Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
2 декабря 2016, пятница, 20:59
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

21 июня 2012, 18:36

Партийная реформа Дмитрия Медведева

Выступая 22 декабря 2011 г. с ежегодным президентским посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, Дмитрий Медведев предложил осуществить серию политических реформ. Одним из предложенных преобразований, помимо восстановления прямых губернаторских выборов и реформы избирательной системы, стало значительное облегчение условий регистрации партий и их участия в выборах. Широко распространено мнение, что весь пакет реформ стал ответом российских властей на требования протестного движения, развернувшегося после оглашения результатов парламентских выборов 4 декабря. И действительно, требование о регистрации оппозиционных партий было сформулировано уже на первом массовом митинге, состоявшемся на Болотной площади 10 декабря 2011 г. Сейчас можно констатировать, что это требование оказалось единственным, выполненным властями в довольно полном объеме. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы оценить как мотивы реформы, так и ее возможные последствия.

Российские власти отрицают связь между политическими реформами и требованиями протестного движения. Видимо, такая позиция не является вполне искренней и вытекает из характерного для Владимира Путина стремления показать, что он ничего не предпринимает под давлением других политически игроков, особенно оппозиционных.

Некоторые из исходных предложений Медведева довольно значительно модифицировались в ходе разработки законопроектов: предложение о реформе избирательной системы изменилось до неузнаваемости, а закон о губернаторских выборах был принят в совершенно выхолощенном виде. Но к партийной реформе это не относится.

Ключевое положение этой реформы, состоящее в сокращении требования о численности членов партии с 50 000 до 500 членов, вошло в новую редакцию федерального закона «О политических партиях». Принято и сформулированное Медведевым предложение о том, чтобы зарегистрированные партии могли принимать участие в выборах без сбора подписей. Следует отметить, что в ходе обсуждения законопроектов представители парламентских партий – как «Единой России», так и оппозиции – выступали за то, чтобы увеличить минимальную численность партий. Однако Кремль проявил достаточную твердость и провел реформу в первоначально заявленном виде.

Это свидетельствует о серьезной заинтересованности властей в том, чтобы именно так она и была реализована.

Чтобы оценить мотивы Кремля, необходимо вкратце рассмотреть предысторию вопроса. В 90-х гг. в российских выборах имели право принимать участие все общественные объединения, выразившие стремление к этому в своих уставах. И хотя первые попытки ограничить эту возможность предпринимались уже в конце десятилетия, успехом они не увенчались. Электоральная арена страны была переполнена многочисленными, нежизнеспособными «партийными проектами». И хотя крайняя фрагментация и неустойчивость российской партийной системы была обусловлена многими обстоятельствами, было широко распространено мнение о том, что в число этих обстоятельств входила крайняя легкость создания партий. Не удивительно, что закон 2001 г. «О политических партиях» был принят при поддержке всех представленных в Думе партий и получил положительную оценку многих аналитиков.

Закон 2001 г. создал правовое понятие о политической партии как об организации, отличающейся от других видов некоммерческих объединений. В законе было сформулировано положение о том, что достаточная для регистрации численность членов партии не должна быть меньше 10 000 человек, а региональные организации партии, также соответствующие определенных требованиям по численности, должны существовать не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Кроме того, закон содержал весьма детально прописанную процедуру регистрации политических партий, а также некоторые требования к их организационным основам и программным позициям (в частности, запрещалось создание партий по этническому, классовому, профессиональному и религиозному признаку, а также партий, которые можно было бы квалифицировать как экстремистские).

В соответствии с этим законом в стране были созданы более 40 партий. Отказы в регистрации были уже тогда, однако в целом, правоприменительная практика не носила ограничительного характера. Ситуация резко изменилась в 2005 г., когда была принята новая редакция закона. В соответствии с ней, минимальная численность партий была повышена до 50 000 человек. Надо сказать, что и предыдущий барьер, 10 000 членов, был бы запретительно высоким для большинства партий, если бы регистрирующие органы осуществляли контроль за численностью партий. Однако до 2005 г. такого контроля не было. Принятие новой редакции закона было сопряжено с кардинальным поворотом в правоприменительной практике: до конца 2006 г. регистрирующий орган должен был провести тщательную проверку численности партий на предмет ее соответствия требованиям закона. Количество партий стало стремительно сокращаться. Уже к январю 2006 г. оно снизилось до 35; после завершения проверки это число сократилось почти вдвое; а к 2009 г. существовали лишь 7. В их число входила и новая партия, «Правое дело», но она была создана на основе трех партий, существовавших ранее. В целом, практика показала, что создание партий в России было тогда невыполнимой миссией.

