Симулятор образа мира

Прыжок в будущее

 Мы продолжаем публикацию материалов форума "Фонды и музеи как популяризаторы научных знаний", проходившей в рамках проекта «Популярная наука». О своем опыте рассказывает директор гамбургского Планетария Томас Краупе. 

    

Сначала позвольте поблагодарить за приглашение сюда, в ваш прекрасный город. Я был недавно в Ярославле и там посмотрел планетарий. Он существует год, и мне очень понравилось то, что происходит в России в плане планетариев. Это первая картина неба, которая нам известна вообще. В Небре было это сделано, найдена была эта картина в 2000 году в Германии при археологических раскопках. Это новая иллюстрация небесной сферы, новая картина. Это картина мира. Наша космология не там, где находятся наши космологические представления – они находятся в нашей голове. Космос находится в нашем мозгу. Мы показываем космос при помощи картин, которые возникают в нашем мозгу. Это наши органы чувств, которые взаимодействуют со Вселенной. Это не реальность, это отражение реальности, взаимодействие реальности с нашими органами чувств, с нашим мозгом, с нашими представления об этом, о космосе.


Планетарий проецирует представления о космосе - из головы вовне, в пространство. Может быть, задвинем немного занавески? Космос темный и нам нужно тут поменьше света, чтобы он нам не мешал. Планетарий - это не просто отражение звездного неба.

Планетарий был создан как симулятор образа мира.

Первый планетарий возник с основания Немецкого музея в Мюнхене. Это рассматривали как чудо. Пространство помещения превращается в космос. То есть мебели не заметно, стульев нет, и вы как бы находитесь посреди звездного неба. Планетарий выглядел как цирковое животное, как источник неба для наблюдателей на земле. Цирковое животное технического происхождения - как слон в цирке, который танцует на арене по мановению дрессировщика и начинает вдруг двигаться – так и планетарий примерно.

Вселенная – наш образ мира был совсем другой, чем сейчас. Он соответствовал тому, что мы своими глазами видим на небе. То, что мы воспринимаем своими глазами, как звездное небо. Сильный импульс планетарии получили в годы соревнования в освоении космоса между Россией и Америкой с 1960-го года до 2000 года примерно. Это наложило свой отпечаток на всю методику рассказа о мире, космосе в планетарии. Это был театр космического полета, можно сказать. В 1970-е годы произошла революция, которая сначала произошла в кино. Большое проектирование фильмов, фильмов в большом формате. В 1983 году эта революция перешла в планетарий. Был создан первый цифровой купольный кинотеатр – DigiStar-1. Вы как бы освободились от пут Земли и смогли показывать совсем другие образы, совсем другие картинки.

Но вызов состоял в том, что огромный поток информации стал поступать к нам с неба. Новое поколение инструментов, телескопы в космосе, которые терабайты информации стали посылать на Землю. Наша публика нуждалась в сопровождении, в объяснении при этих полетах в космосе. Космос увеличился в объеме, стал более экзотичным, надо было объяснять все это публике. Начало этой революции планетариев было тогда, когда в американском Музее естественной истории, естественной природы в 2000 году было открыт такой центр for Earth and Space. Это был центр виртуальной реальности, можно сказать, первый в мире полностью оцифрованный планетарий. Я в течение 4 лет участвовал в разработке концепции и технической подготовки этого планетария.

Для тех, кто подробности не знает, – немножко фоновой информации - из каких элементов состоит такой современный планетарий. В принципе, это генератор видеосигнала, это целая стопка, можно так сказать, компьютеров, которая создает образы, изображения, кластер компьютеров, база данных о галактике, о Вселенной, огромное количество информации о Вселенной здесь перерабатывается и производится. В принципе, это крупнейшая в мире модель 3D, которая скрыто генерируется в этом компьютере – там нет никаких шестеренок, никаких механических деталей там нет, как в старом планетарии, а это цифровой планетарий, полностью цифровая модель вселенной, которая скрыта в этом компьютерном центре. Все это проецируется, отражается на купол с помощью видеопроекторов, которые находятся под куполом и покрывают весь купол кусками изображений – 6-7 полей, которые полностью закрывают весь купол. Возникает общая картина из отдельных кусков, получается единое изображение.

