Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
7 декабря 2016, среда, 11:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

12 июля 2012, 09:33

Самоуправление и третий сектор-2

Три сектора. Схема с RDJ Consultants
Три сектора. Схема с RDJ Consultants

Подъем общественной активности заставляет более внимательно присмотреться к мировому опыту работы институтов самоуправления – к их формам и особенностям в разных странах. В первой части обзора мы рассмотрели несколько примеров организаций третьего сектора. Попробуем очертить их кадровый состав и структуру взаимоотношений с государством и местным самоуправлением.

Организаторы

Вопрос о том, кто и зачем создает социальные предприятия – это достаточно популярная тема исследований. Они проводятся разными институциями и на различном материале. Тема особенно популярна среди начинающих исследователей, потому что область еще довольно слабо изучена и, соответственно, богата необработанным материалом.

Результаты одного такого исследования (.pdf), которое провела Бьянка Стамбитц (Bianca Stumbitz) из Middlesex University, были представлены в 2009 г. на международной конференции по социальному предпринимательству, организованной европейским исследовательским центром EMES, занимающимся изучением третьего сектора.

Волна политического интереса к социальному предпринимательству вызвала ответную реакцию со стороны научно-экспертного сообщества в виде огромного количества публикаций, освещающих разные стороны этого предмета. Вначале специалисты, занявшиеся изучением третьего сектора, основывались на уже существующих моделях исследования коммерческих предприятий, поэтому первая фаза анализа представляла собой, по большому счету, поиск формальных сходств и различий между «мейнстримными» и социальными предприятиями: отношение к рискам, насколько склонность к образованию сетей, роль в управлении предприятием личных качеств организаторов, отношение к инновациям и т.д.

Возникла и вторая тенденция, представленная работами, в которых деятельность социальных предпринимателей описывалась как «героическая», а сами организаторы считались «героями», одаренными еще и в плане ведения бизнеса. Впрочем, эта точка зрения, как замечает Стамбитц, основывается скорее на ожиданиях, нежели на практических наблюдениях.

Стамбитц (на материале английских предприятий с привлечением различных соцопросов) пыталась выяснить, каков из себя социальный предприниматель, с точки зрения гендера, возраста, этнической принадлежности, образования и социокультурного происхождения. Значимость такой постановки вопроса она обосновывает тем, что социальное предпринимательство менее однородно, чем традиционная предпринимательская среда, и чтобы понять его специфику, необходимо учитывать эту неоднородность.

В плане гендера у Стамбитц получилось, что в третьем секторе процент предпринимателей-женщин значительно выше, чем в обычном предпринимательстве. Она, в частности, связывает это с тем, что социальные предприятия могут быть более гибкими в отношении сочетаемости с семейными обязанностями (в первую очередь, с воспитанием детей).

Вторая группа, которая в большей степени представлена в социальном предпринимательстве, нежели в «конвенциональном», - это этнические меньшинства. Отчасти это может быть связано с тем, что, во-первых, в социальном предпринимательстве более доброжелательная среда, а во-вторых, создавая такие предприятия, представители меньшинств могут решать специфические проблемы своих сообществ.

Далее, социальным предпринимательством склонны заниматься молодые (от 16 до 24 лет) безработные люди, которым обычно трудно бывает заняться обычным бизнесом из-за недостатка опыта и стартового капитала. Видимо, из-за того же недостатка опыта открываемые ими социальные предприятия часто оказываются недолговечными (существуют от 4 до 42 месяцев); а из-за отсутствия капитала они обычно бывают активистскими, а не благотворительными.

Процент людей старше 40 лет в социальном предпринимательстве ниже по сравнению с вышеперечисленными группами, при этом большинство тех, кто всё-таки этим занимается, склонны создавать благотворительные организации, по структуре сходные с мейнстримными предприятиями.

Что касается образования и встроенности в культурную среду, то чем выше уровень образования, тем больше вероятности, что человек займется социальным предпринимательством.

Отношения с государством

Если правительство считает, что ему выгодно развитие таких форм самоуправления с последующим перераспределением ответственности и сокращением бюджетных трат, оно начинает взаимодействовать с соответствующими организациями, как это происходит, например, сейчас в Британии.

У этого взаимодействия есть выгодные для социальных предприятий стороны — в первую очередь, финансовая поддержка. Однако цели у предприятий и государства могут расходиться, что в ряде случаев приводит к противостоянию. По мнению Хизер Бакингэм (Heather Buckingham), исследующей отношения между государством и социальными предприятиями, здесь вырисовывается определенная типология. Материалом для исследования послужили организации в двух областях Англии, созданные в помощь бездомным. Бакингэм выделяет четыре типа социальных предприятий по признаку отношения к государственным контрактам: «удобные контракторы» (comfortable contractors), «покладистые контракторы» (compliant contractors), «настороженные контрактноры» (cautious contractors) и «неконтракторы», существующие за счет ресурсов сообществ (community-based non-contractors).

