Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 апреля 2018, среда, 21:00
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 августа 2012, 15:31

Московский транспортный конфликт

Транспортная система не находится в состоянии полного бесконфликтного благоденствия ни в одном крупном городе мира. Даже в самых богатых и успешных из них с той или иной частотой наблюдаются заторы на дорогах и давки в общественном транспорте.

Многие развитые страны мира проблему «столкновения городов и автомобилей»[1] успешно решают. Это стало возможно только в результате переосмысления роли личного и общественного транспорта и осознания не только профессионалами-транспортниками, но и политическими лидерами того факта, что использование автомобилей в городе, при всей своей индивидуальной и общественной полезности, сопряжено с гораздо более высокими индивидуальными и экологическими издержками, чем поездки на общественном транспорте. Так, во Франции и Германии приоритет в движении целиком отдан автобусам и троллейбусам. Полосы для общественного транспорта, к тому же отделенные бетонными барьерами, в Париже вынудили многих автомобилистов пересесть на автобусы и метро. А в Берлине пользоваться подземкой не брезгуют даже бизнесмены и высокопоставленные чиновники.

Задачей московской администрации с недавнего времени также является решение наболевшего вопроса борьбы с пробками посредством популяризации общественного транспорта.

В течение прошлого года Москва на европейский манер изрисовала дорожное полотно разметкой, гордо украшенной большой буквой А, в рамках программы по реконструкции «вылетных» магистралей выделяется в общей сложности более 460 километров полос для автобусов - экспрессов и полуэкспрессов.

Однако ставшие визитной карточкой российской столицы пробки на дорогах никуда не делись, а московские автомобилисты по-прежнему предпочитают добираться до работы на личном автомобиле. И дело тут не только в том, что подвижной состав общественного транспорта некомфортный, маршруты составлены неудобно, расписания часто не соблюдаются (во многом способствуют задержкам турникеты, расположенные в салонах).

Для достижения цели оптимального перераспределения пассажиров между личным и общественным транспортом должны быть осуществлены основные меры транспортной политики по двум возможным направлениям, желательно координированным образом:

1. Содействие использованию общественного транспорта.

  • введение системы скоростных трамваев, легкого метро,

  • увеличение комфортности общественного транспорта (климат-контроль, WI-FI),

  • увеличение скорости обслуживания пассажиров имеющимися системами (выделение автобусных полос, введение новой системы валидаторов, позволяющих быстрее осуществлять посадку и высадку пассажиров, сокращение интервалов движения подвижного состава),

  • снижение цен на проезд, организация единого билета,

  • строительство новых станций и линий метро.

2. Дестимулирование поездок на личных автомобилях:

  • повышение стоимости использования личных автомобилей (тарифы за парковку, за въезд в центральные и культурно-исторические части города, налоги на бензин, на покупку автомобилей),

  • передача полос движения автомобилей общественному транспорту,

  • сокращение количества парковочных мест в центрах городов.

В совокупности указанные меры будут способствовать увеличению как пассажиропотока на общественном транспорте, так и средней скорости перемещения людей по городу (вследствие того, что на дорогах станет свободнее).

К сожалению, власти Москвы ведут иррациональную политику, одновременно стимулируя использование как общественного, так и личного транспорта. С одной стороны, увеличивается пропускная способность магистралей Москвы как за счет реконструкции и расширения существующих трасс, так и строительства новых дорог-дублеров; ведется реконструкция и строительство параллельных линиям общественного транспорта участков автомобильных дорог. С другой – предпринимаются меры по стимулированию использования общественного транспорта – строятся новые станции метрополитена, выделяются линии для проезда автобусов и троллейбусов.

Поясню еще один момент: между конверсией полосы движения – предоставлением ее в пользу общественного транспорта (таким образом, пропускная способность дороги для личных автомобилей сокращается) и созданием дополнительной полосы движения (строительство дополнительных полос для общественного транспорта без сокращения полос движения для личного автотранспорта) существует огромная разница. Метод «конверсии полосы движения» улучшает условия движения общественного транспорта и сдерживает использование личных автомобилей. Метод «создания дополнительной полосы движения» поощряет интерес автовладельцев.

Другими словами, инвестиции направляются в две конкурирующие транспортные инфраструктуры. Этот факт подтверждается и распределением бюджетных затрат: 59,49 % - в развитие автомобильных дорог, УДС и парковочного пространства против 38,9 % - в  развитие общественного транспорта[2]. Таким образом,

несмотря на номинальные (политические) задачи реальный (инвестиционный) приоритет по-прежнему отдается дорожному строительству.