Цифровой планетарий - это новый опыт, он дает возможность осуществлять виртуальные космические полеты по всему космосу, и, конечно, он отражает настоящие данные в формате 3D, которые были получены в рамках исследования – нет никакого эффекта Голливуда, в отличие от визуальных элементов. Это визуализация науки, мы таким образом можем добиться - благодаря этой технике - визуализации науки. Каким потенциалом обладает планетарий в рамках образовательных наук, и как он занимается популяризацией науки? Какая роль, задача принадлежит планетарию? С моей точки зрения, ясно, что

планетарий дает возможность сменить перспективу, дает новый угол зрения для людей. Планетарий расширяет наше воображение – это центральная задача планетария с нашей точки зрения.

И - кроме науки - это место, где люди получают эстетическое образование, и планетарий имеет художественный компонент, художественное пространство, художественную составляющую.

Итак, какое место занимает планетарий в ХХI веке? Планетарий – это больше, чем просто телескоп. Это и микроскоп, и машина времени одновременно, все вместе. И, кроме того, планетарий делает невообразимое вообразимым. Причем это происходит: в пространстве, во времени, в ощущениях. В пространстве – мы можем достигнуть любой точки во Вселенной. С точки зрения времени – мы можем путешествовать во времени. А что касается ощущений – эти открытия становятся возможными, открываются для наших ощущений: наши сердца, наши ощущения и наш мозг – все включено в этот процесс. Это, по сути дела, аутентичная экспедиция, которую мы осуществляем в науку. В принципе, это круизный лайнер для наших ощущений, это круиз в космос: в микрокосмос, в биокосмос, и макрокосмос. Это одновременно и круизный лайнер для нашей головы, для нашего воображения, для силы воображения, для того, чтобы постичь природу. Таким образом, в данном случае речь идет о воображении и о вдохновении – это два основных понятия, которые принадлежат планетарию, и в фокусе внимания планетария, таким образом, находится важное содержание, причем качество содержания также важно и для людей будущего.

И, кроме того, мы должны помнить о том, что можем познать мир при помощи органов чувств, ушей, глаз.

Мы же видим не глазами, а нашим мозгом на самом деле, как вы понимаете. Мы видим, как мозг интерпретирует мир.

И нам важно, как наш мозг функционирует, когда мы говорим о научной коммуникации и занимаемся научной коммуникацией. И это очень важно как раз. Когда мы говорим о пространстве, которое нам дает обзор в 360 градусов, это означает, что мы говорим о человеческой стороне и человеческом измерении: что означает то, что я вижу, для меня как для человека? Планетарии рассказывают историю. Мы повествователи, мы рассказчики. Если мы занимаемся научной коммуникацией, популяризируем науку, то мы и в планетарии рассказываем величайшую историю в мире. Мы рассказываем о том, как появился мир, о том, как возник мир, мы говорим о начале космоса, о первых звездах и как возникла Земля. Мы связываем людей с тем, чего они не могут достичь, потрогать.

Есть прекрасный афоризм, принадлежащий Фридриху Ницше, великому немецкому философу: если бы нам позволяли органы чувств, то неподвижные покоящиеся скалы мы воспринимали бы как танцующий хаос. Наши чувства дают возможность не только понять и узнать, что такое геологические процессы на Земле, но и те процессы, которые идут в небесах, в космосе могут быть постигнуты, если мы будем наблюдать за ними, вооружившись телескопом. И как раз в планетарии, в нашем имитаторе космических процессов, мы можем все это осуществить. Возможно, вы зададитесь вопросом: какие же темы интересуют людей? на что стоит обратить фокус нашего внимания?

По сути дела, есть три основных вопроса, которые всех волнуют. Первый вопрос: где мы находимся в космосе, второй - откуда мы пришли, и третий - куда мы идем?

И в конце концов, по сути дела, планетарий - это театр, который нам рассказывает о прошлом, соединяя его с будущим. 