Потенциальный момент расхождения в целях государства и социального предприятия заключается в том, что социальное предприятие (европейское) в своей исходной форме стремится, прежде всего, оказать помощь нуждающимся, и ему в принципе неважно, как долго придется этим заниматься. Государство, со своей стороны, стремится к реабилитации этих нуждающихся, то есть к тому, чтобы они как можно быстрее перестали нуждаться в помощи и перешли на самообеспечение.

Например, какая-нибудь неформальная волонтерская организация, занимающаяся кормлением бездомных, используя для этого зачастую церковные здания (распространенная в Британии практика), не будет выяснять, нужно ли на самом деле обратившемуся к ней человеку давать обед или он может прокормиться и сам. Ей опять же неважно, как часто и в течение какого времени этот человек будет пользоваться ее услугами. Она собирает добровольные пожертвования (в том числе неденежные) по возможности в таком количестве, чтобы хватало на удовлетворение всех поступающих запросов. Штатного персонала у нее нет, потому что она в основном существует за счет волонтерского труда.

Государство, которое расходует на нуждающегося бюджетные средства, заинтересовано в том, чтобы количество этих средств становилось как можно меньше. Поэтому, во-первых, оно будет тщательно выяснять, кому нужно оказывать помощь, а кто может без нее обойтись, а во-вторых, будет стремиться к сокращению сроков, в течение которых эта помощь оказывается. Поэтому если государство открывает тендер для социальных предприятий, чтобы заключить с ними контракт, оно меньше всего заинтересовано в сотрудничестве с организацией того типа, который описан выше. Если организация хочет получать помощь от государства, ей придется адаптировать свою политику к требованиям контракта.

Некоторые организации принципиально не хотят заключать контракты с государством, потому что это препятствовало бы выполнению тех задач, которые их руководство считает ключевыми. К таким структурам государство относится настороженно — высказывается, например, мнение, что их деятельность ослабляет в людях желание прилагать усилия для реабилитации (раз они могут сколько угодно пользоваться бесплатной помощью). Однако, по наблюдениям Бакингэм, на самом деле этого не происходят — помощью таких организаций зачастую пользуются в дополнение к услугам, предоставляемым реабилитационными предприятиями-контракторами (также ими пользуются те, кто по какой-либо причине не может обратиться контрактору). Кроме того, неформальные организации ограничены в средствах, и сфера их деятельности не может охватить все возможные потребности.

У контрактторов средств обычно больше, и их деятельность обеспечивает более дорогостоящие потребности — например, временное жилье, а также обучение некоторым профессиям для дальнейшего трудоустройства и повышения уровня жизни с последующим переходом к независимому, не требующему помощи существованию.

Отношения с местным самоуправлением

Организации третьего сектора отчасти берут на себя функции структур местного самоуправления, и тем самым намечается поле для их взаимодействия. О том, как как строится это взаимодействие и что ему препятствует, можно посмотреть, опять же, на примере Великобритании (.pdf), где эта тема в последние годы активно обсуждается. Эту тему подробно разрабатывает организация NLGN (New Local Government Network, Новая сеть институтов местного управления).

Общепринятая риторика гласит, что эффективное взаимодействие необходимо. Не в последнюю очередь, здесь важно то, что люди больше доверяют социальным предприятиям, так как организации третьего сектора менее формализованы, более гибки и, соответственно, лучше адаптируются к конкретным запросам отдельных граждан и групп населения. Таким образом, структурам местного самоуправления в принципе удобно, когда часть вопросов решают не они, а специализированные организации. Они же, со своей стороны, поддерживают эти инициативы.

Социальным предприятиям такое сотрудничество тоже может быть выгодным. Во-первых, если они будут сотрудничать с местными властями, часть бюджетных средств будет переходить к ним - и у них окажется больше возможностей для развития. Во-вторых, муниципальные органы могут быть удобным каналом связи со спонсорами.

Тем не менее, сотрудничество получается далеко не всегда. По наблюдениям специалистов из NLGN, ему могут препятствовать организационные моменты и специфика среды. Существенным барьером представляется отсутствие взаимопонимания и доверия между социальными предприятиями и местной администрацией.

Если муниципалитет захочет вступить в сотрудничество с такой организацией, он, скорее всего, будет действовать по известной ему схеме — попытается связаться с руководством и что-то обсудить. Но в организации третьего сектора может не быть отчетливо выраженного руководства — точнее, распределение ответственности там может быть совершенно неконвенциональным, а это может тормозить диалог.

Кроме того, бытует представление о том, что социальное предприятие, в отличие от муниципалитета, - это несерьезно, поэтому местная администрация в случае сотрудничества будет давать организации задания, а сама организация лишится возможности действовать самостоятельно. Многим социальным предпринимателям это не нравится (ср. выше описание отношений со структурами госуправления).