Для системного решения проблемы необходимо начинать сокращать автопользование посредством повышения стоимости использования личных автомобилей, ударно развивая общественный транспорт за счет конверсии полос движения, одновременно расширяя возможности пеших и велосипедных маршрутов. И самое главное необходимо укоренить в широкой общественности осознание того, что автовладелец находится на последнем месте в ряду претендентов на городское пространство, так как его поведение не просто наименее эффективно и наиболее затратно, но и прямо опасно, вредно и разрушительно для общества.

Уличная сеть должна принадлежать пешеходам, общественному транспорту, велосипедистам и городским мобильным службам. И только если на улице останется местополосам для автомобильного движения, при условии обязательной технически регулируемой и контролируемой ПДД обязанности уступать дорогу всем прочим участникам движения.

Конечно, ограничение движения транспортного потока с помощью специальных планировочных и инженерных решений всегда вызывает общественные дебаты. Группы, лоббирующие те или иные специальные интересы, а также некоторые масс-медиа выступают против любых ограничений интересов автовладельцев. Но здесь стоит оглянуться на лучший мировой опыт, в рамках которого общей чертой обустройства городских центров является четкая «антиавтомобильная» направленность.

Многие западные города сегодня начинают сокращать дорожную сеть, уничтожая в первую очередь транзитные эстакадные скоростные проезды: они уже осознали их губительность для городской среды. Проблема теперь в стоимости их разборки, поэтому возникают экзотические варианты использования - прогулочно-парковые пешеходные зоны, например, как в Сеуле, Нью-Йорке и Париже. В Париже сегодня снижают скорость проезда с помощью препятствий, системно сужают проезжую часть, главная автоэстакадная магистраль Жоржа Помпиду сужается на 25%, например, пешеходными делаются набережные. Зачем нам сегодня возводить то, что завтра придется мучительно разбирать?

Примеров решений по стимулированию развития общественного транспорта существует много. Развитие метрополитена - не единственный выход, так как в метро образуются свои "пробки" на сегодняшний день 41% линий - 125 км - перегружены в 1,1-1,3 раза, условия перевозки пассажиров в часы «пик» достигают 6,0 чел./кв. м при норме 4,5 чел./кв. м. В особенности это касается центральных узловых станций, пересечений радиальных и кольцевых станций, а также станций метро при московских авто- и железнодорожных вокзалах, обслуживающих максимальные пассажиропотоки и не имеющих резерва для увеличения провозной  способности. Результатом строительства новых конечных станций метро будут дополнительные десятки  тысяч пассажиров.

Метро непременно должно функционировать в контексте с другими рельсовыми системами: пригородно-городским железнодорожным сообщением и современными трамвайными линиями. По сравнению с метрополитеном, трамвай перевозит ненамного меньше пассажиров (20-30 тысяч в час, против 60-70 на метрополитене). Однако стоимость строительства новых линий примерно в 4 раза ниже, чем для новых линий метро, а комфорт, надёжность и скорость[3] сообщения - почти на уровне метрополитена.

Одним из удачных примеров можно считать реанимацию московской окружной железной дороги, ранее используемой для грузоперевозок. Власти Москвы рассчитывают увеличить пассажирские перевозки железнодорожным транспортом внутри города к 2016 году в полтора раза.

Одновременно

стоит задуматься над оптимизацией пассажирского и автомобильного трафиков за счет факторов размещения рабочих мест и резидентного поведения домохозяйств.

Согласно данным известного российского урбаниста А.И. Стрельникова, 38% всех рабочих мест, имеющихся в московской агломерации, сосредоточено в центральном пятачке, занимающем всего 6,5% номинальной городской территории. Эта невероятная концентрация рабочих мест вызывает мощнейшие маятниковые потоки (в центр – утром, из центра – вечером). Резидентная мобильность, то есть частота смены места жительства, происходящая обычно в связи со сменой места работы, способствует снижению дальности поездок горожан, суммарной транспортной работы, выполняемой в городе, а значит, и снижению пассажирского и автомобильного трафиков.