Так сформировалась партийная система, существовавшая в России в 2007-2011 гг. Ядром этой системы была «партия власти», «Единая Россия», служившая электоральным и законодательным инструментом исполнительной власти. Как правило, эта партия получала на выборах 55-65% голосов и выигрывала 65-75% мест в региональных законодательных собраниях. Остальные места распределялись между оппозиционными партиями – Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократической партией России (ЛДПР) и «Справедливой Россией». Остальные три партии – «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» – участвовали в выборах эпизодически и мест, как правило, не выигрывали. Главная причина слабости оппозиционных партий состояла в том, что их электоральные базы носили узкий характер и не были способны к расширению.

Как архаичная коммунистическая риторика КПРФ, так и эксцентричный персональный стиль лидера ЛДПР, Владимира Жириновского, были способны к поддержанию электоральных ядер этих партий, но большинство избирателей они не привлекали. К тому же, оппозиционность обеих этих партий была сомнительной, и в еще большей степени это касалось «Справедливой России», лидер которой, Сергей Миронов, отличался большой лояльностью Путину. Следует отметить, что

институциональные рамки, в которых существовали оппозиционные партии, сами по себе подрывали их способность к эффективной электоральной политике.

В условиях, когда каждая из этих партий могла быть отстранена от участия в выборах, а в дальнейшем и ликвидирована, их лидеры должны были проявлять большую осторожность. Это делало избирательные кампании оппозиции робкими, бессодержательными и далекими от реальных интересов избирателей.

Первые признаки того, что эта партийная система переставала справляться со своими задачами, начали проявляться на региональных выборах с весны 2010 г. Доля голосов, поданных за «Единую Россию», стала постепенно сокращаться, хотя и редко опускалась ниже 50%. В целом, власти проигнорировали эти тревожные сигналы. Единственная попытка реагирования имела место летом 2011 г., когда миллиардер Михаил Прохоров получил санкцию на то, чтобы возглавить партию «Правое дело». Предполагалось, что под руководством Прохорова этой партии удастся преодолеть отчуждение от официальной партийной политики состоятельного городского населения, не создавая при этом серьезной угрозы для «Единой России». Однако некоторая независимость, проявленная Прохоровым при формировании партийного списка, привела к тому, что он был отстранен от руководства.

В результате избирательная кампания 2011 г. прошла по образцу региональных кампаний: при отсутствии межпартийной полемики, способной сколько-нибудь заинтересовать критически настроенного избирателя, и с резким преобладанием позитивной информации о деятельности «Единой России» и ее лидеров, призванной не столько склонить избирателей к голосованию за «Единую Россию», сколько убедить в неизбежности ее победы. Видимо, предполагалось, что многие избиратели, потенциально способные проголосовать за оппозицию, предпочтут остаться дома, а другие, убедившись в отсутствии альтернативы, проголосуют за «Единую Россию». Однако этот сценарий не реализовался.

Важную роль в его провале сыграла кампания, проведенная в Интернете общественным деятелем Алексеем Навальным, который сначала распространил лозунг «Единая Россия – партия жуликов и воров», а затем, на этой основе, обратился к избирателям с призывом голосовать за любую партию, кроме «Единой России». Этот призыв оказался услышан за пределами Интернета и, судя по всему, существенно повлиял на поведение избирателей. В результате «Единая Россия» получила, по официальным данным, 49,5% голосов. Более того, многочисленные фальсификации на выборах послужили стимулом к началу массового протестного движения, вызвавшего у властей некоторое смятение.

Основной урок декабрьских выборов для властей состоял в том, что они не могут более полагаться на способность «Единой России» получать простое большинство голосов избирателей. Этого не могут обеспечить даже фальсификации на выборах, которые, к тому же, не остаются незамеченными и вызывают колоссальное раздражение у некоторой части граждан. Однако

большинство в законодательных собраниях, включая Думу, можно сохранить за счет изменения правил игры на выборах, и прежде всего – избирательной системы.

Возможное решение состояло в том, чтобы восстановить смешанную избирательную систему, существовавшую в России до 2007 г. Уже в 2010-2011 гг. большинство «Единой России» в законодательных собраниях некоторых регионов удавалось сохранить за счет депутатов-одномандатников. Однако такое решение, на возможность которого Медведев намекал еще до декабрьских выборов, создавало риск для дисциплинированности фракций «Единой России». Действительно, одномандатники – даже если они выдвигаются «Единой Россией» - получают при избрании собственную электоральную базу, а значит – и некоторую автономию от партии, которая может послужить основой для независимого поведения в собрании. Тем самым, даже сохранив большинство, «Единая Россия» утратила бы надежность в качестве законодательной опоры исполнительной власти.

