Адрес: https://polit.ru/article/2012/06/30/mmkf/


30 июня 2012, 17:14

Кино не умирает назло кинокритикам и киноведам

- А почему же вы сказали, что это фильм американский?
- А какой он?
- Немецкий!
- Ну, я смотрела, а там было написано -  Великобритания!

Такие разговоры ведут кинокритики и киноведы в зале кинотеатра «Художественный». И это, конечно, отдельное кино. 

Создателей «Орды» на прессухе пытались закритиковать до смерти, но чтобы с Арабовым разговаривать в уровень – надо сначала до этого уровня допрыгнуть. 

Кино получилось очень хорошее, некоторые сценарии Арабова режиссеры портят, а тут Андрей Прошкин держится той планки, которая задана. 

Звучало, что кино это – современное,  но правильней было бы сказать, что оно на все времена. Получилась, все равно, как мы, русские, любим, притча, но не такая чтобы бубубу, а такая что ух

Кажется, что про фильм будут много говорить, хочется обрадоваться актерской работе Андрея Панина. Очень уж ему подходит роль ордынского хана, любо-дорого на него было смотреть и, опять же, из его уст звучат именно те слова, которые, нам, скифским дембелям, всегда хотелось бы сказать посланцам евросоюзов: «хотели  вы, мол, разузнать, пойду ли я на ваши города? Кстати, как ваш город называется? Авиньон? Угу, Авиньон. Так мы ж пасем овец, а овцам где лучше пастись – в чистом поле или в каменном вашем городе? Конечно, ваш Авиньон порушу». К сожаленью, после это выступления жить оставалось герою Панина несколько минут и в фильме мы его больше не видим, зато в жизни Авиньон не тронули, мы там весной были, нормальный город, дяденька напротив папской резиденции наяривает на шарманке «Калинка-Малинка» и другие любимые нами песни. 

А вот, если кто еще не знает, на фестивале была ретроспектива Юньфаня, и там показали его последний фильм «Принц слез» о кровавом режиме на Тайване.

Там один из главных героев, военный летчик, всю дорогу играет на аккордеоне «Одинокая бродит гармонь» и поет её на китайском языке. Его друг, работник служб безопасности кровавого тайваньского режима, говорит – ты бы не пел лучше, брат, этих восточноевропейских песен. А летчик ему отвечает -  а чего такого? я ничего такого против кровавого тайваньского режима не имею, а просто мне нравится романтичность славян. Ясное дело, чем это все закончилось. Тоже вполне себе притча, как мы любим, и тоже сделана большим художником. В этом фильме, кстати, дочку этого несчастного летчика потрясающе играет одна маленькая девочка. А сам Юньфань приехал с двумя актрисами, и одна из них, Сюань Чжу, играла жену этого несчастного китайского летчика. И это какое-то удивительное существо, потому что если какая актриса на фоне баннера, например, фотографируется, то мы привыкли, что она ведет себя как королева и между ней и окружающим миром есть королевский буфер-барьер, а тут это настолько непосредственное и открытое существо, что вообще непонятно как с ним можно разговаривать или что другое, у нас таких наработок просто нет.

Что касается других необыкновенных артистов. Вот, например, у Ренаты Литвиновой в фильме «Последняя сказка Риты» сыграл Николай Хомерики, ранее известный как режиссер. А оказалось, что он и актер классный. А на прессуху еще постригся и стало понятно, что у него потенциал не хуже, чем у Михаила Галустяна. 

По-моему фильмы Литвинова снимает так. Она ставит себя в центр картины, главную героиню, и все вокруг, как режиссер уже, подтягивает до своего уровня, получается здорово. Хорошо б она еще подальше откручивалась по орбите от Хамдамова, потому что у того красивые картинки смотреть приятно, но чередуются они не в том порядке, как это требуется в кино. В этом, во всех смыслах прекрасном кино, есть как минимум пара мест, где все замирает как тот хорек, которого носит под мышкой героиня Литвиновой смерть. 

Но вообще, она конечно, восхитительная. И, как положено, её обличали в том и сем, в том числе за то, что она копирует- тиражирует разговорные интонации фильмов Киры Муратовой. Во время просмотра фильма на нашем ряду две киноженщины не поделили стул. Параллельно разговорным интонациям с экрана звучало из зала:

- Я сейчас охрану позову! Понимаете? Я вызову сейчас охрану!
- Вы сумасшедшая! Отстаньте, отстаньте от меня!
- Как вы можете? Нет! Как вы могли это сделать?
- Я не понимаю, вы дура или где? Уйдите же отсюда.
- Я сейчас охрану позову! Я сейчас вызову охрану, понимаете?!

Ну и так далее. Эта внезапная полифония, как у нас, у молодежи, принято говорить, сильно доставляла. Ну и упомянуто про это не просто так, а со смыслом. 

Фильм «Железное небо» очень хороший. Но про это и так все знают, и в прокате он у нас тоже будет, все посмотрят. Жалко только, что он немного одномерный, как бы хороший медийный он получился, было б здорово его немного углубить. 

Интересно, что в одном эстонско-латышском-белорусском фильме «Одинокий остров», финской картине «Голая бухта», германо-российско-казахстанском «Байконуре» (это из тех, что мы видели) поучаствовали СТВ и Фонд кино. Не только «Газпром» окучивает грядки на европейских полях. 

Напоследок о московской географии. Кинотеатр «Художественный», в котором смотрят программы кинофестиваля кинокритики и киноведы, как известно, находятся рядом с Арбатом, одним из самых уродливых мест в Москве. Есть такое мнение, что еще в начале 80-х улицу стали делать получше, готовить как плацдарм для неизвестного лучшего будущего, и за весь прожитый период эти улучшения «неизвестно что для неизвестно кого» так переплелись с предприятиями временных заработков, что этот узел уже и не развязать, а лучше обходить его подальше, чтобы не огорчаться.