Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 23:46
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

20 июля 2012, 09:36

Наука для города

Мы публикуем беседу с крупнейшим российским урбанистом - Вячеславом Леонидовичем Глазычевым, проведенную в последние месяцы жизни профессора. Как наука помогает определять стратегию развития Москвы? Беседу провели Борис Долгин, Анатолий Кузичев и Дмитрий Ицкович.

Город живет, развивается, что-то происходит. У города есть политические задачи, проблемы, есть пробки, наконец. Но единого научного центра управления всем этим натуральным образом нет. Во-первых, потому что наука не умеет всерьёз работать с городами.

Слишком сложный объект. Более сложный тяжело придумать.

Город гораздо сложнее даже человеческого организма. Потому что здесь присутствуют и связи между этими организмами. Есть только отдельные плоскости, в которых этот странный объект – сверхгород, мегаполис – высвечивается. Вменяемые экологи знают, что об этом сказать, где есть предел, за которым дышать уже нечем. Вменяемые экологи – это те, которые вообще допускают существование человека. Есть некоторые, которым человек ни к чему. Ещё кое-что знают социологи, но мало, потому что исследований и заказывали, и проводили мало.

И это - наша отечественная специфика. Единственное настоящее городское исследование, которое мне известно, – это давнее ФОМовское исследование посетителей сети «Идеальная чашка» в СПб: что это за страты, что это за люди, как они себя ведут.

В целом, Москва – нуль в социологическом смысле.

Все занимаются только электоратом. Вперёд, на выборы, - назад, на выборы. В плане недвижимости есть кое-что. Но это скорее знают ребята из «Опоры России» - маркетологи и политики больше.

А вот по социологической подлинной карте достаточно посмотреть, какая есть этническая карта Москвы. Если набрать в поисковике, то выскочит 2003 по результатам 1999 года. С тех пор грант кончился, никто этого не заказывал. Приехали таджики, которых тогда ещё не было, всё перемешалось, китайцы из Черкизова переехали в Люблино, но карты нет.

Здесь наука пребывает в состоянии стайера, которому не дали команды бежать.

Но кое-что мы знаем.

Почему так получилось, что Москва в социологическом смысле нуль? Прежде всего, потому, что власти совершенно наплевать, что делают жители и как они себя ведут. По крайней мере - было до недавнего времени. Сейчас начался сдвиг – сайт стал первым инструментом фидбэка, обратной связи. Но вообще-то власти ещё даже не знают, во что впутались. Ужас, который будет сейчас по массиву нарастающих реакций!.. Надо придумать институт реагирования. Был только институт отписок, вам отвечали: «Не текло и течь не будет» - или наоборот. Но это новая конструкция, которую нужно ещё создавать. Поэтому получается, что

знание опасно: ты знаешь - и тебе нужно что-то делать, а не знаешь – так и хорошо.

Новая московская власть вместо того, чтобы осмотреться, где же «течёт в большей степени», начала думать о стратегии. Это совершенно естественно. Осматриваться, если говорить о научном подходе, нужно довольно долго, к сожалению. Надо выстроить объект, модель, выслушать споры разных школ и так далее. Где кончается Москва? Кто-то говорит, что в Калуге, а кто-то – в Ростове или вообще в Балашихе. Поэтому наука в этом смысле сильно запутывает, а власти нужно действовать немедленно. Мало того, что стратегию только заказывают, но до этого уже приняты государственные программы в количестве 18 штук, потому что она должна действовать! Наука тут точно ни при чём.

За рамками 5-7 миллионной черты наступает момент, когда слово «город» теряет смысл. Это уже другое, это урбанизированная территория.

Традиция представления города – это Флоренция ХV-ХVI века или Париж середины ХIХ-го. Мы имеем дело с тем, что толком не описано, поэтому приходится говорить «мегаполис». Назвали – стало хорошо жить? Нет, потому что непонятно, как его обустроить. Работают ли в нём демократические институты? Это большой вопрос. В Берлине, например, не работают. Или работают, но только через выборы Сената. Никакой больше системы местного самоуправления нет. В Париже тоже нет. Ну, а нам надо её придумать, потому что только через это можно придти к осмысленному горожанству.

