Адрес: https://polit.ru/article/2012/05/23/penalty/


23 мая 2012, 09:37

Стремительная забота о благополучии

Госдума 22 мая приняла в первом чтении законопроект об увеличении до 1,5 млн руб штрафов за нарушение порядка проведения шествий и митингов. Суммы огромны, но в данном случае интересна скорость работы законодателей: законопроект внесен меньше двух недель назад. Столь стремительная работа над документом обычно не вызывает у законодателей проблем, когда речь идет о поправках, играющих на руку власти.

Законопроект, за который Дума проголосовала в первом чтении, в своем нынешнем варианте предлагает, в частности, увеличить для простых граждан штрафы до миллиона рублей за нарушения во время митингов и демонстраций, а для юридических лиц - до полутора миллионов.

А чтобы уж точно никто не чувствовал себя в безопасности от максимальных планок, есть поправка к первому чтению, предлагающая предусмотреть «возможность признания по судебному решению лица, фактически руководившего действиями участников публичного мероприятия, организатором такого публичного мероприятия».

Ни одна из оппозиционных фракций законопроект не поддержала. Лидер  эсеров Сергей Миронов заявил на заседании палаты, что «Единая Россия» теперь может стать «Партией душителей народной свободы». Предводитель ЛДПР Владимир Жириновский резонно предложил – «пускай будут, но давайте штрафы, которые можно платить». Даже лидер коммунистов Геннадий Зюганов, который не так уж часто высказывается в последнее время, публично объявил, что его фракция поддерживать инициативу не станет. Известный справоросс Геннадий Гудков также подчеркнул, что такой закон «станет очень плохим сигналом для всего мира».

Да и не только в Думе заявления по поводу данного законопроекта звучали, и довольно страшненькие. Например, политолог Глеб Павловский отметил, что первое же применение такого закона может стоить человеку квартиры. А политолог Александр Кынев предостерег: «принятие этого законопроекта - это шаг назад. Непонятно, какую пользу он принесет, так как не ликвидирует ни причины протеста, ни готовности протестовать.

Вся тактика состоит в выталкивании людей через психологический барьер, чтобы, если будут большие санкции, они испугались протестовать дальше.

Это большая ошибка, протестов увеличение штрафов не погасит».

Но никакие заявления политиков, общественных деятелей, политологов, прямой отказ оппозиции голосовать за документ на принятие не повлияли. Зачем слушать кого-то, когда у «Единой России» большинство?

И, наверное, бессмысленно спрашивать, чего стоят, на фоне этих перемен, все громкие предвыборные заявления о либерализации политической системы. Даже если штрафы, как обещает «Единая Россия», относительно первоначального текста будут снижены, и простое неповиновение сотруднику полиции обойдется гражданину на митинге не в миллион, а скажем, в пятьдесят тысяч рублей, будет ли это забота о благополучии граждан?

Этим законопроектом власть отрекается от целого ряда заявлений. Например, наши законодатели неоднократно заявляли, что общественно значимые инициативы должны проходить как можно более взвешенно, самым глубоким всесторонним общественным обсуждением. Под этим предлогом законопроекты «О культуре», «Об образовании» - все еще находятся на стадии обсуждения. Законопроект «О федеральной контрактной системе», который, по идее, должен экономить деньги всей страны (а значит и деньги каждого гражданина) все еще претерпевает процедуры согласования со всеми ведомствами. Эти инициативы обсуждаются годами.

А предложение увеличить штрафы за митинги, да еще и в таких формулировках, которые ставят под угрозу разорения большинство граждан, вздумай они пойти на митинг и заявить о своих правах, мы принимаем в считанные дни.

Даже если просто посмотреть статистику конца прошлого созыва, видно, что скорость, с которой идет работа над штрафами на митингах, куда выше обычной. Так, в среднем президентские законопроекты принимаются за 82 дня, правительства – за 123 дня, обычные депутатские – за 179 дней. А здесь – в первом чтении через 12 дней уже принято, еще неделю - на поправки ко второму чтению. Публичное обсуждение уже завтра, 24 мая.

И ничего пока не слышно ни про обсуждение в сети, как это было, например, с реформой МВД, ни о парламентских слушаниях. 

Особое отношение к таким решениям видно даже по табло голосования в зале пленарных заседаний. По предыдущим вопросам голосование 369 – 385 человек, но приходит время законопроекта о штрафах, и голосует уже 444 человека, 236 голосов – «за». К важному вопросу «подтянулись». 

Напрашивается простой и малоприятный вывод: когда дело касается необходимости защитить власть от людей, только тогда и включаются минимальные сроки по всем стадиям, а депутаты проявляют редкую дисциплину. И, похоже, об отношении власти к людям нужно судить не по предвыборным заявлениям, а по тем моментам, когда законодательные механизмы работают четко и слажено.