искусства. Тогда бытовало убеждение, что рынок двигает искусство… Они стали называть себя "кураторами" - миссия продавца-пропагандиста, то есть посредника между капиталистом и художником. Как некогда красные комиссары были посредниками между пролетариатом и художником (понимают ли твое искусство массы?), так белые комиссары стали посредниками между ворами и западными воротилами и отечественными мастерами (а продается ли твое искусство?). Новые комиссары были людьми морально неполноценными и не очень грамотными. Но бешено активными… И вот эта дрянь распорядилась русским искусством - всем гигантским наследием".

Данная цитата приведена затем, чтобы продемонстрировать на практике, какие страсти имеются вокруг современного искусства и к каким выводам приходят их авторы. Конечно, думать о том, почему люди, занимающиеся свежим искусством, должны были заниматься и всем "наследием" и как уж именно они его ликвидировали – лишнее. Тем более, нет смысла иметь в виду, что кураторы, собственно, сейчас и предъявляют художества – хорошо это или плохо. Тем более, что так повсюду в мире на Западе – а у России должна быть своя дорога. И да, она и в самом деле есть, но про это чуть позже.

Самое любопытное, что Гельман с этим всем как-то даже и согласен, если стратегически. По его версии, дела получили такой оборот, что тот, кто не занимается политическим активизмом в художественной форме – тот теперь и не художник. Причем, если при таких раскладах кто-то вдруг будет делать другое искусство - тот, значит, автоматически сделается каким-то коллаборационистом и, в любом случае, выпадет из тренда. То есть, уже и по этому факту перестанет быть современным.

Тут я его спросил о том, как долго такое интересное положение искусства – имея в виду его место в авангарде прогрессивного российского человечества - будет продолжаться. Он считает, что года четыре, до следующих выборов. Как минимум, или уж не минимум, - не помню. Сам он поступит просто и перепрофилирует галерею в выставочный центр для своих региональных проектов. Собственно,  не очень понимаю, в чем тут будет разница, что ли принципиально работы не будут продавать? Сейчас у него три региональных проекта в разной степени развития – Пермь, Краснодар, Новосибирск. Все они, естественно, проблемные , но людей оттуда он в Москву вывозить и станет. Причем, по его словам, там есть серьезные художники, то есть – имеется в виду не гуманитарная помощь регионам. Разумеется, никакого общефедерального госфинансирования, он отказался заниматься общей культурной программой в Большом правительстве при Медведеве, будет работать на конкретных отношениях с регионами.

Но это его частные дела, а ситуация и в самом деле получает временную завершенность: не до искусства теперь, отечество типа в опасности, а тогда искусством может быть только то, что выполняет некую социальную функцию. Причем, это ж тут Марат не так, чтобы сообщал о том, как теперь устроена жизнь, а прикидывал возможность именно такого (художественного) отношения к реальности. То есть, не политическая стратегия как таковая, а тоже, по сути, арт-проект. Вполне абсурдистский: все художники, как один (а кто нет – тот не артист) занимаются авангардным раскручиванием российской политики в сторону модернизации. Ну, с другой-то стороны, больше ведь и некому.

Данная фотография как бы сообщает, что - несмотря на имеющиеся проблемы - креативное творчество продолжает привлекать к себе авторов.

Но что-то тут не сходится. Все, вроде логично, но несколько фантастически. Значит, то ли что-то лишнее, то ли чего-то не хватает. А вот где чего-то не хватает: главная тема все время в том, что рынок не возник потому, что противные коллекционеры не озаботились. Старые богатые все поразъехались, а новые бизнесмены, которые еще и чиновники, предпочитают не светиться. Вроде бы, наивность, но еще и И.Бакштейн с какой-то радости раскрыл тему изданию "Взгляд" в том же духе, но шире:
"Один из трех упомянутых вами галеристов сказал мне, что в какой-то момент подсчитал количество клиентов, с которыми работал с 1996 года, и, проанализировав этот список, пришел к выводу, что 80% этих людей больше не живут в Москве. То есть они куда-то уехали, в другие города и страны. Кроме того, наши соотечественники, особенно те, кто живет за пределами страны, не поддерживают русское искусство, особенно современное…
Те из них, кто переезжает за границу, если и продолжают коллекционировать, то начинают собирать искусство стран, в которых живут, либо вообще отдают предпочтение работам, представленным на интернациональном рынке. Нет такого феномена, как поддержка современного российского искусства. Эта ситуация сложилась по ряду серьезных причин – отчасти, возможно, по причине отсутствия в России развитого гражданского общества".

"Взгляд", разумеется, вынес в подзаголовок вот это: "Наши соотечественники, особенно те, кто живет за пределами страны, не поддерживают русское искусство, особенно современное". Ну и как тут без политики?

Ну и простое-очевидное объяснение всей этой катавасии, анонсированное в начале. Ладно, нет коллекционеров - так они же только часть рынка, не слишком большая. А если поглядеть на любые публичные пространства в мире – они вполне заполнены произведениями современного искусства, притом – вполне приличного. Вот, что под рукой, то есть, в телефоне - Чикаго.

