19 марта 2024, вторник, 10:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 июля 2012, 15:26

Дизель от Нобеля

Альфред Нобель. Фрагмент фото работы Gösta Florman
Альфред Нобель. Фрагмент фото работы Gösta Florman

См. также:

В 1859 году Эммануил Нобель объявляет себя банкротом и возвращается в Швецию. В разного рода биографиях причиной этому называют передачу Россией военных заказов после Крымской войны заграничным исполнителям. Жизненный опыт, однако, нашептывает, что здесь все было не так просто. И дело даже не в уходе заказов за рубеж, а в существенном повышении дисциплины военных расходов и изменении их номенклатуры в послевоенное время. Система гособоронзаказа ревизовалась и перестраивалась, и, глядя на нынешнюю практику, мы вполне можем допустить возникновение у Нобелей необходимости в "обрубании хвостов".

Как бы то ни было, дело шведских предпринимателей с отъездом его основателя не только не прекратилось, но, в последующие полвека, достигло сказочных высот, превратившись в значительный по международным меркам интернациональный бизнес.

Главой петербургского дела Нобелей после отъезда отца стал Людвиг Эммануилович Нобель (1831 – 1888). После потери отцовских мастерских, он (оказавшийся, похоже, главным кредитором банкрота – вот неожиданность!) берет в аренду расположенное на Выборгской стороне производство, принадлежащее братьям Ишервудам.

В 1862 году Нобель выкупает предприятие – так появляется "Механический завод Людвиг Нобель" – просуществовавший до 1999 года под именем "Русский дизель", когда он был обанкрочен в виду радикальных изменений конъюнктуры недвижимости на Выборгской стороне.

Это предприятие надолго стало своего рода сердцем индустриальной империи Нобелей.

Главной же маркетинговой идеей бизнеса стала ориентация не столько на конкретные передовые достижения науки и техники, сколько на сам процесс поиска и внедрения таких достижений.

Так, например, важнейшим направлением работы предприятия стало станкостроение и возникший на его базе инжиниринг. Целые линии для производства тех или иных видов вооружения изготовлялись и поставлялись "под ключ" на Сестрорецкий, Тульский и другие оружейные заводы. Причем, помимо оснащения технологическим железом, Нобели брали на себя и подготовку необходимых для работы с ним кадров! Казалось бы, Нобели оснащали конкурентов – но это не так: привязывая последних к своим технологиям, сами они шли вперед.

Характерна история с государственным Ижевским оружейным заводом (ныне – концерн "Ижмаш", былой производитель автоматов Калашникова и автомобилей "ИЖ"): после освобождения заводских крестьян, наложившегося на упомянутую уже реформу государственного оборонзаказа, правительство пришло к выводу о целесообразности сдачи завода в аренду частным предпринимателям. Одним из арендаторов стал Людвиг Нобель, представленный, однако, через своего многолетнего бизнес-партнера барона П. А. Бильдерлинга – возможно, от арендаторов требовалось русское подданство, которого большая часть Нобелей не имела. Как бы то ни было, техническое перевооружение ижевского завода производила именно компания  Людвига Нобеля. Согласно интернет-энциклопедии, арендаторам удалось серьёзно изменить облик завода. Уже к 1873 году было завершено переустройство завода на гораздо больший, чем ранее, выпуск оружия. А с 1874 года Ижевский завод стал называться не только оружейным, но и сталелитейным. В годы аренды получил серьёзное развитие станочный парк, большой шаг вперёд сделала заводская энергетика. Впервые была открыта телеграфная станция, появились телефонные линии, внутризаводской железнодорожный транспорт. Именно в эти годы на заводе (с началом производства берданок) окончательно сложилась специализация труда, обусловленная машинным производством всех частей ружейного механизма. Благодаря этому производство новых ружей возросло с 7000 до 70 000 штук в год, нарастал и выпуск стали. В 1875 году "за содействие и особые труды по устройству в Ижевском Оружейном заводе технической части" Людвиг Нобель был награжден орденом Святой Анны 2 степени.

Вообще, Нобели всегда полагали, что для успешной работы необходимо постоянно присутствовать в различных сферах жизни страны – в результате, они ведут активную меценатскую деятельность, входят в различные консультативные органы, публично высказываются по актуальным проблемам. Так, Людвиг Нобель одним из первых высказывался в пользу введения в России метрической системы. В 1866 году он же стал одним из учредителей, активных участников и масштабных спонсоров Русского Технического общества (РТО), занимавшегося поддержкой перспективных научных исследований. Помимо этого, он с 1869 года финансировал деятельность школы железнодорожных мастеров при РТО, содержал курсы для рабочих "Механического завода "Людвиг Нобель", с 1877 года учредил стипендию имени А. Баранова для Технической школы.