Планетарий в Гамбурге – это планетарий, который наиболее долго эксплуатируется во всем мире, т.е. самый старый планетарий в мире. Мы делаем доступной Вселенную для людей, причем она становится доступной и уму, и сердцу. Знаете ли вы слова Вуди Аллена, он говорил: «Мне удивительны люди, которые хотят постичь Вселенную, ведь порой они не могут сориентироваться в Китайском квартале». Людям непросто объять это поле, понять этот гигантский космос, но это возможно, благодаря органам чувств и благодаря тому, что у каждого из нас есть сердце. Нам нужно соединить наше сердце и наш мозг - и этими обоими органами постигать космос, и мы это делаем, и я хотел бы вам коротко показать в конце то, что делаем посредством различных программ, - мы пока рассказываем о космонавтике. Причем российская космонавтика играет важную роль. Юрий Гагарин, и Леонов, и Валентина Терешкова и очень многие космонавты очень важны для нас, и, конечно же, мы также представляем музыкальные и художественные представления.

Я считаю очень важным то, что деятели культуры – не только ученые, а деятели культуры занимаются также вопросами науки, отражают с художественной точки зрения науку. И мы считаем очень важным включать их в этот научный контекст, я тоже считаю это очень важной областью деятельности планетария. Планетарий имеет большое количество партнеров, мы работаем с НАСА, и таким образом мы пытаемся постичь и владеть информацией о том, что существует в пространстве помимо нашей Земли, как это пространство существует, как они связаны друг с другом. Затем археоастрономия – еще один совместный проект, тут мы рассказываем о небесном сознании людей из древности, но, по сути дела, я должен сказать, что технология сейчас уже имеется для того, чтобы демонстрировать стереоскопические проекции в формате 3D. И наш планетарий в Гамбурге в течении последнего года уже использует стереоскопические методы для того, чтобы представить вам необычные сюжеты, чтобы показать, какие интересные объекты уже есть, и они буквально перед вами проплывают, когда вы смотрите на эту стереоскопическую картину.

Я не могу точно вспомнить, но в средствах массовой коммуникации очень важно, мы об этом говорили – социальные сети, связи с аудиторией, то, что происходит в сфере культуры и искусства… у нас есть много программ, в рамках которых мы проводим встречи с деятелями искусства, возможно, вам известен Жан-Мишель Жар.

Мы также занимаемся медийным искусством, потому что так расширяются возможности деятелей культуры, и таким образом мы ориентируем людей на будущее, и мне кажется, что это для технических музеев было бы важно – приглашать деятелей культуры.

А здесь, в России, находится большое количество различных образцов, областей искусства – они именно в России появились. И поэтому я восхищаюсь Россией, в которой так много разных искусств, и таким образом мы можем привлечь много молодых посетителей в наш планетарий и в наши музеи, мы осуществляем культурные программы и программы по художественному искусству с различными художниками и другими деятелями искусств, используем различные девайсы. Но, к сожалению, не могу о них сейчас рассказать. У нас есть интерфейс для iPhone, где 200 человек одновременно могут влиять на то, что показывается на куполе.

Таким образом, мы предлагаем различные форматы мероприятий, которые за последнее время видел наш планетарий. И планетарий, таким образом, - это абсолютно новое средство информации для различных областей знаний, культуры и искусства. И я в окончание своего выступления хотел бы подвести небольшой итог. Я готовился выступать полчаса, и сейчас я пытаюсь уложиться в отведенное мне время и сказать, что мне кажется интересным, - что

планетарий должен постоянно актуализировать свою деятельность.

Причем я говорю не только о замене экспонатов, но, конечно же, это банки данных, которые поступают из различных областей науки, которые должны актуализироваться и также являются физическим объектом нашего музея. Банки данных физического объекта – скорее, виртуальный объект, и у нас есть сейчас возможность в рамках всевозможных средств массовой информации, посредством ТВ и социальных сетей, осуществлять связи и осуществлять коммуникацию.

Таким образом, следующие шаги цифрового планетария – это новое содержание, новый контент, улучшение изображения, стереоскопическое изображение. Кроме того, мы хотим, чтобы наши посетители были частью нашей команды, чтобы наши посетители не были просто пассивными зрителями. Они могут с помощью своих смартфонов включаться в происходящее, мы над этим работаем, и уже есть первые успехи. И я надеюсь, что в будущем эти планетарии будут объединены друг с другом, и у нас будет онлайн-соединение с театрами. Например, космонавт из России может управлять какими-то процессами. И все люди в планетарии могут быть этими пилотами и играть этих пилотов. И мне кажется, что посетители, таким образом, не будут пассивными зрителями, а будут активными участниками процесса.

