Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 февраля 2017, понедельник, 23:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 августа 2012, 15:31

Московский транспортный конфликт

Транспортная система не находится в состоянии полного бесконфликтного благоденствия ни в одном крупном городе мира. Даже в самых богатых и успешных из них с той или иной частотой наблюдаются заторы на дорогах и давки в общественном транспорте.

Многие развитые страны мира проблему «столкновения городов и автомобилей»[1] успешно решают. Это стало возможно только в результате переосмысления роли личного и общественного транспорта и осознания не только профессионалами-транспортниками, но и политическими лидерами того факта, что использование автомобилей в городе, при всей своей индивидуальной и общественной полезности, сопряжено с гораздо более высокими индивидуальными и экологическими издержками, чем поездки на общественном транспорте. Так, во Франции и Германии приоритет в движении целиком отдан автобусам и троллейбусам. Полосы для общественного транспорта, к тому же отделенные бетонными барьерами, в Париже вынудили многих автомобилистов пересесть на автобусы и метро. А в Берлине пользоваться подземкой не брезгуют даже бизнесмены и высокопоставленные чиновники.

Задачей московской администрации с недавнего времени также является решение наболевшего вопроса борьбы с пробками посредством популяризации общественного транспорта.

В течение прошлого года Москва на европейский манер изрисовала дорожное полотно разметкой, гордо украшенной большой буквой А, в рамках программы по реконструкции «вылетных» магистралей выделяется в общей сложности более 460 километров полос для автобусов - экспрессов и полуэкспрессов.

Однако ставшие визитной карточкой российской столицы пробки на дорогах никуда не делись, а московские автомобилисты по-прежнему предпочитают добираться до работы на личном автомобиле. И дело тут не только в том, что подвижной состав общественного транспорта некомфортный, маршруты составлены неудобно, расписания часто не соблюдаются (во многом способствуют задержкам турникеты, расположенные в салонах).

Для достижения цели оптимального перераспределения пассажиров между личным и общественным транспортом должны быть осуществлены основные меры транспортной политики по двум возможным направлениям, желательно координированным образом:

1. Содействие использованию общественного транспорта.

  • введение системы скоростных трамваев, легкого метро,

  • увеличение комфортности общественного транспорта (климат-контроль, WI-FI),

  • увеличение скорости обслуживания пассажиров имеющимися системами (выделение автобусных полос, введение новой системы валидаторов, позволяющих быстрее осуществлять посадку и высадку пассажиров, сокращение интервалов движения подвижного состава),

  • снижение цен на проезд, организация единого билета,

  • строительство новых станций и линий метро.

2. Дестимулирование поездок на личных автомобилях:

  • повышение стоимости использования личных автомобилей (тарифы за парковку, за въезд в центральные и культурно-исторические части города, налоги на бензин, на покупку автомобилей),

  • передача полос движения автомобилей общественному транспорту,

  • сокращение количества парковочных мест в центрах городов.

В совокупности указанные меры будут способствовать увеличению как пассажиропотока на общественном транспорте, так и средней скорости перемещения людей по городу (вследствие того, что на дорогах станет свободнее).

К сожалению, власти Москвы ведут иррациональную политику, одновременно стимулируя использование как общественного, так и личного транспорта. С одной стороны, увеличивается пропускная способность магистралей Москвы как за счет реконструкции и расширения существующих трасс, так и строительства новых дорог-дублеров; ведется реконструкция и строительство параллельных линиям общественного транспорта участков автомобильных дорог. С другой – предпринимаются меры по стимулированию использования общественного транспорта – строятся новые станции метрополитена, выделяются линии для проезда автобусов и троллейбусов.

Поясню еще один момент: между конверсией полосы движения – предоставлением ее в пользу общественного транспорта (таким образом, пропускная способность дороги для личных автомобилей сокращается) и созданием дополнительной полосы движения (строительство дополнительных полос для общественного транспорта без сокращения полос движения для личного автотранспорта) существует огромная разница. Метод «конверсии полосы движения» улучшает условия движения общественного транспорта и сдерживает использование личных автомобилей. Метод «создания дополнительной полосы движения» поощряет интерес автовладельцев.