Конечно, есть такой демократический миф: есть ответственный горожанин, который осознаёт себя и который нанимает власть. А в мегаполисах – что в Москве, что в Гонконге, что в Нью-Йорке – это миф. В Нью-Йорке просто хорошо, потому что есть Блумберг, который получает доллар в год и явно заинтересован публичным благом. А если нет Блумберга и доллара в год? Иными словами, бюрократия сверхбольшого города – это тема, которой всерьёз занимается считанное число людей.

И я пытаюсь. Сейчас вышла книга моего друга Блэра Рубла, который недавно был на «Полит.ру», «Биография одной улицы: Ю-стрит», что в Вашингтоне (Washington's U Street: A Biography). А никто даже и не понимает, где кончается Вашингтон: есть дистрикт Колумбия – это одно, а есть реальный Вашингтон, где живут люди, и где университеты соседних городов являются его частью. Поэтому приходится жить в многомерной действительности, а наука ХIХ-го века к этому не привыкла, а ХХ-го ещё не сформировалась.

Нужно признать реальную Москву и понять, где она кончается. Например, Нью-Йорк: там есть городская квартира, а есть дом, где по-настоящему живёт семья. Мы уже вошли в эту фазу, хотя пока в небольшом слое.

Второе: есть Москва, в которой по-прежнему 40% занято непонятно кем. Федеральные земли, федеральные предприятия, где чем-то кто-то торгует с заднего угла. И только сейчас власть взялась за инвентаризацию этого процесса. Строить на этом трудно, потому что земля эта испоганена за десятилетия жуткого отравления почвы.

Дело науки – дать некоторое знание. Захочешь или не захочешь использовать знания – дело политики.

Самое ужасное, когда наука пытается играть роль политики. Ничего хорошего из этого не выходит.

Является ли роль ученого как эксперта ключевой для разработки стратегии?

Да, она действительно ключевая, и моим коллегам и мне приходится выступать в этой роли и носить эту маску. Но если быть честным экспертом, то ты можешь говорить только об одном: вот альтернативы, вот выборы, вот выигрыши, которые можно себе представить. Заранее ты знаешь, что все проигрыши ты вычислить всё равно не в состоянии.

Простой пример: нужно, наконец, делать арендное жильё. Внутри существующей де-юре Москвы его уже делать негде, потому что нельзя делать это отдельным домом, раз это маленькие компактные квартирки, а значит, нужно это как-то компенсировать. Чем? Горкой для скейтбордов – подросткам будет, чем заняться. Разложил на 1000 квартир по копейке – вроде нормально. Это можно сделать на иной, на новой территории – отлично. А как сделать техническое задание, когда архитекторы привыкли обслуживать только богатого клиента? Своими обойтись или делать международный конкурс, чтобы какие-нибудь голландцы в это включились, которые привыкли крохоборствовать? К счастью, вроде бы удаётся сдвинуть власти к этому. Потому что вообще-то не грех и международный интеллект задействовать.

Сейчас объявляется международный конкурс на идею московской агломерации, где не задана её граница. Участники должны сами определить и мотивировать эту границу. Это капитал знания, который мы можем получить с миру по нитке.

Впервые на моей памяти принят разумный закон, по которому сказано, что в ближайшие несколько лет ничего не будет меняться, все статусы останутся прежними. На самом деле это гигантский прорыв.

Если говорить серьёзно о научном или околонаучном знании, то можно сказать так:

нет решения транспортной проблемы Москвы без решения большого товарного транзита, который с начала 1990-х идёт через Москву.

Нам надо отвести этот поток от города, потому что к городу это не имеет никакого отношения. А куда отвести? Вот это хороший вопрос. Область говорит: давайте делать ЦКАД, Центральную дорогу! – это тот же МКАД, только на 15-20 км дальше – нонсенс! А учёно-экспертный клуб говорит: ничего подобного, надо это вывести на Калужскую и Тверскую области. Это надо обсуждать, рассчитывать, считать цену и годы.

Цены будут расти, потому что не видно причин, по которым они должны перестать расти. Сразу ясно, что меньше чем за 15 лет это не сделать. Нельзя смотреть на других в этом деле: у них там одно, у нас тут другое.

Как наука помогает определять стратегию развития Москвы?

Если мы говорим, что вопросы транспорта лежат за пределами московской черты – это уже может быть помощью. Мы говорим о вопросе изменения пропорций в жилищном фонде с собственности на арендное – это может быть или не быть использовано. Это и есть та единственная форма помощи, которая может оказываться. За власть наука не работает.