Планетарий будущего для меня - это область объединения ощущений, которые вы воспринимаете, высокий уровень коммуникации, высокий уровень того, как мы можем картину мира воспринять и обработать с помощью наших средств информации, с помощью наших чувств. По окончанию своего выступления я хочу от имени Международной ассоциации планетариев, председателем которой я являюсь, пригласить российские планетарии на большую конференцию в конце июля, потому что они также являются частью этой международной организации, и их значение растет, потому что мы видим, как здесь объединяются культура и наука. И я очень рад нашему сотрудничеству в будущем, и надеюсь, что я мог вам придать несколько импульсов для вашей последующей деятельности, чтобы вы сформулировали новые вопросы. Хочу вас пригласить в наш планетарий в Гамбург, который уже 80 лет работает непрерывно и занимается образовательной деятельностью и восхищает людей. Большое спасибо.

Любовь Стрельникова: Спасибо, Томас, очень интересно. Есть ли у нас уточняющие вопросы?

Вопрос из зала: Первый вопрос уточняющий: это может быть неточность перевода. Прозвучало, что гамбургский Планетарий - это планетарий, который работает дольше всех планетариев в мире. Первый планетарий в Йене, и, конечно, он работает дольше всех. Это уточняющий вопрос.

Томас Краупе: Я не говорил, что наш самый старый. Первый планетарий возник в Deutsches Museum в 1925 году, а Йена - не самый старый планетарий. Сначала в Мюнхене был планетарий. Но во время войны все это было разрушено. Исключение – это планетарии в Йене и Гамбурге, которые сохранились и не были разрушены войной. Нет, в Гамбурге был вообще единственный планетарий, не разрушенный войной. А если вы сложите годы с 1930-го по нынешний день, то у нас самая длительная эксплуатации планетария во всем мире. Наш планетарий как аппарат  работал дольше всего.

Любовь Стрельникова: Спасибо. Вопрос.

Вопрос из зала: Спасибо, Томас. Правильно ли я понял - вы вот рассказали про историю планетария. А комплекс, который у вас есть, в общем, - это не планетарий. Можно было к нему придти, проектируя сегодня нечто такое вообще без истории планетария? Это у вас тогда не планетарий – его можно было назвать сферариум, или вот некий такой комплекс с мощной компьютерной поддержкой, со сферическим экраном, который дает все те гигантские возможности, которые вы сказали. Правильно ли я вас понимаю?

Томас Краупе: Это древняя дискуссия: что такое планетарий, а что не есть планетарий. Я могу только сказать, что мы все-таки планетарий, - я утверждаю. Во всем мире есть тысяча планетариев примерно; в Нью-Йорке они впервые использовали эту цифровую технику, и Московский планетарий – действительно планетарий – та же техника здесь используется. Проекция космоса на купол – чтобы космос показать во всех его измерениях. Эта задача - именно показать звездное небо, весь универсум, всю Вселенную, - я считаю, что это самое главное в планетарии.

Любовь Стрельникова: Спасибо. Еще один вопрос?

Андре Вегенер: Андре Вегенер из общества Макса Планка. Можете что-нибудь сказать о структуре финансирования? Это государственные, частные деньги? Как финансируется ваш Планетарий?

Томас Краупе: Гамбургский Планетарий финансируется Управлением культуры города Гамбурга, но в прошлые годы мы были настолько успешны в своей деятельности, что дотация, которую мы получаем, была сведена практически до нуля. 90% денег, которые были нам нужны, и даже более мы сами зарабатываем за счет входных билетов. 150 000 евро - это наша дотация, а наш оборот – 2,7 млн. евро, или бюджет. Мы за счет наших доходов платим все зарплаты, т.е. фактически мы сами себя финансируем. Но мы хотим, чтобы все-таки город нас поддерживал, в городском ведении мы хотим сохраняться, и чтобы город как бы сохранял свою ответственность за культуру, и чтобы мы оставались одним из важнейших культурных учреждений города.

Любовь Стрельникова: Томас, скажите, сколько сотрудников может позволить себе самоокупаемый планетарий сегодня?

Томас Краупе: У нас 12 постоянных сотрудников и примерно 25 свободных сотрудников. Это техники, кассиры, на телефонах сидят, уборка и т.д. Но 12 постоянных сотрудников у нас есть, штатных.