***

Конечно, проблема большого притока людей в Москву – это проблема всей России, каждого региона, независимо от его расположения. Все рвутся работать в столицу, потому что только она дает много возможностей заработать любому гражданину. И транспортные проблемы должны сподвигнуть наших управленцев начать-таки развивать регионы не только в их пользу, но и на пользу столице. Тогда проблемы передвижения жителей Москвы в пределах своего города существенно уменьшатся сами про себе.

Примечания

[1] Вучик Вукан Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А.Калинина; под науч. ред. М. Блинкина. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. -  576 с. [2]Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.» [3]Скорость сообщения на трамвае: 25-35 км/ч, на метрополитене: 35-45 км/ч

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:58 Путин и Саркисян назвали условия выхода Армении из кризиса
20:43 СМИ узнали о решении Glencore вновь работать с UC Rusal
20:11 Роскомнадзор не смог договориться с Amazon о блокировке Telegram
19:34 Пресняков-старший попал в больницу из-за инфаркта
19:04 Оппозиция в парламенте Армении выдвинула Пашиняна в премьеры
18:20 Ученые назвали новую причину приостановки ядерных испытаний в КНДР
17:51 Глиобластому научились выращивать на «минимозге»
17:49 Ученые пожаловались Медведеву на «вредный» Роскомнадзор
17:25 Отсрочку курортного сбора в Крыму связали с открытием моста
17:10 Представитель Карапетяна опроверг его уход с поста и.о. премьера Армении
16:51 Навальный собрал 373 млн рублей на президентские выборы
16:15 Глава армянского минспорта оставил пост ради протестов
15:52 Москвичей предупредили о желтом уровне погодной опасности
15:35 Инвесторы UC Rusal попросили США дать им избавиться от облигаций
14:40 Шведскому изобретателю дали пожизненный срок за убийство журналистки
14:27 Темный шоколад снижает стресс и уменьшает воспаление
14:27 Росфинмониторинг связал депутатов и губернаторов с отмыванием миллиардов в офшорах
13:48 Минобороны показало обломки американского «Томагавка»
13:22 Тулеев рассказал о назначении Цивилева из центра
13:03 КС РФ разрешил признавать сбежавших виновников ДТП пьяными
12:34 Австралийский ученый обнаружил связь между мускульной силой и когнитивными способностями
12:22 ВС РФ отказался выпустить Олега Навального из колонии
12:05 Россия начала производить С-400 для Турции
11:49 Разработчик «Новичка» попал под машину после интервью
11:25 С 1 мая «АвтоВАЗ» повысит цены из-за колебаний рубля
11:16 Посол Сирии в РФ заявил об С-300 в Дамаске
11:00 Число жертв урагана в столичном регионе достигло трех
10:28 Оппозиция блокирует улицы Еревана с требованием «премьера от народа»
10:02 Путин назвал действия в обход Совбеза ООН потаканием террористам
09:59 Сенат США потребовал отчет о связи банков с «кремлевским списком»
09:34 Конгресс запретил США помогать «асадовской» Сирии
09:23 СК попросил перевести Малобродского под домашний арест
09:21 Российская ПВО защитила Хмеймим от неизвестных «малоразмерных целей»
09:20 Дефицит бюджета ПФР удвоится
09:14 В Москве на время ЧМ-2018 ограничат продажу алкоголя
24.04 21:06 Марк Фейгин лишен статуса адвоката
24.04 20:57 Макрон поддержал Трампа в разработке нового соглашения по Ирану
24.04 20:31 Власти Москвы предложили Навальному альтернативу Тверской
24.04 20:15 Трамп стряхнул с Макрона перхоть в знак «особых отношений»
24.04 20:02 Минтруд предложил упрощенное ведение трудовых книжек
24.04 19:54 Лидер оппозиции Армении выразил готовность стать премьером
24.04 19:47 En+ сменила топ-менеджеров
24.04 19:32 Amazon начал доставлять посылки в припаркованные автомобили
24.04 19:30 РКН отверг связь нового приказа о блокировках с Telegram
24.04 19:12 ВВС Ирака нанесли удар по ИГ в Сирии
24.04 19:08 Трамп отметил «открытое и честное» поведение Ким Чен Ына
24.04 18:53 ФАС предложила предустанавливать на смартфоны российские приложения
24.04 18:35 РКН пожаловался в органы на DDoS-атаки
24.04 18:29 МЭР объявило о росте зарплат в медицине и образовании на 25%
24.04 18:25 Врезавшегося в толпу водителя из Торонто обвинили в убийстве 10 человек
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.