Адрес: https://polit.ru/article/2012/07/14/Margarete_life/


14 июля 2012, 11:19

Удивительная жизнь Маргарете Шютте-Лихоцки

Большинство из нас, не связанных профессионально с архитектурой или дизайном, не слышало имени австрийского архитектора и дизайнера Маргарете Шютте-Лихоцки (Margarete Schütte-Lihotzky, 1897 – 2000). Меж тем, почти у всех дома имеется наглядный результат ее проектной деятельности – это так называемая Франкфуртская кухня. Я имею в виду стандартно-привычное расположение встык газовой / электрической плиты, разделочной поверхности и мойки, а также встроенную кухонную мебель и навесные шкафчики.

Конечно, знаменита Грета Лихоцки (так ее называли коллеги) не только «Франккфуртской кухней», да и сама она говорила, что не желала бы остаться в истории единственно автором этой разработки (о кухне – ниже). Как архитектор и дизайнер, Грета Лихоцки достигла многого, – впрочем, замечательны не только ее пространственные конструкции, но и то, как она построила собственную жизнь.

Маргарете Лихоцки родилась в 1897 г в Вене в обеспеченной и культурной семье. Ее профессиональные устремления сформировались достаточно рано и увенчались окончанием знаменитой Австрийской школы прикладных искусств (Kunstgewerbeschule). Маргарете Лихоцки (Шютте – фамилия ее мужа, тоже архитектора) предстояло стать первой австрийской женщиной-архитектором.

Еще до получения диплома она сотрудничала с Оскаром Штрнадом, одним из первых архитекторов, разрабатывавших проекты «социального жилья». Начало профессиональной работы Лихоцки совпадает с особым периодом в жизни австрийской столицы – деятельностью правительства социал-демократов, определявшего городскую социальную политику с 1919 г. вплоть до переворота 1934 г. Этот период был назван «Красной Веной»; именно под этим именем он вошел в историю Европы - и в историю архитектуры.

Послевоенная Вена мало походила на прежнюю блестящую имперскую столицу. Город был переполнен: демобилизованные ветераны, беженцы, «перемещенные лица», безработные... Свирепствовал туберкулез – именно от скоротечного туберкулеза умер отец Лихоцки, затем – ее мать; сама она тоже заболела и до конца жизни вынуждена была проводить какое-то время в санаториях.

Когда в мае 1919-го года на выборах в городской совет Вены победила Социал-демократическая рабочая партия Австрии, общее руководство страной оставалось в руках консервативных кругов. Это весьма важно помнить для понимания возможных ресурсов решения жилищной проблемы в Вене.

Первоочередной задачей социалистического правительства была ликвидация жилищного кризиса в городе. Особенно остро стояли два вопроса: откуда взять деньги для финансирования жилищного строительства и какую концепцию дешевого массового жилья предпочесть. Надо отметить, что участвовать в новом строительстве стремились действительно блестящие архитекторы; большинство из них были соратниками, учениками или последователями Отто Вагнера, т.е. прежде всего функционалистами – это Адольф Лоос, Карл Эн, Петер Беренс, Эрнст Май.

Поскольку власть социал-демократов распространялась только на город Вену, который имел особый юридический статус, то дешевое жилье реально было строить только на городской муниципальной земле.

Обсуждались две конкурировавшие в то время концепции экономичного муниципального жилья: 1) коттеджные поселки; 2) многоэтажные жилые дома. В Вене – прежде всего, из-за стоимости земли – возобладало строительство многоэтажных домов, тогда как, например, в Германии, – в частности, во Франкфурте, где много строил Эрнст Май – варианты коттеджной застройки.

Что касается источников средств, то правительство ввело весьма чувствительных размеров налог на роскошь, а также жилищный налог. Под «роскошью» понималось наличие в собственности граждан дорогих автомобилей, верховых лошадей, домашней прислуги. На зданиях эпохи «Красной Вены» до сих пор сохранились надписи «Построено на средства от жилищного налога».

Итак, в Вене муниципальное строительство ориентировалось на многоквартирные дома. Тем не менее, один большой проект коттеджного строительства все же был реализован. Заметная часть его воплощения сохранилось и по сей день, в том числе уцелел и дом, спроектированный Маргарете Лихоцки. Концептуально эти постройки напоминают поселок Фружес (1925 г., Пессак около Бордо), спроектированный Корбюзье.