Наука создаёт прогнозность: если вы примете решение А, то имейте в виду, что вы столкнётесь с ситуацией Б. Это единственное, что может быть сделано. Но это не так уж мало, если этим пользоваться.

Но

опыт показывает, что восприятие этих рекомендаций занимает примерно 8 лет.

Сегодня всё понятно экспертному сообществу, а реальностью это станет через 8 лет.

Из какой логики пишется и создаётся стратегия развития города?

Начиная с эпохи Бориса Годунова, мы работали в одной схеме: Москва соотносит себя с Парижем, Лондоном. Мы сегодня говорим одно: мы хотим быть в клубе мировых городов. Что такое мировой город – понятно, их счётное число, Лондон и Париж – из этого списка.

Дело не в численности, а в плотности финансовых потоков, в плотности интеллектуальной деятельности, в числе мировых конгрессов, которые там проводятся. Если проводите 300 – вы в клубе, а нет – так простите. Если вы это принимаете – каков разрыв между тем, где мы находимся, и тем, что мы хотим иметь? Выясняется, что по дороговизне мы уже в клубе, а по остальным параметрам как-то не получается. По транспорту не получается, аж в три раза мы отстаём.

Итак, в число мировых городов входят Лондон, Париж, Нью-Йорк. Не входят Мехико и Берлин. А Токио?

На грани. У него есть огромный плюс и колоссальные минусы, главный из которых - чудовищная монотонность среды. Это просто вызывает тошноту. Это сложно оцениваемая вещь, но эстетически это важно - приятно там находиться или нет. Вот Барселона – да, входит в число мировых городов.

Мировые города - это города, куда хочется вернуться.

По Москве мы имеет один жестокий показатель: 8 из 10 реальных туристов, которые бывают в Москве (а это в год всего миллион человек, что в 30 раз меньше, чем в Лондоне), говорят, что больше никогда сюда не приедут. Вы не можете каждого туриста анатомировать! Но, скорее всего, он вам скажет, что вечером делать нечего, дорого и так далее. Пока нам властям важно сказать именно это: нас не любят.

На Питерском экономическом форуме президент заявил, что из Москвы хочется сделать мировой финансовый центр, все сразу забегали и заволновались. Это было направлением развития?

Это было толчком в какой-то степени, но научно-экспертная точка зрения имеет значение. Надо некоторые вещи знать.

Сегодня все деловые, финансовые и прочие центры формируются не в городах, а у аэропортов.

Если, условно говоря, я не настаиваю, окажется, что эту позицию мы принимаем и доказываем, то тогда этот центр может появиться между Внуково и Домодедово, чтобы за 5 минут можно было решить проблемы. Если этого не будет, то и финансового центра не будет, потому что 2,5 часа на дорогу никто не будет тратить.

Кроме того, если в городе приятно быть, то шансов на то, что в нём приятно делать и дела, гораздо выше. Так что дело не в туризме как таковом – дело в создании благоприятного отношения, памяти об этой среде.

Если мы хотим видеть Москву в этом ряду мировых городов, то что нам делать дальше? Смотреть на какие-то параметры и рейтинги?

И на рейтинги, и на параметры, и на возможности. Тогда мы сможем сказать, что и когда мы сможем сделать. Потому что улучшить ситуацию на 10-12% мы можем теми мерами, которые пока звучат: выделенные полосы, карманы, дополнительные места парковки и прочее. Больше выжать из этого нельзя – что тоже важно честно признать.

Если у нас с вами неполных 8% площади под дорогами, а норма для мегаполиса начинается с 18-20%, то ясно, что завтра это не решится.

Честность в этом отношении очень важна.

Вторая вещь: понятно, что необходимо начать видеть, что сегодняшняя эйфория собственного автомобиля начнёт завершаться через некоторое время так же, как завершилась она и в Париже, и в Берлине, и в Лондоне. Сегодня это кажется невозможным, все бегут за очередной маркой, но надо смотреть вперёд.

Тогда-то и можно будет перейти на то, что уже делают Лондон и Стокгольм, начиная отжимать частный автомобиль. Но для этого надо развивать общественный транспорт. Вот чем занимается научно-экспертное сообщество - пытается показать шире, чем то, что очевидно.

Экспертное сообщество вскрывает неочевидное и показывает выбор между какими-то, как кажется, очевидными вариантами. А ещё зачем нужны эксперты?

Больше вообще ни за чем не нужны.

