Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 марта 2017, пятница, 17:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

23 мая 2012, 13:19

Премия НОС, "Русский нон-фикшн XX века"

В Театре Наций (когдатошнем театре Корша) 22 мая была премия НОС. Это не регулярная премия, а отдельная и даже теоретическая – так год назад НОС сделал премию по русской прозе 1973 года. Конечно, все это не о том, чтобы непременно назвать победителя, но - чтобы свести вместе основные тексты, которые подходят под это определение. И (частное мнение) пока это лучший проект премии.

Например, потому, что "Русским нон-фикшном XX века" раньше системно и в таком конкретном варианте не занимались. Речь не о теоретических делах, а вот чтобы публично и конкретно. Причем, если в случае прозы 1973 года речь шла о прошлом (в тот год появилось очень большое число книг, которые определили чуть ли не всю русскую литературу на 10-15 лет вперед), то влияние текстов из нынешнего списка премии еще сохраняется. Да, прошу прощения, это узкопрофессиональный текст, но что поделать. Потому что на премии все было всерьез.

Формальное обоснование этого проекта есть на сайте, а если коротко – дело в том, что многие художественные тексты (до такой степени художественные, что о них и сейчас помнят) не укладываются в разряд беллетристики (ну, "художественной прозы"). Потому что это не роман, не повесть не и т.п. Но они - существуют. Чтобы все стало понятно, вот лонг-лист. Из него станет ясно, что его следовало привести.

1. Алексиевич С. Цинковые мальчики. Чернобыльская молитва.
2. Белинков А. Юрий Олеша: Сдача и гибель советского интеллигента
3. Берберова Н. Курсив мой
4. Богданов Л. Заметки о чаепитии и землетрясениях
5. Бродский И. Меньше чем единица
6. Бунин И. Окаянные дни
7. Вайль П. и Генис А. 60-е: Мир советского человека
8. Варшавский В. Незамеченное поколение
9. Воробьев В. Враг народа
10. Гаспаров М. Записи и выписки
11. Гинзбург Е. Крутой маршрут
12. Гинзбург Л. Проза военных лет. Записки блокадного человека. “Промежуточная“ проза
13. Гиппиус З. Дневники
14. Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом
15. Гробман М. Дневники. 1963-1971
16. Друскин Я. Чинари
17. Зощенко М. Перед восходом солнца
18. Кабаков И. 60—70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве
19. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского
20. Кузмин М. Дневник 1934-го года
21. Лунгина Л. Подстрочник
22. Мандельштам Н. Вторая книга
23. Мариенгоф А. «Бессмертная трилогия»
24. Набоков В. Другие берега
25. Паустовский К. Начало неведомого века
26. Пивоваров В. Влюбленный агент
27. Пришвин М. Дневники
28. Розанов В. Апокалипсис нашего времени
29. Солженицын А. Бодался теленок с дубом
30. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ
31. Тэффи Н. Воспоминания
32. Хармс Д. Дневники
33. Ходасевич В. Некрополь
34. Цветаева Анастасия. Воспоминания
35. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой
36. Чуковский К. Дневник
37. Шаламов В. Несколько моих жизней
38. Шапорина Л. Дневник
39. Шварц Е. Телефонная книга
40. Шкловский В. Сентиментальное путешествие

Уж половина-то из них свое влияние до сих пор сохранила. Далее - по процедуре премии - надо было определить (я не из жюри, а эксперт) 10, из которых и выбрать условного победителя. Конечно, смысл не в том, чтобы как-то выстроить всех по ранжиру, но в том, чтобы понять, с какой литературой при таком-то списке имеем дело. Но вот только там разные литературы под общией плашкой "нон-фикшн".

Поэтому списки жюри и экспертов (по 10 в каждом) содержали минимум пересечений. Вообще, победителем оказалась проза Л.Я.Гинзбург, но мог бы стать и Виктор Шкловский с" Сентиментальным путешествием" или – что было бы еще и социально – Надежда Мандельштам. В таких случаях все зависит от того, как зацепится разговор на обсуждении.

Но только нон-фикш – слишком общее понятие, к тому же по мере отдельных высказываний членов жюри выяснялось, что они склонны считать, что дело не в ином художественном формате (не роман, не повесть, не и т.п. ), но в изложении личных историй, свидетельств времени, социальной ситуации. Тогда, конечно, все просто. Но тогда можно было бы просто назвать все это конкурсом дневников, а в описании данной акции сказано иначе: "Нас интересуют те тексты, в которых документальность порождает художественный эффект. Ведь именно метафорическое, символическое и иное расширение смысла вполне конкретного, конкретными обстоятельствами обусловленного высказывания – и есть важнейший признак художественности".

А тогда уже следует отнестись к делу всерьез, потому что в этом варианте возникает одна прозаическая сущность, которая обычно остается незамеченной. Да, я (это я тут председателю жюри М.Липовецкому) не академист, так что мои последующие слова не надо воспринимать как желание утверждить некую теоретическую позицию. Я практик, мне просто.