В Германии, под Франкфуртом, коттеджное строительство было реализовано в значительно большем масштабе; и именно в рамках этого проекта приглашенная туда Эрнстом Маем Лихоцки разработала свою кухню (1926 г.). В то время были весьма популярны идеи тейлоризма – методы рационализации производственного и домашнего труда, основанные на тщательных расчетах времени и трудозатрат (у нас дома до конца 40-х сохранялась целая полка «тейлоровских» брошюр, изданных в СССР в начале 30-х гг.)

Кухня, спроектированная Лихоцки, имела типовые размеры 2,9 м на 1,9 м; а прообразом ее послужила кухня «Митропа» – модель, использованная немецким министерством путей сообщения в вагонах-ресторанах. Размещение плиты, мойки и т.п. было рассчитано самой Лихоцки с секундомером в руках. Впоследствии такие кухни продавались комплектом и пользовались спросом: только в Германии реализовано было более 10 тыс.

Еще до франкфуртского проекта Лихоцки в группе архитекторов, руководимых Адольфом Лоосом, участвовала в постройке одного из лучших сооружений «Красной Вены» – многоэтажного комплекса Винарски-Хофф. Адольф Лоос (1870-1933 ) – главный архитектор Вены с 1921 по 1924 г., был патриархом движения, которое потом назовут функционализмом – это ему принадлежит девиз «не строй живописно». Еще при империи Лоос построил в Вене  на Михаеленплатц знаменитый «Дом без бровей», «простотой» которого был так недоволен император.     

В 1927 г. Маргарете Лихоцки вышла замуж за архитектора Вильгельма Шютте. Она много и успешно проектировала, – в частности, участвовала в обширных франкфуртских проектах Эрнста Мая, стала заметной фигурой в женском движении, публиковала статьи и выступала с лекциями.

В 1930 г. группа немецких и австрийских архитекторов во главе с Эрнстом Маем получила приглашение на работу в СССР. В Европе кризис был уже в разгаре, так что приглашение это было принято, и Шютте, муж Лихоцки, тоже вошел в состав этой группы.

Задачей группы было участие в строительстве новых социалистических городов, причем преимущественно в промышленных районах СССР – в частности, длительное время немецкая бригада работала в Магнитогорске, позже супруги Шютте работали в Макеевке.

Судя по довольно обширной литературе, посвященной пребыванию группы Мая в Стране Советов, эта поездка в целом не была удачной – прежде всего из-за общего хаоса в СССР. Для некоторых участников экспедиция и вовсе окончилась трагически – впрочем, это уже другая тема.

Супруги Шютте пробыли в СССР до осени 1937 г., причем Маргарете в основном занималась проектированием зданий для детских учреждений, включая дизайн мебели и прочего оборудования. В 1934 г. они с мужем посетили Китай и Японию. В Москве Лихоцки сотрудничала с Академией архитектуры и разными советскими исследовательскими учреждениями, занимавшимися разработкой типовых зданий школ и детсадов и оборудования для них.

В 1937 г. у супругов Шютте кончалась их рабочая виза, и они предприняли попытку устроиться в Европе, но кризис зашел уже слишком далеко, так что они приняли приглашение на работу в Стамбул. С учетом внутриполитической обстановки в Турции, «младотуркам» немаловажно было пригласить туда именно столь известную женщину-архитектора.

В Стамбуле Маргарете познакомилась с архитектором Гербертом Айхольцером, членом группы австрийского антифашистского сопротивления. Лихоцки не просто присоединилась к Сопротивлению, но вступила в австрийскую компартию.

В 1940 г. Лихоцки отправилась в Вену для налаживания связей с антифашистским подпольем, но вскоре была арестована. Схваченный гестапо Герберт Айхольцер был казнен в 1943 г. Лихоцки, благодаря активным хлопотам самых разных влиятельных лиц, была приговорена всего лишь к 15 годам каторжной тюрьмы….

Она пробыла в заключении вплоть до прихода американских войск в 1945 г. В тюрьме у Маргарете опять открылся туберкулез, так что после освобождения ей пришлось некоторое время лечиться. В 1946 г. она уже проектировала детский сад в Софии, куда к ней из Стамбула смог, наконец, приехать муж, после чего они вместе вернулись в Вену.

Маргарете Шютте-Лихоцки предстояло еще полвека активной творческой жизни. Она оставалась привержена социалистическим убеждениям, ездила на Кубу и строила там, участвовала во всех международных архитектурных конгрессах и многих выставках, которые нередко проектировала как дизайнер. Особенно много внимания она уделяла проектированию и дизайну детских учреждений, пропагандируя, в частности, методы Монтессори.

Маргарете Шютте-Лихоцки умерла в 2000 г., не дожив нескольких дней до своего 103-го юбилея.