Представители каких дисциплин должны быть задействованы в этой работе? Ясно, что никуда тут не деться ни без эколога, ни без социолога. Совершенно не пригодны к делу экономисты: они с городом работать не умеют. Причём, нигде. Но это не значит, что их не нужно использовать по мере сил. А далее всё, что хотите: криминалисты, организаторы движения.

Например, стоит простая задача: разделить службы дорожной полиции и организации движения. Они сегодня слиты, а это нонсенс, потому что это два разных функционала: один ловит нарушителей, а другой выпихивает, чтобы быстрее ехали. Шизофреническая ситуация для нашего ГИБДД - или ГАИ, или как его там.

В решении такой задачи нет того, кто не был бы полезен. Специалист по маркетингу будет, по рекламе – будет, по туризму – будет. Всех надо завязывать на задачу.

Если ставится задача, сразу отпадают те, кому сказать нечего.



Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

23:15 Замглавы МИД передал Тегерану предложения Госдепа по Сирии
23:10 Президент Италии призвал премьера не покидать пост до утверждения бюджета
22:35 Трамп и его дочь встретились с Альбертом Гором
22:25 Московские власти завершили снос третьего списка самостроя
22:18 Васильева анонсировала синхронизацию литературы и истории в школе
21:49 Минкомсвязи пригласило на работу миллион IT-специалистов
21:35 Глава правительства Франции заявил об уходе в отставку
21:01 Путин задумался о проверке правительства на употребление алкоголя
21:00 Путин поделился планами после ухода из политики
20:46 МТС отказалась повышать тарифы за рубежом
20:43 Минфин Чечни отказался от претензий к размеру дотаций
20:28 Путин объяснил засилье криминала на ТВ
20:08 Главком ВС Украины рассказал об ожидании российского удара «отовсюду»
20:07 Путин объяснил пользу замещения импорта
19:44 Фигурант дела о «крымских диверсантах» отказался от показаний
19:44 WikiLeaks выложил в сеть переписку зятя Эрдогана
19:25 86 бывших депутатов не съехали со служебных квартир
19:13 «Мемориал» признал блогера Соколовского политзаключенным
19:01 Белый дом подтвердил встречу глав США и Японии в Перл-Харборе
18:44 Формирование правительства Свердловской области практически завершено
18:40 Путин подписал закон о штрафах за недопуск газовиков к проверке плит
18:28 Путин поручил создать орган власти по адаптации мигрантов
18:23 ФАС предложила запретить госкомпаниям покупать акции коммерческих фирм
17:55 В Алеппо умерла вторая сотрудница российского госпиталя
17:53 Путин вошел в тройку людей года по версии читателей Time
17:33 Инженеры выяснили причину перегрева Galaxy Note 7
17:27 Европа определилась с приоритетами в космических исследованиях
17:13 В разбившемся в Югре автобусе мог пропасть видеорегистратор
17:09 Кировский суд отказал в возвращении дела «Кировлеса» в прокуратуру
16:51 Чечня пообещала добиваться увеличения бюджетных дотаций
16:37 Путин пригласил избранного президента Узбекистана в Россию
16:26 Медведев решил «ограничить аппетиты» чиновников при госзакупках
16:08 Ливийские военные освободили Сирт от ИГ
16:01 Шувалов сообщил об изменении условий поддержки ипотеки
15:47 Минобороны подтвердило гибель в Сирии российского медика
15:41 Песков прокомментировал потерю второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
15:25 Дадина перевели в колонию в Кировской области
14:49 СМИ сообщили о гибели в Алеппо российской медсестры
14:47 Дело о ДТП в Югре передано Главному следственному управлению СКР
14:41 В конце дня шахматисты склонны к более рискованным ходам
14:32 Президентом Узбекистана избран Шавкат Мирзиёев
14:29 Минкомсвязи обсудит с прокурорами зарплату главы «Почты России»
14:08 Арбитраж в Киеве обязал «Газпром» выплатить 6,8 млрд долларов
13:54 «Почта России» запустила свои самолеты
13:26 Источник сообщил о падении в море второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
13:26 Цена барреля Brent впервые за полтора года превысила 55 долларов
13:15 Правительство немного снизило прожиточный минимум
12:56 После гибели детей в аварии в Югре ужесточили правила перевозки
12:52 СМИ: один из самых успешных проектов в области российского ритейла начался с любви к Айн Рэнд
12:51 ООН запросила на гуманитарную помощь рекордные 22,2 млрд долларов
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.