Вот, допустим, "фикшн", то есть художественная литература в законе (то, что считается ею, в том числе -  с "расширением смысла" и "художественным эффектом"). Но она же неоднородна. Например, ее можно поделить на нарративную и дескриптивную (чтобы не употреблять слово "описательную", это что-то такое тургеневское сразу, а он не причем). "Нарративная" тут употребляется тупо: фабула, сюжет, plot, то да сё. Exposition, Conflict, Rising Action, Climax, Falling action, Denouement. У нас тут будет герой, у героя - проблемы, как иначе, он их решает, читатель за ним следует, а герой заодно выражает свое время с его проблемами и чаяниями.

Но вот, допустим, вы художник и намереваетесь произвести арт-объект. Если вы как бы уже заранее видите героя в чистом поле и щас он приступит устраивать свою жизнь – это считаем нарративом. А когда дескриптивное письмо, тогда тут даже не чистое поле без героя, а и вообще непонятно что. Скажем, Кифер или Рихтер, да хоть и Нео Раух - никак не нарративы, пусть даже у Рауха сплошь люди, во что-то вовлеченные - но не в нарратив, честное слово. Ну или вот Ротко или Сай Твомбли. Тупо и локально (в данной заметке, а иначе надо лекцию читать) еще раз: нарратив - про вымышленного героя и его приключения. Иначе – дескриптивная проза.  

Это все к тому, что при разделении на фикшн и нон-фикшн обнаруживается третий вариант: художественная проза, которую по формальным признакам (отсутствие нарратива) относят к нон-фикшну и чуть ли не к дневниковым свидетельствам. Собственно, примерно то, что Л.Я.Гинзбург называла "промежуточной прозой" – за неимением лучшего определения. Для нее было существенно именно это – чтобы проза производилась без героя и т.п. Но что поделаешь, в традициях русской литературы XIX века (а какая еще считается тут нормативной?) за такое положено оправдываться.

Притом, что этот вариант письма  используется давно, пусть и не в массовом изводе. Хотя бы Лоренс Стерн или даже "Дневник чумного года" Свифта. Тут в чем разница, документалка как таковая, дневники, руководства для "чайников", учебники - это плоский, plain text, с которым все в порядке, только он не художественный. В нем не содержится ничего, кроме того, что там написано. Додумывать его возможно, но в нем не больше, чем там написано.

А в этом длинном списке – если помнить о "расширении смысла" и "художественном эффекте" - есть художественная проза, которую только по инерции можно отнести к документальной. Я, скажем, был за Леона Богданова и Л.Я.Гинзбург. Ровно потому, что это именно художественная литература дескриптивного типа, а документальность меня не волнует. Если вычленить такую прозу из всего длинного списка, то получится: 

Богданов Л. Заметки о чаепитии и землетрясениях
Гинзбург Л. Проза военных лет. Записки блокадного человека. "Промежуточная" проза
Друскин Я. Чинари
Хармс Д. Дневники
Шкловский В. Сентиментальное путешествие

Видно же, что это литература других правил. Шкловский, Хармс и Друскин, конечно, наивнее Гинзбург и Богданова, но это - та же литература. Ленинград, да, а Богданов и Гинзбург писали основные тексты позже - так что развитие такого письма как-то само собой (в случае Богданова) или не само собой (в случае Л.Я,) происходило. В общем, художественная литература, которая устроена по другому принципу (без героя в чистом поле, фабулы и сюжета). Конечно, дескриптивная проза может брать (или не брать) любые элементы действительности, не в этом дело. Да, она в какой-то степени ориентирована на описание пространства, а оно может быть и вполне реальным (откуда и близость к дневникам), но только и выборка из реальности зависит от автора.

Но, если просто взять выборку из реальности, - будет плоский текст, в лучшем случае - типа свидетельство времени, в худшем - рефлексии на заявленную тему. Ладно, иногда там будут упомянуты известные имена, но откуда там появится художественность (с "расширением смысла", например)? А если вести себя иначе, то возникает (когда получается) такая штука, которая и есть смысл текста. Не надо убеждать читателя в своей точке зрения (кому, собственно, такой вариант нужен, кроме публицистов?), можно сделать, что ли, точку сборки всей предъявляемой истории, которая позволит ощущать и то, что в тексте не описано, но имеет к нему отношение. Но это не точка зрения автора, это уже то, что перешло к читателю.

Богданов собирает через эту точку какую-то, в общем, ахинею про чаепития и землетрясения. Но у него есть эта точка, в которую все складывается и ею связывается. Богданов-то писал именно ее. Она сложнее и реальнее, чем предъявленная нарезка его коротких чувств. Знал он, что делает, не знал, но - получилось.