С другой стороны, социальные предприятия могут недостаточно эффективно распространять информацию о себе, так что у муниципалитета в итоге складывается крайне приблизительное представление об их деятельности. В каких-то случаях он может вообще не знать о существовании тех или иных организаций, если они действуют в очень локальных масштабах.

Чтобы преодолеть эти препятствия, заключают авторы публикации NLGN, необходимо повысить уровень осведомленности, в первую очередь - среди работников муниципалитетов. Для этого нужно проводить тренинги и прочие целенаправленные информирующие мероприятия на местах. Следует также разрабатывать обучающие программы для социальных предпринимателей, чтобы они могли более эффективно продвигать свои проекты и становились более открытыми к сотрудничеству.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:33 Минздрав разрешит целителям работать по лицензии с 2017 года
11:24 Минобрнауки опровергло сокращение департамента
11:19 В 2019 году в Венесуэле начнется производство автоматов Калашникова
11:17 В США создан прыгающий робот
11:08 Белоруссия объяснила блокировку Tor борьбой с запрещенными сайтами
10:50 Комитет ГД и Мособлдума разошлись в оценке укрупнения муниципалитетов
10:48 В Сирии погиб российский офицер
10:45 Стала известна официальная причина аварии «Прогресса»
10:38 По делу о гибели бразильских футболистов задержан глава авиакомпании
10:31 Кадыров перенес операцию
10:17 Правительство задумалось о введении реестра лиц с психическими расстройствами
10:14 МВД открыло аукцион на закупку ПК с иностранным софтом на сумму 800 млн рублей
10:04 Источник сообщил об увольнении департамента Минобрнауки
09:52 Полиция отказалась возбуждать уголовное дело против Трунова и Маруани
09:37 Трамп уволил члена переходной команды из-за ретвита слухов о Клинтон
09:35 Черные списки россиян могут отменить на время «Евровидения»
09:25 Кабмин ограничит импорт томографов и имплантов
09:15 В Хабаровском крае в пятиэтажке взорвался газ
09:01 В Москве и Подмосковье более двух десятков человек задержали за экстремизм
08:55 ФК «Ростов» сыграл вничью с голландцами
08:33 Обама признал вину США в становлении ИГ
08:15 В пригороде Дамаска сдались около трех тысяч боевиков
07:57 Украину назвали самой коррумпированной страной Европы
01:07 Госдеп заверил Россию в готовности продолжать переговоры по Сирии
01:00 Фанаты «Динамо» и «Бешикташа» устроили поножовщину в Киеве
00:51 Президент ЦСКА назвал причиной ухода Слуцкого тошноту и усталость
00:44 Новая книга о Гарри Поттере появилась в продаже на русском языке
00:38 Генсек НАТО рассказал об усилении российского влияния на Балканах
00:01 «Большой книгой» признали «Зимнюю дорогу» Леонида Юзефовича
06.12 23:51 «Гид пессимиста»-2017 предсказал возвращение престижа России
06.12 23:39 Почти треть «шампанского» в России оказалась сладкой газировкой на спирту
06.12 23:27 Путин обсудил с Мадуро решение ОПЕК о сокращении нефтедобычи
06.12 22:59 Главком ВС Украины прикинул потери от возможной войны с Россией
06.12 22:51 Верховный суд встал на сторону Samsung в споре с Apple
06.12 22:41 Трамп избавился от всех акций ради президентского кресла
06.12 22:31 Путин поручил кабмину поднять экономику РФ выше мирового уровня
06.12 22:07 Экс-глава Швейцарии возглавил антидопинговое расследование против чиновников РФ
06.12 22:01 СМИ узнали о планах Samsung убрать разъем для наушников в Galaxy S8
06.12 21:53 «Особо важного» следователя СКР арестовали за крупную взятку
06.12 21:43 Президент Южной Кореи пообещала покинуть пост весной
06.12 21:27 МЧС обнаружило в России 1253 небезопасных социально значимых объекта
06.12 21:01 Митинг за реформу ФСИН запретили проводить в центре Москвы
06.12 21:01 Microsoft получила одобрение Еврокомиссии на покупку LinkedIn
06.12 20:42 Кабмин предложил внести кибератаки и хакерство в УК
06.12 20:29 ЦСКА подтвердил предстоящий уход Слуцкого с поста главного тренера
06.12 20:00 СМИ узнали об очередном приговоре за госизмену из-за СМС
06.12 19:57 Меркель призвала пересмотреть отношения с Россией и НАТО
06.12 19:42 Samsung согласился пойти на мировую с «Евросетью»
06.12 19:28 Хакеры взломали сайты минфина и казначейства Украины
06.12 18:57 France Football анонсировал присуждение Роналду «Золотого мяча»
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.