Ну да, Миро поставили в 1981-ом, Пикассо еще раньше – в 67-ом. Собственно, об этом и речь – что уже давно и привычно. В трех кварталах от них Калдер – 1974-го. Там их в даунтауне много.  

Это же современное искусство в громадных количествах имеется и во всех общественных помещениях. Даже и в гостиницах, не говоря уже о домах граждан. То есть, рынок – громадный, какие ж тут коллекционеры, которые решают всё. Дело просто в том, какие визуальные предпочтения имеются в такой-то стране в данное время.

А эти склонности легко осознать, если и не прямо в быту (там уже глаз замылен), так, для наглядности, по особняку Брынцалова, который не частный эпатаж, а система. Можно набрать в гугле хоть" путин дворец", хоть "рублевка дома", чтобы в этом уже никогда не сомневаться. Тут просто конкретное стилистическое расхождение предложения и спроса. Все логично: какой же тогда тут рынок современного арта? Конечно, только борьба за что-нибудь прогрессивное. И да, разумеется, лучше бы рассматривать ее не как героическую борьбу по организации площадки для будущих поколений (они ж – художники - увянут, узнав о такой своей роли), но как самостоятельный арт-проект, а если и не без трэша - так и это ничего. Заодно тогда будет шанс не утратить навыки художественного интерпретирования всего подряд. Одновременно надеясь, что в это же время кто-то занимается и чем-нибудь более вменяемым - хотя бы, чтобы отрасль подстраховать.

Фотографии - автора (увы, мобилка)

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:13 Суд арестовал всех подозреваемых в поджоге машин из-за «Матильды»
20:47 В Белом доме подготовили стратегию взаимодействия с Россией
20:24 РПЦ получит три новгородских храма из списка ЮНЕСКО
20:06 Умерла богатейшая женщина мира Лилиан Бетанкур
19:44 Глава МИД ФРГ призвал к разрядке в отношениях с Россией
19:24 «Нелюбовь» Звягинцева выдвинута на «Оскар»
19:14 Трамп отметил улучшение ситуации на Украине
18:49 «Нафтогаз» потребовал еще 2 млрд долларов за потерю своих активов в Крыму
18:32 У бывшего «Оборонсервиса» вновь сменился руководитель
18:07 Прожиточный минимум превысил 10 тысяч рублей впервые за два года
18:00 Применяющие орудия макаки усиленно уничтожают моллюсков
17:39 Головной офис «Яндекса» эвакуировали вскоре после визита Путина
17:17 Родственникам пропавших чеченцев запретили жаловаться Москальковой
16:52 Путин подарил главе ВТБ «Куранты» на день рождения
16:33 Полиция вновь задержала протестующих мигрантов у ТЦ «Москва»
16:10 Путин осмотрел беспилотник «Яндекса» и увидел аналог Siri
15:57 Технология «нокаутирования гена» впервые применена в человеческих эмбрионах
15:51 В Ростове при пожаре в гостинице погиб человек
15:37 Полиция опровергла освобождение руководителя «Православного государства»
15:20 Россия не поддержит украинские предложения по миротворцам из-за «страны-агрессора»
15:11 Шесть московских управ эвакуировали из-за звонков с угрозами
14:56 Москалькова сообщила о гибели трех человек из списка «геев» НГ
14:40 S&P впервые за 18 лет снизило рейтинги Китая
14:21 ЦБ исключил «эффект домино» в банковской сфере
14:08 Mitsubishi отозвала более 89 тысяч автомобилей в России
14:00 СХД «Рэйдикс» стала лучшим инновационным продуктом в Санкт-Петербурге
13:58 Владимир Путин приехал в офис «Яндекса»
13:53 Участники расследования катастрофы MH17 договорились о помощи в поиске виновных
13:34 Участник «Христианского государства» сознался в поджоге студии Учителя
13:28 СМИ объявили о грядущей отставке самарского губернатора
13:10 Шанцев опроверг свою скорую отставку
12:50 Источники сообщили об уходе командующего ВКС в Совет Федерации
12:38 Лидера «Христианского государства» отпустили из полиции
12:34 В России создан смартфон «Тайгафон» с защитой от хакеров
12:22 У морских черепах появилась надежда на выживание
12:11 Украина компенсировала России судебные издержки по иску на 3 млрд долларов
11:54 В МИД КНДР сравнили угрозы Трампа с лаем собаки
11:35 В окружении нижегородского губернатора не поверили в его отставку
11:17 Россия зафиксировала 400 нарушений иностранными операторами связи
10:59 Прохоров продал журнал «Сноб»
10:33 В проект бюджета-2018 заложено подорожание ввозимых иномарок
10:31 Стареющая звезда в созвездии Насоса сбросила оболочку
10:09 У ТЭЦ на востоке Москвы обнаружили муляж бомбы
09:55 Караченцов переведен в реаниамацию
09:50 Кадыров рассказал об итогах поездки Москальковой в Чечню
09:21 Полиция пресекла массовую драку мигрантов с охранниками у ТЦ «Москва»
09:08 ЦБ отозвал лицензию у банка «Арсенал»
08:58 СМИ раскрыли детали резолюции Украины по миротворцам в Донбассе
08:40 СМИ анонсировали отставку нижегородского губернатора
08:24 ФРС США вновь отказалась повысить базовую ставку
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.