С блокадой у Гинзбург еще понятней, она-то понимала, что делает. Там нет предложения сочувствовать блокаде-блокадникам, и даже не рассказчику – переживая его переживания. Посредника в таких случаях не бывает, а точка сборки тут просто сама блокада. Читатель сам обнаруживает в себе что-то, что это ощущает. Или он даже создает при чтении этого другого себя, который теперь знает и это. Конечно, это не социальное передживание, и никакой не аттракцион - тут есть и личные риски, это может быть опасным - найти или сделать все это в себе.

Вообще, именно с литературой тут происходит самое смешное. Вот музыка, все ж понимают: это вон там консерватория, а тут у нас шансон, здесь попса, а вот - это же Стас Михайлов, но неподалеку и Басков, а где-то еще и Бутман на саксофоне играет, не говоря уже о клубах, и, вроде, есть некие авангардисты, они иногда делают  саундтреки и рингтоны, ну и т.п. Разная жизнь, даже всем понятно. И только литература в России все еще едина и неделима (макулатура почему-то не в счет) - и она, конечно же, про граждан в действии и их социальность, не можем без этого быть: она же сплачивает, а кто кроме нее? Ну, это интересное приключение.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

16:50 Кокорин лишился водительских прав на четыре месяца
16:47 На Урале хотят запретить блокноты «Уничтожь меня!»
16:32 Умер летчик Степан Микоян
16:23 Вулкан на Марсе последний раз извергался 50 миллионов лет назад
16:19 США пригласили Лукашенко в гости
16:07 В Кремле назвали абсурдом версию об убийстве Вороненкова российским агентом
15:34 В Кремле прокомментировали возможное повышение призывного возраста
15:20 Региональные вузы попросили власти прекратить проверки и реформы высшей школы
15:01 СБУ нашла связь между убийством Вороненкова и взрывами в Балаклее
14:45 Автомобили проекта Google Maps будут искать утечки метана
14:44 Дума присоединила Россию к Монреальской конвенции по авиаперевозкам
14:26 Путин отверг влияние России на выборы во Франции
14:24 Хосни Мубарак отпущен на свободу
14:11 Госдума приняла закон о добровольном обучении студентов на офицеров запаса
14:00 Экспертиза «Полит.ру»: Расширение упрощенного разбирательства разгрузит суды
13:51 Шойгу рассказал о почти полном выполнении оборонзаказа прошлого года
13:45 Центробанк снизил ключевую ставку
13:44 Путина попросили об отставке губернатора Подмосковья
13:34 Порошенко предложил лишить СБУ части полномочий
13:16 РБК нашел патриотическую «фабрику медиа» в Петербурге
12:42 В МВД Украины объявили убийцу Вороненкова российским диверсантом
12:37 Полиция задержала новых подозреваемых в причастности к теракту в Лондоне
12:19 Российские банки пока не нашли покупателей для своих «дочек»
12:15 Мэрия предупредила о незаконности акции 26 марта
12:04 В ЛНР сообщили о ранении 70 украинских солдат из-за взрывов под Харьковом
11:51 В честь Дэвида Аттенборо назвали креветку силурийского периода
11:41 Уникальное лекарство против туберкулеза от резидента «Сколково» успешно прошло клинические испытания
11:33 Экс-мэр Барнаула получил условный срок
11:33 Россия запретила ввоз нескольких марок сыров из Белоруссии
11:15 В центре Донецка из гранатомета обстреляли воинскую часть
10:59 КПРФ потребует провести парламентское расследование об «империи Медведева»
10:32 Марин Ле Пен приехала выступить в Госдуме
10:20 Россия отказалась претендовать на финал еврокубка в 2019 году
10:02 Медведев увеличил тариф «Платона» на четверть
09:56 При атаке боевиков на часть Росгвардии в Чечне погибли военные
09:49 Правительство собралось ввести единый стандарт вознаграждения глав госкомпаний
09:39 СМИ назвали имя убийцы Вороненкова
09:28 В Белоруссии задержали 26 человек по делу о подготовке к массовым беспорядкам
09:26 Twitter пообещал платную подписку
09:03 Госдеп распорядился ужесточить порядок выдачи виз в США
08:48 Фийон потребовал начать расследование в отношении Олланда
08:38 Боевики пытались захватить часть Росгвардии в Чечне
08:23 У убийцы Вороненкова нашли документы Нацгвардии Украины
08:10 Первый канал отказался от выступления Самойловой на «Евровидении» по видеосвязи
08:00 Командующий НАТО в Европе обвинил РФ в поддержке «Талибана»
23.03 20:34 Генерал СБУ рассказал о получении Вороненковым гарантий безопасности от Киева
23.03 20:16 В РФ приостановлена работа «Свидетелей Иеговы» из-за экстремизма
23.03 20:05 В сборной РФ по футболу назвали имя нового капитана
23.03 19:40 В МИД РФ заявили о «различных сюрпризах» Запада для срыва ЧМ-2018
23.03 19:14 Сбербанк опроверг информацию о краже сотрудницами 40 млн рублей
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.