Другими словами, инвестиции направляются в две конкурирующие транспортные инфраструктуры. Этот факт подтверждается и распределением бюджетных затрат: 59,49 % - в развитие автомобильных дорог, УДС и парковочного пространства против 38,9 % - в  развитие общественного транспорта[2]. Таким образом,

несмотря на номинальные (политические) задачи реальный (инвестиционный) приоритет по-прежнему отдается дорожному строительству.

Для системного решения проблемы необходимо начинать сокращать автопользование посредством повышения стоимости использования личных автомобилей, ударно развивая общественный транспорт за счет конверсии полос движения, одновременно расширяя возможности пеших и велосипедных маршрутов. И самое главное необходимо укоренить в широкой общественности осознание того, что автовладелец находится на последнем месте в ряду претендентов на городское пространство, так как его поведение не просто наименее эффективно и наиболее затратно, но и прямо опасно, вредно и разрушительно для общества.

Уличная сеть должна принадлежать пешеходам, общественному транспорту, велосипедистам и городским мобильным службам. И только если на улице останется местополосам для автомобильного движения, при условии обязательной технически регулируемой и контролируемой ПДД обязанности уступать дорогу всем прочим участникам движения.

Конечно, ограничение движения транспортного потока с помощью специальных планировочных и инженерных решений всегда вызывает общественные дебаты. Группы, лоббирующие те или иные специальные интересы, а также некоторые масс-медиа выступают против любых ограничений интересов автовладельцев. Но здесь стоит оглянуться на лучший мировой опыт, в рамках которого общей чертой обустройства городских центров является четкая «антиавтомобильная» направленность.

Многие западные города сегодня начинают сокращать дорожную сеть, уничтожая в первую очередь транзитные эстакадные скоростные проезды: они уже осознали их губительность для городской среды. Проблема теперь в стоимости их разборки, поэтому возникают экзотические варианты использования - прогулочно-парковые пешеходные зоны, например, как в Сеуле, Нью-Йорке и Париже. В Париже сегодня снижают скорость проезда с помощью препятствий, системно сужают проезжую часть, главная автоэстакадная магистраль Жоржа Помпиду сужается на 25%, например, пешеходными делаются набережные. Зачем нам сегодня возводить то, что завтра придется мучительно разбирать?

Примеров решений по стимулированию развития общественного транспорта существует много. Развитие метрополитена - не единственный выход, так как в метро образуются свои "пробки" на сегодняшний день 41% линий - 125 км - перегружены в 1,1-1,3 раза, условия перевозки пассажиров в часы «пик» достигают 6,0 чел./кв. м при норме 4,5 чел./кв. м. В особенности это касается центральных узловых станций, пересечений радиальных и кольцевых станций, а также станций метро при московских авто- и железнодорожных вокзалах, обслуживающих максимальные пассажиропотоки и не имеющих резерва для увеличения провозной  способности. Результатом строительства новых конечных станций метро будут дополнительные десятки  тысяч пассажиров.

Метро непременно должно функционировать в контексте с другими рельсовыми системами: пригородно-городским железнодорожным сообщением и современными трамвайными линиями. По сравнению с метрополитеном, трамвай перевозит ненамного меньше пассажиров (20-30 тысяч в час, против 60-70 на метрополитене). Однако стоимость строительства новых линий примерно в 4 раза ниже, чем для новых линий метро, а комфорт, надёжность и скорость[3] сообщения - почти на уровне метрополитена.

Одним из удачных примеров можно считать реанимацию московской окружной железной дороги, ранее используемой для грузоперевозок. Власти Москвы рассчитывают увеличить пассажирские перевозки железнодорожным транспортом внутри города к 2016 году в полтора раза.

Одновременно

стоит задуматься над оптимизацией пассажирского и автомобильного трафиков за счет факторов размещения рабочих мест и резидентного поведения домохозяйств.

Согласно данным известного российского урбаниста А.И. Стрельникова, 38% всех рабочих мест, имеющихся в московской агломерации, сосредоточено в центральном пятачке, занимающем всего 6,5% номинальной городской территории. Эта невероятная концентрация рабочих мест вызывает мощнейшие маятниковые потоки (в центр – утром, из центра – вечером). Резидентная мобильность, то есть частота смены места жительства, происходящая обычно в связи со сменой места работы, способствует снижению дальности поездок горожан, суммарной транспортной работы, выполняемой в городе, а значит, и снижению пассажирского и автомобильного трафиков.