В послании Медведева была предложена модель, которая оставляла партии полновластными хозяевами электоральной арены – так называемая биномиальная система, изобретенная в Чили при Аугусто Пиночете. По моим расчетам, такая избирательная система позволила бы «Единой России» сохранить значительное большинство в Думе даже при очень ограниченной поддержке избирателей. Но при этом результаты распределения мест настолько сильно отличались бы от распределения голосов, что это само по себе вело бы к росту политической напряженности. Поэтому в итоговый законопроект об избирательной реформе, который уже прошел первое чтение в Думе, была заложена прежняя избирательная система – пропорциональная, с закрытыми партийными списками в общенациональном округе с пятипроцентным заградительным барьером. Вопреки обещанию реформы, власти смогли внести в эту систему лишь небольшие, косметические изменения.

Разумеется, избирательная система еще может измениться в процессе дальнейшей работы над законопроектом, и ничто не помешает вновь пересмотреть ее ближе к выборам, которые должны состояться в 2016 г. Однако этот институциональный выбор важен для понимания логики властей при проведении партийной реформы. При такой избирательной системе «Единая Россия» может получить простое большинство мест при поддержке относительного большинства избирателей (скажем, 35%), если другие партии, преодолевающие барьер, все вместе получают еще меньше голосов – скажем, 34%, а остальные голоса теряются, будучи поданными за партии, каждая из которых получила менее 5% голосов. Понятно, что таких голосов должно быть много (в данном примере, 31%), а значит, слабые партии должны быть представлены на электоральной арене в значительном количестве. Чинить препятствия к их созданию не следует.

При этом в число новых партий вовсе не обязательно войдут действительно оппозиционные организации, возглавляемые популярными лидерами. Снизив минимальную численность партий до 500 человек, закон «О политических партиях» и в новой редакции сохранил многочисленные возможности для отстранения от избирательного процесса тех из них, которые представляют потенциальную опасность для властей. Формально, эти возможности носят технический характер. Регистрирующий орган может констатировать, что учредительный съезд партии прошел с отступлениями от процедуры, что региональные отделения носят фиктивный характер, или что программные и уставные документы не соответствуют требованиям закона. А поскольку российская правоприменительная практика неоднократно показывала, что нарушения такого рода при желании можно найти у любой партии, то понятно, что

новый закон открывает возможности для регистрации, преимущественно, тех структур, к которым власти относятся благосклонно.

В 90-х гг. и в начале прошлого десятилетия регистрация партий была одной из процветающих отраслей российского политического консалтинга. Значительную долю регистрировавшихся при этом партий составляли так называемые спойлеры, то есть партии, участвовавшие в выборах не ради победы, а для того, чтобы отнять небольшие доли голосов у других партий. Ныне эта индустрия возрождается. По состоянию на 18 мая 2012 г., в России были созданы 167 организационных комитетов различных партий (на 20 июня 2012 г. – 176 – «Полит.ру»). О коммерческой природе многих таких проектов лучше всего свидетельствует тот факт, что 7 из них возглавляет один и тот же человек, некто Олег Балакирев.

Понятно, однако, что в число новых партийных проектов входят не только спойлеры. Восстановлена регистрация Республиканской партии России Владимира Рыжкова, на основе которой может начать легальную деятельность одна из основных партий «несистемной оппозиции», Партия народной свободы (ПАРНАС). Один из лидеров ПАРНАС, Владимир Милов, после выхода из нее учредил собственную партию, «Демократический выбор». Умеренные националисты намерены создать «Национально-демократическую партию», а ряд левых политиков – «Российский объединенный трудовой фронт». Очевидно, будут предприниматься и другие серьезные попытки партийного строительства. Основная опасность на этом пути состоит в том, что многие политики могут добросовестно заблуждаться по поводу способности своих партий на парламентское представительство, а тем самым – невольно подыгрывать властям, которые сделали ставку на рост фрагментации партийной системы.