После смерти Людвига Нобеля на средства пайщиков его структур была учреждена научная премия, вручаемая РТО, а также целый букет именных стипендий в различных вузах и училищах страны. Как писал биограф Нобелей Сергей Семенцов, «на протяжении многих лет сын Людвига Нобеля,  Эммануэль Людвигович Нобель жертвовал очень крупные суммы в Императорский Институт Экспериментальной медицины (ИИЭМ), по его инициативе его дядя - Альфред Нобель также передал в ИИЭМ в 1892 г. 10 тысяч рублей. Э. Л. Нобель финансово поддерживал Общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей "Маяк", Ремесленное училище Цесаревича Николая, Дом презрения и ремесленного образования в Санкт-Петербурге... "За исключительные пожертвования в области науки и среднего образования" в 1909 году получил чин Действительного статского советника, а в 1914 году награжден орденом Св. Станислава 1-й степени. Только в 1899-1910 годах на стипендии учащимся предоставлено более 388 тыс. рублей. На пожертвования семьи Нобель в Технологическом институте были созданы специальная лаборатория, музей и библиотека имени Э. Л. Нобеля. У семьи Нобель, особенно у Э. Л. Нобеля установились деловые отношения с Императорской Академией Наук. Постоянный интерес Э. Л. Нобеля к различным областям научной деятельности, участие в работе научных и научно-технических обществ, финансирование ряда крупных научных институтов и направлений (особенно в химии, нефтехимии, геологии, метрологии и т. д.) обеспечили достаточно тесные контакты с учеными мирового уровня. Среди архивных документов семьи Нобель встречаются материалы, связанные с именами лингвиста А. А. Шахматова, физиолога И. А. Павлова, математика В. А. Стеклова, астронома М. А. Рыкачева, кораблестроителя А. Н. Крылова, геолога А. П. Карпинского и многих других. Показательно, что в доме Нобеля 29 апреля (или 2 мая) 1913 года проведены торжества в честь проходившего в Санкт-Петербурге Съезда Международного Союза Академий наук. На торжествах приняли участие академики, ученые и деятели искусства российской столицы, государственные деятели, министры, банкиры, промышленники».

Выдающимися, по меркам тогдашней России, были и структуры организации быта рабочих предприятий Нобеля – рабочие городки, медицинские и досуговые учреждения. В штате компаний имелись специальные лица – в том числе и члены самой семьи Нобелей, должностные обязанности которых предполагали управление благотворительными проектами и, как бы сейчас сказали, социальной поддержкой персонала.

Однако вернемся к собственно производству. В полной мере выдающимся был вклад Нобелей в  развитие русского двигателестроения. Эти достижения выпали прежде всего третьему поколению династии Нобелей – а именно Эммануилу Людвиговичу (1859 – 1932), возглавившему управление заводом на Выборгской стороне после смерти отца. Э. Л Нобель, кстати, принял российское подданство (в 1889 году), однако в 1921 году эмигрировал в Швецию. Но это будет еще не скоро.

В 1898 году он покупает лицензию на производство двигателя внутреннего сгорания конструкции Рудольфа Дизеля. Силами инженеров компании Нобеля дизель усовершенствуется – теперь он способен работать не только на керосине, но и на жидкой нефти – и начинает активно внедряться.

Попутно, впрочем, с использованием всех доступных Нобелям средств пресекаются возможности конкуренции. Так, под давлением Нобеля были прекращены аналогичные работы выдающегося инженера Густава Тринклера, выполнявшиеся на Путиловском заводе и имевшие ощутимую фору перед разработками Нобеля (ради продолжения проекта Тринклеру пришлось надолго уехать в Германию).

В 1899 году было начато серийное производство нобелевских нефтяных дизелей, названных во всем мире "русскими дизелями". В 1903 году на заводе "Людвиг Нобель" были созданы первые в мировой практике судовые дизельные установки, а в 1904 году такая установка была смонтирована на первом в мире теплоходе "Сармат". В 1908 году здесь же была создана установка для первой в мире дизельной подводной лодки "Минога".

Фирме Нобелей принадлежит и приоритет создания энергетической установки первого в мире дизель-электрохода.

В общем, вплоть до начала Первой Мировой войны "Людвиг Нобель" доминировал в мире в качестве изготовителя судовых дизельных установок и имел хорошую долю рынка дизелей прочего назначения – насосных, электрогенераторных и пр. По словам Семенцова: В соответствии с уже сформировавшейся заводской традицией, завод передавал права на серийные выпуски дизелей другим российским предприятиям: Коломенскому заводу (в 1903 году), Николаевскому заводу (в 1907 году), заводу Фельзер в Нижнем Новгороде (в 1910 году), Сормовскому заводу (в 1911 году). С 1911 года дизельные насосы "Механического завода" устанавливаются на ледоколах, на Тульском оружейном заводе, на Морском полигоне, на насосных станциях Санкт-Петербургского, Киевского, Казанского и Владимирского водопроводов, во многих жилых и промышленных зданиях Санкт-Петербурга, других городов России».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.