***

Конечно, проблема большого притока людей в Москву – это проблема всей России, каждого региона, независимо от его расположения. Все рвутся работать в столицу, потому что только она дает много возможностей заработать любому гражданину. И транспортные проблемы должны сподвигнуть наших управленцев начать-таки развивать регионы не только в их пользу, но и на пользу столице. Тогда проблемы передвижения жителей Москвы в пределах своего города существенно уменьшатся сами про себе.

Примечания

[1] Вучик Вукан Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А.Калинина; под науч. ред. М. Блинкина. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. -  576 с. [2]Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.» [3]Скорость сообщения на трамвае: 25-35 км/ч, на метрополитене: 35-45 км/ч

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:07 Николай Караченцов попал в аварию в Подмосковье
20:47 Издательство «Просвещение» решило выйти на IPO
20:28 Минстрой решил изменить законодательство ради сноса пятиэтажек в Москве
20:08 Минздрав подготовил проект закона о лишении прав за препятствие скорой
20:00 Голодец рассказала о неправильной форме классов в российских школах
19:47 19-летнему саратовцу вынесли приговор за комментарии о «ватниках»
19:36 Регионы отчитались о наличии лекарств для ВИЧ-положительных
19:32 Буш-младший рассказал о попытках убедить Путина в важности независимых СМИ
19:18 Патриарху предложили создать согласительную комиссию по Исаакию
19:05 Трамп нарастит военный бюджет США на 54 млрд долларов
18:48 Операторы связи могут получить налоговые льготы из-за «пакета Яровой»
18:45 Минпромторг призвал продавать алкоголь по водительским правам
18:30 Дворкович поддержал главу «Почты России» в вопросе о премиях
18:29 Сбербанк заявил о проблемах с платежами
18:06 Экс-сенатор получил срок за хищение миллиарда
18:06 МТС предложит абонентам бесплатный трафик за показ рекламы
17:52 Коммунальщики объяснили разгром мемориала Немцову
17:35 «Яндекс. Новости» включены в реестр новостных агрегаторов
17:16 Глава ЦИК предложила передвинуть единый день голосования на октябрь
17:02 Медведев рассказал о желании недругов ставить России палки в колеса
16:41 Кремль предложил направить жалобы на разгром мемориала Немцова столичным властям
16:39 Путин наградил президента Таджикистана орденом
16:36 В Египте археологи нашли следы пятилетнего ребенка
16:26 В Кремле пообещали обсудить предложение по отмене «статьи Дадина»
16:18 В ЛНР решили сделать рубль основной денежной единицей
16:01 В Кремле разъяснили поручение бизнесу мониторить проблемы регионов
15:50 Минфин пообещал не ограничивать расчеты наличными до 2019 года
15:42 В Кремле отреагировали на ультиматум ДНР и ЛНР Украине
15:31 Россия усилит контроль над белорусским сыром
15:16 Источник связал дело полковника Захарченко с электрокомпанией Олимпиады-2014
14:59 Медведев заявил об отсутствии безработицы в РФ
14:36 Донецкий металлургический завод остановлен из-за вызванной блокадой нехватки сырья
14:33 Федерация хоккея с мячом отменила итоги матча с 20 автоголами
14:27 Скончался создатель передач «Жди меня» и «Последний герой»
14:06 Страны ЕС вводят безвизовый режим с Грузией‍
13:53 Суд вновь отказал Олегу Навальному в УДО
13:51 На НПЗ в Хабаровске сообщили о попытке поджога с дельтаплана
13:48 Власти Москвы разобрали мемориал Немцова в годовщину его убийства
13:44 В Самарской области задержан готовивший теракт сторонник ИГ
13:26 Москалькова предложила отменить статью УК о нарушениях на митингах
13:09 Сына Иванова представили на пост главы «Алросы»
13:01 Бывший и. о. главы МЭР ушел из правительства
12:57 Сеул назвал организаторами убийства Ким Чен Нама два министерства КНДР
12:43 Глава МИД Венгрии посетовал на неэффективность санкций против России
12:27 Подтвердилась отставка президента «Алросы» Андрея Жаркова
12:26 За счет декриминализации УК преступность в России снизилась на 10%
12:18 На Корсике найдено святилище Митры
12:11 Силуанов пообещал первый выпуск ОФЗ для населения уже в апреле
12:01 Аудитор премии «Оскар» извинился за путаницу на церемонии
11:59 В правительстве России отметили разногласия с Белоруссией по газу
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.