Восстановление свободы политических объединений, даже в имеющейся частичной и непоследовательной форме – это значительное достижение в борьбе за демократию в России. Но нужно понимать, что сама по себе эта реформа мотивирована стремлением властей создать для российского авторитаризма более эффективную оболочку, а вовсе не демонтировать его. Кроме того, важную роль в мотивации властей играет стремление кооптировать перспективных оппозиционных политиков, особенно младшего поколения, в систему авторитарных институтов, и тем самым отвлечь их от протестного движения. При этом сохраняются обширные возможности для изоляции и маргинализации тех политиков, которые не готовы к компромиссам по принципиальным вопросам. Таким образом, партийная реформа Медведева, открывая новые возможности для оппозиции, в то же время чревата новыми и серьезными вызовами для нее.

Автор - доктор политических наук, профессор сравнительной политологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Первоначально опубликовано на английском языке в издании Russian Analytical Digest, #115, 20 June 2012

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:56 СМИ узнали о влиянии семьи Олланда на его отказ от переизбрания
20:44 Американские конгрессмены запретили Пентагону сотрудничать с Россией
20:25 Нидерланды согласились расследовать возможные кибератаки на банки РФ
20:08 Закон о «запрете определенных действий» прошел первое чтение в Госдуме
19:49 Глава МИД Японии передал Путину послание премьер-министра
19:30 Голикова рассказала о провале программы господдержки банков
19:28 Посольство подтвердило гражданство РФ подозреваемого в убийстве приемных родителей в США
18:53 Европол предупредил о готовящихся в Европе терактах
18:45 Путин вспомнил цитату Мартина Лютера Кинга
18:20 Росберг ушел из «Формулы-1» после первой победы в чемпионате мира
18:06 В Краснодарском крае задержан оператор «Дождя»
17:53 Названа тройка претендентов на звание футболиста года ФИФА
17:48 Путин предложил упростить получение паспорта выходцам из СССР
17:42 Путин отказался освободить украинца Сенцова по просьбе Сокурова
17:32 «Нафтогаз Украины» отказал «Укртрансгазу» в закупке оборудования из-за «Турецкого потока»
17:07 Путин предложил выработать критерии допустимости в искусстве
17:06 Силуанов назвал неприемлемыми условия Киева по погашению долга
16:50 Алишер Усманов впервые включен в список богатейших людей Швейцарии
16:46 Путину поручил найти отменивших рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске
16:17 Храм бога ветров скрывался под супермаркетом в Мехико
16:14 Дания отозвала свои F-16 после ошибочного удара по сирийским военным
16:01 На «Байконуре» назвали причину аварии «Прогресса»
15:46 Руководство IKEA оспорит арест своих счетов в России
15:26 Два брата под Псковом забросали горючей смесью полицейских
15:16 Путин подтвердил незыблемость принципа свободы в искусстве
15:10 Шум не дает спать дельфинам на Гавайях
15:08 Музыкант Дидье Маруани вылетел во Францию
14:53 Саакашвили открыл сбор средств на создание собственной партии на Украине
14:39 Минкомсвязи предупредило операторов связи о возможных кибератаках
14:29 Кремль подготовит список губернаторов на увольнение
14:27 В Думу внесли законопроект о снижении возрастного ограничения на выборах
14:22 Американский телеканал транслировал послание Путина Федеральному Собранию
14:11 Эрмитаж проверят из-за выставки Яна Фабра
13:54 Суд арестовал 9,3 млрд рублей на счетах российской «дочки» IKEA
13:50 Купить имя звезды станет сложнее
13:34 Хокинг заявил о наступлении самого опасного времени на Земле
13:25 СМИ рассказали об убийстве подростком из РФ приемных родителей в США
13:12 Кремль создаст предвыборное подразделение
12:59 В минобороны Украины заявили о завершении учений на юге страны
12:51 Американский беспилотник вновь пролетел над линией разграничения в Донбассе
12:45 Украинская компания согласилась установить организатора кибератак против РФ
12:34 Почти две тысячи боевиков в городе Хан аш-Ших сдались сирийской армии
12:23 Госдума досрочно прекратила полномочия одного из самых состоятельных депутатов
12:18 В Приморье за жителями будут следить в соцсетях
12:10 На Охлобыстина на Украине завели уголовное дело за «создание террористической группы»
12:06 СПЧ подтвердил пытки в колонии Ильдара Дадина
11:59 СМИ сообщили о завершении Шнуровым карьеры музыканта
11:43 В ЦБ прокомментировали сообщения ФСБ о готовящихся кибератаках
11:28 Полиция разрешила покинуть Россию лидеру Space Маруани
11:27 Источник рассказал о поведении Улюкаева перед арестом
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.